Автор: Каримова Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №91"
Населённый пункт: Город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Вопросы воспитания
Раздел: дошкольное образование
Вопросы воспитания
На что следует обратить внимание родителям в этом возрасте:
импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»),
чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, настойчивая болтовня;
нарушение сна, страхи, навязчивые движения, кривляния, боязнь новых вещей, чужих
людей, возникающих впервые ситуаций, трудность общения с незнакомыми
сверстниками, взрослыми.
Получить профессиональные рекомендации, советы и ответы на эти вопросы это одно из
важных требований ФГОС ДО.
Попытаемся ответить на некоторые, возникающие в процессе воспитания вопросы.
Как помощь ребенку
Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения.
Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают
желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и
отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок
становится легкой добычей для забияк.
Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления
недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более
решительными.
Как сблизиться с ребенком
Эмоциональное воспитание ребенка — дело непростое. Многим взрослым сложно самим
говорить об эмоциях. А ведь задача родителей — научить этому детей. Есть простой
способ, который подходит абсолютно всем, — это чтение книг.
Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального
воспитания. Книги помогают детям узнавать новые слова для разговора о чувствах, в них
содержится множество примеров того, как разные люди справляются с порывами гнева,
печали, страха.
Решаем детские проблемы
Очень часто взрослым кажется, что детские проблемы — сущие пустяки, на которые не
стоит обращать внимание. Например, кто-то обозвал малыша или ребенок волнуется
перед первым выступлением с докладом. Вам кажется, что это не повод для переживания,
и вы попросту игнорируете детскую проблему. И зря, в итоге малыш остается наедине с
собой и замыкается в себе.
Чтобы этого не произошло, старайтесь проявлять больше сочувствия. Если вам сложно
это сделать — попробуйте представить похожую ситуацию во взрослом мире. Вспомните,
как обычно приходится понервничать перед первым днем на новой работе или как обидно
бывает услышать насмешку в свой адрес со стороны коллег.
Не критикуем
Многие родители, сами того не осознавая, постепенно разрушают самооценку своих
детей. Они делают им ненужные замечания, одергивают, подшучивают или вмешиваются
и исправляют, когда ребенок что-то делает и у него не получается с первой попытки.
Часто родители навешивают ярлыки на своих детей: «неряха», «неумеха», «вредина». Все
это пагубно влияет на ребенка.
Поэтому, если вам свойственно такое поведение, в следующий раз прежде чем что-то
сказать или сделать, помните, что ваши слова обращены к маленькому ранимому
человеку. Старайтесь меньше критиковать малыша, использовать в общении с ним
сарказм. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день
говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. Придираясь к
детям, вы постепенно утрачиваете их доверие, а значит и близость с ними.
Интересуйтесь делами ребенка
Когда расспрашиваете ребенка о том, что он делает, вы показываете уважение к нему и
его работе. А также узнаете все самое главное. Кроме того, ребенок приучится думать о
том, что он делает. Задавайте открытые вопросы. Спросите, например: «Можешь
рассказать мне о своем рисунке?»
Такие вопросы могут вызвать новый творческий процесс. Если ребенок ответит: «Это
человек», вы сможете предложить варианты, которые помогут ему уточнить свою идею.
Например, спросить, ребенок это или взрослый, мальчик или девочка, сколько лет этому
человеку, о чем он думает. Что с ним случилось перед тем, как его нарисовали? Что будет
дальше? И так далее. Таким образом вы стимулируете воображение своего ребенка.
Воспитание – это и мастерство, и искусство, оно не просто содержит как творческий,
импровизационный компоненты – эти компоненты взаимосвязаны, взаимно определяют
друг друга.
Издавна отмечалось: потенциал воспитания огромен, но в реальности его возможности
ограничены. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание может многое, но не все». Главное