Напоминание

Природа языка. Языковые парадоксы.


Автор: Фенина Алина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №250 Кировского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Природа языка. Языковые парадоксы.
Раздел: среднее образование





Назад




Теоретические аспекты изучения языка в соотнесении

с психическими процессами.

Принципы работы сознания являются одной из самых таинственных

загадок современной психологии. А. Н. Леонтьев называет сознание

«центральной тайной человеческой психики» (Леонтьев, 1975: 24), а Ф.

Пёрлз говорит об осознании как об «испытании величайшей тайны» (Пёрлз,

1995:

75).

Несмотря

на

существование

огромного

количества

психологических направлений и учений и почти столетнюю историю

существования психологической науки как таковой, до сих не существует

единого мнения о том, в чём же заключается сам феномен сознания и какую

часть человеческой психики следует считать сознанием. Подводя итог своим

изысканиям, Ж.-П. Сартр делает неутешительный вывод: «сознание есть то,

что оно не есть, и не есть то, что оно есть» (цит. по Лекторский, 1980: 117).

Когнитивист 3. Д. Деннетт использует другую терминологию, но приходит к

столь

же

печальному

выводу,

объясняя

сознание

как

операции

в

параллельной архитектуре мозга (мозг с его точки зрения — это виртуальная

машина), но операции, которые не были заранее спроектированы. Другими

словами, сознание конструируется в компьютере-мозге так, что оно есть то,

что не было сконструировано, и не есть то, что было сконструировано

(Аллахвердов, 2000: 40). Ещё более неоднозначной и запутанной выглядит

формулировка М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского: «Поскольку не

всё в психике может быть рассмотрено объективно и в той мере, в какой оно

не может быть рассмотрено объективно — есть сознание, постольку то в

психике, что является нам вне сознания, может быть <…> приурочено к

сознанию в качестве его состояния» (Мамардашвили, Пятигорский, 1997: 61).

Существование сознания как эмпирического феномена не подлежит

сомнению — любому человеку известно, что он им обладает, т. е. способен

осознавать

окружающий

мир

и

собственные

переживания.

Люди

воспринимают

действительность

и

самих

себя

с

непосредственной

очевидностью. «Сам по себе факт наличия сознания настолько исходно

очевиден, что ещё в XVII в. Р. Декарт говорил о нём как о самом

достоверном факте на свете, а в XIX в. один из основателей современной

психологии У. Джеймс называет уверенность людей в существовании

сознания самым фундаментальным постулатом психологии» (Аллахвердов,

2000: 41). Однако, судя по многочисленности трактовок и определений, а

также противоречий в существующих определениях, целиком исследовать

это очевидное, но в то же время постоянно ускользающее от понимания

явление по сей день не удалось. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в

статье «Две великие метафоры» объясняет это вездесущностью сознания, его

присутствием

в

любом

воспринимаемом

объекте,

что

и

вызывает

затруднения в его изучении: «Оно есть неизбежный привесок ко всему, что

мы воспринимаем и о чём думаем, однообразный и неустранимый,

неотлучный спутник всех прочих предметов и явлений» (Ортега-и-Гассет,

1990: 76—77). Философ спрашивает: как можно определить сознание, если

оно так или иначе присутствует во всём, что воспринимает человек? Однако,

главная проблема заключается в том, что зачем человеческому мозгу нужно

сознание, неизвестно. М. И. Иванов, рассуждая о природе сознания,

приходит к аналогичному выводу: «Сознание подобно киноленте, которая

постоянно прокручивается перед нами <…> Это настолько очевидно, что мы

даже не задумываемся о такой стороне нашей жизни <…> а почему мы

знаем, что ходим, слышим, видим? Зачем нам отслеживать эти процессы?

Ведь компьютер, скажем, производит расчеты, записывает и воспроизводит

музыку. Но знает ли он об этом? <…> Очевидно, что нет. Для выполнения

перечисленных действий компьютеру не нужно сознание» (М. И. Иванов.

