Напоминание

Здоровый человек - здоровое общество!


Автор: Филькова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Азаровский детский дом имени Попова В. Т."
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Программа
Тема: Здоровый человек - здоровое общество!
Раздел: среднее образование





Назад





Государственное учреждение

ГКУ« Азаровский детский дом

имени Попова В.Т.»

« Здоровье – это вершина, которую должен

каждый покорить сам».

( восточная мудрость)

Мини программа

По здоровому образу жизни

«
Здоровый человек- здоровое общество
»

Составитель:

Филькова Л.Н.




Пояснительная записка

«Формирование здорового образа жизни у воспитанников»
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представления воспитанников о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических исследованиях.
Здоровье
- понятие, включающее в себя много факторов, не учитывать которые нельзя. В большинстве случаев мы теряем здоровье по своей вине. Но откуда знать, например, школьнику все закоулки своего организма? Как сохранить здоровье, используя при этом доступные. каждому простые, надежные и проверенные на практике знания? На эти вопросы в полной мере может ответить
валеология
- наука о здоровье здоровых людей. Название ее произошло от латинского
«валео»
- здравствовать, быть здоровым. Человеческий организм, будучи по своей природе многоклеточным образованием, зависит от факторов внешней и внутренней среды. Живой организм обладает биологически, генетически запрограммированным ответом на различные влияния среды, но естественно, у него нет генетически обусловленного ответа - на действие табака, алкоголя, гиподинамию, жирную пищу, токсические и наркотические вещества и т.п. И только хорошее здоровье, высокий уровень адаптации, совершенство физиологических функций позволяет человеку не только выдержать современный темп жизни, но и сохранить здоровье. Вместе с тем становится все более очевидным, что усилиями только медиков, ориентированными лишь на лечение, не удастся справиться с обвалом патологии, обрушившимся на нынешнее поколение, - необходимы другие, принципиально новые подходы. Это новое должно проистекать из 'необходимости приобщить самого человека к заботе о своем здоровье, сделать его заинтересованным и активно борющимся за него. Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Но чтобы эти знания давали результат необходимо приложить много усилий, устранить целый ряд негативных обстоятельств, в частности, еще пока не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у
человека стойкой мотивации на здоровье. Природа создала человека с неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимосвязью, способностью к адаптации и компенсации. Однако реализация возможностей, заложенных в человеке, во многом зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек и умения разумно распорядиться на благо себе, своей семьи и государства потенциальными возможностями здоровья, данными природой. Это путь создания системы здорового образа жизни. Говоря о нем, необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, способствуют не здоровому образу жизни, а быстрому расходу всех возможностей человека, преждевременному старению и проявлению необратимых заболеваний. Было бы ошибкой думать о всесильности медицины, если люди на протяжении многих лет расшвыривают свое здоровье направо и налево и, достигнув предела этого безрассудного мотовства, требуют чуда. Но, ни один врач не может сделать для человека того, что сам человек может и должен сделать для себя сам. Никто лучше него самого не сможет постоянно поддерживать свой организм в хорошем состоянии. Каждый человек может и должен быть хозяином своего здоровья. И если здоровье пошатнулось, то, как правило, причина кроется в том, что человек нарушил законы, которые ему предписывает природа.


Актуальность.

Привычка к здоровому образу жизни
— это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей разного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому воспитательное учреждение призвано с раннего возраста заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в образовательном учреждении на ранней стадии развития воспитаннику должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить воспитанника самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья воспитанников —
одна из

главных

стратегических

задач

развития

страны.
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

1.Закон РФ «Об образовании»;

2.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

3.Указами

Президента

России

«О

неотложных

мерах

по

обеспечению

здоровья населения Российской Федерации»;

4.«Об

утверждении

основных

направлений

государственной

социальной

политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Дети в детский дом попадают из неблагоприятных семей, где здоровью детей не уделялось никакого внимания. Дети приходят к нам с « букетом» болезней. У многих скалиотическая осанка, заболевание лёгких, плоскостопие и много других заболеваний, с которыми приходится бороться воспитателям, медицинским работникам и всему персоналу детского дома.
В.А.Сухомлинский

писал:

«Я

не

боюсь

еще

и

еще

повторить:

забота

о

здоровье - это важнейший труд воспитателей
. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Задача педагогов
— научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Цель программы:
Сохранение физического и психического здоровья воспитанников, профилактика, формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:

-
Формирование представления и потребности в здоровом образе жизни. - Развитие умения навыков оздоровления своего организма, личной гигиены. - Создание условия для закаливания. - Научить воспитанников обращаться с опасными для здоровья веществами; - Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; - Формирование у воспитанников интереса к занятиям спортом. -Применять нестандартные методы оздоровления воспитанников.

