Напоминание

Сложные предложения 9 класс


Автор: Валиахметов Салават Рашитович
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Миякитамак
Населённый пункт: с.Миякитамак, Миякинский район, РБ
Наименование материала: презентация
Тема: Сложные предложения 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Пунктуационный анализ предложений. Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, который так прекрасен, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
• И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.
• Солнце припекало уже по- весеннему, и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

Списать, вставить пропущенные орфограммы,

знаки препинания. Составить схемы

предложений, определить вид СП
• 1.Вечер тёплый и такая тишина что ждёшь чего(то) напряж.нно должно (же) что(нибудь) случит.ся в такой тишин.. •
Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то

напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой

тишине.
• 2.Кто хочет что(бы) в с.ду у него пос.лился скв.рец пусть скорее г.товит ему кв.ртиру. •
Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть

скорее готовит ему квартиру.
• 3. Звуки в.сны слышны совсем ясно на утре(н,нн)их зорях пока город ещ. (не) пр.снулся и грохота на улицах нет. •
Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях,

пока город ещё не проснулся и грохота на улицах нет.

• 4. У кого глаза х.рошие пр.глядевшись замечают под самыми обл.ками стаи б.льших белых птиц с дли(н,нн)ыми прямыми шеями. •
У кого глаза хорошие, приглядевшись, замечают под

самыми облаками стаи больших белых птиц с длинными

прямыми шеями.
• 5. З.лёные жители поля п.чу?ствовали что талая в.да проб.рает?ся к их корешкам и очень этому рада. •
Зелёные жители поля почувствовали, что талая вода

пробирается к их корешкам, - и очень этому рада.
• 6. У нас великий праз?ник после долгой-долгой-долгой зимы в первый раз пок.зал.сь со.нце! •
У нас великий праздник: после долгой-долгой-долгой

зимы в первый раз показалось солнце!
• 7. Светлой пр.ветной в.сной даже пустыню (не)назовёш. мёртвой столько в ней всякой жизни! •
Светлой, приветной весной даже пустыню не назовёшь

мёртвой: столько в ней всякой жизни!

Составить текст, расставляя предложения по местам. 1-е – простое 2-е – СПП с прид. определительной 3-е – бессоюзное 4-е – СПП с прид. цели 5-е - бессоюзное • Внезапные холода сковывают воды - птицы умирают от голода и стужи. Ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и лёгкой добычей. Великое переселение птиц на Родину идёт в строгом порядке.
• 1. Великое переселение птиц на Родину идёт в строгом порядке. 2. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. 3. Внезапные холода сковывают воды - птицы умирают от голода и стужи. 4. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и лёгкой добычей. 5. Ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам.

Творческие задания Из двух простых предложений составить одно сложное, определить его вид. • 1. Солнце обогнуло крышу и заглянуло на сосульку. Поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз. •
Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на

сосульку, поток из ледника сбежал по

сосульке, стал падать золотыми каплями

вниз.
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
• 2.Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Мне хотелось всё больше быть на улице. •
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё

веселей, так что мне хотелось всё больше

быть на улице.
Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия. •
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё

веселей, и мне хотелось всё больше быть на

улице.
Сложносочинённое предложение.

Прибавьте придаточное ко второй части

ССП.
• 1. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (А.И.Куприн)
Составьте предложения, соответствующие характеристикам. • 1. Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое. • 2. Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. • 3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью.
Весна. (1) На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины.(2) По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. (3) Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. (4) Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры.(5) В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. (6) С каждым днём прибывало птиц в саду.(7) Забегали между стволами чёрные дрозды - ловкачи ходить пешком… (8) Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. (9) И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила она всех, кто жил в саду, начиная от червяков… (10) Весь сад слушал молча кукушку. (11) Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньке балкона, - все загадали судьбу.(12) Кукушка куковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… (13) Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга.(14) Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенён мокрой листвой.(15) Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… (16) До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья… (По А.Н.Толстому)
1. Найдите бессоюзные сложные предложения и укажите их номера. 2. Среди предложений № 4-№9 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь. Напишите номер этого предложения. 3. Среди предложений последнего абзаца найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение. Напишите номер этого предложения. 4. Среди предложений № 6-№ 9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным видом связи. Первое придаточное времени, второе - определительное.
Как вы объясните постановку двоеточия в предложении № 9: 1. Обобщающее слово стоит при однородных членах предложения 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую 3. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий
 1 уровень.(Шакиров, Гафурбаев, Гайнуллин, Валиахметов, Нугуманова, Хамитов) Подберите как можно больше эпитетов к слову весна. Составьте 5 СП, определите вид СП. • 2 уровень (остальные) Напишите сочинение- миниатюру по данному началу с использованием сложных синтаксических конструкций.
«Живительный дождик.»

Солнце на восходе показалось и мягко

закрылось, пошёл дождь, такой тёплый и

живительный для растения, как…





В раздел образования