Психологика // Санкт-Петербургский университет № 22, 2006: 17).

В. М. Аллахвердов в монографии «Сознание как парадокс»

обрушивается с критикой на психологическую терминологию в целом,

утверждая, что трактовка психологами понятия «сознание» зачастую

некорректна и внетеоретична: «В психологии слова обычно используются

строго в том смысле, что и в обыденной жизни. Поэтому считается вполне

надёжным даже теоретические положения обосновывать лингвистическим

анализом слов: например, доказывать, как это делает А. Н. Леонтьев, что

сознание, поскольку оно со-знание, есть совместное знание» (Аллахвердов,

2000: 28). Сознание, как ключевое понятие психологической науки,

обнаруживает множество разных и подчас противоречащих друг другу

значений: это и идеальное в оппозиции к материальному, и осознанное в

оппозиции к неосознанному, и как уникальное проявление человеческой

психики в оппозиции к психике животных; как механизм, процесс или

состояние. Не очерчены функциональные границы сознания; для каждого

направления психологии они свои. Учёный предлагает рассматривать

сознание как механизм формирования и проверки гипотез относительно

стихийно

изменяющейся

внешней

действительности

способность,

критически необходимая для такого сложно устроенного организма, как

человек: «Сознание создаёт гипотетический мир и сравнивает его с тем, что

есть в нашем мозгу, в нашем организме. Это — механизм-имитатор. Но

именно

благодаря

сознанию

люди

вырабатывают

представления

об

устройстве Вселенной и социума, об истине, добре, красоте, а также о самом

себе, бессознательном, равносторонних треугольниках и многих других

абстрактных вещах, которые никак не могут быть даны в непосредственном

опыте» (М. И. Иванов, ук. соч., 16).

Э. Б. Маркарян в статье «Язык как способ существования сознания»

говорит о сознании как о выражаемом в словах и только в словах и, таким

образом, фактически привязывает понятие сознания к понятию языка:

«Сознание

не

имеет

иного

бытия,

кроме

как

в

языке

<…>

Нам

непосредственно дан только язык, и только в нём — содержание сознания»

(Э.

Б.

Маркарян.

Язык

как

способ

существования

сознания

//

Методологические проблемы анализа языка, 1975: 4—5). Подобное суждение

звучит смело, но в нём безусловно заключена доля истины — существование,

развитие

и

формирование

языка

непосредственно

зависит

от

функционирования механизмов сознания. Появление в лингвистике такого

понятия,

как

«языковое

сознание»,

интенсивное

развитие

психолингвистической и когнитивно-лингвистической парадигмы во второй

половине XX в., а также успешное применение этой парадигмы в описании

различных языковых явлений и феноменов лишь подтверждает данный факт.

Сложность

изучения

проблемы

сознания

заключается

в

особенностях самого объекта изучения: «явление, которое есть и которое в то

же время нельзя ухватить, представить как вещь» (Мамардашвили, 1999:

149).

Сознание

как

«феномен

самоочевидности»

в

рамках

феноменологического

подхода

многогранно,

многоуровнево,

обладает

протяжённостью

и

дискретностью.

Исследователями

подчёркивается

«невозможность полного и адекватного анализа сложного психоментального

явления изнутри и однозначного очерчивания его границ» (цит. по Алфёрова,

2005: 11).

В современной философии сознание трактуется как рефлексивная

категория, зачастую отождествляется с осознанием человеческого бытия и

окружающей действительности, результатами познания (т. е. знанием) или

процессом осознания одной связи за другой, перехода от одного явления к

другом. При этом под «сознанием» понимается не психическая способность

(как в психологии и психолингвистике), а фундаментальный способ, которым

человек соотнесён со своим предметом и миром вообще. В процессе

разработки

теории

сознания

философы

руководствуются

принципом

детерминизма, категорией мотивации. При этом анализируются социальные

явления

и

процессы

психического

мышления:

отражение,

познание,

осмысление, образование знания и т. п.

