Автор: Калиманова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "Детский сад № 193"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: " Что и как читать детям"
Раздел: дошкольное образование
Что и как читать детям
Художественная
литература
-
это
универсальный
образовательный
инструмент, который выталкивает ребенка за пределы непосредственного
восприятия, погружает его в возможные миры с широким спектром моделей
человеческого поведения и ориентирует их, обеспечивая тем самым богатую
языковую среду. Литературные тексты позволяют вам эмоционально,
интуитивно,
но
запечатлевать
целостную
картину
мира.
По
словам
известного литературного критика Ю. М. Лотмана, литературные тексты
содержат столько информации о мире, сколько не может предоставить
реальный ограниченный временем и пространством опыт. Что получает
ребенок, когда его родители читают ему? По крайней мере, при совместном
чтении есть четыре преимущества. Во-первых, когда вы читаете ему, ваш
ребенок фантазирует, создавая видимый сказочный мир, в котором живут
герои книги для него. Между тем, развитие воображения - самый важный
шаг на пути становления творческим человеком. Если вы не можете читать
часто, то вам может помочь кассета со звуковыми записями сказок, историй и
игр. Во-вторых, когда вы читаете, вы учите своего ребенка слушать.
Слушайте долго и не перебивайте читателя. Слушай внимательно и
вдумчиво. В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время со своим сыном
или дочерью, которые затем вернутся к вам. У вас и вашего ребенка есть
общие интересы и общее дело. В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка
развивается звуковая память, он начинает хорошо запоминать. Гуляя с
ребенком, возвращаясь из детского сада, выполняя домашние задания,
родители имеют большие возможности подготовить ребенка к новой книге
или рассказать о том, что уже прочитано. Чтение тогда становится желанным
и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: ребенок всегда будет
спокойно читать от 15 до 20 минут. В этом режиме необходимо выделить
определенное время, чтобы ребенок настроился на восприятие книги.
Создайте кружок чтения для каждого периода развития ребенка, выберите
книги,
которые
наполнят
его
рост
открытиями
и
радостными
переживаниями. Круг чтения должен включать произведения разных типов и
жанров: стихи, рассказы, сказки и юмористические произведения. В старшем
дошкольном возрасте, когнитивные книги должны быть предпочтительными.
Выбирая книги для своего ребенка, следите за его развитием и помните, что
все индивидуально. Дошкольник - не читатель, а слушатель книг, и благодаря
так называемому громкому чтению он попадает в прекрасный литературный
мир. Обучайте детей вдумчивому подходу к книге, и что это означает, ясно
из слов великого К. Ушинского: «Надо учить детей ... внимательно слушать,
а затем учить и передавать то, что они слышат». Чтение должно происходить
в непринужденной обстановке, когда ребенок ничем не отвлекается и к нему
относятся другие. Читайте детям медленно, старайтесь передать музыку
ритмичной речи. Помните, что ребенок не может быть пассивным
слушателем, поэтому вы должны активировать его или ее внимание при
чтении. Пусть ребенок повторяет слова после вас, отвечает на вопросы,
рассматривает иллюстрацию. Рекомендуется читать с детьми большие
литературные формы - сказочные и реалистические романы автора, а также
сюжетные циклы с одним персонажем. Большие истории обычно не
используются в детских садах. Однако это большие повествовательные
тексты, которые создают возможные миры с целостной цепочкой событий,
которые происходят с признаками, причинно-следственными связями,
зависимостью поведения персонажей от меняющейся среды и внутренними
психологическими
мотивами.
Такие
сложные
повествовательные
последовательности позволяют ребенку обнаруживать широкий спектр
возможных моделей поведения и опыта в различных изменяющихся
обстоятельствах, чтобы овладеть ценностными установками, принятыми в
человеческом обществе. Интересы старших дошкольников сосредоточены
именно на этих продолжающихся историях персонажей, то есть на
литературных
текстах
великих
форм.
