Автор: Фенина Алина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №250 Кировского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Природа языка. Языковые парадоксы.
Раздел: среднее образование
Теоретические аспекты изучения языка в соотнесении
с психическими процессами.
Принципы работы сознания являются одной из самых таинственных
загадок современной психологии. А. Н. Леонтьев называет сознание
«центральной тайной человеческой психики» (Леонтьев, 1975: 24), а Ф.
Пёрлз говорит об осознании как об «испытании величайшей тайны» (Пёрлз,
1995:
75).
Несмотря
на
существование
огромного
количества
психологических направлений и учений и почти столетнюю историю
существования психологической науки как таковой, до сих не существует
единого мнения о том, в чём же заключается сам феномен сознания и какую
часть человеческой психики следует считать сознанием. Подводя итог своим
изысканиям, Ж.-П. Сартр делает неутешительный вывод: «сознание есть то,
что оно не есть, и не есть то, что оно есть» (цит. по Лекторский, 1980: 117).
Когнитивист 3. Д. Деннетт использует другую терминологию, но приходит к
столь
же
печальному
выводу,
объясняя
сознание
как
операции
в
параллельной архитектуре мозга (мозг с его точки зрения — это виртуальная
машина), но операции, которые не были заранее спроектированы. Другими
словами, сознание конструируется в компьютере-мозге так, что оно есть то,
что не было сконструировано, и не есть то, что было сконструировано
(Аллахвердов, 2000: 40). Ещё более неоднозначной и запутанной выглядит
формулировка М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского: «Поскольку не
всё в психике может быть рассмотрено объективно и в той мере, в какой оно
не может быть рассмотрено объективно — есть сознание, постольку то в
психике, что является нам вне сознания, может быть <…> приурочено к
сознанию в качестве его состояния» (Мамардашвили, Пятигорский, 1997: 61).
Существование сознания как эмпирического феномена не подлежит
сомнению — любому человеку известно, что он им обладает, т. е. способен
осознавать
окружающий
мир
и
собственные
переживания.
Люди
воспринимают
действительность
и
самих
себя
с
непосредственной
очевидностью. «Сам по себе факт наличия сознания настолько исходно
очевиден, что ещё в XVII в. Р. Декарт говорил о нём как о самом
достоверном факте на свете, а в XIX в. один из основателей современной
психологии У. Джеймс называет уверенность людей в существовании
сознания самым фундаментальным постулатом психологии» (Аллахвердов,
2000: 41). Однако, судя по многочисленности трактовок и определений, а
также противоречий в существующих определениях, целиком исследовать
это очевидное, но в то же время постоянно ускользающее от понимания
явление по сей день не удалось. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в
статье «Две великие метафоры» объясняет это вездесущностью сознания, его
присутствием
в
любом
воспринимаемом
объекте,
что
и
вызывает
затруднения в его изучении: «Оно есть неизбежный привесок ко всему, что
мы воспринимаем и о чём думаем, однообразный и неустранимый,
неотлучный спутник всех прочих предметов и явлений» (Ортега-и-Гассет,
1990: 76—77). Философ спрашивает: как можно определить сознание, если
оно так или иначе присутствует во всём, что воспринимает человек? Однако,
главная проблема заключается в том, что зачем человеческому мозгу нужно
сознание, неизвестно. М. И. Иванов, рассуждая о природе сознания,
приходит к аналогичному выводу: «Сознание подобно киноленте, которая
постоянно прокручивается перед нами <…> Это настолько очевидно, что мы
даже не задумываемся о такой стороне нашей жизни <…> а почему мы
знаем, что ходим, слышим, видим? Зачем нам отслеживать эти процессы?
Ведь компьютер, скажем, производит расчеты, записывает и воспроизводит
музыку. Но знает ли он об этом? <…> Очевидно, что нет. Для выполнения
перечисленных действий компьютеру не нужно сознание» (М. И. Иванов.