Определённую роль для формирования и развития теории сознания

сыграли работы В. П. Зинченко. Учёным подробно рассматриваются

структура, механизмы и результаты работы сознания, а также выделяются

три слоя его существования: бытийный, рефлексивный и духовный. Все

уровни взаимопроницаемы и находятся в отношениях комплементарной

дистрибуции. Бытийный слой операционально техничен, он основывается на

стереотипах,

схемах

и

архетипах.

Он

образован

так

называемой

«биодинамической

тканью

движения»

(термин

Н.

А.

Берштейна)

и

чувственной тканью образа. Биодинамическая ткань, по мнению Зинченко,

является

наблюдаемой

и

рефлексируемой

формой

живого

движения.

Чувственная ткань — строительный материал образа. Она непосредственно

не наблюдается, а диагностируется только экспериментально. В. П. Зинченко

считает, что оба вида ткани тесным образом связаны со значением и

смыслом. Мир идей и понятий соотносится учёным со значением, мир

эмоций и ценностей — со смыслом, мир деятельности — с биодинамической

тканью, мир образов и представлений — с чувственной тканью (Зинченко,

1991: 15—36). Третий, духовный уровень, выделяется учёным в более

поздних работах, в рамках которых он несколько пересматривает иерархию

слоёв сознания и вместо рефлексивного уровня выдвигает на первый план

духовный уровень, в котором человеческая субъективность «представляет

человеческое Я в его разных модификациях и ипостасях» (цит. по Алфёрова,

2005: 15).

Среди

основных

функций

сознания

учёный

выделяет

отражательную, регулятивно-оценочную, креативную и рефлексивную. При

этом исследователем оговаривается, что выделение слоёв внутри сознания

весьма условно, как и трактовка его «как смысловой и в высшей степени

динамической системы» » (цит. по Алфёрова, 2005: 16).

Л. С. Выготский говорит о целостном, системном, смысловом

строении сознания, подчёркивая единство его процессов и содержаний,

явлений и функций.

А. Н. Леонтьев, в свою очередь, соотносит сознание с картиной

мира: «сознание — открывающаяся субъекту картина мира, в которую

включён он сам, его действия и состояния. Сознание человека — это

внутреннее движение его образующих, субстанцией сознания является

деятельность человека» (Леонтьев, 1975: 125). В характеристике феномена

сознания А. Н. Леонтьев подчёркивает его системность и описывает его

психологическую структуру, включающую значения, личностный смысл и

чувственную ткань. Чувственная ткань придаёт реальность сознательной

картине мира. Тейар де Шарден (Тейяр де Шарден, 1955: 6—9) наделяет

сознание такими качествами, как способность мыслить, творить, производить

ментальные

операции

абстрагирования,

обобщения

и

осуществлять

рефлексию. Рефлексия, по мнению философа — это центральный феномен

человеческой психики, присущий сознанию. Таким образом, с сознанием

связываются высшие формы психического функционирования.

Согласно С. Л. Рубинштейну, сознание — это психическая

деятельность, состоящая в рефлексии мира и самого себя. «Единицей»

сознательного

действия

является

целостный

акт

отражения

объекта

субъектом, включающий единство двух противоположных компонентов:

знания и отношения (цит. по Алфёрова, 2005: 12).

Итак, классические психологи и философы указывают на то, что

сознание

является

функциональным

феноменом.

Однако,

отсутствие

разграничения между моделью и феноменом ведёт к неоднозначности

понимания структуры сознания.

Языковые парадоксы.

Рассматривая научные изыскания, посвящённые природе языка,

можно

выделить

три

основных

проблемы

(парадокса),

к

которым

обращаются исследователи:

Проблема 1

язык способен к передаче значений, несмотря на то,

что значения не могут быть непосредственно выражены языковыми

средствами. К данной проблеме обращался ещё Л. Витгенштейн, утверждая,

что значение не существует отдельно от употребления. По мнению

философа, «психическая составляющая у значения практически исчезает».

