Автор: Глушкова Анна Николаевна
Должность: магистрант Белгородского университета кооперации, экономики и права
Учебное заведение: Белгородский университет кооперации, экономики и права
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних гражданлибо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание
Тема: Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних гражданлибо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семьюна воспитание
Раздел: высшее образование
Глушкова А.Н.,
магистрант Белгородского университета
кооперации, экономики и права
Научный руководитель
Мадыгина О.А.,
кандидат юридических наук, доцент
Белгородского университета
кооперации, экономики и права
Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или
попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей,
оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
основные
методы
и
приемы,
используемые при подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами
или
попечителями
несовершеннолетних
граждан
либо
принять
детей,
оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание на примере
работы
школы
приемных
родителей
муниципального
образования
«Белгородский район» Белгородской области.
Ключевые слова: опека, попечительство, дети, оставшиеся без попечения
родителей, опекун, замещающая семья, школа приёмных родителей.
В настоящее время у большого количества семейных пар возникают
проблемы с рождением детей, многие из них полагают, что отсутствие детей
становится причиной осложняющихся семейных отношений (супруг не спешит
к семейному очагу, потому что в доме пусто и скучно без детей, ребенок
поможет вернуть в семью «загулявшего супруга»). Вариантом подобной
мотивации может быть желание угодить, исполнить желание, доставить
удовольствие супругу (супруге) или уступить ее (его просьбам). Сам же
человек не горит желанием заботиться о чужом ребенке.
Нередки случаи, когда собственные дети выросли, дом опустел, без детей
паре стало скучно и неинтересно жить (эффект опустевшего гнезда»). Этот
мотив
не
вызывает
сомнений,
если
между
супругами
сохранились
доброжелательные отношения и они чувствуют, что еще имеют силы,
возможности для того, чтобы заменить родителей осиротевшему ребенку.
Узнав, что многие несчастные дети нуждаются в семье, увидев
по телевизору приглянувшегося сироту, возникает жалость: лучше я его возьму
в семью, чем он будет жить в детском доме.
Человек чувствует себя некомфортно от того, что не может родить
ребенка, и в усыновлении, либо опеке видит способ стать таким как все,
избежать
упреков,
насмешек,
давления,
или
сочувствия
со
стороны
(родственников, знакомых).
Попытка найти замену умершему ребенку (попытка замены, эффект
внезапно опустевшего гнезда.
Это лишь некоторые мотивы, которыми можно руководствоваться при
желании принять в свою семью ребенка-сироту, либо ребенка, оставшегося без
попечения родителей.
Для того, чтобы принять официально ребенка в свою семью разработаны
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать
опекунами и попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей,
оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание, в иных
установленных семейным законодательством Российской Федерации формам,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423
(ред.
от
21.12.2018)
«Об
отдельных
вопросах
осуществления
опеки
и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», которые
упорядочивают данный процесс.
Опекунами
(попечителями)
детей
могут
назначаться
только:
-
совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста); - дееспособные лица
(отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина
недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса
Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина
в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской
Федерации). Не могут быть назначены опекунами (попечителями): - лица,
лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата
вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его
родительских прав (независимо от времени его вынесения); лица, больные
хроническим
алкоголизмом
или
наркоманией,
лица,
отстраненные
от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); бывшие усыновители,
если усыновление отменено по их вине; лица, имеющие или имевшие
судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию
(за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых
прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни
и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением
незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления),
половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи
и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности,
а также против общественной безопасности; лица, имеющие неснятую или
непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; лица,
не прошедшие подготовки приемных родителей (кроме близких родственников
ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями
и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые
являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были
отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
лица,
состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном
браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства,
в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами
указанного
государства
и
не
состоящих
в
браке;
лица,
страдающие
заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под
опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью
(медицинское
освидетельствование
лиц,
желающих
взять
под
опеку
(попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без
попечения родителей, проводится в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить
(удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в
приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117:
Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам
диспансерного наблюдения.
Инфекционные
заболевания
до
прекращения
диспансерного
наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
Злокачественные новообразования любой локализации III и IV
стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II
стадий до проведения радикального лечения.
Психические
расстройства
и
расстройства
поведения
до прекращения диспансерного наблюдения.
Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.
