Автор: Винокурова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева.
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: научно - методическая разработка
Тема: Перестройка в СССР (1985-1991): за и против.
Раздел: полное образование
Винокурова Ольга Дмитриевна
учитель истории
МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева, г.Нерюнгри,
Республика Саха (Якутия)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР (1985-1991): ЗА И ПРОТИВ».
Специфика, уникальность данного урока, его особое предназначение
заключаются в организации образовательного процесса с учётом требований
ФГОС:
А) дискуссионный семинар - активная, творческая форма занятия;
Б) групповая деятельность способствуют формированию
коммуникативных компетенций обучающихся;
В) занятие имеет исследовательский характер: учащиеся определяют
актуальность,
объект,
гипотезу
исследования,
на
основе
изучения
документальных
материалов,
дополнительной
литературы
решают
поставленную перед ними проблемную ситуацию;
Г) на уроке используются современные педагогические технологии: ИКТ,
технология
критического
мышления,
проблемное
обучение,
групповая,
исследовательская деятельность;
Д) роль учителя: консультант. Учащиеся получают шанс на
самостоятельный творческий успех.
Цель урока: формирование универсальных учебных действий
1) личностных:
а) в рамках когнитивного компонента - основы социально-критического
мышления;
б) в рамках ценностного и эмоционального компонентов - уважение к личности
и её достоинству.
2) коммуникативных: организовывать и планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия.
3)
познавательных:
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление причинно - следственных связей.
4)
регулятивных:
устанавливать
целевые
приоритеты,
осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: дискуссионный семинар.
Вид
деятельности
учащихся:
групповая
работа,
анализ
исторических
документов,
исследование,
оценка
исторических
событий,
составление
кластера.
Используемые
технологии:
ИКТ,
технология
критического
мышления
(аквариум), проблемное обучение, групповая, исследовательская деятельность.
Уровень деятельности учащихся: продуктивный.
Роль учителя: консультант.
Основные
понятия:
перестройка,
ускорение,
гласность,
реабилитация,
демилитаризация, демократизация общества, политика «нового мышления».
Межпредметная связь: обществознание, тема «Форма государства».
Оборудование урока:
Атлас «Россия в 20 веке»;
Презентация «М.С.Горбачёв»;
Портрет М.С.Горбачёва;
выставка книг о перестройке;
раздаточный материал;
макет таблицы «Политика перестройки в СССР ».
Опережающее задание: каждая группа готовит к уроку факты «за» и «против» в
оценке политики перестройки М.С.Горбачёва.
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация
(минуты)
1.
Организационный момент
1
2.
Вступление учителя. Постановка проблемы.
3
3.
Творческая работа учащихся в группах
15
4.
Обсуждение проблемного задания, дискуссия
15
5.
Оценка творческой дискуссии группой экспертов
4
6.
Рефлексия
5
7.
Подведение итогов
2
Ход урока:
1. Вступление учителя (актуализация), создание позитивного эмоционального
состояния учащихся в начале урока.
Интерактивная технология критического мышления - «аквариум».
Вызов (цель - заинтересовать, мотивировать, показать ожидаемые результаты).
Михаил Сергеевич Горбачёв - один из государственных деятелей СССР 20
века. Его имя всегда вызывает споры, противоречивые и взаимоисключающие
оценки: М.С.Горбачёв - ничтожный политик против государственника –
демократа, проводник западной политики в Советском Союзе против патриота.
Одни называют М.С.Горбачёва отцом демократической России,
другие
разрушителем великой Советской державы.
Сегодня на уроке мы исследуем
государственную политику перестройки
М.С.Горбачёва, различные оценки его личности и деятельности. Результатом
творческой работы в группах будет кластер «Политика перестройки в СССР».
Наша задача:
определить сущность, основные направления, результаты,
последствия политики перестройки М.С.Горбачёва. Демонстрация презентации.
Слайд №2, 3.
Деятельность М.С.Горбачёва как государственника может быть оценена с
учётом исторических условий, особенностей того периода.
