Автор: Хон Ольга Владимировна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ЮСПК СахГУ
Населённый пункт: г. Ю. Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Проектная деятельность на «Истории» в реализации задач ФГОС для учащихся СПО (обобщение опыта)
Раздел: среднее профессиональное
Проектная деятельность на «Истории»
в реализации задач ФГОС для учащихся СПО
(обобщение опыта)
Авторы:
Хон О.В.,
преподаватель высшей квалификационной категории
междисциплинарной кафедры
ЮСПК СахГУ
Патракова Е.М.,
член Совета Ветеранов Сахалинской области
Аннотация: проектная деятельность учащихся является важным фактором для
формирования общих и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков,
личностных, предметных и метапредметных результатов.
Ключевые слова: проектная деятельность История, ФГОС, СПО.
Один из главных нормативных документов для преподавателей СПО, «Концепция
преподавания
общеобразовательных
дисциплин
с
учетом
профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования», требует формирования непрерывного, глубокого,
системного образования учащихся, освоения знаний, умений и навыков, гарантирующих
становление квалифицированного специалиста: «Целью развития системы среднего
профессионального
образования
является
обеспечение
экономики
страны
квалифицированными
кадрами,
формирование
кадрового
потенциала,
способного
конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом уровне, для
реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.
В современных условиях перед образовательными организациями, реализующими
среднее профессиональное образование, стоит задача подготовки профессионально-
компетентных специалистов, способных найти ответы на вызовы времени».
Второй документ, также необходимый для преподавателей СПО, «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, она же «
Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
заявляет:
«Приоритетная
задача
Российской
Федерации
–
формирование
новых
поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века,
разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и
защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание.
Стратегические
ориентиры
воспитания
сформулированы
Президентом
Российской
Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание
гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к
большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к
культуре, традициям людей, которые живут рядом». Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить
комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических
изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных
детей, социальные и психологические реалии их развития».
Применение проектов на занятиях по «Истории» способствует выполнению этих
требований.
Вывести страну на передовые рубежи науки и технологии невозможно без резкого
повышения интеллектуального, творческого и нравственного потенциала всех членов
общества и особенно молодежи. В условиях, когда конкурентоспособность становится
непременным условием рынка труда, творческий подход к делу должен быть массовым,
помогая молодым людям занять свое место в жизни.
Вот почему так важно в процессе образования учащихся находить и использовать
самые
разнообразные
формы
и
методы
обучения,
способствующие
развитию
интеллектуальных,
творческих
и
нравственных
качеств,
воспитанию
в
них
инициативности, предприимчивости, готовности к самостоятельному, созидательному
честному труду.
Педагоги обязаны сформировать среду, которая даст учащимся возможность
развить
свой
интеллект
в
самостоятельной
творческой
деятельности,
с
учетом
индивидуальных возможностей и склонностей.
Решению этих задач во многом способствует использование в педагогической
практике новых образовательных технологий, в том числе, метод проектов.
Первая часть статьи содержит общую характеристику проектной деятельности,
вторая содержит конкретные примеры из нашего опыта выполнения проектов из цикла
«Защита памяти Великой Отечественной войны от фальсификаций»
1. Проектная деятельность учащихся является результативным способом
достижения одной из важнейших целей образования: научить студентов самостоятельно
мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь
прогнозировать вариативность результатов.
Проект - от лат. projectus - «выдающийся вперед». В современном русском языке
слово
«проект»
имеет
несколько
близких
значений:
совокупность
документов,
необходимых для создания сооружения или изделия; предварительный текст, замысел
или план.
Любой
проект
направлен
на
получение
вполне
конкретного
задуманного
разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств,
предназначенного для определенного конкретного использования.
Реализацию
проектных
работ
предваряет
точное
представление
будущего
продукта, результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле.
Метод
проектов
-
это
образовательная
технология,
позволяющая
индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность студентам индивидуально
или в команде проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и
контроле своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, умений свободно ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся могут самостоятельно
представлять имеющиеся знания и умения в новой ситуации; видеть новые проблемы в
знакомой ситуации; распознать структуру объекта и его новые функции; самостоятельно
комбинировать известные способы деятельности. Проект поощряет находить различные
способы решения проблемы и альтернативный доказательства; разрабатывать новые
способы решения проблемы на основе известных способов деятельности. Эти компоненты
опыта творческой деятельности учащихся, формируемые в процессе использования
проектной
деятельности
на уроках,
на сегодня имеют
особую
актуальность и
практическую значимость.
