Автор: Гималиев Рустем Камилевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Пермское суворовское военное училище"
Населённый пункт: пгт Звёздный
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика работы воспитателя по укреплению дисциплины обучающихся в суворовском военном училище
Раздел: среднее образование
Специфика работы воспитателя по укреплению дисциплины
обучающихся в суворовском военном училище
Суворовские военные училища представляют собой учреждения
закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища
обучающиеся
имеют
ограниченные
возможности
взаимодействия
с
социумом. Период обучения в училище (с 5 по 11 классы) приходится на
подростковые и юношеские годы жизни (так называемый переходный
возраст) воспитанников. Он характеризуется возникающим у человека
психологическим дискомфортом, вспышками раздражительности и агрессии,
а это приводит к конфликтам и нарушениям дисциплины.
Понятие «дисциплина» можно рассматривать как в широком смысле
(дисциплина – это порядок определённого поведения людей в соответствии
со сложившимися в обществе нормами морали и права, требованиям какой-
либо организации), так и в узком – в контексте воинской дисциплины (точное
соблюдение всеми военнослужащими правил и порядка, установленных
законов, воинских уставов, приказов начальников). Понятия «дисциплина
суворовца» сформулируем как соблюдение требований Устава училища и
Правил поведения обучающихся. В стенах учебного заведения существует
понятие «дисциплинарный проступок» – противоправное, виновное действие
или бездействие обучающегося, выразившееся в нарушении требований
Устава училища и Правил поведения обучающихся училища [1,2].
Воинское воспитание составляло главную особенность кадетских
корпусов дореволюционной России и является приоритетным в современных
суворовских военных училищах. И в дореволюционной, и в нынешней
России в них ставится задача воспитать суворовцев так, чтобы они
впоследствии сознательно, добросовестно и творчески служили родине.
Действительно, здесь не просто одевают подростков в военную форму и
подчиняют воинскому порядку,
определенным
образом
ограничивают
свободу обучающегося, здесь созданы особые условия для воспитания
молодых людей.
Усилия педагогов призваны на основе опыта прошлого, традиций
воинского товарищества и кадетского (суворовского) братства привить
воспитанникам чувства гордости за их принадлежность к суворовской семье,
сформировать понимание чести и долга служения Отечеству, выработать и
закрепить привычку к субординации, к неустанному совместному труду в
совершенствовании своих знаний и умений, в развитии волевых качеств
характера.
Здесь возникает необходимость обратиться к опыту прошлого. Один из
инструментов воспитания и в прошлом, и в нынешнее время – строй. Это
первое
средство
укоренения
кадет
в
подчинении
субординации
и
дисциплинированности. С первого шага в кадетской форме ребенок должен
знать, что строй – святое место: в строю воин приносит присягу на верность
солдатскому долгу, строй учит идти к успеху по ступенькам, которые в такой
последовательности определил для русского офицера А.В. Суворов: сперва –
субординация, «альфа и омега всего воинского естества»,
потом –
«экзерциция», то есть совместные упражнения и закалка в них. Все это дает
дисциплину, а «дисциплина – мать победы» [3].
Строй
категорически
отвергает
грубость
во
взаимоотношениях,
несдержанность. Единообразие формы одежды, безукоризненное равнение
рядов и шеренг кадетского строя приучает с малолетства к красоте. Строй,
приучая к опрятности, категорически не признавал неряшливости в ношении
формы, грязной обуви, рук в карманах, оборванных или болтающихся
пуговиц и прочих «мелочей».
Цель воспитания в суворовском училище – сформировать черты
характера, которые заключали бы в себе честность, доблесть, благородство,
стойкость,
великодушие,
готовность
жертвовать
личным
во
имя
товарищества, следование эстетическому чувству в мыслях и поступках, в
манерах и в ношении формы одежды, рыцарски чистое отношение к
женщине, целеустремленность, непримиримость к унижению достоинства
человека в себе и других, дисциплинированность.
Воспитание – живой, творческий процесс, немыслимый без учета
конкретных обстоятельств, в которых он протекает. Успешному решению
задач воспитания подростков, обучающихся в суворовских училищах,
способствуют следующие условия: создание благоприятной педагогической
среды – научно-обоснованный выбор и умелое применение методов
воспитания, гибкость и актуальность воспитательных воздействий, их
совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной
зрелости и возрастающими этическими потребностями воспитанников,
личный пример и требовательность воспитателей. Высшим проявлением
дисциплинированности является осознанная мотивированная дисциплина.
В суворовских училищах созданы особые условия жизнедеятельности
обучающихся.
Постоянство
распорядка
дня,
интерес
обучающихся
к
военному делу, спорту, строевая подготовка и приоритет гражданско-
патриотического воспитания в суворовских училищах вырабатывают у
воспитанников привычку повиновения, выносливость, быструю и точную
исполнительность, что способствует дисциплинированности обучающихся.
Список литературы
1.
Устав Пермского суворовского училища.
2.
Правила поведения обучающихся в ФГКОУ «Пермское суворовское
военное училище».
3.
Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян //
Социс, № 7, 2004. С. 46-51.