Наиболее резко о значении высказываются представители бихевиоризма —

например, Дж. Дьюи, утверждавший, что «значение не является психической

сущностью, а является свойством поведения» (цит. по Аллахвердов, 2003:

138). Однако, уже когнитивные психологи обращают внимание на значение

как на одну из главных ментальных сущностей: «Сегодня неуместно

отказывать значению в праве претендовать на центральное положение в

психологической

теории

на

основании

его

“туманности”

или

“неопределённости”» (цит. по Аллахвердов, 2003: 138). Суждения о

туманности значения как психической сущности вызваны тем, что значение

любого знака лежит за пределами самого языка, который, по словам А.

Потебни,

выражает

«первоначальные

доязычные

элементы

мысли»

(Кацнельсон, 2001: 59). Таким образом, любое понятие или определение не

может являться полностью исчерпывающим.

А. Вежбицкая, вслед за Г. Лейбницем с его концепцией «смысловых

атомов», утверждает, что проблему можно решить составлением общего для

всех

языков

списка

неопределяемых,

«первоначальных»

понятий

«семантических примитивов».

По

мнению Вежбицкой,

семантические

примитивы

можно

обнаружить

эмпирически

они

обязательно

присутствуют

во

всех

языках

мира.

Среди

наиболее

достоверных

претендентов на роль этих элементарных смысловых единиц она выбирает

такие: я, ты, некто, нечто, этот, думать, хотеть, чувствовать, сказать.

Исходный список содержал 13—14 примитивов, затем их количество стало

возрастать, и на данный момент составляет около 70. Расширение списка, по

мнению

учёного,

связано

с

расширением

фронта

поисков

и

совершенствованием теоретического анализа (Вежбицкая, 1993: 191).

Откуда возникают эти примитивы? Ответ Вежбицкой: они носят

врождённый характер, являясь частью генетического наследства человека

(Вежбицкая, 1999: 17). Отечественный исследователь С. Гусев использует

аналогичные объяснения: допуская правоту гипотезы Дж. Пирса о том, что

объем словарей у разных народов одинаков, учёный поясняет: «Поскольку с

анатомо-физиологической

стороны

все

люди

достаточно

одинаковы,

постольку и число словоформ, употребляемых ими, может быть сходным,

выражая количество нервных ячеек, задействованных в интеллектуальных

действиях» (Гусев, 2002: 153). Однако, ни исследования Вежбицкой, ни

исследования

Гусева

не

подтверждают

данную

точку

зрения

экспериментально.

Несмотря

на

недоказуемость

утверждений

Вежбицкой

о

генетической природе семантических примитивов, её работы по выделению

слов, относящихся к устойчивому общему ядру всех языков мира, и

описанию с их помощью всего словарного запаса каждого языка (иными

словами — универсализации понятийного аппарата языков мира), нашли

применение в лексикографии. «Естественный семантический метаязык»

Вежбицкой

«оказался сильным инструментом для описания тонких

смысловых оттенков» (Фрумкина, 2001: 54).

Как пишет В. Ф. Петренко, значения «нераздельно связаны с

другими образующими человеческого сознания: личностным смыслом,

чувственной тканью, эмоциональной окрашенностью» (Петренко, 1997: 71).

Все части, образующие человеческое сознание, не исчерпываются словесным

описанием и далеко не всегда осознаются самим носителем сознания.

Следовательно, никакое словесное описание не способно передать то

значение, которое вызывается словом в сознании. Пользуясь терминологией

У.

Джеймса,

можно

сказать,

что

осознаваемая

часть

значения

сопровождается

«неосознаваемыми

психическими

обертонами».

Тайна

значения заключается в том, что оно «нигде не находится» — «ни в слове, ни

в идее, ни в понятии, ни в вещи, о которой мы говорим» (Нагель, 2001: 41).

