Напоминание

Формирование этнокультурных компетенций учащихся через внеклассную деятельность.


Автор: Винокурова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева.
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Формирование этнокультурных компетенций учащихся через внеклассную деятельность.
Раздел: среднее образование





Назад




Винокурова Ольга Дмитриевна

учитель истории

МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева, г.Нерюнгри,

Республика Саха (Якутия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(из опыта работы этнокультурного клуба)

В настоящее время актуальными являются вопросы восстановления

этнокультурных функций школы: воспитание учащихся в многонациональной

среде в духе согласия, ненасилия, мира и уважения других народов. Народы

России образуют единое культурно – языковое, образовательное пространство.

В современных условиях интернационализации, глобализации современного

мира актуальным является воспитание и формирование всесторонне развитой,

интеллектуальной, коммуникативной личности.

В Концепции модернизации российского образования подчёркивается

особая значимость

этнокультурного воспитания.

В Стандартах

второго

поколения также обозначены ключевые задачи этнокультурного воспитания

обучающихся. Формирование этнокультурных компетенции обучающихся

через внеклассную деятельность поможет учащимся получить объективное

представление

о

народах

России

и

мира,

позволит

формировать

у

подрастающего поколения ценностные ориентации в ходе ознакомления с

исторически

сложившимися

культурными,

национальными

традициями

различных народов России и мира. Не менее важным является применение

учащимися знаний,

представлений об исторически сложившихся системах

социальных

норм

и

ценностей

для

жизни

в

поликультурном,

многонациональном,

многоконфессиональном

обществе,

участие

в

межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям

других народов и стран.

Этнокультурная компетентность - свойство личности, которая

выражается в наличии объективных представлений и знаний о той или иной

этнической культуре, помогает выработать толерантную модель поведения для

взаимодействия в многонациональном обществе.

Научно определены уровни этнокультурной компетенции:

Репродуктивный,

который

характеризуется

следующими

признаками:

представление об этнических традициях поверхностные; не

выражен интерес к особенностям культур и народов, проживающих в регионе.

Продуктивный - сформированы представления о других культурах,

дети активны в применении этнокультурных знаний.

Творческий

-

этнокультурные

представления

отличаются

устойчивостью,

дети

стремятся

к

расширению

собственного

опыта,

к

взаимодействию с представителями других культур.

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности

обучающихся выступают: обучение, воспитание, деятельность, общение.

Методы познавательной активности для формирования этнокультурной

компетенции

обучающихся:

наглядность,

доступность,

стимулирование,

мотивация, интерес к учению, творчество.

В

школе №1 г. Нерюнгри обучаются представители

многих

национальностей,

поэтому

актуальным

является

формирование

этнокультурных компетенций обучающихся через внеклассную деятельность.

В 2010 году

в школе был создан этнокультурный клуб «Сайдыы»

(«Развитие»).

Цель работы клуба: формирование этнокультурных, коммуникативных

компетенций

обучающихся,

связанных

с

жизнью

в

мультикультурном

обществе.

Были определены задачи:

- создание условий для развития интеллектуально – познавательных

способностей учащихся через клубную деятельность;

- расширения социального опыта учащихся при изучении, анализе,

обсуждении национальных традиций различных народов;

- развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления

культурного развития различных народов;

- подвести учащихся к осмыслению места и роли России во всемирно –

культурном развитии, её вклада в культурный опыт развития человечества;

- формирование прочных мотивов постоянного самосовершенствования,

самообучения, самовоспитания;

- формирование нравственных основ личности, ориентированной на

общечеловеческие ценности.

Особенностью деятельности этнокультурного клуба являются:

-

взаимосвязь с различными предметами: литературой, географией,

историей, изобразительным искусством, мировой художественной культурой;

- взаимосвязь с научными дисциплинами:

археологией,

э

тнографией,

лингвистикой;

- более активная познавательная деятельность учащихся;

- творческая активность учащихся;

- более масштабный уровень в изучении культуры.

Состав клуба: обучающиеся 6 – 9 классов.

Разработана программа деятельности клуба, которая включает следующие

разделы:

I

раздел «Население, языки, религии народов России». При изучении

данного

раздела

ребята

знакомятся

с

понятием

этнос,

получают

представление о расовых принадлежностях, языковых классификациях,

материальной, духовной культуре народов России;

II

раздел «Этнокультурные зоны». В нём рассматриваются отдельные

этнокультурные зоны, состав населения, их история;

III

раздел

«Многонациональный

состав

России».

Он

посвящён

интеграционным процессам в культурном развитии народов России.

В деятельности клуба используются различные формы работы:

- исторические часы, которые посвящены расширению знаний ребят о

развитии различных народов России и мира;

- «Литературная гостиная» приглашает обучающихся познакомиться с

творческим наследием выдающихся деятелей культуры разных народов;

- часы мужества призваны способствовать воспитанию патриотизма;

- посиделки и фольклорные зарисовки развивают этические нормы;

- семейные праздники организуются с целью привлечения родителей к

поликультурному воспитанию обучающихся;

- на научно – практических конференциях члены клуба представляют

результаты своей исследовательской деятельности;

- познавательные путешествия расширяют кругозор подрастающего

поколения.

Члены клуба неоднократно награждены дипломами, грамотами разного

уровня.

Деятельность этнокультурного клуба «Сайдыы» способствует развитию

познавательной,

творческой

активности

обучающихся,

формированию

этнокультурных и других компетенций подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

1.

Алексеев А.Н. Традиционные. Религиозные верования якутов в19 – н.20

веков. Новосибирск: Наука 1975. – 250с

2.

Аммосова Е.Е. Ремёсла предков: вчера и сегодня. Якутск. 1970. – 125с

3.

Галяпина

В.

Н.,

Поштарева

Т.

В.

Этнопедагогические

и

этнопсихологические

аспекты

профессиональной

педагогической

деятельности: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагог. учебн.

заведений и слушателей ФПК и ИПК. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 352

с. Линденау Я.И. Описание народов Сибири в первой половине 18 века.

Магадан.1993.

4.

Ниддендорф А.СФ. Путешествие на Север и Восток Сибири. Сан –

Петербург. 6 – издание. 1984.

5.

Поштарева Т. В. Теоретические основы формирования этнокультурной

компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде:

Монография. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 116 с.

6.

Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной

компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде:

Монография. – Ставрополь: Литера, 2006. – 300 с.

7.

Ребёнок в поликультурной среде: практика работы образовательных

учреждений: Методическое пособие / Авт.-сост.: В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов,

В.Н. Галяпина, Т.В. Поштарева и др. Под общ. ред. В.Н. Гурова. – М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 224 с.

8.

Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной

среде. Учебное пособие. / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина, Т.В.

Поштарева и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с.



В раздел образования