Автор: Винокурова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева.
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Формирование этнокультурных компетенций учащихся через внеклассную деятельность.
Раздел: среднее образование
Винокурова Ольга Дмитриевна
учитель истории
МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева, г.Нерюнгри,
Республика Саха (Якутия)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(из опыта работы этнокультурного клуба)
В настоящее время актуальными являются вопросы восстановления
этнокультурных функций школы: воспитание учащихся в многонациональной
среде в духе согласия, ненасилия, мира и уважения других народов. Народы
России образуют единое культурно – языковое, образовательное пространство.
В современных условиях интернационализации, глобализации современного
мира актуальным является воспитание и формирование всесторонне развитой,
интеллектуальной, коммуникативной личности.
В Концепции модернизации российского образования подчёркивается
особая значимость
этнокультурного воспитания.
В Стандартах
второго
поколения также обозначены ключевые задачи этнокультурного воспитания
обучающихся. Формирование этнокультурных компетенции обучающихся
через внеклассную деятельность поможет учащимся получить объективное
представление
о
народах
России
и
мира,
позволит
формировать
у
подрастающего поколения ценностные ориентации в ходе ознакомления с
исторически
сложившимися
культурными,
национальными
традициями
различных народов России и мира. Не менее важным является применение
учащимися знаний,
представлений об исторически сложившихся системах
социальных
норм
и
ценностей
для
жизни
в
поликультурном,
многонациональном,
многоконфессиональном
обществе,
участие
в
межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям
других народов и стран.
Этнокультурная компетентность - свойство личности, которая
выражается в наличии объективных представлений и знаний о той или иной
этнической культуре, помогает выработать толерантную модель поведения для
взаимодействия в многонациональном обществе.
Научно определены уровни этнокультурной компетенции:
Репродуктивный,
который
характеризуется
следующими
признаками:
представление об этнических традициях поверхностные; не
выражен интерес к особенностям культур и народов, проживающих в регионе.
Продуктивный - сформированы представления о других культурах,
дети активны в применении этнокультурных знаний.
Творческий
-
этнокультурные
представления
отличаются
устойчивостью,
дети
стремятся
к
расширению
собственного
опыта,
к
взаимодействию с представителями других культур.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности
обучающихся выступают: обучение, воспитание, деятельность, общение.
Методы познавательной активности для формирования этнокультурной
компетенции
обучающихся:
наглядность,
доступность,
стимулирование,
мотивация, интерес к учению, творчество.
В
школе №1 г. Нерюнгри обучаются представители
многих
национальностей,
поэтому
актуальным
является
формирование
этнокультурных компетенций обучающихся через внеклассную деятельность.
В 2010 году
в школе был создан этнокультурный клуб «Сайдыы»
(«Развитие»).
Цель работы клуба: формирование этнокультурных, коммуникативных
компетенций
обучающихся,
связанных
с
жизнью
в
мультикультурном
обществе.
Были определены задачи:
- создание условий для развития интеллектуально – познавательных
способностей учащихся через клубную деятельность;
- расширения социального опыта учащихся при изучении, анализе,
обсуждении национальных традиций различных народов;
- развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления
культурного развития различных народов;
- подвести учащихся к осмыслению места и роли России во всемирно –
культурном развитии, её вклада в культурный опыт развития человечества;
- формирование прочных мотивов постоянного самосовершенствования,
самообучения, самовоспитания;
- формирование нравственных основ личности, ориентированной на
общечеловеческие ценности.
Особенностью деятельности этнокультурного клуба являются:
-
взаимосвязь с различными предметами: литературой, географией,
историей, изобразительным искусством, мировой художественной культурой;
- взаимосвязь с научными дисциплинами:
археологией,
э
тнографией,
лингвистикой;
- более активная познавательная деятельность учащихся;
- творческая активность учащихся;
- более масштабный уровень в изучении культуры.
Состав клуба: обучающиеся 6 – 9 классов.
Разработана программа деятельности клуба, которая включает следующие
разделы:
I
раздел «Население, языки, религии народов России». При изучении
данного
раздела
ребята
знакомятся
с
понятием
этнос,
получают
представление о расовых принадлежностях, языковых классификациях,
материальной, духовной культуре народов России;
II
раздел «Этнокультурные зоны». В нём рассматриваются отдельные
этнокультурные зоны, состав населения, их история;
III
раздел
«Многонациональный
состав
России».
Он
посвящён
интеграционным процессам в культурном развитии народов России.
В деятельности клуба используются различные формы работы:
- исторические часы, которые посвящены расширению знаний ребят о
развитии различных народов России и мира;
- «Литературная гостиная» приглашает обучающихся познакомиться с
творческим наследием выдающихся деятелей культуры разных народов;
- часы мужества призваны способствовать воспитанию патриотизма;
- посиделки и фольклорные зарисовки развивают этические нормы;
- семейные праздники организуются с целью привлечения родителей к
поликультурному воспитанию обучающихся;
- на научно – практических конференциях члены клуба представляют
результаты своей исследовательской деятельности;
- познавательные путешествия расширяют кругозор подрастающего
поколения.
Члены клуба неоднократно награждены дипломами, грамотами разного
уровня.
Деятельность этнокультурного клуба «Сайдыы» способствует развитию
познавательной,
творческой
активности
обучающихся,
формированию
этнокультурных и других компетенций подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
1.
Алексеев А.Н. Традиционные. Религиозные верования якутов в19 – н.20
веков. Новосибирск: Наука 1975. – 250с
2.
Аммосова Е.Е. Ремёсла предков: вчера и сегодня. Якутск. 1970. – 125с
3.
Галяпина
В.
Н.,
Поштарева
Т.
В.
Этнопедагогические
и
этнопсихологические
аспекты
профессиональной
педагогической
деятельности: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагог. учебн.
заведений и слушателей ФПК и ИПК. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 352
с. Линденау Я.И. Описание народов Сибири в первой половине 18 века.
Магадан.1993.
4.
Ниддендорф А.СФ. Путешествие на Север и Восток Сибири. Сан –
Петербург. 6 – издание. 1984.
5.
Поштарева Т. В. Теоретические основы формирования этнокультурной
компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде:
Монография. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 116 с.
6.
Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной
компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде:
Монография. – Ставрополь: Литера, 2006. – 300 с.
7.
Ребёнок в поликультурной среде: практика работы образовательных
учреждений: Методическое пособие / Авт.-сост.: В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов,
В.Н. Галяпина, Т.В. Поштарева и др. Под общ. ред. В.Н. Гурова. – М.:
Педагогическое общество России, 2005. – 224 с.
8.
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной
среде. Учебное пособие. / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина, Т.В.
Поштарева и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с.