При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:
- нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если
поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя
назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);
- способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей
(под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует
понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять
положительным образом на развитие личности ребенка);
- отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к
ребенку
членов
семьи
опекуна
(попечителя)
(непременным
условием
успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от
вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей
семьи, в которой проживает ребенок);
- желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного
кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти
лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено,
в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).
Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего
подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или
попечителями перед всеми другими лицами.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за
исключением:
-
лиц,
признанных
судом
недееспособными
или
ограниченно
дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в
родительских правах;
-
лиц,
отстраненных
от
обязанностей
опекуна
(попечителя)
за
ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода,
обеспечивающего
усыновляемому
ребенку
прожиточный
минимум,
установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого
проживают усыновители (усыновитель);
- лиц, не имеющих постоянного места жительства; - лиц, имеющих или
имевших
судимость,
подвергающихся
или
подвергавшихся
уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении
которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления
против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за
исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и
оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности,
против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной
нравственности, а также против общественной безопасности;
-лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или
особо тяжкие преступления;
- лиц, не прошедших подготовки приемных родителей (кроме близких
родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись
усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц,
которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не
были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
- лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола,
признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством
государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся
гражданами указанного государства и не состоящих в браке; - лиц, которые по
состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка (медицинское
освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся
без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить
(удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в
приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117:
1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам
диспансерного наблюдения.
2.
Инфекционные
заболевания
до
прекращения
диспансерного
наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий,
а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до
проведения радикального лечения.
4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения
диспансерного наблюдения.
5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.
При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же
ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.
На первый взгляд может показаться, что требования, предъявляемые
к лицам, изъявившим желание взять ребенка на воспитание излишне
бюрократичны, но нельзя забывать о том, что став опекуном, попечителем или
усыновителем
чужого
ребенка
человек
берет
на
себя
огромную
ответственность.
Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным
страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм
за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность
к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем
достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так,
естественно,
начинает
сопротивляться,
зарождается
конфликт,
который,
из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка
из дома. Поэтому в период подготовки всей необходимой документации есть
время подумать, подготовиться и принять окончательное решение.
В
целях
оказания
помощи
потенциальным
родителям
разобраться
в своих чувствах и намерениях, подготовиться морально и практически
к приему ребенка в свою семью, получить системные знания, необходимые для
успешного и надежного создания новой семьи, управлением социальной
защиты населения администрации Белгородского района (далее – управление),
исполняющим функции органа опеки и попечительства на базе частное
учреждение «Разуменский дом детства» ежегодно, не менее 2 раз в год,
проводится подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской
Федерации в Школе замещающих родителей по подготовке и сопровождению
замещающих семей «Дорога к дому» (далее – ШПР).
В работе ШПР задействованы:
Специалисты отдела опеки и попечительства;
Специалисты по социальной работе;
Юрист;
Психологи
ОГБУ
«Белгородский
областной
ресурсно-
консультационный центр по работе с семьёй и детьми».
Анализ имеющихся замещающих семей показал, что большинство людей,
воспитывающих
приемных
детей,
не
имеют
специальных
знаний
(педагогических, психологических, медицинских и др.), признают наличие у
себя дефицита информации о юридических основах, особенностях развития
детей, оставшихся без попечения родителей, неумение выстраивать отношения
с новым членом семьи и социальным окружением.
Дети,
которые
приходят
в
замещающие
семьи,
имеют
проблемы
в развитии, образовании, состоянии здоровья, связанные с факторами потери
семьи и воспитанием ребенка в социальных и интернатных учреждениях.
Большинство
детей-сирот
не
имеют
положительного
опыта
семейного
воспитания.
Для успешного преодоления затруднений, с которыми сталкиваются
семьи, принявшие на воспитание ребенка данной категории, обеспечения его
нормальной адаптации и последующего успешного развития со всеми
присущими ему особенностями возникла необходимость специализированной
подготовки замещающих родителей.
Важным аспектом деятельности в подобном случае является психолого-
педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью.
Такая работа позволяет снизить риск возникновения проблем, связанных
с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения
с детьми, а также возврата детей из семьи, что само по себе, является
травмирующим обстоятельством для ребенка.
В ходе подготовки будущих родителей психологи проводят диагностику
психологической готовности выполнения родительских функций, которая
включает в себя выявление возможных патологизирующих черт характера,
способных негативно повлиять на развитие ребенка, а так же на диагностику
априорных установок и реакций потенциального родителя на воспитание.
