Автор: Коллегова Евгения Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 56
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль инфинитивных предложений в стихотворениях Е. Евтушенко и Б. Пастернака
Раздел: среднее образование
Роль инфинитивных предложений в стихотворениях
Е. Евтушенко, Б. Пастернака.
Русский язык обладает всеми средствами
для выражения самых тонких
ощущений и оттенков мысли.
В. Г. Короленко
Стихотворение Евгения Евтушенко «Сойти на тихой станции Зима» предстает как
внутренний монолог лирического героя с малой родиной, особым местом, с ее особым обликом,
но это только предполагаемая встреча, желание. Инфинитивные односоставные предложения с
семантикой желательного действия: «сойти, всматриваться, хрустеть», с самого начала
стихотворения говорят о невозможности события. Переосмысливая
жизненный опыт,
лирический герой хочет погрузиться во времена детства. Оно яркое, насыщенно действиями,
незабываемыми впечатлениями, но, увы, невозвратное. И опять это выражается инфинитивными
предложениями:
«поднять,
зажать,
мчать,
бродить».
Инфинитивными
предложениями:
«бродить. по рощам, проходить брусничными местами», рисуется многообразие незабываемых
картин природы. И так на протяжении всего стихотворения выражается невозможность
осуществления желаемых действий. Думаю, что используя инфинитивные предложения, поэт
передает внутреннюю неуютность, грустные переживания, то состояние, в котором он пребывает
сейчас. Невозможность вернуться в прошлое связано с реальностью. Заканчивается стихотво-
рение двумя двусоставными придаточными предложениями, в которых кон-статируется факт -
оценка сделанного: «как мало в жизни сделал» и ощущение в себе сил на будущее «как много в
жизни сделать я смогу». И эта уверенность, сила, энергия как раз оттуда - из прошлого, из
малого.
Другое настроение передают инфинитивные предложения в стихотворении Б. Пастернака
«Достать чернил и плакать!» Они характеризуются законченностью действия. Насыщенные
эмоциями, инфинитивные предложения с оттенками побуждения «достать, плакать, писать,
перенестись» пере-дают внутренний порыв к творчеству, к восторгу, ощущая приближение
весны. А это обновляющая жизнь. И даже глагол «плакать» не омрачает настроения, потому что
плакать от восторга, от радости, переполняющей душу, что «слагаются стихи навзрыд».
Благодаря таким предложениям,
настроение стихотворения позитивное,
эмоциональное,
жизнерадостное.
Таким образом, сравнивая два стихотворения, в которых используются инфинитивные
односоставные предложения, можно сделать вывод, что они более выразительны, чем их
синонимичные варианты, передают различные оттенки действий, рисуют образную картину
состояния героя, передают емкость содержания поэтических текстов.
* * *
Сойти на тихой станции Зима.
Еще в вагоне всматриваться издали,
открыв окно,
в знакомые мне исстари
с наличниками древними дома.
И, соскочив с подножки на ходу,
по насыпи хрустеть нагретым шлаком,
где станционник возится со шлангом,
на все лады ругая духоту,
где утки прячут головы в ручей,
где петухи трубят зарю с насеста,
где выложены звезды
у разъезда
из белых и из красных кирпичей.
Идти по пыльным доскам тротуара,
где над крыльцом райкомовским часы.
где за оградой старого базара,
шуршат овсы и звякают весы.
где туеса из крашеной коры,
с брусникой влажной на прилавках низких,
где масла ярко- желтые шары
в наполненных водой цветастых мисках…
Увидеть те же птичьи гнезда в нише
у так знакомых выцветших ворот,
и тот же дом -
не выше и не ниже,-
и досками заплатанный заплот,
и тот же прислоненный к печке веник,
и «гриб» все в той же банке на окне,
и ту же щель в расшатанных ступенях,
где шампиньоны в темной глубине…
Поднять, как встарь, какую- нибудь гайку,
зажать ее в счастливом кулаке
и мчать по склону, осыпая гальку,
к туманами окутанной Оке,
и сарану ища, бродить по рощице
тропой, заросшей гущею хвоща,
и помогать веснушчатой паромщице,
с оттяжкой
трос лоснящийся
таща.
Старинный мед оценивать по качеству
на пасеке, стоящей над прудом,
и на телеге
медленно
покачиваться,
коня лениво трогая прутом.
И проходить брусничными местами
с мальчишеской ватагой гулевой
и с удочками слушать под мостами,
как поезда гремят над головой.
Смеясь -
в траву, стянуть рубашку с тела,
припасть к воде на горном берегу
и вдруг понять, как мало в жизни сделал,
как много в жизни сделать я могу.
1953
***
Краткая справка об инфинитивных односоставных предложениях
Инфинитивными называются односоставные предложения, главный член которого выражен
инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие
возможное или невозможное, необходимое, неизбежное.
В инфинитивных предложениях не может быть безличного глагола или безлично-
предикативного слова, так как при их наличии инфинитив занимает зависимую позицию, являясь
примыкающей частью главного члена безличного предложения. Ср.: Мне хочется побывать в
Карпатах (безличное предложение, инфинитив зависит от глагола хочется); Побывать бы в
Карпатах! (инфинитивное предложение, инфинитив в независимой позиции).
Семантической
спецификой
инфинитивных
предложений
является
обозначение
ими
потенциального действия, т. е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно
или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно
и т. д.
Инфинитивные
предложения
имеют
различные
модальные
значения:
долженствование,
необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др.: Лицом к лицу лица
не увидать (С. Есенин); Откуда ж знать тебе о нем, что он мой лучший друг? (К. Симонов); Не
возвращаться же назад, когда она уже отшагала километров двадцать (В. Кетлинская); Тигренку
не стать козленком (Пословица); Как мне скрыть вас, стоны звонкие! (А. Ахматова). Не менее
распространено значение побуждения к действию, по-веление, приказание: Сейчас послать за
Шуйским! (А. Пушкин); Командиры взводов, построить расчеты (Ю. Бондарев); Держаться, не
поддаваться панике (В. Богомолов). Побуждение может быть адресовано и самому субъекту
речи: Завтра или, если позволят обстоятельства, сегодня ночью мы познакомимся с
командованием... А пока пойти выкупаться, смыть дорожную пыль и грязь, хотя уже тьма, хоть
глаз выколи (К. Паустовский).
Инфинитивные
предложения
с
вопросительной
частицей
ли
передают
нерешительное
предположение, сомнение: А что, не убраться ли мне? (А. Островский). Инфинитивные
предложения с частицей бы приобретают значение желательности: Вам бы здесь до осени
пожить (А. Чехов); Увидеть бы ее (И. Тургенев); Стать бы снова приморской девчонкой (А.
Ахматова). Частица бы нередко сочетается в инфинитивных предложениях с частицами только,
лишь, хоть, если и др. В таких предложениях значение желательности передается более мягко:
Только бы уснуть (А. Фет); .Хоть бы одним глазом на Москву взглянуть! (А. Чехов); Если бы
знать, если бы знать! (А. Чехов).
Однако не все грамматисты выделяют инфинитивные предложения в особый разряд
односоставных предложений, считая, что они могут быть включены в состав безличных
предложений с простым глагольным сказуемым.
Источник: Николай Владимирович Адамчик. Самый полный курс русского языка / Авт. Н.
В. Адамчик. — Минск: Харвест,2008. — 848 с.. 2008
*** Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Борис Пастернак (1912, 1928 г.)