Напоминание

"Творческое развитие детей через тестопластику"


Автор: Самсонова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ Измайловская ШИ
Населённый пункт: Ульяновская обл., Барышский р-он, пос. Измайлово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Творческое развитие детей через тестопластику"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев … Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума... В.А. Сухомлинский
Пояснительная

записка.
Проект имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий детей, имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности. Проект предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Данный проект соответствует закону Российской Федерации «Об образовании» (статья № 9) и определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Проект реализуется в группе детей от 8 до 12 лет. Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку,
дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - " Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Те с то - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:  способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;  стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;  активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);  совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;  имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
 развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития детей. Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Цель
данного проекта – научить лепке из соленого теста, развить художественные способности, абстрактное мышление, воображение.
Задачи:

Обучающие:
 знакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;  научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
 закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;  з н а ком и т ь с о с н о ва м и з н а н и й в о бл а с т и ко м п о з и ц и и , формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;  раскрыть истоки народного творчества;  формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;  совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие
 развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;  развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;  развивать положительные эмоции и волевые качества;  развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;  пробуждать любознательность в области народного, декоративно- прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;  формировать творческие способности, духовность культуры;  развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;  повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
 формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;  расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Воспитательные
 приобщать детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;  побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);  способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;  воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;  развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.  осуществлять трудовое, эстетическое воспитание детей.  воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;  добиваться максимальной самостоятельности детского творчества. В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие,
организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Ребенок получит возможность научиться уважительно относится к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы). Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить р е бе н ка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Дети приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций. Проект строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный Аналитико-диагностическая деятельность. 2 этап – практический Апробация и использование инновационных технологий, форм, методов, приемов. 3 этап – обобщающий. Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.
Дидактический материал
: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из соленого теста. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий. 
Методы - как способ организации занятий:
 словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ  наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов  практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения,  игровые – конкурсы, викторины, театральные минипостановки, настольный театр

Формы организации деятельности учащихся на занятии:
 индивидуальная;  работа в парах;  групповая;  коллективная. 
Формы проведения занятий:
 экскурсия;  конкурс,  урок – игра;  сказка;  викторина.
Материальное обеспечение проекта
Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Технологическое

обеспечение

проекта
Прохождение проекта предполагает овладение детьми комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию. Проект предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с тестом меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
Основная задача на всех этапах - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Проект ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.


Методические рекомендации по проведению занятия
Для занятий необходимо подготовить помещение: правильно расставить столы, подготовить иллюстративный материал. Детям сообщается та информация, которая полезна для их творческой работы. Это можно сделать, применяя различные методы педагогического воздействия, учитывая возрастные особенности детей. Широкое включение в педагогический
процесс социо - игрового метода. Это разнообразные игры, игровые приемы, игровые ситуации, которые максимально способствуют созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества. Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его деятельности. Доверие к ребенку, его возможностям, максимальная активация детей, предо ст авление самостоятельности, исключение навязывания своего представления о творчестве.

Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения



п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

(мин)

Практи

ка

(мин)

Колич

ество

часов
1. З н а к о м с т в о с и н с т р у м е н т а м и и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста 20 25 1 2. Способы создания простых д е т а л е й «Солнце» и «месяц» 15 30 1 3. Вазы «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». 15 30 1 4. Цветы и листья «Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Кувшинка» 40 140 4 5. Деревья « Д е р е в о с л и с т ь я м и и п л о д а м и » , «Бамбуковая роща» 30 105 3 6. Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» 30 105 3 7. Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек 20 70 1 8. Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста» 20 70 2 9. Грибы «Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко» 40 140 4 10. Фигурки животных «Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудо- рыбка» 30 105 3 11. И г р у ш к и и к а р т и н к и « П а р о в о з » , 40 140 4
«Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла» 12. Лепка по замыслу 40 140 4 13. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов 10 35 1 14. Подготовка изделий к выставке 45 1 15. Оформление выставки 5 40 1
Итого: 34 занятия

Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения

Наименование тем

Количество часов




п/п

Теори

я

(мин)

Практ

ика

(мин)

(

Коли

честв

о

часов
1. Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. 30 60 2 2. «Фрукты на тарелке» 20 70 2 3. «Корзинка с грибами» 20 70 2 4. «Декоративная пластина» 10 35 1 5. «Пляшущие человечки» 40 140 4 6. «Змея на ветке» 30 105 3 7. «Птичий двор» 30 105 3 8. «Елочка» 10 35 1 9. «Зверушки на Новогоднем празднике» 50 175 5 10. «Снеговик» 10 35 1 11. «Хлебный магазин» 40 140 4 12. «Подарок маме» 20 70 2 13. «Персонаж любимой сказки» 30 105 2 14. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов 45 1 15. П о д г о т о в к а и з д е л и й к в ы с т а в к е Оформление выставки 10 80 1
Итого:

