Напоминание

"Развитие познавательно - исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте"


Автор: Коршунова Наталья Николаевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Журавушка"
Населённый пункт: ЯНАО, город Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательно - исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие познавательно - исследовательской деятельности в старшем

дошкольном возрасте»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон
В последнее время область применения методики проектной деятельности в образовании существенно расширилась. Если раньше ее в основном использовали школьном и среднем профобразовании, то теперь она приобрела популярность и у педагогов дошкольного образования. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить: ( развитие у ребенка познавательных интересов, мышление; формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения); развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу). Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывает, бояться высказывать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу. К особенностям организации проектной деятельности входят: (личностно- ориентированный подход к каждому ребенку; тесная взаимосвязь и сотрудничество с семьей ребенка; повышение педагогического мастерства). Педагогическая деятельность опирается на следующие принципы организации проектной деятельности: (учета игры и продуктивных видов деятельности; свобода выбора деятельности; целостности восприятия ребенком окружающего мира; учета развивающей предметно-пространственной среды детей; учета естественного темпа развития ребенка; субъективности). Организация проектной деятельности в ДОУ позволяет: (повысить профессиональную уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса; развивать у детей такие качества, как активность, самостоятельность; создавать продукты, которые можно предъявить социуму). Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и
организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать, развивает самостоятельность и творческую активность.
Познавательно-исследовательский проект «Осенняя ярмарка»

Проект:
«Осенняя ярмарка»
Продолжительность проекта:
(краткосрочный)
Вид проекта:
познавательно-исследовательский.
Сроки проведения:
сентябрь
Участники:
дети 5-7 лет, педагоги, родители.
Цель:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период с учетом природно-климатических условий ЯНАО, изучить природное явление – листопад.
Задачи:
 Выявить причины раннего природно-климатического явления на ЯНАО – листопад;  выяснить, почему не все деревья одновременно теряют листву;  установить, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям;  развивать навыки анализа, наблюдения, сравнения;  активизировать словарь по данной тематике;  привить навыки восприятия красоты осенней природы;  воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность проекта:
в условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Продукты проекта

Для

детей: (
гербарий из листьев, рисунки детей «Дары осени», коллаж из осенних листьев, поделки из природного материала).
Для педагогов: (
альбом стихов, загадок об изменениях в природе, об овощах и фруктах, подбор иллюстраций к теме «Осень», создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»).
Для родителей: (
участие с детьми в выставке поделок).
Ожидаемые результаты по проекту

Для детей: (
создание эмоционально-положительного климата в группе; дети получают возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в действиях;дети овладевают средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учатся планировать свои действия в социуме;дети получают новые знания об изменениях в природе осенью, об овощах и фруктах).
Для педагогов: (
расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности коллектива детского сада).
Для родителей: (
расширят свои возможности влиять на процессы воспитания детей; нормализуют психолого- педагогическую атмосферу;наладят взаимоотношения с детьми).
Системная паутинка по проекту «Осенняя ярмарка»

Коммуникация

- Беседы:
(о деревьях, их классификации; о листопаде; об овощах и фруктах).
Свободное общение:
(почему деревья так важны для человека и для живых существ на планете? какие виды деревьев ты знаешь? почему не нужно срезать и ломать
ветки? как помочь раненому деревцу; какую пользу приносят овощи и фрукты организму человека.
Эколого-психологический тренинг:
«Осень».
Познание - Рассказ педагога: (
об осени; об изменениях, происходящих в природе; об о в о щ а х и ф р у к т а х .
Рассматривание
: (фото, репродукций, иллюстраций).
Исследовательская деятельность: (
рассматривание и сравнение опавших листьев (по форме, размеру, длине черенка; наблюдение за листопадом; обследование и рассматривание листьев.
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:

(
д/и «Загадай, мы отгадаем»
,
д/и «С какой ветки детки?»
,
д/и «Найди дерево по семенам»
,
д/и «Найди лист такой, как покажу»
,
д/и «Береза»
,
д/и «Листья»
,
д/и «Что здесь лишнее»).
Чтение художественной литературы - Чтение стихотворений, рассказов и сказок по

данной

теме:

(
М.Волошин, «Осенью»; И.Бунин, «Листопад»; К.Ушинский, «Спор деревьев»;Н.Сладков, «Осень на пороге»).
Социализация

- Экскурсии:

(
по участку детского сада).
Наблюдение: (
за работой дворника).
Сюжетно-ролевая игра: (
«Защитники природы», «Магазин семян»).
Труд
(знакомства с профессиями – дворник; сбор листьев для гербария; изготовление поделок из листьев; составление совместного с воспитателем коллажа из осенних листьев).
Безопасность

и

здоровье

- Беседа

с

детьми:

(
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
,
«Ядовитые плоды деревьев», «Деревья, которые лечат»).
Художественное творчество
(рисование - «В осеннем парке»; лепка – «Гроздь рябины»; аппликация – «Лес, словно терем расписной»; изготовление коллажа, составление гербария; рисование фруктов и овощей).
Музыка
(«Осень» слова М.Пожаровой, музыка А.Александрова; «Тетушка осень» музыка и слова Н. Орловой; «Хорошо в лесочке» музыка и слова Е. Шаломановой).
Физическое развитие
(«Поймай листок»; «Листопад»).
Здоровье
(свободное общение «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев, фруктах и овощей»).
Методические материалы к проекту

Методическая литература:
1. Иванова А. И. Живая экология 2006г. 2. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г. 3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. 4. В.Н Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников». 5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 2008г. 6. Метлина Л. С. Математика в детском саду 1984г. 7. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г. 8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г. 9. Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г. 10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет 2004г.
Художественная литература:
1. М.Волошин, «Осенью»; 2. И.Бунин, «Листопад»; 3. К.Ушинский, «Спор деревьев»; 4. Н.Сладков, «Осень на пороге».


В раздел образования