Автор: Филькова Людмила Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ "Азаровский детский дом имени Попова В. Т." Населённый пункт: город Калуга Наименование материала: Программа Тема: Здоровый человек - здоровое общество! Раздел: среднее образование
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников»
Программа
направлена
на
воспитание
основ
культуры
здоровья
и
безопасности,
формирование
представления
воспитанников
о
себе
и
о
здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается
на
физиологических,
психолого-педагогических
исследованиях.
Здоровье - понятие, включающее в себя много факторов, не учитывать которые
нельзя. В большинстве случаев мы теряем здоровье по своей вине. Но откуда
знать, например, школьнику все закоулки своего организма? Как сохранить
здоровье,
используя
при
этом
доступные.
каждому
простые,
надежные
и
проверенные
на
практике
знания?
На
эти
вопросы
в
полной
мере
может
ответить валеология -
наука
о
здоровье
здоровых
людей.
Название
ее
произошло от латинского «валео» - здравствовать, быть здоровым.
Человеческий
организм,
будучи
по
своей
природе
многоклеточным
образованием,
зависит
от
факторов
внешней
и
внутренней
среды.
Живой
организм обладает биологически, генетически запрограммированным ответом
на
различные
влияния
среды,
но
естественно,
у
него
нет
генетически
обусловленного ответа - на действие табака, алкоголя, гиподинамию, жирную
пищу, токсические и наркотические вещества и т.п.
И только хорошее здоровье, высокий уровень адаптации, совершенство
физиологических
функций
позволяет
человеку
не
только
выдержать
современный темп жизни, но и сохранить здоровье.
Вместе с тем становится все более очевидным, что усилиями только медиков,
ориентированными
лишь
на
лечение,
не
удастся
справиться
с
обвалом
патологии,
обрушившимся
на
нынешнее
поколение,
-
необходимы
другие,
принципиально
новые
подходы.
Это
новое
должно
проистекать
из
'необходимости
приобщить
самого
человека
к
заботе
о
своем
здоровье,
сделать его заинтересованным и активно борющимся за него.
Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что
надо делать для его поддержания и достижения. Но чтобы эти знания давали
результат
необходимо
приложить
много
усилий,
устранить
целый
ряд
негативных
обстоятельств,
в
частности,
еще
пока
не
существует
последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет,
следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у
человека стойкой мотивации на здоровье.
Природа создала человека с неисчерпаемыми резервами прочности и
надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем,
их взаимосвязью, способностью к адаптации и компенсации.
Однако реализация возможностей, заложенных в человеке, во многом
зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек и умения
разумно
распорядиться
на
благо
себе,
своей
семьи
и
государства
потенциальными возможностями здоровья, данными природой.
Это путь создания системы здорового образа жизни.
Говоря о нем, необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек
начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться
в течение всей жизни, способствуют не здоровому образу жизни, а быстрому
расходу
всех
возможностей
человека,
преждевременному
старению
и
проявлению необратимых заболеваний.
Было
бы
ошибкой
думать
о
всесильности
медицины,
если
люди
на
протяжении многих лет расшвыривают свое здоровье направо и налево и,
достигнув предела этого безрассудного мотовства, требуют чуда.
Но, ни один врач не может сделать для человека того, что сам человек может
и должен сделать для себя сам.
Никто лучше него самого не сможет постоянно поддерживать свой организм
в хорошем состоянии. Каждый человек может и должен быть хозяином своего
здоровья.
И если здоровье пошатнулось, то, как правило, причина кроется в том, что
человек нарушил законы, которые ему предписывает природа.
Актуальность.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно
важная
привычка;
она
аккумулирует
в
себе
результат
использования
имеющихся средств физического воспитания детей разного возраста в целях
решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому воспитательное учреждение призвано с раннего возраста заложить
основы
здорового
образа
жизни,
используя
различные
формы
работы.
И
именно
в
образовательном
учреждении
на
ранней
стадии
развития
воспитаннику
должны
помочь,
как
можно
раньше
понять
непреходящую
ценность
здоровья,
осознать
цель
его
жизни,
побудить
воспитанника
самостоятельно
и
активно
формировать,
сохранять
и
приумножать
свое
здоровье.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья воспитанников — одна из
главных
стратегических
задач
развития
страны.
