Напоминание

Антонимы


Автор: Фенина Алина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №250 Кировского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: Антонимы
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Антонимы.

Цели урока: познакомить с содержанием понятия «антонимы», функцией антонимов в

речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес.

Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная

инициатива.

Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез

знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и

другими учениками.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Оборудование: учебник русского языка (1 ч) Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.

Ход урока

1.

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите пословицу «Ученье

свет,

а

неученье

тьма».

Как

вы

объясните

её

смысл?

ней

подчеркивается значение образования,

польза

знаний,

а,

следовательно,

необходимость учиться).

Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы открыли для себя много знаний (и не только

сегодня), чтобы всегда вы открывали для себя какие-то знания. Пусть эта пословица

сегодня будет нас сопровождать в течение урока.

Давайте откроем свои тетради и запишем сегодняшнее число.

2.

Лексический диктант «Угадай слово»

Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

1.

Раздел науки о языке, изучающий лексику.

2.

Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и

написанию.

3.

Слова, имеющие одно лексическое значение.

4.

Слова, имеющие несколько лексических значений.

Ответы: лексикология, синонимы, однозначные, многозначные.

3.

Введение в тему.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах,

близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык

необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют

противоположное значение.

Учащимся предлагается прочитать два текста:

Антон серьёзно отнёсся к процессу

подготовки к контрольной работе. Он

хорошо выучил правила, на уроках был

активен,

всегда

выполнял

домашнее

задание. Во время контрольной работы

был

сосредоточен

и

внимателен,

правильно сделал все задания, поэтому

получил пять. Антон был очень доволен, а

родители – счастливы.

Антон

легкомысленно

отнёсся

к

процессу подготовки к контрольной работе.

Он плохо выучил правила, на уроках был

пассивен,

редко

выполнял

домашнее

задание. Во время контрольной работы был

рассеян

и

невнимателен,

неправильно

сделал все задания, поэтому получил два.

Антон был очень недоволен, а родители –

огорчены.

Какой текст вам понравился больше?

В каком из вариантов вам хотелось бы оказаться на месте главного героя?

Можем ли мы сказать, что перед нами два абсолютно разных текста? (да)

Какие слова делают их такими противоположными? Как называются эти слова?

(антонимы)

Это антонимы (анти – против, онима – имя). В каких ещё словах встречается такая же

приставка? Греческая приставка АНТИ-

встречается во многих словах: антивирус,

антибиотики.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».

4.

Определение целей урока

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Что мы должны сегодня сделать?

(УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АНТОНИМОВ В УСТНОЙ И

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ).

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать

антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со

словарями.

5.

Работа с теоретическим материалом учебника

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов. Чтение теоретического

материала. Запись в тетрадь определения.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи!

6.

Усвоение новых знаний

(Учитель у доски, а дополняет ученик).

Давайте попробуем подобрать антонимы к данным словам.

Мягкий хлеб – черствый,

мягкий диван – жесткий,

мягкий свет – резкий,

мягкий климат – суровый

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

То есть, если у слова несколько значений, значит и антонимов будет несколько.

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов (письменно у доски).

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

7.

Решение грамматических задач

Ребята, давайте немного отдохнем. Сейчас я буду читать вам начало пословиц, а

вы попробуете подобрать по смыслу верное продолжение. Не забывайте, мы сегодня

изучаем антонимы.

Продолжите пословицы:

Любишь брать, люби отдавать.

Иди вперёд, а оглядывайся назад.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Мир строит, а война – разрушает.

Знай больше, говори – меньше.

По одёжке встречают – по уму провожают

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Легко сказать, да трудно сделать.

Мягко стелет, да жёстко спать.

В глаза не хвали, а за глаза не кори.

Сытый голодного не разумеет.

За маленьким погнался, а большое потерял.

Меньше говори, а больше делай.

Во всех этих пословицах мы что видим? (антонимы).

Объясните смысл данных пословиц

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного

отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (почти все).

А в какой ещё пословице есть антонимическая пара, к которой мы уже сегодня в

начале урока обращались? ( «Ученье – свет, а неученье – тьма»). Назовите в ней антонимы.

(В ней две пары антонимов).

Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (письменно)

Слово

Синоним

Антоним

знойный

жаркий

холодный

быстрый

скорый

медленный

древний

старый

молодой

тяжёлый

грузный

лёгкий

пустой

полный

8.

Самостоятельная работа (письменно)

К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий

злой

честь

холодный

редкий

незнакомый

правдивый

новый

узкий

молчать

известный

дальний

говорить

ложный

активный

густой

старый

бесчестье

горячий

широкий

Добрый

пассивный

9.

Рефлексия. Подведение итогов (3 мин.)

Давайте подведём итоги. Скажите, пожалуйста:

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

-Для чего, зачем нужны антонимы? Употребление антонимов, как и синонимов,

делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Спасибо, ребята! Вы прекрасно справились! Домашнее задание: упр.372



В раздел образования