Автор: Кучур Екатерина Юрьевна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: Оредежская СОШ
Населённый пункт: Лужский район Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной деятельности при изучении химии"
Раздел: среднее образование
Активизация познавательной деятельности при
изучении химии
Работу выполнила учитель химии Оредежской СОШ
Кучур Екатерина Юрьевна
Активизация познавательной деятельности один из главных
путей повышения эффективности обучения.
Познавательная активность складывается под влиянием
разнообразных факторов- субъективных (любознательность,
мотивация, прилежание, усидчивость и т. д) и объективных
(окружающие условия, личность учителя, приемы и методы
преподавания). Прежде всего надо стремиться к тому, чтобы у
учащихся формировались внутренние мотивы. Конечная цель-
создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся
совместно с учителем работают, сознательно размышляют
над процессом обучения, отслеживают, потверждают знания
об окружающем мире.
Большое значение имеет проблемное обучение, практическая
направленность обучения, игровое действие, разнообразие
коммуникаций, вовлечение в процесс всех органов чувств,
деятельностный подход к обучению. Основой метода
проблемного обучения является создания ситуаций,
формирования проблем, подведения учащихся к проблеме.
Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и
волевую сторону. Ее задача направить деятельность учащихся
на максимальное овладевание изучаемым материалом,
вызвать интерес к ней, заставляет учащихся мыслить,
сравнивать, делать выводы, обобщать.
Наиболее удачно найденной проблемной ситуаций следует
считать такую, при которой проблему формируют сами
учащиеся. Так ,например, при изучении темы “Алюминий”,
учащиеся могут выдвинуть проблему. почему при самой
большой распространенности алюминия в природе его не
использовал человек и алюминий был дороже золота.
Игровые формы занятий создаются при помощи игровых
приемов и ситуаций, при этом надо соблюдать ряд условий:
1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока
2)доступность для учащихся данного возраста
3)умеренность использования игр на уроке.
Игра” крестики-нолики” используется , чтобы закрепить
понятия оксиды, кислоты, основания, алканы, спирты и т.д.
Так же это развивает внимание. Можно использовать ребусы,
загадки, шарады, анаграммы, синквейны.
При сочинении синквейнов решается много задач:
А)изучение материала приобретает эмоциональную окраску
Б)значительно активизирует словарный запас учащихся
В)совершенствует навык использование в речи синонимов и
антонимов
Г)активизирует мыслительную деятельность учащихся.
За удачно написанный синквейн я ставлю хорошую отметку.
При изучении темы” Вода” был составлен такой синквейн 1)
Молекула-диполь. (Первое слово-существительное) 2)
Прозрачная, активная (два слова-прилагательные) 3)
Растворяет, реагирует, течет.(три слова-глаголы) 2)Без воды
невозможна жизнь (Фраза из 4. слов )5) Вода- удивительное
вещество. (Слово-резюме)
Ребята составляют синквейны при изучении темы
“Углерод”,”карбоновые кислоты”, “спирты “и т.д
Один из активных методов в химии является эксперимент. Он
способствует развитию наблюдательности, умению объяснять
наблюдаемые явления, используя при этом теоретические
знания устанавливать причинно-следственные связи,
развивать самостоятельность. При изучении темы
“Электролитическая диссоциация” после проведения
демонстрационного опыта перед учащимися ставится вопрос:
“Почему в растворе дистиллированной воды не загорается
лампочка, а в растворах солей загорается.?
Учащиеся решают проблемный вопрос, добывают новые
знания.При проведении лабораторных опытов
Взаимодействия кислот с металлами самостоятельно делают
вывод, что не все металлы реагируют с кислотами, при
изучении скорости химической реакции также делают
выводы о влияние различных факторов на скорость. Это все
способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.
Одно из средств формирования устойчивого познавательного
интереса, который является своеобразной , эмоциональной
разрядке на уроке и способствует мобилизации внимания это
занимательные и интересные факты из художественной,
научно-популярной литературы и других источников. Так,
например при изучении темы “Фосфор” зачитываю отрывок
из книги “Собака Баскервилей “
На моих уроках хорош успевающие ребята часто помогают
слабоуспевающим. Учащиеся в процессе обучения могут
обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Важна не только
теоретическая база, но и умения анализировать и обобщать
изучаемые явления способность делать выводы, думать
анализировать и развивать свои знания и умения.
Современный урок невозможен без использования
информационных и телекоммуникационных технологий.
Современное обучение уже трудно представить без
технологий мультимедиа, которая позволяет использовать
текст, графику, видио,мультипликацию.
Ребята с удовольствием готовят презентации по различным
темам. Так, например при изучении темы Графит была
подготовлена очень интересная презентация о графене, его
удивительных свойствах ,материале который может
полностью изменить жизнь ни земле.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и
экономике требуют сегодня от человека умения быстро
адаптироваться к новым условиям ,находить оптимальные
решения сложных вопросов, не теряться в ситуациях, уметь
налаживать коммуникации с разными людьми. Целями
школьного образования является не только приобретение
новых знаний и умений, но и раскрытие потенциала ребенка,
создание условий для формирования творческой личности.
Активность, инициативность,творчество являются ведущими в
определении направленности развития личности в
современных условиях.
Я каждый год путешествую по нашей стране и зарубежным
странам.Оттуда я привожу много впечатлений и с
удовольствием делюсь с ребятами.Так при изучении
темы"Полимеры,волокна" рассказываю о посещении фабрики
в Турции, где производят шелковые и шерстяные ткани.
При изучении "Металлы. Физические свойства."
демонстрирую изделия из железа, которое выковал кузнец в
городе Мышкин Ярославской области.
При изучении темы"Силикатная промышленность"
рассказываю о посещении небольшого завода в Дании. При
нас изготовили тарелку и вазу из стекла, а нам подарили по
небольшому сувениру.
Когда мы изучаем тему "Соли" делюсь своими впечатлениями
о посещении средневековых соляных рудников в Величке,
которое находятся в Польше.
Все это я считаю оживляет рассказ учителя, привлекает
внимание учащихся, способствует снятию усталости, помогает
увидеть химические явления в окружающей жизни, лучше
усваивать учебный предмет, развивает научный интерес,
активизирует учебную деятельность учащихся.