Она
регламентируется
и
обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное
состояние
общества,
высочайшие
темпы
его
развития
представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Значение культа здоровья значительно возрастает.
Дети в детский дом попадают из неблагоприятных семей, где здоровью детей
не уделялось никакого внимания. Дети приходят к нам с « букетом» болезней. У
многих
скалиотическая
осанка,
заболевание
лёгких,
плоскостопие
и
много
других
заболеваний,
с
которыми
приходится
бороться
воспитателям,
медицинским работникам и всему персоналу детского дома.
В.А.Сухомлинский
писал:
«Я
не
боюсь
еще
и
еще
повторить:
забота
о
здоровье - это важнейший труд воспитателей . От жизнерадостности, бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение,
умственное
развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем
мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой,
умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых
высот.
Цель программы:
Сохранение
физического
и
психического
здоровья
воспитанников,
профилактика,
формирование
понимания
значимости
здоровья
для
собственного самоутверждения.
Задачи:
- Формирование представления и потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие умения навыков оздоровления своего организма, личной гигиены.
- Создание условия для закаливания.
- Научить воспитанников обращаться с опасными для здоровья веществами;
- Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к
здоровью окружающих;
- Формирование у воспитанников интереса к занятиям спортом.
-Применять нестандартные методы оздоровления воспитанников.
Возраст детей, участвующих в организации мини программы. Сроки
реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года (2014-2016год). Программа ориентирована
на все возрастные группы воспитанников, коллектив педагогов и воспитателей
государственного образовательного учреждения
ГКОУ« Азаровский детский
дом- школа имени Попова В.Т.».
В нашей 8 семье воспитанники разного возраста: 7-10лет (3 человека), 11-15лет
(7 человек), 15-17лет (2 человека).
Основными исполнителями мероприятий мини программы являются педагоги,
воспитанники и воспитатели.
Принципы создания программы
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность:
- учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
-
интеграция программы в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового
образа жизни каждым воспитанником.
Методы реализации программы
Практические
Словесные
Наглядные
Создание здоровье
сберегающей и
развивающей среды,
обеспечивающей
комфортное пребывание
воспитанника в детском
доме.
Беседы
Организация выставок,
конкурсов
Чтение художественной
литературы
Сбор фотоматериалов
Заучивание
стихотворений
Рассматривание
иллюстраций
Демонстрация разных
ситуаций, несущих
опасность для здоровья
воспитанника.
Дидактические игры
Аудиовизуальная
техника
Сюжетно-ролевые игры
Информационно-
агитационные стенды.
Организация режима
двигательной
активности,
обеспечивающего
нормальную
жизнедеятельность
Подвижные игры.
Театрализованная
деятельность.
Развлечения.
Закаливание по схеме.
Моделирование
ситуаций
Личный пример
Создание центра Правил
дорожного движения для
использования
полученных знаний в
игровой деятельности
Список литературы:
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.
2. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Кумарин Ю.Ф. Педагогика физической
культуры. – СПб., 1999
3. Ботагариев Т. Физическое здоровье нации закладывается сегодня // Мысль.
1999. - NQ2. - с.29-30.
4. Здоровье народа - богатство страны. - М., 1989. - 160с.
5. Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты
и координации движений у детей 4–6 лет // Теория и практика физической
культуры, 1986, № 10, c. 21–25.
6. Ботагариев Т. Физическое здоровье нации закладывается сегодня // Мысль.
1999. - NQ2. - с.29-30.
7. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование. – М., 2002.
8. Здоровье народа - богатство страны. - М., 1989. - 160с.
9. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей
начальной школы/Под ред. В.Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 1999.
10. Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-11 классов школ, гимназий,
лицеев: Нетрадиционные методы индивидуального оздоровления на уроках. -
Казань, 2003.
11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для школьников –
М.: Сфера, 2003
12. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – Сфера,
2003.