Привлекательность метода проектов обусловлена еще и его прагматической
направленностью на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности. Метод проектов интересен еще и потому, что он
личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает
динамику мотивации, т. е. возрастание азарта, погружения в работу по мере ее
выполнения.
Очень
важно при выполнении проектов развивать умения прогнозировать
результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать
причинно-следственные связи.
Конечный продукт проектной деятельности может быть представлен в виде
презентации, макета, стенгазеты, театральной постановки, статьи и др., для успешного
выполнения проекта необходимо выделение этапов проектирования и их реализация
соответственно календарному плану, включая осмысление и рефлексию результатов
деятельности.
Основные принципы учебного проектирования предполагают:
- опора на интересы учащихся, а также ранее усвоенный материал;
- максимальная самостоятельность учащихся;
- творческая направленность;
- практическая осуществимость проекта;
- связь с потребностями общества.
Основные требования к учебным проектам включают:
- логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;
- комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в
течение учебного года;
- профессиональная направленность.
Рассмотрим основные компоненты проектного метода:
- способствовать повышению личной уверенности каждого участника
проектного обучения (позволить каждому студенту увидеть себя как человека способного
и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать умение
объективно оценивать себя);
- развивать у учащихся коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечивать механизм развития критического мышления студентов,
умения искать пути решения поставленных задач.
- развивать исследовательские умения (выявление проблемы, сбор и анализ
информации и т. д.), наблюдение, обобщение.
Психолого-физиологические требования:
-
соответствие
уровню
подготовки
учащихся,
их
индивидуальным,
возрастным физиологическим возможностям;
- обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
- обеспечение комфортного психологического климата.
Выполнение проекта укрепляет коллективные связи внутри групп и между
различными группами, поощряет постоянное систематическое расширение кругозора,
способствует становлению нравственных ценностей.
2. Сложность формулировки тем для проектов на «Истории» в том, что с одной
стороны, темы должны быть связаны с будущей профессией студентов; с другой –
должны направляться на становление и укрепление общечеловеческих нравственных
ценностей – патриотизма, гуманизма.
Важно отметить, что все студенты, защитившие проект, обязательный по учебному
плану, в дальнейшем по собственной инициативе присоединяются к другим командам, в
том числе и вне своих групп. Студенты, освоившие проектную деятельность на
предыдущем курсе, с большим интересом оказывали поддержку «младшему поколению»,
что в итоге обернулось созданием системы патроната: созданы списки ребят, которые
консультируют всех желающих по самым различным вопросам – от создания презентаций
и редактирования видеоматериалов до тонкостей художественного чтения прозы и поэзии.
Значительная часть консультаций посвящается правильному оформлению письменных
документов – рефератов, статей, отчетов, особое внимание уделяется оформлению сносок,
списков источников, гармоничному подбору наглядных материалов.
В связи с пандемией с 2019 года консультации и репетиции пришлось проводить,
максимально избегая личных контактов, что привело к массовому ускоренному освоению
ИКТ, преимущественно общение проходило через «Webex», все запланированные
проекты были благополучно защищены, в том числе и с применением on-line трансляций.
Уже несколько лет мы активно применяем комплекты образцов для самых
различных
проектов:
рефераты,
статьи,
театральные
постановки,
литературно-
исторические вечера, конкурсы эрудитов, выставки фотографий, выставки моделей,
стенгазеты, благотворительные ярмарки, экскурсионные маршруты и т.д.
Комплекты образцов включают сценарии, списки реквизита, схемы мизансцен,
примерный
календарный
план,
ориентировочные
сметы,
презентации,
подборки
видеоматериалов и музыки, аудио, оценочные карты для жюри, шаблоны для
рецензирования и рефлексии и пр. Это значительно ускоряет работу над проектами и
улучшает их качество, и каждый студент искренне гордится, когда его материалы
пополняют фонд образцов.
Для примера, вот фрагмент сценария командного проекта, который входит в цикл
«Великая Отечественная война. Опровержение фальсификаций».
