Напоминание

Повышение профессиональной заинтересованности студентов медколледжа путем выполнения дипломных работ


Автор: Яковлева Галина Ильинична
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиал БПОУ "Чебоксарский медицинский колледж" Минздрава Чувашии в городе Канаш
Населённый пункт: г. Канаш
Наименование материала: статья
Тема: Повышение профессиональной заинтересованности студентов медколледжа путем выполнения дипломных работ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья по теме

«Повышение профессиональной заинтересованности студентов

медколледжа путем выполнения дипломных работ»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Понятие о ВКР ………………………………………………………………………..4

2. Систематизации и закрепление знаний выпускников в ходе выполнения ВКР...5

Заключение……………………………………………………………….………………7

Список литературы……………………………………………………………..…..……8

Введение

Одной

из

главных

задач

средне-специального

медицинского

образования

заключается

в формировании

компетентной

личности,

способной

к саморазвитию,

самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой непростой задачи вряд ли

возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

Необходимо в первую очередь перевести студента из пассивного потребителя знаний

в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее

решения, найти способ разрешения проблемы и доказать ее правильность. В результате

чего,

самостоятельная

работа

студентов

становится

не

просто

важной

формой

образовательного процесса, а основой в подготовке молодого специалиста. Усиление роли

самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации

учебно-воспитательного процесса в СПО, который должен строиться так, чтобы развивать

умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому

применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности

в современном мире.

1. Понятие о ВКР

Одной из форм самостоятельной работы студентов, реализованной согласно ФГОС

СПО третьего поколения, является выполнение курсовой и выпускной квалификационной

работ по профессиональным модулям.

Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению

знаний выпускников по специальности при решении конкретных задач, а также

выявлению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. ВКР – это

самостоятельно проведенное исследование одной из актуальных тем в области медицины

и фармации, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми

общими и профессиональными компетенциями, позволяющими ему самостоятельно

решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) является формой

государственной

итоговой

аттестации

выпускников,

завершающих

обучение

по

программе подготовки специалистов среднего звена.

Задачами ВКР являются:

– систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта,

умений

и

теоретических

знаний

по

дисциплинам,

профессиональным

модулям,

междисциплинарным курсам, умение применять их при решении частных научно –

исследовательских и практических, профессиональных задач;

– формирование навыков самостоятельного проведения научного исследования и

экспериментирования, использования справочной, нормативной документации;

– развитие умения изучать, анализировать, обобщать литературные источники и

материалы исследования;

– развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и

предложения при решении разработанных в ВКР вопросов; приобретение выпускниками

опыта – письменного изложения полученных и умения аргументировано отстаивать и

защищать свою позицию;

развитие

навыков

самостоятельной

работы

и

творческой

инициативы,

ответственности, организованности;

– подготовка выпускника к работе по специальности.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или

дипломного проекта.

Организация процесса подготовки и защиты ВКР – это сложный процесс,

включающий ряд мероприятий:

– разработка тематики ВКР;

– назначение научных руководителей ВКР;

– ознакомление руководителей с методическими требованиями к содержанию и

оформлению дипломной работы;

– проведение собрания студентов – выпускников для ознакомления с порядком,

организацией, формой и условиями подготовки и защиты ВКР;

– разработка и утверждение календарного плана выполнения ВКР;

– контроль намеченного графика выполнения дипломных работ;

– корректировка дипломных работ;

– разработка процедуры, критериев и показателей оценки ВКР;

– проведение предварительных защит ВКР;

– подготовка отзыва руководителя о дипломной работе;

– рецензирование работы рецензентом;

– организация защит дипломных работ на заседаниях ГЭК согласно графику.

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы

являются:

- руководство реализаций индивидуального плана подготовки и выполнения

квалификационной работы;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения

выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы,

принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение

отдельных частей выпускной квалификационной работы);

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы;

- оказание помощи по разработке плана практической части;

- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

2. Систематизации и закрепление знаний выпускников в ходе выполнения

ВКР

Написание студентом дипломной работы — сложная интеллектуальная задача. От

студента-выпускника требуется не только высокий уровень общей и специальной

профессиональной эрудиции, но и умение соответствующим образом излагать свои мысли

в письменной

форме,

правильно

организовать

свое

исследование.

Данное

коммуникативное умение не может появиться само собой, без специальных усилий

студента в период обучения. Оно начинает формироваться уже на младших курсах при

выполнении таких видов учебной работы, как написание реферата, доклада, создание

портфолио, выполнение курсовой работы [1].

Подготовка курсовой работы предваряет работу над исследованием дипломного

уровня. Курсовая работа выполняется студентами после изучения профессиональных

модулей, которые включают в себя ряд клинических дисциплин, и носит скорее

реферативный характер. Дипломная работа в виде реферата, конечно, теряет свою

актуальность, все-таки диплом предполагает не только работу с литературой, но

и собственное исследование с выводами и предложениями.

Самое

главное

в выполнении

курсовой

работы

и последующей

дипломной

работы — это научить студента самостоятельно мыслить о том, как провести собственное

исследование или эксперимент. Чтобы проводить исследования надо уметь работать

с разными источниками информации. Цель курсовой работы и вытекающей из нее

выпускной квалификационной работы — продемонстрировать умение самостоятельно

находить ответы на вопросы, не разбиравшиеся в процессе обучения. Даже если тема

и была включена в тематический план дисциплины, то поиск решения проблемы

поставленной в ходе выполнения курсовой или дипломной работы требует от студента

профессионального компетентного подхода.

В ходе работы студента над выпускной квалификационной работой (дипломной

работой) решаются следующие задачи:

- формирование исследовательских умений и навыков;

- развитие профессиональной направленности и мотивации;

- развитие умений и навыков предъявления результатов исследовательской,

проектной, практической деятельности;

- реализация интеграции теоретических знаний и деятельности студентов на

производственной практике.

