Напоминание

Тема "Развитие эмоционально- волевой сферы старших дошкольников"


Автор: Митрохина Татьяна Михайловна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ №36
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала: Конспект
Тема: Тема "Развитие эмоционально- волевой сферы старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспекты-занятий

развития эмоциональ-

волевой сферы

старших дошкольников

Составитель: Митрохиной Т..М.

Занятие 1. Осваиваем пространство

Цели:

способствовать гармонизации эмоционального состояния;

развивать навыки позитивного социального поведения;

воспитывать чувство защищенности.

Оборудование: дуги и ткань для имитации туннеля; отрезы зеленого, желтого, белого,

прозрачного, голубого, красного цвета; маленькие обручи (по количеству детей) и один большой

обруч; свечка в безопасном подсвечнике; клубки разноцветных ниток, бусинки, шнурки,

камешки, палочки; запись спокойной музыки.

П е д а г о г . Здравствуйте! Я рада всех вас видеть. В этом году нас ждет много открытий,

путешествий, историй, игр. Но сначала нам надо исследовать то место, где мы будем заниматься.

Упражнение «Волшебный туннель»

Педагог. Я открываю дверь в ту комнату. Видите туннель? Нам надо обязательно пройти

через него, чтобы попасть внутрь. Тогда эта комната станет волшебной страной.

Звучит спокойная музыка.

Слышите звуки — волшебная страна зовет нас. Но войти в нее может только тот, кто умеет

слушать то, что происходит вокруг него, кто хочет научиться понимать, что происходит внутри

него, кто хочет найти новых друзей. Подумайте и решите, есть ли среди вас такие дети?

Дети отвечают.

Тогда проходите!

Игра «Земля, небо, огонь, вода»

П е д а г о г . Мы уже в волшебной стране, начинаем наше путешествие. Мы идем по земле.

Земля здесь тоже волшебная: она может постоянно изменяться. Вот мы идем по зеленой мягкой

траве.

Дети идут по зеленой ткани.

А сейчас под ногами теплый песок.

Идут по желтой ткани.

Вдруг выпал снег, и под ногами у нас пушистый, но холодный снежный ковер.

Идут по белой ткани.

Мы подошли к волшебной реке. Вода в ней прозрачная-прозрачная.

Проводят ладонями по голубой ткани.

Какой здесь прекрасный воздух, наполненный удивительными ароматами!

Подбрасывают вверх прозрачную ткань.

Смотрите, огонь, он тоже есть в волшебной стране. Какой он маленький! Но что это с ним?

Налетел ветер и пламя все сильней и сильней поднимается кверху.

Все прикасаются руками к красной ткани, затем педагог набрасывает ткань на детей, которые изображают

язычки пламени.

Игра «Найди свое место»

П е д а г о г . Я вижу, вы уже освоились в волшебной стране. Теперь давайте определим, в

какой из ее областей вы хотели бы жить. Возьмите по маленькому обручу и, выбрав для себя

самое комфортное место в комнате, положите его на пол, обойдите вокруг, осмотритесь. Закрыв

глаза, попробуйте отойти от обруча и вновь приблизиться к нему. Затем, открыв глаза, найдите

его середину и сядьте в центр обруча. Освойтесь там, осмотрите его границы.

Игра «Укрась свой дом»

П е д а г о г . Представьте, что обруч — это ваш дом. Расскажите о нем.

Дети по очереди рассказывают о своем доме, где он расположен, как ребенок чувствует себя в нем.

Теперь мы знаем, как будут выглядеть ваши дома. Подойдите к столу с различными

предметами. Тут есть все, что поможет вам изменить дом: бусинки, шнурки, камешки, палочки.

Выберите себе любые предметы для украшения.

Пока дети выбирают предметы и занимаются украшением своих домов, педагог привязывает к каждому

маленькому обручу клубок ниток.

Игра «Дорога от порога до порога»

П е д а г о г . Молодцы! Какие разные дома у вас получились! Каждый постарался украсить

свой дом. Так и хочется пойти к вам в гости. А вам?

Дети отвечают.

Тогда посмотрите на все обручи и выберите тот обруч-дом, к которому хочется провести

дорогу. Сделайте это с помощью волшебного клубочка.

Дети соединяют свои обручи с помощью ниток, потом ведут «дорогу» к большому обручу, который лежит в

центре комнаты, и снова возвращаются к своему.

