Напоминание

Актуальность либеральных реформ Александра II в развитии России.


Автор: Винокурова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева.
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Научно - методическая разработка
Тема: Актуальность либеральных реформ Александра II в развитии России.
Раздел: полное образование





Назад




Винокурова Ольга Дмитриевна

учитель истории

МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева,

г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II»

Специфика данного урока заключается в организации образовательного

процесса с учётом требований ФГОС:

- дискуссионный семинар - активная, творческая форма занятия. Она

соответствует требованиям современной модели образования;

- групповая деятельность способствует формированию коммуникативных

компетенций обучающихся;

- уровень деятельности учащихся: творческий. Продуктом творческой

деятельности учащихся являются таблица «Либеральные реформы Александра

II», тематическая презентация;

- занятие имеет исследовательский характер;

- на уроке используются современные педагогические технологии: ИКТ,

технология критического мышления, проблемное обучение, исследовательская

деятельность;

- роль учителя: консультант.

Формировались

комбинированные

группы

с

целью

взаимопомощи

учащихся друг другу как главного условия успешности работы в команде.

Цель урока: формирование универсальных учебных действий

1) личностных:

а) в рамках когнитивного компонента - основы социально-аналитического

мышления;

б) в рамках ценностного и эмоционального компонентов - уважение к

личности и её достоинству, чувство ответственности перед будущим судьбы

государства.

2)

коммуникативных:

организовывать

и

планировать

учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции

участников, способы взаимодействия.

3) познавательных: строить логическое

рассуждение,

включающее

установление причинно-следственных связей.

4)регулятивных:

устанавливать

целевые

приоритеты,

осуществлять

познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и

познавательных задач.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы.

Вид деятельности учащихся:

групповая работа, анализ исторических

документов,

исследование,

оценка

исторических

событий,

составление

кластера.

Используемые технологии: ИКТ, технология критического мышления,

проблемное обучение, групповая, исследовательская деятельность.

Роль учителя: консультант.

Основные понятия, термины: реформа, временно обязанные крестьяне,

выкуп, отрезки, отработки, уставная грамота, земства, состязательность

судебной системы.

Межпредметная связь: обществознание, тема «Роль личности в истории».

Оборудование урока:

Атлас «Россия в 19 веке»;

Презентация «Великие реформы Александра II»

Портрет Александра II;

выставка книг об Александре II;

макет таблицы «Либеральные реформы Александра II»;

раздаточный материал.

Опережающее задание: каждая группа готовит материалы по той реформе,

которая была выбрана ею по жребию

Эпиграф: «Александр II вообще единственный правитель России, который

больше дал народу, чем у него забрал», Альфред Кох.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3. Творческая работа учащихся в группах по изучению нового материала.

4. Творческая дискуссия.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является

переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили

преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества.

Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий

для развития модернизации и перехода к капитализму.

Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока, методы их

достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Трём желающим обучающимся даётся задание - провести актуализацию

знаний, полученных на предшествующих уроках по темам:

1.Крестьянская реформа и её значение.

2.Земская реформа.

3.Городская реформа.

Ответы обучающихся.

Оценка ответов обучающихся.

3.Творческая работа учащихся в группах, исследовательский метод.

3.1. Вступление учителя. Сегодня на уроке исследуем характер, сущность,

значение, последствия реформ Александра II:

- крестьянскую;

- судебную;

- военную;

- реформу образования.

Вид вашей деятельности - работа в группах.

Для этого мы с вами

разделились на 4 группы. Каждая группа должна исследовать одну из реформ

Александра II.

Вам

необходимо

ваше

исследование

по

реформам

систематизировать по тем пунктам, которые записаны в таблице. Результатом

вашей работы станет сообщение о той или иной реформе. Сообщение будет

состоять из выступлений представителей от каждой группы.

Желаю творческих успехов!

3.2. Творческая работа учащихся в группах.

Формируются комбинированные группы с учётом индивидуальных,

личностных

особенностей

учащихся

(слабоуспевающие

с

учениками

повышенной мотивации к учёбе с целью взаимопомощи учащихся друг другу –

как главного условия успешности работы в команде). Группы работают под

руководством заранее избранного ими капитана. Каждая группа заполняет

таблицу по той реформе, которую она исследует.

Таблица №1. Реформы Александра 2

Название

реформы

Дата

проведения

Цель

Мероприяти

я

сущност

ь

Значен

ие,

последствия

.

Крестьянская

Судебная

Военная

Образования

Учитель

следит

за

работой

в

группах,

помогает

учащимся

при

затруднениях, напоминает о регламенте.

4. Творческая дискуссия.

(Интерактивная технология - проблемно - дискуссионная форма урока).

В ходе коллективного обсуждения группы:

-

представляют

итоги

совместной

деятельности

(выступление

представителя группы);

- задают заранее продуманные вопросы другим участникам дискуссии.

5. Рефлексия (тест)

1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии;

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки;

В. террористической деятельностью народников;

Г. давлением иностранных государств.

2. Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования;

Б. введение автономии университетов;

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян;

Г. открытие научно-исследовательских институтов.

3. Военная реформа 1874 г. предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии;

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности;

В. увеличение численности вооруженных сил;

Г. ужесточение дисциплины.

4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда;

Б. суд присяжных;

В. сохранение волостного суда;

Г. применение телесных наказаний.

5.Заполните следующую таблицу:

Таблица №2. Термины и понятия, относящиеся к истории России до и после 1861 года

до 1861

после 1861

А) оброк;

Б) выкуп;

В) рекрутские наборы;

Г) отрезки;

Д) сословный суд;

Е) суд присяжных;

Ж) всеобщая воинская повинность;

З) барщина;

И) чересполосица;

К) земства.

5.Домашнее задание. Творческая работа: презентация одной из реформ

Александра 2, на выбор ученика.



В раздел образования