«Историк 1: Первый метод фальсификаторов: заявления о том, что нам необходимо
избегать того, что напоминает о ВОВ, так как эта информация является негативной, и
незачем портить нервы, думая о кошмарах войны, к примеру, о зверском уничтожении
стариков, женщин и детей.
Историк 2: - Это бред. Если мы забудет кошмары фашизма – он вернется.
Историк 1: - Второй метод: заявления о том, что не все жанры искусства
гармоничны с темами о ВОВ.
Ведущий 1: - Разберем это на примере о концентрационных лагерях.
(Слайд 28: люди-скелеты)
Концентрационный лагерь – это тщательно продуманный механизм по массовому
уничтожению людей из якобы «отсталых рас» и политически неугодных, вне зависимости
от пола и возраста. Пленные уничтожались максимально жестокими способами:
отравление ядовитыми газами, морение голодом, сжигание заживо. «Люди-скелеты,
люди-поленницы» - все это - страшная правда, от которой мы не имеем права
отворачиваться.
Ведущий 2: - Наша замечательная спортсменка Татьяна Навка и ее напарник
Андрей Бурковский
поставили номер в память убитых в концлагерях (слайд 29:
фигуристы).
Историк 1: - Жюри очень хвалило этот танец.
Историк 2: - Но позже вокруг танца грянул МЕЖДУНАРОДНЫЙ скандал!
Ведущий 1: - На пару обрушился шквал упреков за то, что «испортили настроение
людям, которые собирались расслабиться и отдохнуть».
Еще
артистов
обвиняли
в
«отсутствии
художественного
вкуса,
так
как
концлагерная полосатая роба в сочетании с коньками – это абсолютно не эстетично!»
(слайд 30: скрины с оскорблениями в адрес спортсменов)
Танцоры ответили, что считают себя правыми, и мы их полностью поддерживаем.
Ведущий 2: - Обратимся к документальным хроникам.
Видео 5 – о концлагерях, Саласпилз.
Докладчик 4: о медицинских опытах над детьми
Докладчик 4:- Как вы уже поняли - «Дети, ланцетом хирургов замучены» - тоже
правда. Над детьми проводились исследования по ожогам и обморожениям, тренировки
по ампутации конечностей (слайд 31: дети и подростки в концлагерях, гиперссылка на
видео о Менгеле).
По отношению к детям, фашисты стали кровопийцами в самом прямом смысле
этого слова: у детей выкачивалась кровь, причем такими методами, что ребенок умирал от
болевого шока: выплеск адреналина от боли учащал сердцебиение и усиливал
кровотечение. Эта кровь предназначалась для офицеров, так как считалась более
«чистой».
Полуживых детей сжигали заживо, пепел и зола вывозились для удобрения
сельскохозяйственных полей и огородов.
Мы говорили: «Не пожалеем последней капли крови ради своего Отечества!» - и
мы не жалели. Фашисты тоже не жалели. Только чужой.
Вот доказательства. – Указывает на экран, где начинается видео о Менгеле, и
уходит.
Видео 6 - о Менгеле.
Ведущий 1: - Ученые говорят: «Сухой статистикой сложно передать тот кошмар,
что творился в концлагерях».
Нам очень важно, что художественно одаренная молодежь принимает участие в
решении этой проблемы: на конкурсе «Ты супер! Танцы», Валерия Родионова тоже
исполнила танец о жертвах концлагерей.
Аудио 5, (слайд 32, слайд 33: кадры с танцем В.А., танец памяти убитых детей,
«Студенческая Весна-2016»))
Пауза.
(Слайд 34: алые туфельки с номера Валерии и архивное фото: обувь убитых в
концлагерях)
Ведущий 1. – Горы обуви... взрослой и детской. Эти фотографии были уликами на
Нюрнбергском процессе.
Чтец 3: «Занесенный в графу»
Чтец 3:
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Ведущий 2. – Мы вечно должны помнить названия концлагерей - «Освенцим»,
«Саласпилс», «Равенсбрюк». Если забудем – настанет праздник для фашистов».
Ведущие и Историки работают с книгами по алгоритму «фальсификация –
опровержение. Они же дают подсказки Докладчикам и Чтецам, если таковые понадобятся.