Большой обруч в середине комнаты — наш общий дом, в котором мы можем собираться

все вместе. Давайте перенесем в него из своего «дома» любой предмет, как символ того, что здесь

все рады друг другу.

В центр большого обруча педагог ставит свечу. Дети аккуратно переносят в него по одному предмету из

своего обруча.

Наш общий дом стал живым и теплым! Теперь посмотрим на волшебную страну со

стороны. Сколько дорог получилось! Сколько тропинок дружбы уже есть между нами, а сколько

еще предстоит проложить! Мы потрудились на славу! Становитесь в общий круг и, передавая

друг другу свечу, скажите своему соседу добрые, приятные слова.

Занятие 2. Страна Цвета

Цели:

помочь осознать собственные цветовые пристрастия;

развивать воображение;

воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: кружки разных цветов, любые разноцветные предметы (по количеству

детей); альбомы, краски (на каждого ребенка).

П е д а г о г . Здравствуйте! Вам понравилось наше путешествие по волшебной стране на

прошлом занятии?

Дети отвечают.

А сегодня мы посетим страну Цвета.

Педагог. Какие цвета вы знаете? Как вы думаете, зачем нужны разные цвета?

Дети отвечают.

Какое настроение вызывает черно-белый мир?

Дети высказывают различные мнения.

Оказывается, много веков назад других цветов и не знали. Послушайте сказку о том, как

появился разноцветный мир.

Сказка «Как появился разноцветный мир»

Давным-давно, когда весь мир был черным и белым, жили на Земле две могущественные

феи — Темноты и Света.

Фея Света озаряла все вокруг чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то

приходила другая фея — Тьмы и укрывала Землю черным покрывалом. Все предметы

становились черными-пречерными.

Так они сменяли друг друга каждый день. Но вот однажды фея Света решила подарить

Земле краски. Взмахнула своим волшебным лучом и предстали перед ней все цветные феи,

словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая —

розовой, третья — фиолетовой, четвертая — оранжевой...

— Дорогие феи, — сказала могущественная фея Света, — вам предстоит нелегкая работа:

осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной.

Каждая из них стала освещать своими цветными лучами Землю. Вот заголубели васильки

и незабудки, вода и небо. Вот порозовели розы в садах, щечки у детей, рассвет осветил облака в

утреннем небе. Все феи славно потрудились...

И стала Земля разноцветная, нарядная и радостная.

Н.М. Погосова

Понравилась вам сказка? Что интересного вы узнали?

Дети отвечают.

Игра «Феи и их чудеса»

П е д а г о г . Назовите свой любимый цвет и выберите соответствующий кружок. Теперь

это ваша волшебная палочка, а вы — фея этого цвета. Представьте, что вы, сотканные из

сверкающих искорок, тоже были в той сказке и осветили своим цветным лучом Землю. Какую

работу вы совершили и что еще хотели бы окрасить в данный цвет.

Дети отвечают.

Игра «Конфетный дождь»

П е д а г о г . С помощью вашего волшебства, мои цветные дети, над нами появилось

разноцветное конфетное облако. Над каждым из нас оно проливает цветной дождь. Дождинки

превращаются в конфеты, тоже разноцветные — зеленые, красные, коричневые, оранжевые... Я

думаю, что зеленая конфета будет мятной. А ваши конфеты какие?

Дети рассказывают, какого цвета конфеты могут падать на Землю и какой у них вкус.

Упражнение «Цветик-семицветик»

П е д а г о г . Помните сказку про Цветик-семицветик?

Дети отвечают.

Это непростой цветок. Он имеет волшебные свойства — исполнять желания. Каждый

человек о чем-то мечтает. Расскажите, о чем вы мечтаете, что бы вы пожелали себе, своей семье,

другу.

Дети перечисляют пожелания, называя определенный лепесток Цветика-семицветика.

Упражнение «Мою руки»

Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Мыло бывает

Разным-преразным:

Синим,

Зеленым,

Оранжевым,

Красным...

Но не пойму,

Дети разминают пальцы и ладони, как бы

«намыливают» руки разноцветным мылом.

Соединяют поочередно указательные,

средние,безымянные пальцы и мизинцы.

Изображают удивление. В конце принимают

расслабленную позу.

Черной-пречерной

Бывает вода?

