Автор: Алина Захировна Турлакова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Школа развития №24"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Занятие по обучению грамоте
Тема: Знакомство со звуком В, ВЬ. Буквой В.
Раздел: дошкольное образование
Знакомство со звуком В, ВЬ. Буквой В.
Образовательные цели:
познакомить с буквой В и тем, что она может обозначать звуки «В»,
«ВЬ»;
продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с
использованием ударения;
закреплять
умение
выкладывать
предложение
с
применением
пройденных правил;
учить называть слова определенной звуковой структуры.
Воспитательные
задачи:
Формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки,
буквы В и в.
Раздаточный материал:
красные, синие, зеленые, черные
фишки на
подносе, буквы В и в, игра «Послушный ветер»
Ход занятия:
I.
Организационный момент.
Дети встали в круг:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг
Вместе за руки возьмемся
И друг дугу улыбнемся
К нам сегодня в гости пришли мальчик и девочка. Их зовут Вова и Вика.
(Презентация).
Они хотят с Вами немножко поиграть.
- Вы хотите с ними поиграть? (Хотим)
Вот ребята вам первая игра. «Послушный ветерок» (Игра парами).
Вам понравилась игра? Молодцы!
II.
Работа с ударением.
Еще Вова и Вика приготовили Вам карточки, в которых вам надо
проставить ударение в словах. Для этого вам нужно присесть за столы.
(Дети садятся, выполняют задания). Затем предложить зачитать слова в
соответствии с проставленным ударением.
Диван, шарик, малыш, домик, рынок, банан, лимон, садик.
III.
Звуковой анализ слово «ВОВА» и «ВИКА»
- На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
-Каким цветом в звуковом анализе мы обозначаем гласные звуки?
(красным)
- Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Зеленым)
- Какие вы знаете звуки? Назовите их.
(Схема презентация)
Вова и Вика вам предлагают продолжить знакомство со звуками.
- Как зовут мальчика? (Вова)
- Какой первый звук в слове Вова? (В)
- Какой он? (Твердый, согласный)
- Как зовут девочку? (Вика)
- Какой первый звук в слове? (Вь)
- Какой он? (Мягкий, согласный)
- С какими первыми звуками мы сегодня познакомились? (В,Вь)
Давайте составим звуковую модель слов «Вова» и «Вика»
Артему дать схему
IV. Физминутка (Проводит Ульяна)
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся,
Два- нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
V. Игра «Назови слова»
Вова и вика несли картинки и рассыпали, их давайте, поможем их собрать.
Для Вовы вам нужно подобрать слова со звуком (В), а для Вики со звуком
(Вь).
Слова для Вовы: Ведро, вагон, варежка, ванна.
Слова для Вики: Вилка, вишня, веер, виноград.
VI. Работа с предложением.
Дети
садятся,
воспитатель
предлагает
по
мнемотаблице
отгадать
предложение, которые задумали Вова и Вика.
Ветер воет.
Какие гласные звуки в слове воет? (о,э).
Какие согласные в слове воет? (в,й,т)
Какие гласные звуки в слове ветер? (э,э)
Какие согласные? (вь,ть,р)
Какие звуки обозначены фишками «В», «Вь»? Воспитатель показывает буквы
(ВЭ). В,в.
VII. Знакомство с буквой В
Для обозначения звуков В и Вь, на письме служит буква «Вэ» (показ
презентации).
У буквы Вэ ну прямо смехота.
На удивление два живота. (дети повторяют)
Предложить выложить букву из фасоли (для Артема дать карточку В, он
будет выкладывать по контуру).
Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте.
Тема занятия: Знакомство со звуком В, ВЬ. Буквой В.
Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с перспективным
планом и на основании Л.Е. Журовой «Обучение грамоте детей дошкольного
возраста».
На занятии была поставлена следующая цель:
Образовательные задачи.
познакомить с буквой В и тем, что она может обозначать звуки «В»,
«ВЬ»;
продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с
использованием ударения;
закреплять
умение
выкладывать
предложение
с
применением
пройденных правил;
учить называть слова определенной звуковой структуры.
Развивающие
задачи.
Развитие
фонематических
представлений,
зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с
движением, развитие мелкой моторики пальцев.
Воспитательные задачи. Формирование навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Я ставила для себя цель «Показать возможности использования
интерактивной
доски»
для
проведения
открытого
занятия.
Поэтому
постаралась задействовать ИД для решения задач НОД.
Для решения задач я использовала следующие методические приемы:
• Словесный (вопросы, объяснение, беседа).
• Наглядный (картинки, ИКТ,
наблюдение).
• Игровой («Послушный ветерок»).
Организованная образовательная деятельность включала интеграцию
следующих
образовательных
областей:
социально-коммуникативное,
физическое, речевое развитие, чтение художественной литературы.
«Речевое развитие»: учились сливать звуки, подбирали слова с
заданным звуком и.т.д.
«Социально-коммуникативное развитие»: дети участвовали в общей
беседе, слушали, старались не перебивать своего сверстника, обращались за
помощью, выражали доброжелательность, сопереживали.
«Физическое развитие»: в целях здоровья сбережения мною была
организована физкультминутка, также я постоянно следила за посадкой
детей, их осанкой.
Виды детской деятельности:
Игровая
Двигательная
Коммуникативная.
Я использовала индивидуальную, фронтальную форму организации
детей.
Занятие проводилось в соответствии с сеткой занятий. Длительность
занятия соответствовала установленным нормам.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому
в основной части предложила детям следующие игры: «Назови слова»,
«Ребусы». Дети показали умения слышать, узнавать изучаемый звук Н в ряду
других звуков. Была проведена работа с букварем, дети успешно находили и
называли заданный звук в начале слова, также подбирали слова с изучаемым
звуком. В заключительной части дети показали, что усвоили новый материал
хорошо, быстро и правильно отвечали на поставленные вопросы.
Я старалась подать материал интересно, доступно и понятно.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей:
добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала
условия для диалога с детьми и т.д.
Так же я обращала внимание на
особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру,
чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных.
Если
возникала
необходимость,
оказывала
помощь
детям
при
выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие
вопросы.
В процессе занятия дети были активны, отвечали на вопросы, у них
сохранялся интерес к новому материалу, они были внимательны и отвечали
на вопросы.
ВЫВОДЫ: — Я считаю, что мне удалось полностью реализовать
поставленные задачи. Занятие было результативным.
Выбранные методы
обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на
достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные
знания. В целом занятие прошло хорошо.