Возраст детей, участвующих в организации мини программы. Сроки

реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года (2014-2016год). Программа ориентирована на все возрастные группы воспитанников, коллектив педагогов и воспитателей государственного образовательного учреждения ГКОУ« Азаровский детский дом- школа имени Попова В.Т.». В нашей 8 семье воспитанники разного возраста: 7-10лет (3 человека), 11-15лет (7 человек), 15-17лет (2 человека). Основными исполнителями мероприятий мини программы являются педагоги, воспитанники и воспитатели.
Принципы создания программы

1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей; - адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному; - частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность:
- учет особенностей мышления.

4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:


- учет возрастных особенностей; - создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым воспитанником.
Методы реализации программы


Практические

Словесные

Наглядные
Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание воспитанника в детском доме. Беседы Организация выставок, конкурсов Чтение художественной литературы Сбор фотоматериалов Заучивание стихотворений Рассматривание иллюстраций Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья воспитанника. Дидактические игры Аудиовизуальная техника Сюжетно-ролевые игры Информационно- агитационные стенды. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность Подвижные игры. Театрализованная деятельность. Развлечения. Закаливание по схеме. Моделирование ситуаций Личный пример Создание центра Правил дорожного движения для использования полученных знаний в игровой деятельности



Список литературы:

1.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.
2.
Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Кумарин Ю.Ф. Педагогика физической культуры. – СПб., 1999
3.
Ботагариев Т. Физическое здоровье нации закладывается сегодня // Мысль. 1999. - NQ2. - с.29-30.
4.
Здоровье народа - богатство страны. - М., 1989. - 160с.
5.
Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4–6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21–25.
6.
Ботагариев Т. Физическое здоровье нации закладывается сегодня // Мысль. 1999. - NQ2. - с.29-30.
7.
Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – М., 2002.
8.
Здоровье народа - богатство страны. - М., 1989. - 160с.
9.
Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы/Под ред. В.Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 1999.
10.
Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-11 классов школ, гимназий, лицеев: Нетрадиционные методы индивидуального оздоровления на уроках. - Казань, 2003.
11.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для школьников – М.: Сфера, 2003
12.
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – Сфера, 2003.

Учебный план


Раздел Всего часов (101) 1 год (38) часов 2 год (30) часов 3 год ( 33) часов 1 «Давайте познакомимся» 35 13 10 12 2 «Помоги себе сам» 40 16 12 12 3 «Мы за ЗОШ» 26 9 8 9
Учебно-тематическое планирование