Значения знаков существуют только в воспринимающем их сознании

(словами Аристотеля — в «изменении душевного состояния»), но и там

осознаются не полностью. «Многие авторы любят цитировать знаменитое

“Мысль изречённая есть ложь”, что именно и подразумевает: в наших

вербальных изречениях всегда присутствует хоть и осознаваемый, но

невербализуемый остаток. Ф. И. Тютчев в цитируемом стихотворении прямо

пишет

о

невозможности

“сердцу

высказать

себя”.

“Понимание

молчаливо... настоящее — неназываемо“, — вторит ему А. Вознесенский»

(Аллахвердов, 2004: 140).

Филолог Е. Г. Эткинд выражает эту же мысль более точно: значение

слова складывается из главного и вторичных смыслов, а также из различных

семантических оттенков, и зависит как от выбранного стиля изложения, так и

от возникающих ассоциаций (обязательных и факультативных, отчётливых и

зыбких, в форме намёка, эмоционального сигнала, мистического символа, и

т. п.). Более того, даже «звуковая материя слова участвует в построении

содержания: длина слова и составляющие его звуки, место ударения,

соотношение согласных и гласных, открытые или закрытые гласные,

плавные или взрывные согласные, звукоподражательные свойства — все эти

фонетические элементы оборачиваются смысловыми» (Эткинд, 1998: 185—

186).

Это

подтверждается

и

психологическими

исследованиями:

так,

например, было показано, что случайно присутствующие внутри слова

осмысленные части, никак не связанные по смыслу с самим исходным

словом (таковы, например, мель в слове карамель; сталь в слове ностальгия,

стон в слове эстонец и пр.) обычно испытуемыми не осознаются, но при этом

все

же

воспринимаются

и

влияют

на

их

последующее

поведение

(Аллахвердов, 1993: 48—60).

Следствие проблемы 1: Язык, призванный эксплицировать (явно

выражать) мысли, опирается на нечто имплицитное (явно не выражаемое).

Любая фраза понимается индивидом только при наличии многочисленных

молчаливых

допущений,

названных

в

лингвистической

терминологии

пресуппозициями (Залевская, 1999: 271—272). «Пресуппозиция — пишет

психолингвист М. Х. Шхапацева — это общий фонд знаний, общий опыт,

общий тезаурус, общие предварительные сведения, которыми обладают

коммуниканты» (Шхапацева, 2006: 174). Количество пресуппозиций для

каждого отдельного предложения не поддаётся подсчёту, поскольку любая

пресуппозиция сама является предложением, а, следовательно, содержит

свои собственные пресуппозиции (Кифер Ф. О пресуппозициях // Новое в

зарубежной лингвистике, №8, 1978: 367).

Проблема 2 — понятия языка являются абстрактными отражениями

действительности, т. е. эти понятия отражают то, чего в окружающем мире

не

существует.

(На

наш

взгляд,

проблема

свойственна

не

только

естественным языкам, использующимся для межличностной коммуникации,

но и такому искусственному языку, как язык математики. То, что

математические сущности и концепции существуют в их собственном,

внефизическом и вневременном «идеальном» мире совершенных форм,

подметил ещё античный философ Платон.) По словам В. фон Гумбольдта,

одного из основателей языкознания, «язык представляет нам не сами

предметы, а всегда лишь понятия о них, самодеятельно образованные духом

в процессе языкотворчества» (Гумбольдт, 1984: 103). С ним соглашается С.

Гордон — по его мнению, если в письменности «изображать каждый

конкретный предмет или действие, то это будет уже не письменность, а

изобразительное искусство» (Гордон, 2002: 39—40). Другие современные

авторы поясняют: «Если мы будем строго называть каждую вещь своим

индивидуальным именем, то количество слов окажется неограниченным, и,

следовательно, язык будет практически непригоден к использованию»

(Курпатов, Алёхин, 2002: 101).