Оценка политики перестройки должна быть объективной, учитывающей её
положительные и негативные последствия.
Для разрешения вышеуказанной проблемной ситуации нам необходимо
вспомнить: что мы уже знаем по этой проблеме?
Краткие выступления обучающихся:
1.
Личность М.С.Горбачёва, слайд № 4 .
2.
Политико – экономические обоснования политики перестройки, слайды
№5-6.
Вид вашей деятельности - работа в группах. Деятельность творческих команд
будет оценивать группа экспертов на
основании оценочных
листов с
критериями. Оценочные листы вам представляются.
Желаю творческих успехов!
2. Творческая работа учащихся в группах (исследовательский метод).
Формируются
комбинированные
группы
с
учётом
индивидуальных,
личностных особенностей учащихся.
Группы работают под руководством заранее избранного ими капитана.
На доске представлены задания для анализа, обсуждения в группах,
незаполненный макет таблицы
«Политика перестройки в СССР».
Задания:
1 группа: документ «Реформы политической системы СССР: цель, этапы,
итоги».
Задание: определить объективные предпосылки, цель, основные направления,
этапы, итоги реформы политической системы СССР.
2 группа: документ «Экономические реформы в период перестройки».
Задание: определить цель, методы, итоги экономических реформ в период
перестройки.
3 группа: документ «Политика гласности».
Задание: определить цель, основные направления, итоги политики гласности
М.С.Горбачёва
4 группа: документ «Диалектика нового мышления».
Задание: определить основные положения диалектики нового мышления, этапы
реализации данной политики, результаты, последствия.
5 группа – эксперты. Данная группа формируется из учащихся, которые учатся
на «отлично». В группе формируются подгруппы для анализа, оценки
деятельности
групп
по
вышеуказанным
заданиям.
Данной
группе
предоставляются все документы.
4. Творческая дискуссия.
(Интерактивная технология – проблемно -дискуссионная форма урока).
В ходе коллективного обсуждения группы:
- представляют итоги совместной деятельности (выступление представителя
группы);
- заполняют таблицу №1 «Политика перестройки в СССР», согласно решению
поставленной перед ними проблемы, подготовленной презентации;
Таблица №1. Политика перестройки в СССР
проблема
содержание
Ваше отношение,
оценка
1. Реформы политической системы СССР:
цель, этапы, итоги
2. Экономические реформы в период
перестройки
3. Политика гласности
4. Диалектика нового мышления
- задают заранее продуманные опросы другим участникам дискуссии.
5. Деятельность группы экспертов: оценка деятельности групп на основании
оценочных листов с критериями.
Таблица №2. Критерии оценок
Критерий оценки
Группа
№1
Группа
№2
Группа
№3
Группа
№4
(+2)
представлена
информация,
основанная
на
фактах
(+1) умение начать дискуссию
(+2) умение высказать своё личное мнение на
основании аргументов
(+2)продвинуть дискуссию вперёд
(+2) работа в команде
(+1) обращать внимание на ошибки
(-2) Высказаться не на тему
(-3)Держать монополию на дискуссию (свыше 30
секунд)
(-2) Препятствовать выступлению других лиц в
дискуссии
(-3)
Личная
атака
(критические
замечания
персонального характера)
ВСЕГО ОЧКОВ
Таблица №3. Перевод баллов на оценки
Всего баллов
Оценка
10
5
7 - 9
4
4 - 5
3
1 - 3
2
6. Рефлексия (цель - анализ информации, творческая переработка).
Задание: Применяя информацию, полученную в ходе дискуссии и используя
формулу ПОПСа, где
П – позиция «Я думаю, что…»
О – обоснование «Потому что…»
П – пример «Это можно подтвердить тем, что…»
С – суждение «Таким образом…»
7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
Объявление отметок на основании оценочных листов.
Домашнее задание:
1.
Виновна ли перестройка и проводившие её люди в распаде СССР?
2.
Нужна ли была подаренная перестройкой демократия советскому и
российскому обществу?
3.
Можно ли было избежать ошибок перестройки?