Психологика // Санкт-Петербургский университет № 22, 2006: 17).
В. М. Аллахвердов в монографии «Сознание как парадокс»
обрушивается с критикой на психологическую терминологию в целом,
утверждая, что трактовка психологами понятия «сознание» зачастую
некорректна и внетеоретична: «В психологии слова обычно используются
строго в том смысле, что и в обыденной жизни. Поэтому считается вполне
надёжным даже теоретические положения обосновывать лингвистическим
анализом слов: например, доказывать, как это делает А. Н. Леонтьев, что
сознание, поскольку оно со-знание, есть совместное знание» (Аллахвердов,
2000: 28). Сознание, как ключевое понятие психологической науки,
обнаруживает множество разных и подчас противоречащих друг другу
значений: это и идеальное в оппозиции к материальному, и осознанное в
оппозиции к неосознанному, и как уникальное проявление человеческой
психики в оппозиции к психике животных; как механизм, процесс или
состояние. Не очерчены функциональные границы сознания; для каждого
направления психологии они свои. Учёный предлагает рассматривать
сознание как механизм формирования и проверки гипотез относительно
стихийно
изменяющейся
внешней
действительности
—
способность,
критически необходимая для такого сложно устроенного организма, как
человек: «Сознание создаёт гипотетический мир и сравнивает его с тем, что
есть в нашем мозгу, в нашем организме. Это — механизм-имитатор. Но
именно
благодаря
сознанию
люди
вырабатывают
представления
об
устройстве Вселенной и социума, об истине, добре, красоте, а также о самом
себе, бессознательном, равносторонних треугольниках и многих других
абстрактных вещах, которые никак не могут быть даны в непосредственном
опыте» (М. И. Иванов, ук. соч., 16).
Э. Б. Маркарян в статье «Язык как способ существования сознания»
говорит о сознании как о выражаемом в словах и только в словах и, таким
образом, фактически привязывает понятие сознания к понятию языка:
«Сознание
не
имеет
иного
бытия,
кроме
как
в
языке
<…>
Нам
непосредственно дан только язык, и только в нём — содержание сознания»
(Э.
Б.
Маркарян.
Язык
как
способ
существования
сознания
//
Методологические проблемы анализа языка, 1975: 4—5). Подобное суждение
звучит смело, но в нём безусловно заключена доля истины — существование,
развитие
и
формирование
языка
непосредственно
зависит
от
функционирования механизмов сознания. Появление в лингвистике такого
понятия,
как
«языковое
сознание»,
интенсивное
развитие
психолингвистической и когнитивно-лингвистической парадигмы во второй
половине XX в., а также успешное применение этой парадигмы в описании
различных языковых явлений и феноменов лишь подтверждает данный факт.
Сложность
изучения
проблемы
сознания
заключается
в
особенностях самого объекта изучения: «явление, которое есть и которое в то
же время нельзя ухватить, представить как вещь» (Мамардашвили, 1999:
149).
Сознание
как
«феномен
самоочевидности»
в
рамках
феноменологического
подхода
многогранно,
многоуровнево,
обладает
протяжённостью
и
дискретностью.
Исследователями
подчёркивается
«невозможность полного и адекватного анализа сложного психоментального
явления изнутри и однозначного очерчивания его границ» (цит. по Алфёрова,
2005: 11).
В современной философии сознание трактуется как рефлексивная
категория, зачастую отождествляется с осознанием человеческого бытия и
окружающей действительности, результатами познания (т. е. знанием) или
процессом осознания одной связи за другой, перехода от одного явления к
другом. При этом под «сознанием» понимается не психическая способность
(как в психологии и психолингвистике), а фундаментальный способ, которым
человек соотнесён со своим предметом и миром вообще. В процессе
разработки
теории
сознания
философы
руководствуются
принципом
детерминизма, категорией мотивации. При этом анализируются социальные
явления
и
процессы
психического
мышления:
отражение,
познание,
осмысление, образование знания и т. п.