34

занятия

Содержание программы

1 год обучения
№ п/п Тема занятия Содержание 1. З н а к о м с т в о с и н с т р у м е н т а м и и приспо соблениями д л я лепки. Знакомство с лепкой Познакомить с приёмами, которые используются в проце ссе л е п к и . П о з н а к о м и т ь с о с н о в н ы м и инструментами. Учить пользоваться
из солёного теста. З стекой, формочками, скалкой. У 2. Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц» Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус. 3. Вазы « В а з а с г о р о х о м » , «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза» Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. 4. Цветы и листья «Ромашки», « Ро з оч ка » , « П р о с т ы е ц в е т о ч к и » , «Кувшинка» Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали 5. Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща» Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. 6. Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» Развивать умения лепить ствол дерева жгутом и по шаблону, скреплять детали, и с п о л ь з о в а т ь д о п о л н и т е л ь н ы е материалы. 7. Ё л оч н ы е у к р а ш е н и я - фантазии из колбасок и ленточек Учить сочетать между собой различные заготовки. 8. Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста» Использовать знакомые п р и ё м ы : оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. 9. Грибы «Боровик», «Л и си чк и », Панно «Грибное лукошко» Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов.
10. Фигурки животных «Ёжик», « П о р о с ё н о к » , «Уточка», «Чудо-рыбка» Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. У ч и т ь с о е д и н я т ь д е т а л и «примазыванием». 11. Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла» У ч и т ь с о з д а в а т ь п о л ы е ф о р м ы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа». 12. Лепка по замыслу Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста. 13. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов Познакомить с различными видами промыслов основанных на лепке. 14. П од гото в ка и зд е л и й к выставке У ч и т ь о б ъ е д и н я т ь п р е д м е т ы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой. 15. Оформление выставки Р а з в и в а т ь н а в ы к и о б щ е н и я и с о гл а с о в ы ват ь с в о и и н т е р е с ы с интересами других детей.
Содержание программы

2 год обучения
№ п/п Тема занятия Содержание 1 Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. Познакомить детей с п р а в и л а м и составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания. 2 «Фрукты на тарелке» Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы:
оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. 3 «Корзинка с грибами» Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. 4 «Декоративная пластина» П р од о л ж ат ь у п р а ж н я т ь д е т е й в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно. Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Формировать у м е н и е п л а н и р о в а т ь р а б о т у п о ре а лизации замысла, п р е д в и д е т ь результат и достигать его. 5 «Пляшущие человечки» Закрепить умение лепить фигуру человека в движении. Закрепить умение располагать фигуру на подставке Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. 6 «Змея на ветке» Упражнять в синхронизированной работе обеих рук. Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать у м е н и е п л а н и р о в а т ь р а б о т у п о ре а лизации замысла, п р е д в и д е т ь результат и достигать его. 7 «Птичий двор» Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми
д в и же н и я м и л а д о н е й . П о в ы ш ат ь сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук. 8 «Елочка» Учить лепить ёлочку м одульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера. Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему. Воспитывать л юб о в ь к о к ружа ющ е й п р и р о д е , передавать красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику. 9 «Зверушки на Новогоднем празднике» Развивать связную речь. Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки. 10 «Снеговик» Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать с е н с о р н у ю ч у в с т в и т е л ь н о с т ь . Воспитывать аккуратность в работе с тестом. 11 «Хлебный магазин» П р и влеч ь д е т е й к и з г о т о в л е н и ю атрибутов для игры в «Магазин». Закрепить знания по теме «Откуда хлеб пришёл». 12 «Подарок маме» Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки. 13 « П е р с о н а ж л ю б и м о й Закрепить знания детей о сказках.
сказки» Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. 14 Виртуальная экскурсия в м у з е й н а р о д н ы х промыслов Расширять знания детей о различных видах промыслов основанных на лепке 15 Подготовка изделий к выставке Оформление выставки Р а з в и в а т ь н а в ы к и о б щ е н и я и с о гл а с о в ы в ат ь с в о и и н т е р е с ы с интересами других детей
В

результате дети должны

знать:
 виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;  историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;  народные художественные промыслы России и родного края;  названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;  историю возникновения лепки из солёного теста;  основные приемы работы с соленым тестом;  названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;  правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;  об особенностях лепных игрушек;  о проектной деятельности.
Должны

уметь:
 правильно организовать свое рабочее место;  пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;  выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;  сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;  последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);  применять разные формы лепки;  определять последовательность действий при выполнении работы;  изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;  объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
Ожидаемые результаты
Независимо от предметного содержания у детей должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Детьми должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.
Это:
- планирование и организация рабочего места; - рациональное размещение инструментов и материалов; - распределение рабочего времени; - соблюдение последовательности технологических операций под руководством воспитателя - контроль за ходом деятельности; - соотнесение результатов деятельности с образцом; - осуществление сотрудничества при коллективной работе;
- соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены; - выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения; - выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы; - осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов; - комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия; - выбирать необходимые материалы и инструменты; - оценивать процессы и результат своего труда; - выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты. Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. 2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. 6. Максимум поощрения, минимум наказания. 7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Способы проверки результативности
Проект предусматривает различные формы подведения итогов:
 Постоянно действующая выставка  Творческие конкурсы  Отчетная выставка  Выпуск газет Усвоение детьми программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:
- предварительного:
проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.
- текущего:
в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
-

итогового:
представление творческой работы, участие в отчетной выставке, участие в фестивале Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии: - уровень воспитанности обучающихся; - микроклимат в детском объединении; Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:  Мотивацию к образовательной деятельности  Отношения в коллективе  Уровень творческой активности  Организаторские способности обучающихся  Сформированность культурно-гигиенических навыков и др. В проекте предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией.

Литература для воспитателя
1. Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007 2. Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002 3. Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006. 4. Лыкова И.А. Лепим с мамой. 5. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004 6. Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006. 7. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008. 8. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
9. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007. 10.Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011 11.Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
Литература для детей
1. Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г. 2. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс». 3. Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010, 4. Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011. 5. Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000 6. Лыкова И.А. Лепим с мамой. 7. Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ- Пресс». 8. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006 9. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006 10.Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
ОГКОУ Измайловская специальная (коррекционная) школа- интернат 8 вида
Педагогический

проект

«

Развивающий

эффект

тестопластики

»


Автор: Самсонова Л.В.



воспитатель второй

квалификационной категории


В раздел образования