Отчего же всегда

М. Яснов

Как приятно почувствовать расслабление! Но ручки наши размялись и теперь готовы

поработать. На память о нашем путешествии давайте нарисуем фей, которые сделали мир

разноцветным!

Дети рисуют либо одним цветом, либо делают рисунок разноцветным.

Вот сколько мы успели сделать в стране Цвета! Пора прощаться!

Занятие 3. Театр звуков

Цели:

помочь осознавать собственное эмоциональное состояние, вызванное тем или иным

звуком;

развивать воображение;

воспитывать чувство ритма.

Оборудование: записи различных звуков и шумов; музыкальные

игрушки и инструменты; альбомы, карандаши (на каждого ребенка).

П е д а г о г . Сегодня мы начнем наше занятие с необычного приветствия. Подарим друг

другу свой звук. Вокруг много предметов, которые могут издавать звуки. Выберите какой-нибудь

один.

Дети приветствуют друг друга звучанием определенного инструмента.

Наверно, вы догадались о теме сегодняшнего занятия. Да, это звуки, которые нас

окружают. Давайте сначала посидим тихо, не двигаясь, послушаем, какая вокруг нас царит

тишина. Теперь ответьте на вопросы. Какие у вас ощущения? Приятно вам или нет? Сколько

времени можно быть в тишине? Что хочется сделать потом?

А теперь давайте избавимся от тишины. Постучите пальцами по столу, похлопайте в

ладоши. Вокруг нас появились звуки. Ответьте на те же вопросы.

Игра «Угадай-ка»

П е д а г о г . Ребята, а как вы думаете, откуда появляются звуки?

Дети отвечают.

Верно, звуки могут издавать различные предметы. Давайте совершим воображаемое

путешествие в какой-нибудь дом: походим по нему, заглянем в его комнаты и послушаем

некоторые звуки и шумы.

Итак, начинаем. Закрывайте глаза.

Звучит первый фрагмент — шум воды.

Куда мы с вами попали?

В какой комнате дома мы можем слышать этот звук?

Что делает человек?

(Вариант ответа: это ванная, человек моет руки, умывается.)

Продолжим наше звуковое путешествие. Вот еще одна комната и новый звук.

Звучит второй фрагмент. Далее продолжаются аналогичные действия, пока дети не устанут.

Какие звуки вам были знакомы?

♦ Какие звуки и шумы были приятные, а какие вызывали неприятные ощущения?

Дети отвечают.

А теперь представьте, что мы с вами в настоящем театре звуков. Слышите аплодисменты?

Значит, все зрители уже заняли свои места и ждут, когда начнется представление, а артистов нет!

Давайте попробуем их заменить и представить свой спектакль по хорошо известной вам сказке...

Педагог рассказывает любую сказку (например, «Теремок»). Дети озвучивают движение каждого персонажа,

стараются в разной манере издавать звуки, передавать поведение героев, настроение во время диалога.

Игра «Оркестр»

П е д а г о г .

Молодцы, вы заслужили аплодисменты! Вы, как настоящий оркестр,

понимали друг друга с полуслова — вернее, с полузвука. Предлагаю вам выразить свои эмоции

во время спектакля в общей мелодии. Наш оркестр готов? Тогда начинайте.

Дети импровизируют на инструментах: играют то вместе, то поочередно, каждый вступает по желанию и

исполняет свою партию.

Вновь воцарилась тишина. Насладитесь ею. Осмотритесь вокруг. Закройте глаза.

Вспомните все, что мы сегодня делали, свои эмоции в ходе каждой игры или упражнения.

Откройте глаза. Возьмите альбомы и карандаши и попробуйте нарисовать свои

впечатления. Ваш рисунок может быть любым: просто линии, отдельные предметы, персонажи

сказки или целая сюжетная картина. Главное, чтобы он «звучал» и передавал ваши эмоции, ваше

настроение, которое было у вас во время того или иного задания, игры.

Занятие 4. Дворец из сладостей

Цели:

формировать вкусовые образы;

развивать умение описывать их словами;

воспитывать стремление познавать себя и других.

Оборудование: игрушка Карлсон, 10 предметных картинок с изображениями продуктов

питания.

П е д а г о г . Доброе утро! Сегодня я приготовила для вас самое «вкусное» занятие. Как вы

думаете, что мы будем делать?

Дети высказывают разные мнения.