Проблема 3 — значения передаются от одного носителя к другому

в

результате

предварительной

договорённости,

но

достижение

этой

договорённости возможно только с помощью языка. В естественных языках

связь «знак — значение» может быть совершенно произвольной и

немотивированной, на что указывает Ф. де Соссюр: «Не существует языков,

где нет ничего мотивированного; но немыслимо себе представить такой язык,

где мотивировано было бы всё» (Ф. де Соссюр, 1998: 128). По мнению

учёного, существуют такие языки, где «немотивированность достигает

своего максимума», и другие языки, «где она снижается до минимума». В

целом же, произвольность связи означаемого и означающего является для Ф.

де Соссюра краеугольным принципом, лежащим в основе лингвистики.

Немотивированная связь «знак — значение» может удерживаться

«лишь в силу соглашения», утверждал античный философ Аристотель

(Аристотель, 1978: 94). Э. Сепир по-своему воспроизводит эту точку зрения:

«Мы видим, слышим и вообще воспринимаем окружающий мир именно так,

а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его

интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества»

(Сепир, 1993: 261). В современной лингвистике используется другой термин

конвенциализация. Конвенциализация — это негласная коллективная

договорённость выражать свои мысли строго определённым образом

(Рахилина, 1998: 283). Однако, сама возможность такого соглашения между

индивидами

обеспечивается

обменом

знаками

следовательно,

договорённость не могла состояться без заранее согласованного значения

слов (знаков).

По словам У. Матураны, «если бы биологическая функция языка

состояла в передаче информации, то для того, чтобы он мог возникнуть в

процессе эволюции, необходимо было бы предварительное существование

функции денотации, из которой и могла бы развиться символическая система

передачи информации.

Но именно функцию денотации

и требуется

объяснить в первую очередь с точки зрения её происхождения в процессе

эволюции» (Матурана, 1996: 95—142). Учёный предлагает оригинальный

способ решения данного парадокса — соглашение достигается благодаря

априорной

способности

организмов

одного

вида

воспринимать

немотивированные

действия

друг

друга

как

сообщения,

наделённые

значением. Связь же устанавливается и поддерживается в силу круговой

организации живых систем; каждая последовательность событий в такой

системе

организована

«в

виде

замкнутого

казуального

процесса,

допускающего

эволюционные

изменения

в

способе

поддержания

кругообразности, но не допускающего утраты самой кругообразности».

Иными словами, исходя из свойства системы, однажды возникнувшая связь

реплицируется вновь и вновь.

Аналогичный

подход

к

решению

проблемы

предлагает

палеопсихолог Б. Поршнев — по его мнению, причиной возникновения

речевого общения в филогенезе стала необходимость для неоантропов

(неоантропы

букв.

«новые

люди»,

наиболее

приближённый

к

современному человеку и являющийся его непосредственным предком класс

ископаемых человекообразных обезьян) каким-либо способом защититься от

суггестивного воздействия людоедов-архантропов (архантроп — древнейший

ископаемый

человек;

в

противоположность

неоантропу,

обладал

примитивной

социальной

организацией).

Таким

способом

становится

использование немотивированных действий-знаков; практика осуществления

контрсуггестии

подобного

рода

постепенно

образует

навык

взаимозависимых действий, лишённых, в силу своей неадекватности, какого-

либо иного содержания, кроме взаимозависимости. Эти действия и являются

началом становления речи (Поршнев, 1974: 110—111). Гораздо более

простое решение предлагает философ языка А. Блинов: возникновение речи

обусловлено ошибочной верой всех участников общения в «осмысленность

физических медиаторов общения», которая «с успехом заменяет само

отсутствующее свойство осмысленности» (Блинов, 1996: 9). Однако, все три

исследователя сходятся в том, что возникновение и развитие языка имеет

сугубо эволюционный характер.



В раздел образования