На консультациях Ведущие и Историки изучают художественное чтение прозы.
Докладчики читают наизусть прозаический текст: научную статистику, данные с
архивов, с монографий, цитаты исторических лиц. На консультациях они изучают
алгоритм доказательства, оформление сносок и списков источников, выразительное
научное чтение.
Чтецы представляют поэтические произведения. На консультациях они изучают
анализ стихотворения – его моральные ценности и выразительные художественные
средства, а также сценическое чтение.
Студент из команды техперсонала занимается показом презентации и видео, еще
один участник отвечает за аудиодорожки – музыка, интервью и пр.
Сценарий выстроен таким образом, чтобы все выступающие выходили на сцену
парами или тройками, чтобы ребятам было психологически комфортнее.
В сборе материалов задействованы все участники проекта, написанием черновиков
сценария занимаются студенты старших курсов. Над поиском, сортировкой и обработкой
наглядных материалов – презентация, видео, аудио, памятные раздаточные материалы -
работают студенты, входящие в техперсонал (на следующем проекте студенты по
возможности меняются местами).
В этом фрагменте задействованы разнообразные способы подачи материала,
включая сбалансированное сочетание научных данных и художественных текстов;
архивные документальные фото чередуются с цветными кадрами современных новостных
блоков; с большой живостью зрители реагируют на фрагменты всевозможных конкурсов,
когда участники посвящают свой номер событиям Великой Отечественной войны.
Одна из самых сложных проблем при подготовке выступлений – добиться
сочетания твердого знания материала – «до автоматизма» - в сочетании с художественной
выразительностью и искренностью интонаций, жестов и мимики. Руководители проекта и
патронат объясняют выступающим, что владеть материалом они должны на «сто двадцать
процентов». Во время выступления может случиться все, что угодно, от технических
неполадок до замены помещения в последний момент, которая вынуждает изменить
движение по площадке; не годится, когда «каждый чих из зала» заставляет выступающих
сбиться, что крайне расстраивает и нервирует всех членов команды (мы боремся с этим,
приглашая зрителей на генеральные репетиции, чтобы выступающие привыкли к
«фоновому шуму» и получили какие-то отзывы и рекомендации от гостей).
Поэтому мы настаиваем на максимально строгом выполнении календарного плана
(а лучше его опережении), пунктуальности на репетициях и четком соблюдении всех
параметров выступления, которые обязательно обосновываются.
За последние 4 года при защите проектов памяти Великой Отечественной войны
нам, к примеру, пришлось сталкиваться со следующими неурядицами:
- смежный зал, так что во время выступления люди ходили в соседние кабинеты
(мы просили не ставить там пары на время нашей защиты – но, к сожалению, не
получилось);
- крайне неуклюжий зритель, который с грохотом опрокинул стул в разгар доклада
со сложными числами и цитатами;
- внезапные дефекты звука на видео о значении Сталинградской битвы, которое
один из Ведущих безупречно озвучил по памяти (в сценарии у него этого не было, но
студент все запомнил на генеральных репетициях);
- однажды у нас случилась потеря Историка за два часа до выступления (травма из-
за гололеда) – теперь у нас предусмотрена группа «Запасных», когда один студент
подстраховывает две-три роли, не готовя материал наизусть, но изучая выразительное
чтение;
- эпизод, в котором студентка танцевала и пела, пришлось менять из-за того, что
девушка накануне потеряла голос: она благополучно станцевала, а пение пришлось
перекинуть на аудиотрек, выполненный другой участницей – за час до защиты проекта.
