Автор: Винокурова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева.
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Научно - методическая разработка
Тема: Актуальность либеральных реформ Александра II в развитии России.
Раздел: полное образование
Винокурова Ольга Дмитриевна
учитель истории
МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева,
г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II»
Специфика данного урока заключается в организации образовательного
процесса с учётом требований ФГОС:
- дискуссионный семинар - активная, творческая форма занятия. Она
соответствует требованиям современной модели образования;
- групповая деятельность способствует формированию коммуникативных
компетенций обучающихся;
- уровень деятельности учащихся: творческий. Продуктом творческой
деятельности учащихся являются таблица «Либеральные реформы Александра
II», тематическая презентация;
- занятие имеет исследовательский характер;
- на уроке используются современные педагогические технологии: ИКТ,
технология критического мышления, проблемное обучение, исследовательская
деятельность;
- роль учителя: консультант.
Формировались
комбинированные
группы
с
целью
взаимопомощи
учащихся друг другу как главного условия успешности работы в команде.
Цель урока: формирование универсальных учебных действий
1) личностных:
а) в рамках когнитивного компонента - основы социально-аналитического
мышления;
б) в рамках ценностного и эмоционального компонентов - уважение к
личности и её достоинству, чувство ответственности перед будущим судьбы
государства.
2)
коммуникативных:
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции
участников, способы взаимодействия.
3) познавательных: строить логическое
рассуждение,
включающее
установление причинно-следственных связей.
4)регулятивных:
устанавливать
целевые
приоритеты,
осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы.
Вид деятельности учащихся:
групповая работа, анализ исторических
документов,
исследование,
оценка
исторических
событий,
составление
кластера.
Используемые технологии: ИКТ, технология критического мышления,
проблемное обучение, групповая, исследовательская деятельность.
Роль учителя: консультант.
Основные понятия, термины: реформа, временно обязанные крестьяне,
выкуп, отрезки, отработки, уставная грамота, земства, состязательность
судебной системы.
Межпредметная связь: обществознание, тема «Роль личности в истории».
Оборудование урока:
Атлас «Россия в 19 веке»;
Презентация «Великие реформы Александра II»
Портрет Александра II;
выставка книг об Александре II;
макет таблицы «Либеральные реформы Александра II»;
раздаточный материал.
Опережающее задание: каждая группа готовит материалы по той реформе,
которая была выбрана ею по жребию
Эпиграф: «Александр II вообще единственный правитель России, который
больше дал народу, чем у него забрал», Альфред Кох.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3. Творческая работа учащихся в группах по изучению нового материала.
4. Творческая дискуссия.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является
переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили
преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества.
Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий
для развития модернизации и перехода к капитализму.
Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока, методы их
достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся.
2.Актуализация ранее полученных знаний.
Трём желающим обучающимся даётся задание - провести актуализацию
знаний, полученных на предшествующих уроках по темам:
1.Крестьянская реформа и её значение.
2.Земская реформа.
3.Городская реформа.
Ответы обучающихся.
Оценка ответов обучающихся.
3.Творческая работа учащихся в группах, исследовательский метод.
3.1. Вступление учителя. Сегодня на уроке исследуем характер, сущность,
значение, последствия реформ Александра II:
- крестьянскую;
- судебную;
- военную;
- реформу образования.
Вид вашей деятельности - работа в группах.
Для этого мы с вами
разделились на 4 группы. Каждая группа должна исследовать одну из реформ
Александра II.
Вам
необходимо
ваше
исследование
по
реформам
систематизировать по тем пунктам, которые записаны в таблице. Результатом
вашей работы станет сообщение о той или иной реформе. Сообщение будет
состоять из выступлений представителей от каждой группы.
Желаю творческих успехов!
3.2. Творческая работа учащихся в группах.
Формируются комбинированные группы с учётом индивидуальных,
личностных
особенностей
учащихся
(слабоуспевающие
с
учениками
повышенной мотивации к учёбе с целью взаимопомощи учащихся друг другу –
как главного условия успешности работы в команде). Группы работают под
руководством заранее избранного ими капитана. Каждая группа заполняет
таблицу по той реформе, которую она исследует.
Таблица №1. Реформы Александра 2
Название
реформы
Дата
проведения
Цель
Мероприяти
я
сущност
ь
Значен
ие,
последствия
.
Крестьянская
Судебная
Военная
Образования
Учитель
следит
за
работой
в
группах,
помогает
учащимся
при
затруднениях, напоминает о регламенте.
4. Творческая дискуссия.
(Интерактивная технология - проблемно - дискуссионная форма урока).
В ходе коллективного обсуждения группы:
-
представляют
итоги
совместной
деятельности
(выступление
представителя группы);
- задают заранее продуманные вопросы другим участникам дискуссии.
5. Рефлексия (тест)
1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:
А. укреплением монархии;
Б. снятием с крестьян помещичьей опеки;
В. террористической деятельностью народников;
Г. давлением иностранных государств.
2. Реформа образования предусматривала:
А. запрет женского образования;
Б. введение автономии университетов;
В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян;
Г. открытие научно-исследовательских институтов.
3. Военная реформа 1874 г. предполагала:
А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии;
Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности;
В. увеличение численности вооруженных сил;
Г. ужесточение дисциплины.
4. Судебная реформа НЕ предусматривала:
А. создание мирового суда;
Б. суд присяжных;
В. сохранение волостного суда;
Г. применение телесных наказаний.
5.Заполните следующую таблицу:
Таблица №2. Термины и понятия, относящиеся к истории России до и после 1861 года
до 1861
после 1861
А) оброк;
Б) выкуп;
В) рекрутские наборы;
Г) отрезки;
Д) сословный суд;
Е) суд присяжных;
Ж) всеобщая воинская повинность;
З) барщина;
И) чересполосица;
К) земства.
5.Домашнее задание. Творческая работа: презентация одной из реформ
Александра 2, на выбор ученика.