Напоминание

Перестройка в СССР (1985-1991): за и против.


Автор: Винокурова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева.
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: научно - методическая разработка
Тема: Перестройка в СССР (1985-1991): за и против.
Раздел: полное образование





Назад




Винокурова Ольга Дмитриевна

учитель истории

МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева, г.Нерюнгри,

Республика Саха (Якутия)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР (1985-1991): ЗА И ПРОТИВ».

Специфика, уникальность данного урока, его особое предназначение

заключаются в организации образовательного процесса с учётом требований

ФГОС:

А) дискуссионный семинар - активная, творческая форма занятия;

Б) групповая деятельность способствуют формированию

коммуникативных компетенций обучающихся;

В) занятие имеет исследовательский характер: учащиеся определяют

актуальность,

объект,

гипотезу

исследования,

на

основе

изучения

документальных

материалов,

дополнительной

литературы

решают

поставленную перед ними проблемную ситуацию;

Г) на уроке используются современные педагогические технологии: ИКТ,

технология

критического

мышления,

проблемное

обучение,

групповая,

исследовательская деятельность;

Д) роль учителя: консультант. Учащиеся получают шанс на

самостоятельный творческий успех.

Цель урока: формирование универсальных учебных действий

1) личностных:

а) в рамках когнитивного компонента - основы социально-критического

мышления;

б) в рамках ценностного и эмоционального компонентов - уважение к личности

и её достоинству.

2) коммуникативных: организовывать и планировать учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы

взаимодействия.

3)

познавательных:

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление причинно - следственных связей.

4)

регулятивных:

устанавливать

целевые

приоритеты,

осуществлять

познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и

познавательных задач.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: дискуссионный семинар.

Вид

деятельности

учащихся:

групповая

работа,

анализ

исторических

документов,

исследование,

оценка

исторических

событий,

составление

кластера.

Используемые

технологии:

ИКТ,

технология

критического

мышления

(аквариум), проблемное обучение, групповая, исследовательская деятельность.

Уровень деятельности учащихся: продуктивный.

Роль учителя: консультант.

Основные

понятия:

перестройка,

ускорение,

гласность,

реабилитация,

демилитаризация, демократизация общества, политика «нового мышления».

Межпредметная связь: обществознание, тема «Форма государства».

Оборудование урока:

Атлас «Россия в 20 веке»;

Презентация «М.С.Горбачёв»;

Портрет М.С.Горбачёва;

выставка книг о перестройке;

раздаточный материал;

макет таблицы «Политика перестройки в СССР ».

Опережающее задание: каждая группа готовит к уроку факты «за» и «против» в

оценке политики перестройки М.С.Горбачёва.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

(минуты)

1.

Организационный момент

1

2.

Вступление учителя. Постановка проблемы.

3

3.

Творческая работа учащихся в группах

15

4.

Обсуждение проблемного задания, дискуссия

15

5.

Оценка творческой дискуссии группой экспертов

4

6.

Рефлексия

5

7.

Подведение итогов

2

Ход урока:

1. Вступление учителя (актуализация), создание позитивного эмоционального

состояния учащихся в начале урока.

Интерактивная технология критического мышления - «аквариум».

Вызов (цель - заинтересовать, мотивировать, показать ожидаемые результаты).

Михаил Сергеевич Горбачёв - один из государственных деятелей СССР 20

века. Его имя всегда вызывает споры, противоречивые и взаимоисключающие

оценки: М.С.Горбачёв - ничтожный политик против государственника –

демократа, проводник западной политики в Советском Союзе против патриота.

Одни называют М.С.Горбачёва отцом демократической России,

другие

разрушителем великой Советской державы.

Сегодня на уроке мы исследуем

государственную политику перестройки

М.С.Горбачёва, различные оценки его личности и деятельности. Результатом

творческой работы в группах будет кластер «Политика перестройки в СССР».

Наша задача:

определить сущность, основные направления, результаты,

последствия политики перестройки М.С.Горбачёва. Демонстрация презентации.

Слайд №2, 3.

Деятельность М.С.Горбачёва как государственника может быть оценена с

учётом исторических условий, особенностей того периода.