Определённую роль для формирования и развития теории сознания
сыграли работы В. П. Зинченко. Учёным подробно рассматриваются
структура, механизмы и результаты работы сознания, а также выделяются
три слоя его существования: бытийный, рефлексивный и духовный. Все
уровни взаимопроницаемы и находятся в отношениях комплементарной
дистрибуции. Бытийный слой операционально техничен, он основывается на
стереотипах,
схемах
и
архетипах.
Он
образован
так
называемой
«биодинамической
тканью
движения»
(термин
Н.
А.
Берштейна)
и
чувственной тканью образа. Биодинамическая ткань, по мнению Зинченко,
является
наблюдаемой
и
рефлексируемой
формой
живого
движения.
Чувственная ткань — строительный материал образа. Она непосредственно
не наблюдается, а диагностируется только экспериментально. В. П. Зинченко
считает, что оба вида ткани тесным образом связаны со значением и
смыслом. Мир идей и понятий соотносится учёным со значением, мир
эмоций и ценностей — со смыслом, мир деятельности — с биодинамической
тканью, мир образов и представлений — с чувственной тканью (Зинченко,
1991: 15—36). Третий, духовный уровень, выделяется учёным в более
поздних работах, в рамках которых он несколько пересматривает иерархию
слоёв сознания и вместо рефлексивного уровня выдвигает на первый план
духовный уровень, в котором человеческая субъективность «представляет
человеческое Я в его разных модификациях и ипостасях» (цит. по Алфёрова,
2005: 15).
Среди
основных
функций
сознания
учёный
выделяет
отражательную, регулятивно-оценочную, креативную и рефлексивную. При
этом исследователем оговаривается, что выделение слоёв внутри сознания
весьма условно, как и трактовка его «как смысловой и в высшей степени
динамической системы» » (цит. по Алфёрова, 2005: 16).
Л. С. Выготский говорит о целостном, системном, смысловом
строении сознания, подчёркивая единство его процессов и содержаний,
явлений и функций.
А. Н. Леонтьев, в свою очередь, соотносит сознание с картиной
мира: «сознание — открывающаяся субъекту картина мира, в которую
включён он сам, его действия и состояния. Сознание человека — это
внутреннее движение его образующих, субстанцией сознания является
деятельность человека» (Леонтьев, 1975: 125). В характеристике феномена
сознания А. Н. Леонтьев подчёркивает его системность и описывает его
психологическую структуру, включающую значения, личностный смысл и
чувственную ткань. Чувственная ткань придаёт реальность сознательной
картине мира. Тейар де Шарден (Тейяр де Шарден, 1955: 6—9) наделяет
сознание такими качествами, как способность мыслить, творить, производить
ментальные
операции
абстрагирования,
обобщения
и
осуществлять
рефлексию. Рефлексия, по мнению философа — это центральный феномен
человеческой психики, присущий сознанию. Таким образом, с сознанием
связываются высшие формы психического функционирования.
Согласно С. Л. Рубинштейну, сознание — это психическая
деятельность, состоящая в рефлексии мира и самого себя. «Единицей»
сознательного
действия
является
целостный
акт
отражения
объекта
субъектом, включающий единство двух противоположных компонентов:
знания и отношения (цит. по Алфёрова, 2005: 12).
Итак, классические психологи и философы указывают на то, что
сознание
является
функциональным
феноменом.
Однако,
отсутствие
разграничения между моделью и феноменом ведёт к неоднозначности
понимания структуры сознания.
Языковые парадоксы.
Рассматривая научные изыскания, посвящённые природе языка,
можно
выделить
три
основных
проблемы
(парадокса),
к
которым
обращаются исследователи:
Проблема 1
—
язык способен к передаче значений, несмотря на то,
что значения не могут быть непосредственно выражены языковыми
средствами. К данной проблеме обращался ещё Л. Витгенштейн, утверждая,
что значение не существует отдельно от употребления. По мнению
философа, «психическая составляющая у значения практически исчезает».