1 блок «Давайте познакомимся»
35 часов 1 Беседа « Личная Гигиена» 1 2 Диалог" Как сохранить силу и красоту» 1 3 Беседа «Глаза — главные помощники человека» 1 4 Урок здоровья «Друзья Вода и Мыло» 1 5 Беседа «Познакомьтесь с Гигиеной» 1 6 Беседа « Зачем человеку кожа» 1 7 Игра-практикум «Мышцы, кости и суставы» 1 8 Встреча со специалистом «Питание и здоровье» 1 9 Рассуждение " Какое питание необходимо моему организму» 1 10 Беседа — диалог «Наша книга о здоровье» 1 11 «Что мы знаем о курении» ( тест) 1 12 Практикум «Здоровые зубы» 1 13 Составление кроссворда «Травы для фиточая» 1 14 Встреча со специалистами «Что такое физическая 1
зависимость от наркотиков?» 15 Беседа «Зачем надо заниматься физкультурой?» 1 16 Диалог «Зачем режим дня ?» 1 17 Целевая прогулка-сбор лекарственных цветов и листьев (засушить) 1 18 Развивающая игра «Хочу всё знать» 1 19 Беседа «отравление газом и дымом» (опасные ситуации) 1 20 Игра-практикум «Режим в жизни каждому необходим» 1 21 Конкурс «Наша лучшая комната» 1 22 Интегрированное мероприятие-практикум «Уход за одеждой и обувью» 1 23 Игра-викторина «Чтобы не чихать и не кашлять» 1 24 Беседа «Почему мы болеем» 1 25 Беседа- практикум «Ядовитые грибы и ягоды» 1 26 Спортивное мероприятие «Кто быстрее» 1 27 Диалог-беседа «Здоровье и эмоциональное благополучие» 1 28 Практикум «Первая помощь при обмороке» 1 29 Беседа «Язык — орган слуха»( видеофильм) 1 30 Практикум. Интегрированное мероприятие со специалистом «Здоровые зубы» 1 31 Беседа «Волосы и уход за ними» 1 32 Беседа «Наши глаза и мир» 1 33 Практикум «Как я реагирую» ( понятие о нервах) 1 34 Диалог «Причины потребления наркотиков?» 1 35 Беседа «Что мы знаем о здоровье?» 1 «Как мы спим, видим, чувствуем?» «Кто быстрее моет руки?» «Зачем надо заниматься физической культурой?» «Болезни. Отчего они бывают?» «Волосы и уход за ними» «Гигиена зрения» Беседа «Моё здоровье и одежда»
2 блок «Помоги себе сам»
40
часов 1 Беседа «Осанка-стройная спина» 1 2 Интегрированное мероприятие- практикум «Чистота — залог здоровья» 1 3 Практикум «Дыхательная гимнастика» 1 4 Беседа. Встреча со специалистом. «Болезни грязных рук» 1 5 Практикум «Гимнастика для глаз» 1 6 Практическое занятие «Обучение игре в настольный теннис» 1 7 Игра «Путешествие по рекам с живой водой» 1 8 «Нос — Орган обоняния» (беседа , видеофильм) 1 9 Встреча со специалистом «Стресс и здоровье» 1 10 Соревнования «В здоровом теле — здоровый дух» 1 11 Экскурсия в аптеку ( польза лекарств) 1 12 Диалог — беседа «Пожар? Что делать?» 1 13 Беседа- практикум «Парад вредных привычек» 1 14 Урок чистоты « Порядок в доме не только для красоты, но и для здоровья» 1 15 Практикум «Животные в доме хорошо или плохо?» 1 16 Игра «Советы доктора Воды» 1 17 Встреча со специалистом «Способы преодоления стрессов» 1 18 Практикум «Вкусный пирог» 1 19 Спортивное соревнование «Быстрые коньки» 1 20 Конкурс рисунков «Выбираю здоровый образ жизни» 1 21 Практикум «Очки и глаза. Я могу сберечь глаза» ( гимнастика) 1 22 Беседа «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» ( ситуации) 1 23 Беседа-практикум «Фиточай- полезен?» ( история происхождения) 1 24 Встреча со специалистом( диетсестрой) «Здоровое питание» 1 25 Диалог-беседа «Курильщик- сам себе вредитель?» 1 26 Практикум «Составление дерева здоровья» 1
27 Развивающее занятие « Здоровые зубы - здоровый желудок» 1 28 Занятие-практикум «Как уберечься от ожогов и обморожения?» 1 29 Урок здоровья «Гигиена и её значение для здоровья?» 1 30 Проблемные ситуации «Предупреждение травматизма» 1 31 Практикум «Безопасное поведение на дороге и на природе» 1 32 Игра-практикум «В страну Здоровье на улицу Питания» 1 33 Дискуссия «Как стать неболейкой?» 1 34 Встреча со специалистом «Наши лёгкие» 1 35 Тренинг «Расти здоровьем» ( влияние физической культуры на здоровье) 1 36 Занятие-практикум «Как уберечься от падений и ушибов» 1 37 Встреча с диетсестрой «Влияние здоровой пищи на организм человека» 1 38 Интегрированное мероприятие «Правда о наркотиках» 1 39 Беседа-диалог «Что значит быть здоровым?» 1 40 Практическое занятие «Приготовление салатов и бутербродов» 1 «Знакомство с русскими народными играми» Сочинение «Моё здоровье зависит от меня» «Поможет ли спорт избавиться от вредных привычек?» «Инфекция: причины, профилактика» «Зачем людям вино, табак?»
3 блок « Мы за ЗОШ»
26 часов 1 Диалог-беседа « Здоровый человек- здоровое общество» 1 2 Игра-соревнование «Веселые старты» 1 3 Встреча со специалистом «Правильное питание- залог здоровья!» 1 4 Спортивная игра «Пионербол» 1 5 Деловая игра «Посеешь привычку - пожнешь характер» 1 6 Встреча со спортсменами «Трус не играет в футбол» 1 7 Беседа-практикум «Здоровье в порядке-спасибо зарядке» 1
8 Встреча со специалистом « ЛФК» 1 9 Практикум «Первая помощь при кровотечении» 1 10 Дискуссия «Вредные привычки или подражание старшим?» 1 11 Практическое занятие «Обучение игре в настольный теннис» 1 12 Лыжня здоровья «Катание на лыжах и санках» 1 13 Беседа «Не только одежда красит человека» 1 14 Спортивное мероприятие «Все на лыжню» 1 15 Профилактическое занятие «Вред табачного дыма» 1 16 Урок здоровья с Айболитом «Что полезно для сердца?» 1 17 Час вопросов и ответов «Наркотики - болезнь века» 1 18 Практическое занятие «Приготовление фиточая» (польза для здоровья) 1 19 Экскурсия в центр здорового образа жизни 1 20 Развивающее занятие «Привычка и воля» 1 21 Беседа - диалог «Безопасность - одно из слагаемых твоего здоровья» (ситуации) 1 22 Подвижные игры - это здорово 1 23 Практикум «Нет - вредным привычкам» 1 24 Игра-КВН «Здоровый образ жизни» 1 25 Практическое занятие «Нужный бадминтон» (профилактика для глаз) 1 26 Игра-практикум «Кто аккуратен, то людям приятен» 1 27 Интегрированное мероприятие «Когда и как говорить «НЕТ»? 1 28 Диалог-беседа «Давление среды» (наркотики, алкоголь, сигареты) 1 29 Практическое занятие «Я здоров поэтому...» 1 30 Фотоконкурс «Я хочу быть здоровым» (газета ЗОШ) 1
Содержание : Страница 1 Пояснительная записка 3-5 2 Цель. Задачи программы 6 3Принципы создания программы 7 4 Методы реализации программы 8 5 Структура занятий 9-10 6 Учебный план 11-15 7 Список литературы 16


В раздел образования