Трагикомичен был случай, который вызвал у всех выступающих смесь крайнего
раздражения и едва сдерживаемого (немного истеричного, если быть откровенными)
смеха: когда Чтец исполнял стихотворение памяти детишек, растерзанных в нацистских
концлагерях, под живую музыку фортепьяно, - в распахнутые из-за жары окна долетел
собачий вой. Местная стая бродячих собак в количестве 6-8 штук аккомпанировала воем
все стихотворение, а когда Докладчик (Докладчики излагают материал наизусть, как и
Чтецы) перешел к гневному обличению фашизма, цитируя подписи на мемориалах
концлагерей и мест массовых убийств – собаки разразились злобным лаем, который
выступающие едва смогли перекрыть (мы работали без микрофонов). Никто из
участников проекта не сбился, не запутался, не запнулся, не позволил себе потерять
правильную мимику, верную жестикуляцию и должный контакт с залом; два-три
хихиканья от зрителей были, что называется, пресечены в зародыше тем, как твердо и
достойно выступающие продолжили свою работу, абсолютно игнорируя эту нелепую
помеху. Важно отметить, что речь идет о дебюте проекта, и все учащиеся нулевого курса
впервые выступали на сцене. Руководители проекта и студенты патроната гордятся этими
ребятами, и после защиты многие зрители – в том числе и опытные педагоги – сказали
много теплых слов и похвал именно об этом моменте.
Поэтому на репетициях руководители проекта и патронат, ссылаясь на подобные
случаи,
объясняют
учащимся:
«Если
во
время
твоего
выступления
начнется
землетрясение, или летом начнется метель, или ты увидишь в окно стаю розовых
летающих динозавриков – ты все равно должен выступить безупречно».
Мы давно уже поняли, что все предусмотреть невозможно, но стараемся
формировать у студентов знания, умения, навыки и черты характера, которые помогут им
с минимальными потерями выйти из самых различных непредвиденных ситуаций.
Таким образом, на примере мероприятий для защиты памяти о Великой
Отечественной войне очевидно, что участие в проектной деятельности способствует
развитию у учащихся всех личных, предметных и метапредметных результатов, а также
общих и профессиональных компетенций (команды формируются из студентов всех
курсов – от нулевых (10-11 классы) до выпускников). Проектная деятельность на
«Истории»
эффективно
способствует
выполнению
требований
ФГОС,
а
также
«Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования» и «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации», формируя творческие личности с широким кругозором и
твердой осознанной гражданской позицией.
Список источников
1.
Бабаева Ю.Д. Современные концепции одаренности и творчества.
М.:
Кристалл, 2017. 318 с.
2.
Ильинская И.А. Проблемные ситуации и пути их создания в процессе обучения.
М.: Наука, 2018. 312 с.
3.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.:
Кристалл, 2015. 114 с.
4.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Наука,
2018. 118 с.
5.
Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной
направленности
программ
среднего
профессионального
образования, реализуемых на базе основного общего образования
[Электронный
ресурс]:
Распоряжение Министерства просвещения Российской
Федерации
от
30.04.2021 г. № Р-98.
Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
[Электронный ресурс]:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р.
Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
7.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
(ФГОС)
по
специальности среднего профессионального образования 44.02.03 - Педагогика
дополнительного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки РФ
от 13 августа 2014 г. № 998, зарегистрирован в Минюсте РФ от 25 августа 2014
г. № 33825. Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных
классах [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки РФ от 27 октября 2014 г.
№ 1353, зарегистрирован в Минюсте РФ от 24 ноября 2014 г. № 34864. Доступ
из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
9.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки
РФ от 27 октября 2014 г. № 1351, зарегистрирован в Минюсте РФ от 24 ноября
2014 г. № 34898. Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
10. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
49.02.01 Физическая культура
[Электронный ресурс]:
Приказ Минобрнауки РФ от
11 августа 2014 г. № 976, ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 Г. № 06-259.
Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
11. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
39.02.01 Социальная работа
[Электронный ресурс]:
Приказ Минобрнауки РФ от 12
мая 2014 г. № 506, зарегистрирован в Минюсте РФ от 2 июля 2014 г.; № 32987.
Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
12. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
43.02.11 Гостиничный сервис
[Электронный ресурс]:
Приказ Минобрнауки РФ от 7
мая 2014 г. № 475, зарегистрирован в Минюсте РФ от 26 июня 2014 г. № 32876.
Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".
13. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
43.02.10 Туризм
[Электронный ресурс]:
Приказ Минобрнауки РФ от 7 мая 2014 г. №
474, зарегистрирован в Минюсте РФ от 19 июня 2014 г. № 32806.
Доступ из справ.-
прав. системы "КонсультантПлюс".
14.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
[Электронный ресурс]:
Приказ
Минобрнауки РФ от 07 мая 2014 г. № 470, зарегистрирован в Минюсте РФ от
18.06.2014 г, № 32767.
Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".