У нас в гостях, встречайте, — Карлсон! Он пришел не просто так, он хочет с вами

поговорить о его любимой теме — еде. Он мечтает попасть когда-нибудь в настоящий Дворце

сладостей. Послушайте его любимое стихотворение.

Ватрушки

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани, дочурки соседа...

Считала, считала да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

В. Кудрявцев

Угадали, какое любимое лакомство у Карлсона?

Упражнение «Магазин»

П е д а г о г . Карлсон любит иногда залетать в магазины, смотреть на баночки с вареньем и

другими сладостями. Давайте и мы сегодня вместе с ним отправимся в волшебный магазин,

чтобы выбрать продукты, которые вы любите. А потом попробуем составить из них «меню

доброты и злости».

Дети подходят к столу, на котором разложены предметные картинки с изображениями продуктов питания,

выбирают те, которые им больше нравятся. Затем рассказывают о своих вкусовых предпочтениях, составляют

«меню».

Этюды «Соленый чай» и «Сладкий чай» —

П е д а г о г . Как вы думаете, в «меню злости» входит чай соленый или сладкий?

Дети отвечают.

Попробуйте изобразить мимикой человека, который попробовал соленый чай: голову

наклоните назад, брови нахмурьте, глаза сощурьте, верхнюю губу подтяните к носу, нос

сморщите — ну как такому человеку не быть злым! Надо ему помочь предложить обыкновенный

сладкий чай. Покажите мимикой, какое чудо произошло!

После данных этюдов дети выполняют задания на выразительность жестов: можно сопровождать их показы

соответствующим музыкальным сопровождением.

Игра «Свой дворец»

П е д а г о г . Да, без сладкого людям было бы грустно жить. Какие вы любите сладости?

Дети отвечают.

Сколько всего вы перечислили! Хватит на целый дворец! Давайте вместе с Карлсоном

посетим дворец сладостей. Опишите его.

Из чего могут быть его стены?

Какая у него крыша?

А где окошки?

Кто в таком Дворце может жить-поживать, какого добра наживать?

Дети отвечают.

А если каждый из вас построит такой Дворец сладостей, получится целый город.

Что в нем может быть интересного?

Куда отправятся путешествовать его жители?

Дети отвечают.

Давайте вместе сочиним историю о путешествиях жителей Города сладостей. А

начиналась она так...

В одном волшебном городе, где было много-много улиц, стояли лишь одни дворцы

сладостей. И люди в этих дворцах жили-были припеваючи. Но однажды им захотелось

попутешествовать. И тут...

Далее дети по очереди продолжают историю, начатую педагогом.

Подводя итог занятия, педагог задает вопросы.

В каком дворце поселился бы Карлсон?

Хотелось бы вам жить во Дворце сладостей?

Кого бы из членов семьи вы поселили во Дворец сладостей?

Какое настроение у вас было во время путешествия?

Занятие 5. Чем пахнет праздник?

Цели:

помочь осознавать собственное эмоциональное состояние, которое вызывает

определенный запах;

развивать воображение;

расширить знания об органах чувств.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображениями представителей каких-

нибудь профессий, баночки с определенным запахом (по количеству детей); альбомы, цветные

карандаши (на каждого ребенка).

П е д а г о г .

Доброе утро! Сегодня тема нашего занятия — запахи. Они могут быть

совершенно разные.

Как вы думаете, ребята, могут ли запахи говорить?

Дети отвечают.

Да, запахи многое могут рассказать нам. Например.

Педагог говорит начало фразы, дети заканчивают ее.

Вот запах дыма и гари, значит, где-то рядом...

Запахло свежестью, значит, только что прошел...

Пахнет ванилью, значит, кто-то...

Пахнет краской, значит, кто-то делает...

А вот запах для рыб — язык общения. С помощью него они могут передавать различные

сигналы.

Упражнение «Угадай, что это»

П е д а г о г . В мире существует много разных музеев, где хранятся старинные вещи. В

каких музеях вы бывали?

Дети отвечают.

Кто-нибудь слышал о музее запахов? Давайте представим его.

Как он может выглядеть?

Какие экспонаты там находятся?

Давайте войдем внутрь. Все запахи спрятаны в баночки. Мы сможем изучить каждый

аромат. Скорее всего найдем среди них хорошо известные, может быть, откроем новые.

Постарайтесь обнаружить самый приятный для вас запах и описать его.

Теперь выходим из музея. Вам понравилось там?