Именно
они
становятся
привлекательными для ребенка благодаря растущей способности понимать
мир и объединять отдельные идеи о нем в целостную картину. Практикуйте
такие чтения, когда ребенок может войти в свой мир, когда он влюбится в
героев. Читайте вслух детям не только все дошкольное детство, но даже если
он станет школьником, выбирайте книги для того, с чем он не справится
самостоятельно. Рекомендательный список для чтения детям 5 - 6 лет
Художественные тексты для длительного чтения А. Пушкин. Сказка о царе
Салтане… ; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. П. Ершов. Конек-
горбунок. С. Аксаков. Аленький цветочек. В. Гауф. Маленький Мук. Карлик
Нос. Г. Х. Андерсен. Снежная королева. Русские богатыри: былины
(обработка для детей И. Карнауховой) А. Толстой. Золотой ключик, или
Приключения Буратино. А. Милн. Винни-Пух и все-все-все. Т. Янссон.
Шляпа волшебника. Волшебная зима. Н. Носов. Приключения Незнайки и
его друзей. Дж. Родари. Приключения Чиполлино. К. Чуковский (по X.
Лофтингу). Доктор Айболит. Ю. Дружков. Приключения Карандаша и
Самоделкина. Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Крокодил Гена и его
друзья. Гарантийные человечки. А. Волков. Волшебник Изумрудного города.
Г. Остер. Остров Эскадо. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. П. Трэверс. Мэри
Поппинс. Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы. В. Бианки. Мышонок
Пик. Синичкин календарь. А. Секора. Муравьи не сдаются. В. Бонзелъс.
Пчела Майя и ее приключения. Р. Киплинг. РикКи-Тикки-Тави. А. Чехов.
Каштанка. Д. Биссет. Забытый день рождения (сказки в пересказе Н.
Шерешевской). Г. Остер. Сказочные рассказы: Привет мартышке. Зарядка
для хвоста. Великое закрытие. И др. (Цикл рассказов о мартышке, слоненке,
удаве и попугае.) И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква. А. Ю. Дружков.
Волшебная школа. Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена: Часть 1
(Конь на крыше. Удивительная охота. Куропатки на шомполе. Бешеная шуба.
Восьминогий заяц. И другие истории.) Б. Житков. Что я видел. Н. Забила.
Катруся уже большая. Н. Носов. Дружок. Фантазеры. Мишкина каша.
Огородники. Автомобиль. В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и
светится». Красный шарик в синем небе. Друг детства. Шляпа гроссмейстера.
Тайное становится явным. Что любит Мишка. Что я люблю. И др. Б.
Емельянов. Дед Макабка. Рассказы о маме. С. Баруздин. Рави и Шаши. Ю.
Коваль. Алый. А. Гайдар. Чук и Гек. М. Зощенко. Леля и Минька (цикл
рассказов). А. Линдгрен. Приключения Эмиля из Лённеберги. С. Маршак.
Веселое путешествие от «А»
до «Я».
Художественные
тексты для
непродолжительного чтения Сказки разных народов (по выбору, в том числе:
Русские сказки (в обработке русских писателей): Иван-царевич и Серый
волк. Царевна-лягушка. По щучьему веленью. Финист - ясный сокол. Поди
туда - не знаю куда, принеси то — не знаю что. Морской царь и Василиса
Премудрая. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Марья-Моревна.
Сивка-бурка.
Никита-Кожемяка.
Иван-крестьянский
сын
и
чудо-юдо.
Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм): Бременские музыканты.
Снегурочка. Сказка о рыбаке и его жене. Король-Дроздовик. Госпожа
Метелица. Храбрый портняжка. Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка. Юный
великан. Белоснежка и Алоцветик. Верные звери. Г. Х. Андерсен. Новое
платье короля. Стойкий оловянный солдатик. Свинопас. Елка. Старый
уличный фонарь. История года. Ш. Перро. Кот в сапогах. Спящая красавица.
Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Как было написано первое
письмо. Как была придумана азбука (Как появился алфавит.) Откуда взялись
броненосцы. Краб, который играл с морем. Сказка о Старике Кенгуру. В.
Одоевский. Городок в табакерке. Д. Нагишкин. Айога. П. Бажов. Серебряное
копытце. Огневушка-поскакушка. С. Маршак. Двенадцать месяцев. А.
Гайдар. Сказка о военной тайне о Мальчише-Кибальчише и его твердом
слове. К. Паустовский. Теплый хлеб. И. Соколов-Микитов. Листопадничек.
В. Бианки. Сказки: Сова. Чей нос лучше. Как Муравьишка домой спешил.
Мастера без топора. Хвосты. Терентий-Тетерев. Н. Павлова. Находка. В
живой комнате. Как облачко. Травка Пупавка. Желтый, белый, лиловый. Под
кустом. Дж. Родари. Почему? Отчего? Зачем? К. Ушинский. Дети в роще. Л.
Толстой. Птичка. Корова. Филипок. Пожар. Котенок. Лев и собачка.
Черепаха. К. Паустовский. Квакша. Кот-ворюга. Растрепанный воробей. А.
Гайдар. Поход. Совесть. Н. Носов. На горке. Ступеньки. Живая шляпа.
Карасик. Про репку. Огурцы. Про Гену. Саша. И я помогаю. Шурик у
дедушки. Л. Письменная. Верный. Веснушка. В. Бианки. Плавунчик.
Снежная
книга.
Снегирушка-милушка.
Музыкальная
канарейка.
М.
Пришвин.
Лисичкин
хлеб.
Изобретатель.
Ребята
и
утята.
Ярик.
Предательская колбаса. Первая стойка. Пиковая Дама. Лесной доктор. Этажи
леса. Зверь бурундук. Лесной хозяин. Как поссорились кошка с собакой. Г.
Снегирев. Бобровая хатка. Бобровый сторож. Бобренок. Верблюжья варежка.
Морская свинка. Маленькое чудовище. Осьминог. Обитаемый остров. Рачок-
мореход. Как воробей на Камчатке побывал. Е. Чарушин. Хитрая мама
Свинья. Страшный рассказ. Захочешь есть - говорить научишься. Птичье
озеро. Б. Емельянов. Сапоги-собаки. Кот-пожарный. Кот и собака. Васька. Г.
Скребицкий. В зимнюю стужу. Н. Сладкое. Птенцы-хитрецы. Э. Сетон-
Томпсон. Чинк. Считалки, скороговорки, загадки, прибаутки и небылицы (из
сборников русского и зарубежно го фольклора). Сказки в стихах (по
фольклорным мотивам) В. Жуковский. Кот в сапогах. Спящая царевна. А.
Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. И др. Тематические подборки стихов для
детей: (о природных стихийных силах и их использовании человеком, о
разных животных и растениях, о сезонах и ландшафтах, о рукотворных
вещах и их истории, об этапах взросления и профессиях человека, о
разнообразных коллизиях детской жизни, о качествах человека, про
являющихся в обыденных и чрезвычайных обстоятельствах, и т. п.) К.
Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, Г, Сапгир, С. Михалков, Я.
Аким, Л. Квит ко, И. Токмакова, С. Баруздин, Г. Остер, В. Маяковский, Саша
Черный, Ю. Тувим, Дж. Родари и др. (авторские и тематические сборники).
Стихи-перевертыши Э. Лир, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, Ю. Влади миров, А.
Введенский, Э. Успенский, Г. Остер, Я. Бжехва и др. Лирические стихи В.
Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Плещеев, А.
Майков, Н. Некрасов, А. Блок, С. Есенин, И. Бунин и др. (авторские и
тематические сборники)
Подготовила воспитатель
Калиманова О.А.