Наиболее резко о значении высказываются представители бихевиоризма —
например, Дж. Дьюи, утверждавший, что «значение не является психической
сущностью, а является свойством поведения» (цит. по Аллахвердов, 2003:
138). Однако, уже когнитивные психологи обращают внимание на значение
как на одну из главных ментальных сущностей: «Сегодня неуместно
отказывать значению в праве претендовать на центральное положение в
психологической
теории
на
основании
его
“туманности”
или
“неопределённости”» (цит. по Аллахвердов, 2003: 138). Суждения о
туманности значения как психической сущности вызваны тем, что значение
любого знака лежит за пределами самого языка, который, по словам А.
Потебни,
выражает
«первоначальные
доязычные
элементы
мысли»
(Кацнельсон, 2001: 59). Таким образом, любое понятие или определение не
может являться полностью исчерпывающим.
А. Вежбицкая, вслед за Г. Лейбницем с его концепцией «смысловых
атомов», утверждает, что проблему можно решить составлением общего для
всех
языков
списка
неопределяемых,
«первоначальных»
понятий
—
«семантических примитивов».
По
мнению Вежбицкой,
семантические
примитивы
можно
обнаружить
эмпирически
—
они
обязательно
присутствуют
во
всех
языках
мира.
Среди
наиболее
достоверных
претендентов на роль этих элементарных смысловых единиц она выбирает
такие: я, ты, некто, нечто, этот, думать, хотеть, чувствовать, сказать.
Исходный список содержал 13—14 примитивов, затем их количество стало
возрастать, и на данный момент составляет около 70. Расширение списка, по
мнению
учёного,
связано
с
расширением
фронта
поисков
и
совершенствованием теоретического анализа (Вежбицкая, 1993: 191).
Откуда возникают эти примитивы? Ответ Вежбицкой: они носят
врождённый характер, являясь частью генетического наследства человека
(Вежбицкая, 1999: 17). Отечественный исследователь С. Гусев использует
аналогичные объяснения: допуская правоту гипотезы Дж. Пирса о том, что
объем словарей у разных народов одинаков, учёный поясняет: «Поскольку с
анатомо-физиологической
стороны
все
люди
достаточно
одинаковы,
постольку и число словоформ, употребляемых ими, может быть сходным,
выражая количество нервных ячеек, задействованных в интеллектуальных
действиях» (Гусев, 2002: 153). Однако, ни исследования Вежбицкой, ни
исследования
Гусева
не
подтверждают
данную
точку
зрения
экспериментально.
Несмотря
на
недоказуемость
утверждений
Вежбицкой
о
генетической природе семантических примитивов, её работы по выделению
слов, относящихся к устойчивому общему ядру всех языков мира, и
описанию с их помощью всего словарного запаса каждого языка (иными
словами — универсализации понятийного аппарата языков мира), нашли
применение в лексикографии. «Естественный семантический метаязык»
Вежбицкой
«оказался сильным инструментом для описания тонких
смысловых оттенков» (Фрумкина, 2001: 54).
Как пишет В. Ф. Петренко, значения «нераздельно связаны с
другими образующими человеческого сознания: личностным смыслом,
чувственной тканью, эмоциональной окрашенностью» (Петренко, 1997: 71).
Все части, образующие человеческое сознание, не исчерпываются словесным
описанием и далеко не всегда осознаются самим носителем сознания.
Следовательно, никакое словесное описание не способно передать то
значение, которое вызывается словом в сознании. Пользуясь терминологией
У.
Джеймса,
можно
сказать,
что
осознаваемая
часть
значения
сопровождается
«неосознаваемыми
психическими
обертонами».
Тайна
значения заключается в том, что оно «нигде не находится» — «ни в слове, ни
в идее, ни в понятии, ни в вещи, о которой мы говорим» (Нагель, 2001: 41).