Учебный план
№
Раздел
Всего часов
(101)
1 год (38)
часов
2 год (30)
часов
3 год ( 33)
часов
1
«Давайте
познакомимся»
35
13
10
12
2
«Помоги себе сам»
40
16
12
12
3
«Мы за ЗОШ»
26
9
8
9
Учебно-тематическое планирование
№
1 блок «Давайте познакомимся»
35
часов
1
Беседа « Личная Гигиена»
1
2
Диалог" Как сохранить силу и красоту»
1
3
Беседа «Глаза — главные помощники человека»
1
4
Урок здоровья «Друзья Вода и Мыло»
1
5
Беседа «Познакомьтесь с Гигиеной»
1
6
Беседа « Зачем человеку кожа»
1
7
Игра-практикум «Мышцы, кости и суставы»
1
8
Встреча со специалистом «Питание и здоровье»
1
9
Рассуждение " Какое питание необходимо моему организму»
1
10
Беседа — диалог «Наша книга о здоровье»
1
11
«Что мы знаем о курении» ( тест)
1
12
Практикум «Здоровые зубы»
1
13
Составление кроссворда «Травы для фиточая»
1
14
Встреча со специалистами «Что такое физическая
1
зависимость от наркотиков?»
15
Беседа «Зачем надо заниматься физкультурой?»
1
16
Диалог «Зачем режим дня ?»
1
17
Целевая прогулка-сбор лекарственных цветов и листьев
(засушить)
1
18
Развивающая игра «Хочу всё знать»
1
19
Беседа «отравление газом и дымом» (опасные ситуации)
1
20
Игра-практикум «Режим в жизни каждому необходим»
1
21
Конкурс «Наша лучшая комната»
1
22
Интегрированное мероприятие-практикум «Уход за одеждой
и обувью»
1
23
Игра-викторина «Чтобы не чихать и не кашлять»
1
24
Беседа «Почему мы болеем»
1
25
Беседа- практикум «Ядовитые грибы и ягоды»
1
26
Спортивное мероприятие «Кто быстрее»
1
27
Диалог-беседа «Здоровье и эмоциональное благополучие»
1
28
Практикум «Первая помощь при обмороке»
1
29
Беседа «Язык — орган слуха»( видеофильм)
1
30
Практикум. Интегрированное мероприятие со специалистом
«Здоровые зубы»
1
31
Беседа «Волосы и уход за ними»
1
32
Беседа «Наши глаза и мир»
1
33
Практикум «Как я реагирую» ( понятие о нервах)
1
34
Диалог «Причины потребления наркотиков?»
1
35
Беседа «Что мы знаем о здоровье?»
1
«Как мы спим, видим, чувствуем?»
«Кто быстрее моет руки?»
«Зачем надо заниматься физической культурой?»
«Болезни. Отчего они бывают?»
«Волосы и уход за ними»
«Гигиена зрения»
Беседа «Моё здоровье и одежда»
2 блок «Помоги себе сам»
40
часов
1
Беседа «Осанка-стройная спина»
1
2
Интегрированное мероприятие- практикум «Чистота — залог
здоровья»
1
3
Практикум «Дыхательная гимнастика»
1
4
Беседа. Встреча со специалистом. «Болезни грязных рук»
1
5
Практикум «Гимнастика для глаз»
1
6
Практическое занятие «Обучение игре в настольный теннис»
1
7
Игра «Путешествие по рекам с живой водой»
1
8
«Нос — Орган обоняния» (беседа , видеофильм)
1
9
Встреча со специалистом «Стресс и здоровье»
1
10
Соревнования «В здоровом теле — здоровый дух»
1
11
Экскурсия в аптеку ( польза лекарств)
1
12
Диалог — беседа «Пожар? Что делать?»
1
13
Беседа- практикум «Парад вредных привычек»
1
14
Урок чистоты « Порядок в доме не только для красоты, но и
для здоровья»
1
15
Практикум «Животные в доме хорошо или плохо?»