В данных целях используется:
1)
Личностный опросник FPI направлен на исследование личностных
особенностей
испытуемого,
помогает
выявить
уровень
невротизации,
спонтанной и реактивной агрессивности, депрессивности, раздражительности,
уравновешенности и других личностных особенностей, существенно влияющих
на воспитательный процесс;
2)
Тест
восьми
влечений
Л.Сонди
–
проективная
методика,
направленная
на
исследование
личности
испытуемого,
применяется
по
необходимости для дополнительного изучения испытуемого в том случае, если
по шкале «Открытость» в предыдущей методике получены низкие или средние
показатели;
3)
Методика PARI – опросчик родительских установок и реакций –
позволяет исследовать априорные установки испытуемого на воспитание, его
отношение к семейной жизни;
4)
«Рисунок
семьи»
-
проективная
методика,
позволяющая
диагностировать
эмоциональный
компонент
в
семейных
и
детско
–
родительских отношениях.
Данный пакет диагностических методик позволяет обозначить те аспекты,
которые необходимо обратить внимание как специалисту психологу, так и
каждому
конкретному
участнику,
осуществляя
таким
образом
главные
принципы психологической работы: единство диагностики и коррекции
(развития) и индивидуальный подход.
Диагностика
осуществляется
в
добровольном
порядке
и
носит
рекомендательный характер. Следующим этапом является подписание со всеми
участниками курса двухстороннего договора, в котором исполнитель обязуется:
выделить
квалифицированных
специалистов
для
проведения
необходимого обслуживания;
приглашать по потребности для участия в проведении занятий
специалистов узкой направленности;
обеспечить
конфиденциальность
предоставляемой
Заказчиком
информации;
обеспечить нормативно- правовой документацией по запросу
слушателей;
заказчик обязуется:
в целях наиболее эффективного и оперативного сотрудничества
посещать все занятия;
в случае наличия уважительной причины своевременно сообщать о
невозможности присутствовать на занятии;
активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых согласно
заранее предложенному графику занятий;
предоставлять наиболее достоверные сведения о себе, в том числе
в ходе проведения психологических исследований.
В настоящее время функционирование школы осуществляется на основе
утвержденной программы подготовки граждан, выразивших желание стать
опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять
детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным законодательством Российской Федерации формах,
которая составлена специалистами центра на основе требований к содержанию
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей. Учебно –тематический график включает
в себя 12 тем:
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители –
в этот этап включена проведение с каждым из кандидатов в приемные родители
структурированного
интервью,
диагностических
мероприятий
в
целях
выяснения личностных особенностей и особенностей воспитательной позиции,
выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий
приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи, выявление слабых
и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка
как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей,
с которыми предстоит встретится в процессе воспитания приемного ребенка,
ответственности приемных родителей;
2.
Проблема
подбора
семьи
и
ребенка.
Потребности
развития
приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его
воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей – изучение
потребностей
развития
ребенка
и
понимание
приемными
родителями
необходимости
обеспечивать
их,
оценка
кандидатами
способности
к обеспечению потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи
и особенности семейной системы, а так же оценки кандидатами имеющихся
у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования
и возможности компенсации недостающих компетенций
3.
Особенности развития ребенка; - общая характеристика возрастных
периодов развития ребенка;
4.
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития
ребенка – виды жестокого обращения и их последствия для физического,
эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития
ребенка;
5.
Особенности
развития
ребенка,
оставшегося
без
попечения
родителей – последствия нарушения привязанности, особенности переживания
горя и потери, формирование личной и семейной идентичности;
6.
Представление о семье, как о развивающейся системе. Роль семьи
в обеспечении потребностей развития ребенка – родительское отношение
к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
7.
Адаптация ребенка и приемной семьи – этапы адаптационного
периода, чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы
преодоления
трудностей
адаптации.
Тайны
усыновления,
ее
реальные
и мнимые преимущества и сложности, способы, как сказать ребенку, что
он приемный;
8.
Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья
ребенка – создание безопасных условий для воспитания ребенка, способы
безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого
обращения с ним, предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком
в приемной семье, на улице и в общественных местах;
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка – возрастные
закономерности и особенности психосексуальнеого развития ребенка, разница
в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного
поведения;
10.
Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее
дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющим
услуги детям и семьям;
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве
детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семье граждан;
12.
Готовность кандидата. Проведение самоанализа и рефлектации.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные
родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью – обсуждение
результатов освоения курса, проведение самооценки кандидатов в приемные
родители и выявление готовности к приему ребенка на воспитание.
Согласно специально разработанной программе используются различные
формы работы:
лекции;
семинары;
практические занятия;
тренинги;
круглые столы;
дискуссы.
Психолого – педагогическая подготовка осуществляется в тренинговой
форме и используются следующие методы:
1.
Метод
мозгового
штурма
–
позволяет
вовлечь
участников
в
процесс
обучения,
привлечь
собственный жизненный
опыт каждого
из участников;
2.
Метод психодраммы (дублирование, обмен ролями, «зеркало»,
монолог, скульптура, ролевая игра) – позволяет активизировать психические
процессы участников, инсценирование личного опыта через проигрывание
ролей;
3.
Психогимнастика;
4.
Графические и проективные методы.
Каждое тренинговое занятие организовывалось по следующей структуре:
1.
Ритуал приветствия - позволяет включить каждого члена группы в
работу;
2.
Разминка – служит для активизации в процесс работы, в этот этап
занятия так же были включены упражнения на сплочение;
3.
Рефлексия прошлого занятия/ обсуждение домашнего задания –
является
одним
из
обязательных
компонентов
занятий,
т.к.
позволяет
активизировать опыт, полученный на предыдущем занятии и использовать его
в рамках последующего времени;
4.
Основные тематические упражнения – в этот блок включен краткий
теоретический обзор темы и упражнения, направленные на его закрепление и
проживание нового жизненного опыта;
5.
Домашнее
задание
–
включают
в
себя
ознакомление
с теоретическими основами, а так же письменные занятия, направленные на
самоанализ собственной личности и изменения своей воспитательной позиции
в процессе занятий;
6.
Обратная связь/ритуал прощания – анализ работы группы в рамках
занятия, эмоций участников в процессе работы, завершение.
Продолжительность каждого из занятий – 2,5 часа, периодичность –
3 раза в неделю. Для удобства каждому участнику выдается папка –
накопитель, в которую вкладываются все домашние задания и теоретические
материалы, после выпуска папки остаются у участников.
Специалисты помогают осознанно подойти к восприятию кандидатами
своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей
ребенку,
оставшемуся
без
попечения
родителей;
сформировать
четкие
представления об особенностях процессов адаптации, принятого в семью
ребенка, его развития и воспитания; создать психолого-педагогическую базу и
развить
практические
умения
взаимодействия
с
ребенком
в
семье.
Основной задачей нашей службы является профилактика повторных отказов
после
усыновления
и
полная
адаптация
приемной
семьи
к
ребенку
и приемного ребенка к семьи, дабы каждый нашел свою семью – родители –
своего ребенка и ребенок своих родителей.
За последние 5 лет ШПР было выпущено 175 человек (в том числе
семейные пары), которые усыновили 25 детей (13 семейных пар), 3 пары
готовятся к усыновлению, 6 пар выбрали форму семейного устройства – опека.
В ноябре-декабре 2021 года еще 29 человек пройдут обучение и смогут
подарить семейную любовь и ласку еще нескольким ребятам, оставшимся без
попечения родителей.
Список литературы:
1. Святкина Т.П. Понятие и особенности правового статуса детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей/Молодой ученый. - 2018.-№18. –
С. 266.
2. Правовые основы усыновления и создания замещающей семьи.
Памятка в помощь замещающим родителям по их правовому просвещению
– М.: АНОЦРСП, ООО «Вариант», 2009. – 160 с. 185.
3. Сухорукова К.Н. Защита имущественных прав несовершеннолетних
органами опеки и попечительства/ Молодой ученый.- №2.- 2019. - С. 156.
4.
Постановление
Правительства
РФ
от
29.03.2000
№275
(ред. от 22.08.2013г.) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление
(удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания
в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет
консульскими
учреждениями
РФ
детей,
являющихся
гражданами
РФ
и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».
5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008
№ 48-ФЗ.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994
№ 51-ФЗ.
8.
Постановление
Правительства
РФ
от
14.02.2013
№
117
«Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может
усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять
в приемную или патронатную семью».
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08. 2012 г. № 623
«Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой
подготовки на территории Российской Федерации».