Значения знаков существуют только в воспринимающем их сознании
(словами Аристотеля — в «изменении душевного состояния»), но и там
осознаются не полностью. «Многие авторы любят цитировать знаменитое
“Мысль изречённая есть ложь”, что именно и подразумевает: в наших
вербальных изречениях всегда присутствует хоть и осознаваемый, но
невербализуемый остаток. Ф. И. Тютчев в цитируемом стихотворении прямо
пишет
о
невозможности
“сердцу
высказать
себя”.
“Понимание
—
молчаливо... настоящее — неназываемо“, — вторит ему А. Вознесенский»
(Аллахвердов, 2004: 140).
Филолог Е. Г. Эткинд выражает эту же мысль более точно: значение
слова складывается из главного и вторичных смыслов, а также из различных
семантических оттенков, и зависит как от выбранного стиля изложения, так и
от возникающих ассоциаций (обязательных и факультативных, отчётливых и
зыбких, в форме намёка, эмоционального сигнала, мистического символа, и
т. п.). Более того, даже «звуковая материя слова участвует в построении
содержания: длина слова и составляющие его звуки, место ударения,
соотношение согласных и гласных, открытые или закрытые гласные,
плавные или взрывные согласные, звукоподражательные свойства — все эти
фонетические элементы оборачиваются смысловыми» (Эткинд, 1998: 185—
186).
Это
подтверждается
и
психологическими
исследованиями:
так,
например, было показано, что случайно присутствующие внутри слова
осмысленные части, никак не связанные по смыслу с самим исходным
словом (таковы, например, мель в слове карамель; сталь в слове ностальгия,
стон в слове эстонец и пр.) обычно испытуемыми не осознаются, но при этом
все
же
воспринимаются
и
влияют
на
их
последующее
поведение
(Аллахвердов, 1993: 48—60).
Следствие проблемы 1: Язык, призванный эксплицировать (явно
выражать) мысли, опирается на нечто имплицитное (явно не выражаемое).
Любая фраза понимается индивидом только при наличии многочисленных
молчаливых
допущений,
названных
в
лингвистической
терминологии
пресуппозициями (Залевская, 1999: 271—272). «Пресуппозиция — пишет
психолингвист М. Х. Шхапацева — это общий фонд знаний, общий опыт,
общий тезаурус, общие предварительные сведения, которыми обладают
коммуниканты» (Шхапацева, 2006: 174). Количество пресуппозиций для
каждого отдельного предложения не поддаётся подсчёту, поскольку любая
пресуппозиция сама является предложением, а, следовательно, содержит
свои собственные пресуппозиции (Кифер Ф. О пресуппозициях // Новое в
зарубежной лингвистике, №8, 1978: 367).
Проблема 2 — понятия языка являются абстрактными отражениями
действительности, т. е. эти понятия отражают то, чего в окружающем мире
не
существует.
(На
наш
взгляд,
проблема
свойственна
не
только
естественным языкам, использующимся для межличностной коммуникации,
но и такому искусственному языку, как язык математики. То, что
математические сущности и концепции существуют в их собственном,
внефизическом и вневременном «идеальном» мире совершенных форм,
подметил ещё античный философ Платон.) По словам В. фон Гумбольдта,
одного из основателей языкознания, «язык представляет нам не сами
предметы, а всегда лишь понятия о них, самодеятельно образованные духом
в процессе языкотворчества» (Гумбольдт, 1984: 103). С ним соглашается С.
Гордон — по его мнению, если в письменности «изображать каждый
конкретный предмет или действие, то это будет уже не письменность, а
изобразительное искусство» (Гордон, 2002: 39—40). Другие современные
авторы поясняют: «Если мы будем строго называть каждую вещь своим
индивидуальным именем, то количество слов окажется неограниченным, и,
следовательно, язык будет практически непригоден к использованию»
(Курпатов, Алёхин, 2002: 101).