Оценка политики перестройки должна быть объективной, учитывающей её

положительные и негативные последствия.

Для разрешения вышеуказанной проблемной ситуации нам необходимо

вспомнить: что мы уже знаем по этой проблеме?

Краткие выступления обучающихся:

1.

Личность М.С.Горбачёва, слайд № 4 .

2.

Политико – экономические обоснования политики перестройки, слайды

№5-6.

Вид вашей деятельности - работа в группах. Деятельность творческих команд

будет оценивать группа экспертов на

основании оценочных

листов с

критериями. Оценочные листы вам представляются.

Желаю творческих успехов!

2. Творческая работа учащихся в группах (исследовательский метод).

Формируются

комбинированные

группы

с

учётом

индивидуальных,

личностных особенностей учащихся.

Группы работают под руководством заранее избранного ими капитана.

На доске представлены задания для анализа, обсуждения в группах,

незаполненный макет таблицы

«Политика перестройки в СССР».

Задания:

1 группа: документ «Реформы политической системы СССР: цель, этапы,

итоги».

Задание: определить объективные предпосылки, цель, основные направления,

этапы, итоги реформы политической системы СССР.

2 группа: документ «Экономические реформы в период перестройки».

Задание: определить цель, методы, итоги экономических реформ в период

перестройки.

3 группа: документ «Политика гласности».

Задание: определить цель, основные направления, итоги политики гласности

М.С.Горбачёва

4 группа: документ «Диалектика нового мышления».

Задание: определить основные положения диалектики нового мышления, этапы

реализации данной политики, результаты, последствия.

5 группа – эксперты. Данная группа формируется из учащихся, которые учатся

на «отлично». В группе формируются подгруппы для анализа, оценки

деятельности

групп

по

вышеуказанным

заданиям.

Данной

группе

предоставляются все документы.

4. Творческая дискуссия.

(Интерактивная технология – проблемно -дискуссионная форма урока).

В ходе коллективного обсуждения группы:

- представляют итоги совместной деятельности (выступление представителя

группы);

- заполняют таблицу №1 «Политика перестройки в СССР», согласно решению

поставленной перед ними проблемы, подготовленной презентации;

Таблица №1. Политика перестройки в СССР

проблема

содержание

Ваше отношение,

оценка

1. Реформы политической системы СССР:

цель, этапы, итоги

2. Экономические реформы в период

перестройки

3. Политика гласности

4. Диалектика нового мышления

- задают заранее продуманные опросы другим участникам дискуссии.

5. Деятельность группы экспертов: оценка деятельности групп на основании

оценочных листов с критериями.

Таблица №2. Критерии оценок

Критерий оценки

Группа

№1

Группа

№2

Группа

№3

Группа

№4

(+2)

представлена

информация,

основанная

на

фактах

(+1) умение начать дискуссию

(+2) умение высказать своё личное мнение на

основании аргументов

(+2)продвинуть дискуссию вперёд

(+2) работа в команде

(+1) обращать внимание на ошибки

(-2) Высказаться не на тему

(-3)Держать монополию на дискуссию (свыше 30

секунд)

(-2) Препятствовать выступлению других лиц в

дискуссии

(-3)

Личная

атака

(критические

замечания

персонального характера)

ВСЕГО ОЧКОВ

Таблица №3. Перевод баллов на оценки

Всего баллов

Оценка

10

5

7 - 9

4

4 - 5

3

1 - 3

2

6. Рефлексия (цель - анализ информации, творческая переработка).

Задание: Применяя информацию, полученную в ходе дискуссии и используя

формулу ПОПСа, где

П – позиция «Я думаю, что…»

О – обоснование «Потому что…»

П – пример «Это можно подтвердить тем, что…»

С – суждение «Таким образом…»

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Объявление отметок на основании оценочных листов.

Домашнее задание:

1.

Виновна ли перестройка и проводившие её люди в распаде СССР?

2.

Нужна ли была подаренная перестройкой демократия советскому и

российскому обществу?

3.

Можно ли было избежать ошибок перестройки?



В раздел образования