Дети отвечают.

Игра «Кто кем работает ?»

П е д а г о г . Я дам каждому по картинке, на которой изображен человек определенной

профессии. Вы должны описать характерные для него запахи, чтобы остальные ребята могли

угадать, что нарисовано на картинке.

Игра-ассоциация «Душистое письмо»

П е д а г о г . А теперь вас ждет сюрприз! Только что я получила письма от ваших друзей.

Но не просто письма, а загадки. Открывая их, вы сразу почувствуете какой-нибудь запах.

Насладитесь им и «прочитайте» его.

Что этот запах вам напоминает?

Какое вызывает настроение?

О каком празднике рассказывается в каждом письме?

Бывали ли вы на таком празднике, что делали там?

Ощущали ли вы раньше этот запах?

Каждый из детей пробует угадать, какой загадан праздник, высказывает свои ощущения.

Ребята, надо ответить нашим друзьям. Возьмите альбомы и цветные карандаши. Закройте

глаза и представьте, что вы в данную минуту на празднике. «Сфотографируйте» себя. Откройте

глаза и попробуйте нарисовать эту фотографию. Мы отошлем все «снимки» вашим друзьям.

Дети рисуют. Педагог, подходя к каждому, интересуется содержанием работы.

Занятие 6. Знакомые незнакомцы

Цели:

формировать умение создавать тактильные образы;

развивать умение концентрироваться на соответствующих ощущениях;

помогать в снижении телесного напряжения и получении позитивного двигательного

опыта.

Оборудование:

тактильные дощечки, кусочек ваты, камень, воск, веревка, раковина,

деревянная палочка, металлический шарик, перышко.

П е д а г о г .

Сегодня

мы

с

вами

попробуем

поближе

познакомиться.

Давайте

поприветствуем друг друга с помощью ладошек.

Дети касаются друг друга ладошками, разминая правую и левую руки и одновременно изучая ладошки

партнера.

Упражнение «Тактильные дощечки»

П е д а г о г . Ладошки — наши верные помощники. Стоит провести рукой по какой-либо

поверхности, и мы можем многое узнать, определить предмет даже с закрытыми глазами,

почувствовать настроение другого человека. А чтобы это получалось еще лучше, нам помогут

«волшебные дощечки». Потрогайте их одну за другой.

Педагог раздает детям тактильные дощечки.

Вот самая мягкая, как шерстка медведя.

Вот гладкая, как поверхность реки, замерзшая зимой.

Следующая шероховатая, как будто дорога.

Вот здесь чувствуется что-то извилистое, может быть, змейка ползет по тропинке?

Дети исследуют дощечки двумя руками, высказывают свои ощущения: приятные или неприятные.

Игра «Найди пару»

П е д а г о г . «Волшебные дощечки» способны изменить настроение, помочь в различных

ситуациях. Давайте попробуем это сделать.

Педагог говорит, какую дощечку надо потрогать. Дети по очереди с завязанными глазами

находят нужную дощечку.

Если у кого-то грустное настроение, надо его «поднять» — потрогать что-нибудь

приятное, мягкое.

Если кто-то слишком развеселился и не может успокоиться, ему можно предложить

ровную дощечку.

Когда вы соберетесь сделать что-то важное, вам нужно стать сильным и храбрым —

выберите дощечку с шероховатой, твердой поверхностью.

Если кто-то сердится, ему нужно погладить что-нибудь гладкое, немного скользкое.

Вы прекрасно чувствуете каждую дощечку, не ошибаетесь в выборе. Поэтому я уверена,

что у нас получится следующая игра.

Игра «Пианино»

П е д а г о г . Чудеса продолжаются: прямо сейчас мы сделаем настоящее пианино и сможем

на нем сыграть. Разным звукам попробуем подобрать определенные дошечки. Низким звукам

подойдут грубые, шероховатые дощечки; высоким — гладкие, скользящие.

Педагог издает звуки разной высоты, а дети выкладывают дощечки в определенном порядке.

Теперь попробуем сыграть на этом волшебном пианино. Пропойте мелодию вслух, а потом

разложите дощечки соответственно услышанным звукам.

Дети по желанию придумывают и «исполняют» свои песни или просто мелодии на тактильных дощечках.

В течение занятия мы упражняли наши ладошки. Теперь пришла пора им отправиться в

сказку. А называется она «Перышко желаний». Что произошло с ладошками в путешествии, мы

узнаем с помощью вот этих волшебных предметов.