Как

показал

опыт

руководства

над

курсовыми

и дипломными

работами,

действительно, студенты приобретают навыки клинического мышления, разрабатывают

план интеграции полученного теоретического материала в практику, вырабатывают

самостоятельность в принятии решений по лечению и уходу за пациентом. Следует

подчеркнуть,

что

у студентов

вырабатывается,

не

только

навык

принятия

самостоятельных

решений,

но

и ответственность

за

предпринятые

действия

по

отношению к пациенту. Студенты анализируют работу некоторых отделений ЛПУ,

профессиональную деятельность медицинских работников различных организаций.

Немаловажной задачей выполнения и защиты дипломной работы является также

определение

степени

готовности

студента

к самостоятельному

решению

профессиональных задач. Среди задач, решаемых в ходе выполнения дипломной работы,

можно отметить следующие: систематизация, закрепление, углубление и расширение

приобретенных студентом за время обучения в филиале знаний, умений и навыков при

проведении конкретного исследования.

При

выполнении

дипломной

работы

студент

должен

продемонстрировать

следующие умения и знания:

- самостоятельно поставить исследовательскую задачу, оценить ее актуальность

и социальную значимость;

- собрать и обработать информацию по теме исследования;

- изучить и критически проанализировать существующие материалы по проблеме

работы;

- глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;

- выработать, описать и профессионально аргументировать свои варианты

решения рассматриваемой проблемы ВКР;

- сформулировать

обоснованные

выводы,

предложения,

рекомендации

по

внедрению полученных результатов в практическую деятельность среднего медицинского

персонала и т.п.

Если дипломная работа представляет собой дальнейшее развитие и углубление

ранее выполненной курсовой работы, в которой, как правило, рассматривались более

узкие вопросы и включены лишь отдельные элементы научного исследования, то в ВКР

студент углубленно рассматривает поставленные задачи. По всем элементам выполнения,

дипломная работа, аналогична курсовой работе. Идентичны подходы к выбору темы,

подбору литературы, оформление текстовой, табличной и графической частей дипломной

работы, а также ссылок, цитат, сокращений и библиографии. Однако требования,

предъявляемые к выполнению дипломной работы, на порядок выше, чем к курсовым

работам, и ее написание значительно сложнее. Теоретический уровень разработки

проблемы должен быть значительно глубже, подвержен более серьезному анализу.

Практическая часть должна иметь опытно-экспериментальный подход к изучению темы.

Обязательно в дипломной работе должны быть обоснованные выводы и предложения по

проблематике дипломной работы. Более ценные дипломные работы — те, которые могут

быть применены в качестве дополнительного пособия для студентов, пациентов,

медицинских работников лечебно-профилактических учреждений. Лучшие выпускные

квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть

использованы в качестве учебных пособий в кабинетах доклинической практики.

Выпускная

квалификационная

работа

относится

к разряду

учебно-

исследовательских работ. Её научный уровень должен отвечать программам обучения

в филиале по специальностям среднего профессионального образования «Сестринское

дело», «Лечебное дело». Подготовка такой работы должна не столько решать научные

проблемы, сколько служить свидетельством того, что её автор научился самостоятельно

вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и владеет наиболее общими

методами и приёмами их решения. И в заключении хочется отметить, что внедрение

ФГОС СПО третьего поколения сегодня действительно повышает качество образования

будущих специалистов-медиков, внедряет более значимое социальное партнерство между

студентом и лечебными профильными учреждениями. Новое поколение федеральных

государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования

основано на идеологии формирования содержания образования «от результата» и его

системообразующим компонентом стали характеристики профессиональной деятельности

студентов, освоение общих и профессиональных компетенций выпускника.

Заключение

Дипломная

работа

является

формой

государственной

итоговой

аттестации

выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего

звена. Это комплексная самостоятельная работа выпускника, в ходе выполнения которой

решаются конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и

уровню образования специалиста среднего звена.

Следует подчеркнуть, что у студентов в ходе выполнения дипломной работы

вырабатывается

не

только

навык

принятия

самостоятельных

решений,

но

и ответственность за предпринятые действия по отношению к пациенту. Студенты

анализируют работу некоторых отделений ЛПУ, профессиональную деятельность

медицинских работников различных организаций. Немаловажной задачей выполнения

и защиты дипломной работы является также определение степени готовности студента

к самостоятельному решению профессиональных задач. Среди задач, решаемых в ходе

выполнения

дипломной

работы,

можно

отметить

следующие:

систематизация,

закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом за время обучения

знаний, умений и навыков при проведении конкретного исследования.

Подготовка такой работы должна не столько решать научные проблемы, сколько

служить свидетельством того, что её автор научился самостоятельно вести научный

поиск, видеть профессиональные проблемы и владеет наиболее общими методами

и приёмами их решения.

Список литературы

1. Чеканин И.М., Лаптева Е.А., Калинченко Е.И., Сорокина Е.В. Из опыта

организации выполнения и защиты ВКР в медицинском коллежде // Международный

журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 34-37; 2.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:

Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с.

(Методическая библиотека)

3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, -

с.52-55

4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, -

с.41-45

5. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] / М.В.

Кларин. -М.: Знание, 2003. - 180 с.

6. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-

исследовательских

работ

учащихся

//

Развитие

исследовательской

деятельности

учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.127-134.

8. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования

мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

9.

Леонтович

А.В.

Модель

научной

школы

и

практика

организации

исследовательской деятельности учащихся/ А.В. Леонтович // Школ. технологии. - 2001. -

N 5. - C.146-149.



В раздел образования