Автор: Юлия Николаевна Хамлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 89
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Пособие "Нумикон" в развитии детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Пособие «Нумикон» в развитии детей с
ОВЗ
Воспитатель МКДОУ д/с № 89
Хамлова Ю. Н.
Нумикон – это и методика, и набор
наглядного материала, которые были
придуманы в Великобритании в 1996-1998
годах, чтобы облегчить для детей изучение
арифметики. Для детей с синдромом Дауна
Нумикон является незаменимым
инструментом, который поможет научиться
считать.
Нумикон - это программа и набор
наглядного материала, разработанные
в Англии для детей, которым сложно
изучать математику. Нумикон
позволяет задействовать сильные
стороны маленьких детей -
способности обучаться в
практической деятельности, усваивать
опыт в ходе простого наблюдения и
запоминать, а затем узнавать при
следующих предъявлениях
стандартные образцы или шаблоны.
Эту программу и материал можно
очень успешно использовать не только
на занятиях со специалистами, но и в
домашних условиях.
В Нумиконе числа от 1 до 10
представлены пластмассовыми
формами-шаблонами разного цвета,
благодаря чему числа становятся
доступными для зрительного и
тактильного восприятия.
Формы Нумикона устроены так, чтобы
дети могли манипулировать ими,
учиться распознавать паттерны (схемы
– образы) и соотносить их с
соответствующими числами.
Авторы этой программы убеждены, что
важно использовать в учебном процес
се как можно больше каналов
сенсорного восприятия ребенка - и
слух, и зре ние, и осязание, а также
подключать движение и речь.
Почему формы Нумикона выглядят именно
так?
Дело в том, что структурированные объекты
воспринимаются гораздо лучше, чем
расположенные хаотично. Например, если вы
увидели хаотичную группу кругов, можете ли
вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если
круги рас положены систематично, вы сразу
видите, что их восемь.
Объекты, расположенные на одной линии, тоже
неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как
сложно посчитать этажи в высотном доме.
Поэтому создатели многих настольных игр,
таких как карты, кости и до мино, опирались на
принцип стандартизованного расположения
объектов.
С помощью форм Нумикона можно
наглядно продемонстрировать основ
ные свойства натуральных чисел:
каждое следующее число на один
больше, чем предыдущее, видна
разница между четными и нечетными
числами.
Нумикон можно использовать, чтобы
формировать у ребенка понятие
состава числа, про стейшие счетные
операции - сложение, вычитание. Он
также помогает освоить такие темы,
как сложение с переходом через
десяток, умножение, деление и т. д., и
может успешно использоваться при
обучении школьников.
Кроме форм-шаблонов в набор
входят также разноцветные
штырьки, которые можно
использовать как счет ный
материал и вставлять в отверстия
форм-шаблонов, белые доски с
круглы ми выступами и схемы для
наложения, с помощью которых
можно выклады вать из деталей
Нумикона картинки, например
кораблик, машинку. К набору
прилагается «волшебный
мешочек», в котором дети на
ощупь находят заданный предмет
или форму, а также числовая
прямая и некоторые другие
материалы.
Поэтапная работа с Нумиконом
Начальный этап знакомства с Нумиконом
предполагает, что дети много мани пулируют и
играют с деталями: смотрят на них, крутят в
руках, надевают на пальчики, вылавливают
сачком из воды; используют в сюжетных играх,
на пример, «жарят их на сковородке» или делают
из них «бутерброды»; собирают бусы, нанизывая
формы Нумикона или штырьки на шнурок;
красят их крас ками и делают оттиски на бумаге
или отпечатывают на пластилине, тесте. Всё это
нужно для того, чтобы дети как можно больше
их рассматривали и трогали руками и таким
образом запоминали, как они выглядят и какие
они на ощупь.
Дети узнают, что детали имеют различный
цвет и размер, что в каждой фигуре есть
разное количество отверстий. Детали можно
описывать такими словами, как «красная»,
«синяя», «большая», «маленькая», «самая
маленькая». Можно называть их «три»,
«пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе
детям не предлагается пересчитывать
количество отверстий в каждой форме. Все
детали воспринимаются целостно,
глобально. А слова «три», «пять» и «семь»
пока яв ляются только именами желтой,
красной и розовой форм соответственно.
На следующем этапе им предлагается пересчитывать
отверстия в формах, вставлять в них штырьки,
камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их
помещается в каждой форме.
Далее дети используют Нумикон как дополнительный
наглядный материал при знакомстве с
арифметическими действиями, например сложением.
Так, на занятиях нашей группы, чтобы решить
пример 2 + 1, дети брали синюю форму
(«двойку»), прикладывали к ней сверху оранжевую
форму («единицу») и полу чали некоторую фигуру, по
форме на поминающую «тройку». Чтобы прове рить
результат, брали желтую «форму» («тройку») и
накладывали сверху. И точ но были уверены, что
получилось три.
Также Нумикон позволяет осу ществлять
арифметические действия с переходом через десяток.
Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с
формами Нумикона (закапывают формы в пе сок, ищут на
ощупь в «Волшебном ме шочке» или в миске с крупой, играют
с ними, закрывая глаза, сравнивают, под бирают к формам
Нумикона соответ ствующие цифры), и у них формируют ся не
только зрительные и тактильные представления об этих
формах, но и об разы этих деталей и соответствующих им
чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона
и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей
перед глазами.
При устном счете Нумикон дает возможность опираться уже
не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он
помогает при близиться к осуществлению элементарных
счетных операций в уме, ориентиру ясь на образы форм,
обозначающих количества, а это значит, что устный счет
становится более доступным.
Особенности
использования
пособия Нумикон в
работе с детьми с
синдромом Дауна
Первое из особенностей - ярко выраженные
сенсорные интересы детей по отноше нию к
материалу Нумикона.
Важно также отметить наличие у детей с
синдромом Дауна специфических сенсорных
интересов, связанных с низкой тактильной и
проприоцептивной чувствительностью. Это может
привести к тому, что период сенсор ного насыщения
растянется у детей на довольно длительное время и
переход к непосредственно математическим
заданиям будет затруднителен.
Второе: очень важным принципом
разработчики Нумикона считают создание
вокруг ребенка развивающей среды,
насыщенной математикой (желательно
создавать ее совместно с детьми):
плакаты с цифрами и геометрическими
формами;
счетные материалы, расположенные в зоне
доступности для детей,;
коробка с песком, где можно искать формы
Нумикона;
цифры, сделанные из различных
материалов (дерева, мягкого пластика,
вырезанные из наждачной бумаги);
цифры с магнитами.
Выводы
Когда ребенок проходит все этапы и виды действий с
Нумиконом, у него формируется как зрительное, так и
тактильное представление о формах, а также образы
этих деталей и соответствующих им чисел.
Данная методика, в частности, позволяет формировать у
детей с ОВЗ предпосылки для учебной деятельности на
этапе завершения ими дошкольного образования,
которые будут способствовать успешному овладению
учебной деятельностью в начальной школе,
обеспечивая равные стартовые возможности для
обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
Нумикон эффективен в работе со всеми детьми.
Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом
для работы, не заменяя, а успешно и эффективно
дополняя достаточно известные и традиционно
существующие методы и материалы.