Автор: Самольянова Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18 г. Салавата
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Салават
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подбор и систематизация речевых игр и упражнений, сопряженных с двигательной активностью
Раздел: дошкольное образование
Подбор и систематизация речевых игр и упражнений, сопряженных с
двигательной активностью
Слай 2
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в
развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной
координации
и
неточности
выполнения
движений,
моторной
неловкости,
снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в
упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также
наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно
страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-
двигательная координация). Также снижена двигательная память.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности
моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже
возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с
запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети
соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Слай 3
Важно
отметить,
что несовершенство
движений
наблюдается
во
всех
компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев
рук, мимической, артикуляционной.
Слай 4
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и
речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных
ученых (Павлов, Леонтьев).
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода,
который питает нервные клетки. Большое количество различных движений
повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную
основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С
точки
зрения
психологии,
передвигаясь,
ребенок
получает
больше
возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой
расширение
пассивного,
а
затем
и
активного
словаря.
Дети,
регулярно
получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного
или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Слай 5
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы
подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка,
нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного
звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка
координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы,
корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с
движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно
игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с
движением для дошкольников.
Слай 6
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой
деятельности занимают игры с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей
поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику
пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию
глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений,
совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом
создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для
полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти
игры не требуют большого пространства.
С
целью развития речи
упражнения
с
мячом
выполнятся
под речевое
сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить
движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и
выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять..»? Ее можно
поводить на любом лексическом материале. (Животные, птицы, одежда, мебель и
т.д.) Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно
мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции,
способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач:
расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие
фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Слай 7
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово,
ребенок отвечает и возвращает мяч.
«Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)
«Один-много» (образование мн.ч.сущ. в Р. п)
«Какой сок» (образование относительных прилагательных)
«Скажи наоборот» (использование антонимов)
«Назови детеныша»
2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и
передает над головой следующему.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги - обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
Слай 8
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг
другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числит.) Дети встают в линеечку.
Передают друг другу мяч.
Пуговицы, длинноногих страусов.
«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч.
Проворонила ворона вороненка.
Слай 9
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.
Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком,
подбрасывают мяч.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав
слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Ш: Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в
слове на заданный звук.
Ш:сутки-шутки
Крыса-крыша
Миска-мишка
Марс-марш
Сок-шок
Споры-шпоры
Слай 10
Одним
из
методов
стимулирования
и
развития
речи
являются речевые
подвижные игры.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и
корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют
интонационную выразительность речи, грамматический строй, а также внимание
и память.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные
игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и
помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.
Слай 11
Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность
является проговаривание
стихотворных
текстов
в
сочетании
с
движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями
происходит
ритмизация
речи,
она
становится
более
громкой,
четкой
и
эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь.
Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых
звукоподражаний:
«Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком.
«Топ-топ» - топают ножки.
«Га-га-га» - хлопают «крыльями».
«Тик-так» - наклоны в стороны
Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом
произношении тексты.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Слай12
Уважаемые
коллеги.
Я
приглашаю
вас
вместе
со
мной
рассказать
стихотворение в сочетании с движениями
Стихотворение называется «Петрушка» Выходите, стройтесь в шахматном
порядке.
Стоит в лесу избушка,
Руки над головой изображают крышу
дома.
А в ней живет Петрушка.
Движение, имитирующее игру на дудочке.
К нему идут зверушки
Ходьба.
Попрыгать, поиграть.
Прыжки.
Олени, носороги,
Скрещивание рук над головой.
Медведи из берлоги
Переступание с ноги на ногу.
Приходят друг за дружкой
Ходьба.
Попрыгать, поиграть.
Прыжки.
Косули и еноты, ежи и бегемоты
Выполнять «пружинку», руки на поясе.
Идут после охоты
Ходьба.
Попрыгать, поиграть.
Прыжки.
Малиновка,
овсянка,
живая
обезьянка,
Ритмичные
взмахи
руками.
Покачивание
туловища
вправо-влево;
руки согнуть в локтях, ладони открыть.
У всех одно и то же-
Попрыгать, поиграть.
Прыжки
Стоит в лесу избушка,
Руки над головой изображают крышу
дома.
А в ней живет Петрушка.
Движение, имитирующее игру на дудочке.
К нему идут зверушки
Ходьба.
Попрыгать, поиграть.
Прыжки
Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого воспитателя
своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и
на прогулке, и во время игр в группе.
Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут
сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями.
Так
текст
запомнится
быстрее,
т.к.
двигательная
память
запоминает
последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.
Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями
помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто
сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова.
Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки
в ладоши, наклоны туловища).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических
повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Слай13
Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и
музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в
логоритмике.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка,
развития
мелодико
интонационных
характеристик
голоса
и
умения
координировать пение, речь и движение.
Слай14
На
занятиях
отрабатываются
ритмическая
структура
слова,
и
чёткое
произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой
материал
поэтапно
усложняется.
Многократное
повторение
изученного
содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных
этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А
также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по
физической культуре.
Предлагаю вам подборку логоритмических упражнений.
Слай15
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий
можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это
сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится
вместе с движениями рук через верх в стороны. О-О руки с напряжением в
стороны, УУУ руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ указательные пальцы
направлены вверх, руки поднимаются высоко, встать на носочки. РРР руки перед
собой двигаются кисти, сссс- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т.д.
Слай15
Игровой массаж.
Нетрадиционный
вид
упражнений,
помогающий
естественно
развиваться
организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его
отдельным органам и системам.
При проведении, которого дети выполняют разнообразные движения пальцами и
руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж
снимает у детей напряжение. Улучшает кровоснабжение кожи, уменьшается
напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребенок успокаивается
и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную
систему.
Уважаемые коллеги предлагаю вам встать около стульчиков, а учитель-
логопед Колесникова С.В. и проведет игровой массаж.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития
речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие
речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Первое, что мы начинаем
делать при работе с неговорящим ребенком - это развивать моторику пальцев.
Ну, а пальчиковую гимнастику можно выполнять как сидя, так и стоя.
Предлагаю вам вместе со мной сделать пальчиковую гимнастику на тему:
«Насекомые»
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые
задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при
этом они не устают.
Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей
логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и
речевой коррекции.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. –
М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – М.:
Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.:
Айрис Пресс, 2005.
5. Сайкина Е.Г., Фрилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! /
Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников
школьников:
Учебно-методическое
пособие
для
педагогов
школьных
и
дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.