1
16
Игра «Советы доктора Воды»
1
17
Встреча со специалистом «Способы преодоления стрессов»
1
18
Практикум «Вкусный пирог»
1
19
Спортивное соревнование «Быстрые коньки»
1
20
Конкурс рисунков «Выбираю здоровый образ жизни»
1
21
Практикум «Очки и глаза. Я могу сберечь глаза»
( гимнастика)
1
22
Беседа «Насильственные действия незнакомого взрослого на
улице» ( ситуации)
1
23
Беседа-практикум «Фиточай- полезен?» ( история
происхождения)
1
24
Встреча со специалистом( диетсестрой) «Здоровое питание»
1
25
Диалог-беседа «Курильщик- сам себе вредитель?»
1
26
Практикум «Составление дерева здоровья»
1
27
Развивающее занятие « Здоровые зубы - здоровый желудок»
1
28
Занятие-практикум
«Как
уберечься
от
ожогов
и
обморожения?»
1
29
Урок здоровья «Гигиена и её значение для здоровья?»
1
30
Проблемные ситуации «Предупреждение травматизма»
1
31
Практикум «Безопасное поведение на дороге и на природе»
1
32
Игра-практикум «В страну Здоровье на улицу Питания»
1
33
Дискуссия «Как стать неболейкой?»
1
34
Встреча со специалистом «Наши лёгкие»
1
35
Тренинг «Расти здоровьем» ( влияние физической культуры
на здоровье)
1
36
Занятие-практикум «Как уберечься от падений и ушибов»
1
37
Встреча с диетсестрой «Влияние здоровой пищи на организм
человека»
1
38
Интегрированное мероприятие «Правда о наркотиках»
1
39
Беседа-диалог «Что значит быть здоровым?»
1
40
Практическое занятие «Приготовление салатов и
бутербродов»
1
«Знакомство с русскими народными играми»
Сочинение «Моё здоровье зависит от меня»
«Поможет ли спорт избавиться от вредных привычек?»
«Инфекция: причины, профилактика»
«Зачем людям вино, табак?»
3 блок « Мы за ЗОШ»
26
часов
1
Диалог-беседа « Здоровый человек- здоровое общество»
1
2
Игра-соревнование «Веселые старты»
1
3
Встреча со специалистом «Правильное питание- залог
здоровья!»
1
4
Спортивная игра «Пионербол»
1
5
Деловая игра «Посеешь привычку - пожнешь характер»
1
6
Встреча со спортсменами «Трус не играет в футбол»
1
7
Беседа-практикум «Здоровье в порядке-спасибо зарядке»
1
8
Встреча со специалистом « ЛФК»
1
9
Практикум «Первая помощь при кровотечении»
1
10
Дискуссия «Вредные привычки или подражание старшим?»
1
11
Практическое занятие «Обучение игре в настольный теннис»
1
12
Лыжня здоровья «Катание на лыжах и санках»
1
13
Беседа «Не только одежда красит человека»
1
14
Спортивное мероприятие «Все на лыжню»
1
15
Профилактическое занятие «Вред табачного дыма»
1
16
Урок здоровья с Айболитом «Что полезно для сердца?»
1
17
Час вопросов и ответов «Наркотики - болезнь века»
1
18
Практическое занятие «Приготовление фиточая» (польза для
здоровья)
1
19
Экскурсия в центр здорового образа жизни
1
20
Развивающее занятие «Привычка и воля»
1
21
Беседа - диалог «Безопасность - одно из слагаемых твоего
здоровья» (ситуации)
1
22
Подвижные игры - это здорово
1
23
Практикум «Нет - вредным привычкам»
1
24
Игра-КВН «Здоровый образ жизни»
1
25
Практическое занятие «Нужный бадминтон» (профилактика
для глаз)
1
26
Игра-практикум «Кто аккуратен, то людям приятен»
1
27
Интегрированное мероприятие «Когда и как говорить «НЕТ»?
1
28
Диалог-беседа «Давление среды» (наркотики, алкоголь,
сигареты)
1
29
Практическое занятие «Я здоров поэтому...»
1
30
Фотоконкурс «Я хочу быть здоровым» (газета ЗОШ)
1
Содержание :
Страница
1 Пояснительная записка 3-5
2 Цель. Задачи программы 6
3Принципы создания программы 7
4 Методы реализации программы 8
5 Структура занятий 9-10
6 Учебный план 11-15
7 Список литературы 16