Напоминание

Специфика работы воспитателя по укреплению дисциплины обучающихся в суворовском военном училище


Автор: Гималиев Рустем Камилевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Пермское суворовское военное училище"
Населённый пункт: пгт Звёздный
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика работы воспитателя по укреплению дисциплины обучающихся в суворовском военном училище
Раздел: среднее образование





Назад




Специфика работы воспитателя по укреплению дисциплины

обучающихся в суворовском военном училище

Суворовские военные училища представляют собой учреждения

закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища

обучающиеся

имеют

ограниченные

возможности

взаимодействия

с

социумом. Период обучения в училище (с 5 по 11 классы) приходится на

подростковые и юношеские годы жизни (так называемый переходный

возраст) воспитанников. Он характеризуется возникающим у человека

психологическим дискомфортом, вспышками раздражительности и агрессии,

а это приводит к конфликтам и нарушениям дисциплины.

Понятие «дисциплина» можно рассматривать как в широком смысле

(дисциплина – это порядок определённого поведения людей в соответствии

со сложившимися в обществе нормами морали и права, требованиям какой-

либо организации), так и в узком – в контексте воинской дисциплины (точное

соблюдение всеми военнослужащими правил и порядка, установленных

законов, воинских уставов, приказов начальников). Понятия «дисциплина

суворовца» сформулируем как соблюдение требований Устава училища и

Правил поведения обучающихся. В стенах учебного заведения существует

понятие «дисциплинарный проступок» – противоправное, виновное действие

или бездействие обучающегося, выразившееся в нарушении требований

Устава училища и Правил поведения обучающихся училища [1,2].

Воинское воспитание составляло главную особенность кадетских

корпусов дореволюционной России и является приоритетным в современных

суворовских военных училищах. И в дореволюционной, и в нынешней

России в них ставится задача воспитать суворовцев так, чтобы они

впоследствии сознательно, добросовестно и творчески служили родине.

Действительно, здесь не просто одевают подростков в военную форму и

подчиняют воинскому порядку,

определенным

образом

ограничивают

свободу обучающегося, здесь созданы особые условия для воспитания

молодых людей.

Усилия педагогов призваны на основе опыта прошлого, традиций

воинского товарищества и кадетского (суворовского) братства привить

воспитанникам чувства гордости за их принадлежность к суворовской семье,

сформировать понимание чести и долга служения Отечеству, выработать и

закрепить привычку к субординации, к неустанному совместному труду в

совершенствовании своих знаний и умений, в развитии волевых качеств

характера.

Здесь возникает необходимость обратиться к опыту прошлого. Один из

инструментов воспитания и в прошлом, и в нынешнее время – строй. Это

первое

средство

укоренения

кадет

в

подчинении

субординации

и

дисциплинированности. С первого шага в кадетской форме ребенок должен

знать, что строй – святое место: в строю воин приносит присягу на верность

солдатскому долгу, строй учит идти к успеху по ступенькам, которые в такой

последовательности определил для русского офицера А.В. Суворов: сперва –

субординация, «альфа и омега всего воинского естества»,

потом –

«экзерциция», то есть совместные упражнения и закалка в них. Все это дает

дисциплину, а «дисциплина – мать победы» [3].

Строй

категорически

отвергает

грубость

во

взаимоотношениях,

несдержанность. Единообразие формы одежды, безукоризненное равнение

рядов и шеренг кадетского строя приучает с малолетства к красоте. Строй,

приучая к опрятности, категорически не признавал неряшливости в ношении

формы, грязной обуви, рук в карманах, оборванных или болтающихся

пуговиц и прочих «мелочей».

Цель воспитания в суворовском училище – сформировать черты

характера, которые заключали бы в себе честность, доблесть, благородство,

стойкость,

великодушие,

готовность

жертвовать

личным

во

имя

товарищества, следование эстетическому чувству в мыслях и поступках, в

манерах и в ношении формы одежды, рыцарски чистое отношение к

женщине, целеустремленность, непримиримость к унижению достоинства

человека в себе и других, дисциплинированность.

Воспитание – живой, творческий процесс, немыслимый без учета

конкретных обстоятельств, в которых он протекает. Успешному решению

задач воспитания подростков, обучающихся в суворовских училищах,

способствуют следующие условия: создание благоприятной педагогической

среды – научно-обоснованный выбор и умелое применение методов

воспитания, гибкость и актуальность воспитательных воздействий, их

совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной

зрелости и возрастающими этическими потребностями воспитанников,

личный пример и требовательность воспитателей. Высшим проявлением

дисциплинированности является осознанная мотивированная дисциплина.

В суворовских училищах созданы особые условия жизнедеятельности

обучающихся.

Постоянство

распорядка

дня,

интерес

обучающихся

к

военному делу, спорту, строевая подготовка и приоритет гражданско-

патриотического воспитания в суворовских училищах вырабатывают у

воспитанников привычку повиновения, выносливость, быструю и точную

исполнительность, что способствует дисциплинированности обучающихся.

Список литературы

1.

Устав Пермского суворовского училища.

2.

Правила поведения обучающихся в ФГКОУ «Пермское суворовское

военное училище».

3.

Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян //

Социс, № 7, 2004. С. 46-51.



В раздел образования