Напоминание

Подбор и систематизация речевых игр и упражнений, сопряженных с двигательной активностью


Автор: Самольянова Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18 г. Салавата
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Салават
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подбор и систематизация речевых игр и упражнений, сопряженных с двигательной активностью
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подбор и систематизация речевых игр и упражнений, сопряженных с

двигательной активностью

Слай 2

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в

развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной

координации

и

неточности

выполнения

движений,

моторной

неловкости,

снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в

упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также

наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно

страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-

двигательная координация). Также снижена двигательная память.

Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности

моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже

возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с

запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети

соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Слай 3

Важно

отметить,

что несовершенство

движений

наблюдается

во

всех

компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев

рук, мимической, артикуляционной.

Слай 4

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и

речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных

ученых (Павлов, Леонтьев).

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода,

который питает нервные клетки. Большое количество различных движений

повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную

основу для восстановления нарушенной речевой функции.

С

точки

зрения

психологии,

передвигаясь,

ребенок

получает

больше

возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой

расширение

пассивного,

а

затем

и

активного

словаря.

Дети,

регулярно

получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного

или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.

Слай 5

Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы

подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка,

нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного

звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка

координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы,

корпуса).

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с

движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно

игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с

движением для дошкольников.

Слай 6

Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой

деятельности занимают игры с мячом.

Почему с мячом?

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей

поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику

пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию

глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений,

совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом

создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для

полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти

игры не требуют большого пространства.

С

целью развития речи

упражнения

с

мячом

выполнятся

под речевое

сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить

движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и

выразительность.

Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять..»? Ее можно

поводить на любом лексическом материале. (Животные, птицы, одежда, мебель и

т.д.) Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно

мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции,

способствует развитию координации речи и движения.

Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач:

расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие

фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.

Слай 7

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи

1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово,

ребенок отвечает и возвращает мяч.

«Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)

«Один-много» (образование мн.ч.сущ. в Р. п)

«Какой сок» (образование относительных прилагательных)

«Скажи наоборот» (использование антонимов)

«Назови детеныша»

2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и

передает над головой следующему.

«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)

Туфли, валенки, сапоги - обувь.

«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)

Слай 8

Игры на формирование звукопроизношения

«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг

другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)

«Счет предметов» (согласование сущ. с числит.) Дети встают в линеечку.

Передают друг другу мяч.

Пуговицы, длинноногих страусов.

«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч.

Проворонила ворона вороненка.

Слай 9

Игры на развитие фонематического слуха

«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.

Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком,

подбрасывают мяч.

Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)

Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав

слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.

Ш: Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

«Мяч перекати, звук в слове замени»

Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в

слове на заданный звук.

Ш:сутки-шутки

Крыса-крыша

Миска-мишка

Марс-марш

Сок-шок

Споры-шпоры

Слай 10

Одним

из

методов

стимулирования

и

развития

речи

являются речевые

подвижные игры.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и

корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют

интонационную выразительность речи, грамматический строй, а также внимание

и память.

Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные

игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и

помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.

Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.

Слай 11

Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность

является проговаривание

стихотворных

текстов

в

сочетании

с

движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями

происходит

ритмизация

речи,

она

становится

более

громкой,

четкой

и

эмоциональной.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь.

Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых

звукоподражаний:

«Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком.

«Топ-топ» - топают ножки.

«Га-га-га» - хлопают «крыльями».

«Тик-так» - наклоны в стороны

Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом

произношении тексты.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Слай12

Уважаемые

коллеги.

Я

приглашаю

вас

вместе

со

мной

рассказать

стихотворение в сочетании с движениями

Стихотворение называется «Петрушка» Выходите, стройтесь в шахматном

порядке.

Стоит в лесу избушка,

Руки над головой изображают крышу

дома.

А в ней живет Петрушка.

Движение, имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки.

Олени, носороги,

Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги

Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки.

Косули и еноты, ежи и бегемоты

Выполнять «пружинку», руки на поясе.

Идут после охоты

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки.

Малиновка,

овсянка,

живая

обезьянка,

Ритмичные

взмахи

руками.

Покачивание

туловища

вправо-влево;

руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

Попрыгать, поиграть.

Прыжки

Стоит в лесу избушка,

Руки над головой изображают крышу

дома.

А в ней живет Петрушка.

Движение, имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки

Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого воспитателя

своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и

на прогулке, и во время игр в группе.

Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут

сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями.

Так

текст

запомнится

быстрее,

т.к.

двигательная

память

запоминает

последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.

Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями

помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто

сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова.

Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки

в ладоши, наклоны туловища).

Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.

При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических

повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.

Слай13

Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные

движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и

музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в

логоритмике.

Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка,

развития

мелодико

интонационных

характеристик

голоса

и

умения

координировать пение, речь и движение.

Слай14

На

занятиях

отрабатываются

ритмическая

структура

слова,

и

чёткое

произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой

материал

поэтапно

усложняется.

Многократное

повторение

изученного

содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных

этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А

также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по

физической культуре.

Предлагаю вам подборку логоритмических упражнений.

Слай15

Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий

можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это

сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится

вместе с движениями рук через верх в стороны. О-О руки с напряжением в

стороны, УУУ руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ указательные пальцы

направлены вверх, руки поднимаются высоко, встать на носочки. РРР руки перед

собой двигаются кисти, сссс- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т.д.

Слай15

Игровой массаж.

Нетрадиционный

вид

упражнений,

помогающий

естественно

развиваться

организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его

отдельным органам и системам.

При проведении, которого дети выполняют разнообразные движения пальцами и

руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж

снимает у детей напряжение. Улучшает кровоснабжение кожи, уменьшается

напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребенок успокаивается

и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную

систему.

Уважаемые коллеги предлагаю вам встать около стульчиков, а учитель-

логопед Колесникова С.В. и проведет игровой массаж.

И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития

речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие

речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Первое, что мы начинаем

делать при работе с неговорящим ребенком - это развивать моторику пальцев.

Ну, а пальчиковую гимнастику можно выполнять как сидя, так и стоя.

Предлагаю вам вместе со мной сделать пальчиковую гимнастику на тему:

«Насекомые»

В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые

задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при

этом они не устают.

Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей

логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и

речевой коррекции.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. –

М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.

2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – М.:

Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод

замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.

4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.:

Айрис Пресс, 2005.

5. Сайкина Е.Г., Фрилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! /

Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников

школьников:

Учебно-методическое

пособие

для

педагогов

школьных

и

дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.



В раздел образования