Проблема 3 — значения передаются от одного носителя к другому
в
результате
предварительной
договорённости,
но
достижение
этой
договорённости возможно только с помощью языка. В естественных языках
связь «знак — значение» может быть совершенно произвольной и
немотивированной, на что указывает Ф. де Соссюр: «Не существует языков,
где нет ничего мотивированного; но немыслимо себе представить такой язык,
где мотивировано было бы всё» (Ф. де Соссюр, 1998: 128). По мнению
учёного, существуют такие языки, где «немотивированность достигает
своего максимума», и другие языки, «где она снижается до минимума». В
целом же, произвольность связи означаемого и означающего является для Ф.
де Соссюра краеугольным принципом, лежащим в основе лингвистики.
Немотивированная связь «знак — значение» может удерживаться
«лишь в силу соглашения», утверждал античный философ Аристотель
(Аристотель, 1978: 94). Э. Сепир по-своему воспроизводит эту точку зрения:
«Мы видим, слышим и вообще воспринимаем окружающий мир именно так,
а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его
интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества»
(Сепир, 1993: 261). В современной лингвистике используется другой термин
—
конвенциализация. Конвенциализация — это негласная коллективная
договорённость выражать свои мысли строго определённым образом
(Рахилина, 1998: 283). Однако, сама возможность такого соглашения между
индивидами
обеспечивается
обменом
знаками
—
следовательно,
договорённость не могла состояться без заранее согласованного значения
слов (знаков).
По словам У. Матураны, «если бы биологическая функция языка
состояла в передаче информации, то для того, чтобы он мог возникнуть в
процессе эволюции, необходимо было бы предварительное существование
функции денотации, из которой и могла бы развиться символическая система
передачи информации.
Но именно функцию денотации
и требуется
объяснить в первую очередь с точки зрения её происхождения в процессе
эволюции» (Матурана, 1996: 95—142). Учёный предлагает оригинальный
способ решения данного парадокса — соглашение достигается благодаря
априорной
способности
организмов
одного
вида
воспринимать
немотивированные
действия
друг
друга
как
сообщения,
наделённые
значением. Связь же устанавливается и поддерживается в силу круговой
организации живых систем; каждая последовательность событий в такой
системе
организована
«в
виде
замкнутого
казуального
процесса,
допускающего
эволюционные
изменения
в
способе
поддержания
кругообразности, но не допускающего утраты самой кругообразности».
Иными словами, исходя из свойства системы, однажды возникнувшая связь
реплицируется вновь и вновь.
Аналогичный
подход
к
решению
проблемы
предлагает
палеопсихолог Б. Поршнев — по его мнению, причиной возникновения
речевого общения в филогенезе стала необходимость для неоантропов
(неоантропы
—
букв.
«новые
люди»,
наиболее
приближённый
к
современному человеку и являющийся его непосредственным предком класс
ископаемых человекообразных обезьян) каким-либо способом защититься от
суггестивного воздействия людоедов-архантропов (архантроп — древнейший
ископаемый
человек;
в
противоположность
неоантропу,
обладал
примитивной
социальной
организацией).
Таким
способом
становится
использование немотивированных действий-знаков; практика осуществления
контрсуггестии
подобного
рода
постепенно
образует
навык
взаимозависимых действий, лишённых, в силу своей неадекватности, какого-
либо иного содержания, кроме взаимозависимости. Эти действия и являются
началом становления речи (Поршнев, 1974: 110—111). Гораздо более
простое решение предлагает философ языка А. Блинов: возникновение речи
обусловлено ошибочной верой всех участников общения в «осмысленность
физических медиаторов общения», которая «с успехом заменяет само
отсутствующее свойство осмысленности» (Блинов, 1996: 9). Однако, все три
исследователя сходятся в том, что возникновение и развитие языка имеет
сугубо эволюционный характер.