Автор: Квешон Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
посредством дидактических игр
Квешон Татьяна Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ№31«Колокольчик», ЗАТО Железногорск
«Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ»
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это
игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения
играющих детей.
Воспитательно-образовательное
значение
дидактической
игры
не
выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия,
правила.
Обучающие
задачи
по
развитию
речи
детей
дошкольного
возраста
в
процессе
дидактической
игры
обеспечивают
количественное
накопление
необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в
понимании
значений
слов
и
их
правильного
употребления
с
другими
словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на
выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений.
Дидактические
игры
улучшают
образность
мышления
и
ее
выражение
словесным
описанием,
благодаря
использованию
специальных
речевых
построений.
Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающая задача, которая в
ней
заложена,
а
возможность
проявить
активность,
выполнить
игровые
действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не
овладеет
знаниями,
умственными
операциями,
которые
определены
обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия,
добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической
игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями,
которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть
внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои
знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой,
непринужденной форме. И развивает речь детей: пополняет и активизирует
словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь,
умение правильно выражать свои мысли.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для
развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для
использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических
игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших
затрат в подготовке игры.
Проведя
анализ
научно-методической
и
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме
речевого
развития
дошкольников,
в
ходе
педагогической диагностики, я выявила уровень речевого развития своих
воспитанников и определила тему своего самообразования «Речевое развитие
детей подготовительной группы посредством дидактических игр».
Целью моей работы по самообразованию стало:
Формирование
грамматически
правильной
речи
детей
дошкольного
возраста посредством использования дидактических игр.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
- создать базу дидактических материалов, предметно-развивающую среду,
картотеку дидактических игр, необходимых для работы с детьми;
-
разработать
рекомендации
для
родителей
по
использованию
дидактических игр для более эффективного развития речи детей.
Для успешного решения задач по развитию речи детей я использовала
следующие методы и приемы:
- наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, описание картин и
игрушек;
-
словесные
методы:
чтение
и
рассказывание
художественных
произведений, заучивание стихотворений и потешек.
-
практические
методы:
дидактические
игры,
игры-драматизации,
инсценировки, дидактические упражнения.
- метод сюрпризный – использование различных сюрпризных моментов,
эффекта неожиданности, интриги.
Моя работа проводилась в пять этапов:
I
этап
–
организационно-аналитический
–
сентябрь
2021
года
(была
сформулирована тема, определены цель и задачи);
II
этап
–
теоретический
–
октябрь
2021
года
(сформулировано
теоретическое основание, разработан перспективный план практического
этапа);
III
этап
–
практический
–
ноябрь-март
2021
года
(была
проведена
апробация
дидактических
игр
на
речевое
развитие
с
целью
повышения
качества речи у дошкольников);
IV этап – аналитический (анализ и оценка результата);
V
этап
–
презентационный
(представление
результатов
собственной
профессиональной деятельности педагогической общественности).
Свою
работу
по
данной
теме
я
начала
с
изучения
методической
литературы, передового опыта коллег, что помогло выстроить собственную
работу по речевому развитию через дидактические игры.
Учиться играя! Эта идея увлекала не только меня, но и многих моих
коллег.
Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети недостаточно
самостоятельно играют.
Так как дидактическая игра является эффективным средством развития
речи детей и широко распространенным методом словарной работы с детьми
дошкольного возраста и моя задача, как педагога заключалась в том, чтобы
вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети
смогли бы сами организовывать и развить игру; быть не только участниками
и болельщиками, но и судьями, а так же активно обогатить свой словарь.
В
каждой
такой
дидактической
игре
я
заложила
интерес
к
игровым
действиям. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-
то
мои воспитанники с
удовольствием играют в
такие игры.
Организуя
дидактические игры, я увидела, что это помогает детям ближе узнать друг
друга, способствует развитию у детей зрительного внимания и запоминания,
также создаёт у детей положительное эмоциональное состояние в общении
друг с другом и с взрослым.
Играя, дети о стали активнее общаться со взрослыми и сверстниками:
более раскрепощено, откровенно, советуясь друг с другом. Дети и я очень
увлеклись
дидактическими
игрушками
(паззлы,
лото).
В
процессе
дидактических игр у детей совершенствовалась координация движения рук,
развивалась
мелкая
моторика
и
глазомер.
Дети
научились,
отвечать
с
уверенностью на вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи
прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием
которых
является
инсценирование
какого-либо
сюжета,
так
называемые
игры-драматизации: «День рождение у Оли», «Помоги кукле постирать»,
«Уберемся
в
комнате»,
«Приготовим
обед».
Такие
дидактические
игры
помогли
развить
у
детей
способность
наблюдать,
они
узнали
названия
разнообразных предметов, а также познакомились с трудовыми действиями
взрослых. Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия,
но и научились их употреблять по собственному усмотрению.
Дидактические
игры
способствовали
обогащению
активного
словаря
детей,
они
научились
слушать
большие
рассказы
без
наглядного
сопровождения,
отвечать
на
вопросы,
повторять
за
взрослыми
сложные
предложения, делиться информацией.
Моя работа по созданию в группе условий, обеспечивающих речевое
развитие дошкольников, где дидактическая игра выступает и как средство
всестороннего
воспитания
личности
ребенка,
имеет
положительные
результаты,
так
как
содержание
дидактических
игр
формирует
у
детей
правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам
окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях
разных
профессий
и
национальностей,
представление
о
трудовой
деятельности.
По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по
развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание
слов;
некоторые
игры
с
задачами
этического
содержания,
наряду
с
совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики
и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь
дошкольника
в
занимательной
игровой
форме;
развивают
логическое
и
образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят
новые слова в повседневное общение.
Посредством дидактических игр дети усваивают культурно-гигиенические
навыки,
нормы
поведения,
у
них
развиваются
положительные
игровые
взаимоотношения.
С
помощью дидактических игр мои
дети приучаются
самостоятельно
мыслить,
использовать
полученные
знания
в
различных
условиях
в
соответствии с поставленной задачей.
С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным,
действенным, позволил детям получить собственный опыт.
Таким образом: использование дидактических игр в работе способствует
развитию речевой активности детей, повышению результативности работы,
обеспечивают
психологический
комфорт;
дети
запоминают
большое
количество
речевого
материала
и
активизируются
высшие
психические
функции (память, внимание, мышление).
Список используемой литературы:
1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя
дет.сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.
2.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие
для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.
3.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа,
методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры
и упражнения.-2-е изд., дораб.- М.: Вентана- Граф, 2013.- 272 с.- (Тропинки).
4.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для
воспитателя дет.сада: Из опыта работы/ Под.ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд.,
испр.- М.: Просвещение, 1988.- 64с.