Кусочек ваты превратится в облачко (пушистое, мягкое, теплое).

Камень — в гору, скалу или груду камней (острых, грубых, шероховатых).

Воск — в существо (липкое, вязкое, эластичное).

Веревка — в змейку (плотную, шероховатую).

Раковина — в пещеру, дом (гладкий, с острыми краями). Вы готовы сочинять

сказку? Тогда начинаем. Отправились наши ладошки в сказочную страну за волшебным

перышком, которое исполняет любые желания. Думали-думали, как туда попасть. Вдруг видят

облачко... Пушистое, мягкое, теплое.

Дети передают друг другу кусочек ваты.

Сели ладошки на него, и так приятно было им на нем лететь, что не заметили они, как

оказались...

Далее педагог передает другой предмет, ощупывая который дети придумывают дальнейшее развитие

сюжета, и т.д.

Наша сказка подошла к концу. Понравилась вам она? Устали ваши ладошки? Что вам

понравилось больше всего?

Дети отвечают.

Занятие 7. Меня зовут...

Цели:

способствовать нахождению ребенком смысла своего имени;

развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени;

воспитывать навыки этикетного поведения.

Оборудование: мяч; альбомы и цветные карандаши, «визитки» (на каждого ребенка).

П е д а г о г . Здравствуйте, дети. Сегодня у нас «именное» приветствие: пусть каждый из

вас поздоровается с соседом справа и произнесет его имя. Тот должен в свою очередь ответить на

приветствие и обратиться к своему соседу справа. И так далее по кругу. Сколько разных имен вы

произнесли!

А вы знаете, кто и почему вас так назвал?

Нравится ли вам ваше имя?

Хотелось ли вам его изменить и называться другим именем? Если да, то каким?

Сейчас я прочитаю вам стихотворения, в которых рассказывается, как давным-давно на

Руси наши предки относились к выбору имени для своих детей.

Был в старину такой обычай

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь.

Там, В страницы святцов пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То — хошь не хошь — Иероним!

Л. Владимов

Октябрины

Сергеями, Андреями,

Иванами, Иринами,

Маринами, Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время — именами странными

Одаривали их отец и мать.

Е. Долматовский

Как в старину выбирали имя ребенку?

Какие имена кажутся сейчас «странными»?

Игра «Эхо»

П е д а г о г . Вы знаете, что с именами можно поиграть? Давайте разучим эту игру — она

называется «Эхо». Пусть каждый по очереди называет свое имя и прохлопывает его в ладоши. А

все остальные дружно за ним повторяют, будто эхо.

Игра «Маленькое имя»

П е д а г о г . Вы не забыли, что мы путешествуем по волшебной стране? А значит, с нами

могут произойти разные волшебные истории и превращения. Вот и сейчас — вдруг — мы все

стали маленькими, какими были раньше. Нам нужно вспомнить, как нас тогда называли — тогда

колдовство исчезнет.

Мы будет бросать друг другу мяч, называя имя того, кто должен его поймать. А тот в ответ

пусть скажет имя, каким его называли, когда он был совсем маленьким.

В конце игры можно обсудить, почему ребенка называли в раннем детстве таким именем и что он при этом

чувствовал, продолжают ли так называть его сейчас близкие и хочется ли ему этого.

Но ведь имя есть не только у человека. И сказочные герои имеют свои имена, и у

животных есть клички. Они помогают нам угадать характер персонажа, что он умеет делать или

как выглядит. Давайте попробуем расшифровать имена сказочных персонажей.

Педагог называет героя сказки, дети объясняют, что означает его имя.

Белоснежка (белая, как снег);

Незнайка (ничего не знает);

Курочка Ряба (пестрая, рябая);

Корова Буренка (бурая, коричневая);

Снегурочка (сделана из снега);

Бычок — Смоляной Бочок (у героя бочок в смоле)

и т.д.

Игра «Ласковое имя»

П е д а г о г .

Имена можно называть по-разному, с разным настроением. Давайте

попробуем, бросая друг другу мяч, называть собственные имена ласково, радостно, печально,

задорно, а ребенок, поймавший мяч должен назвать «маленькое» имя своего партнера — так, как

называли его раньше (вспомнить ответы из игры «Маленькое имя»).

Сегодня мы много говорили про имена. Какие чувства вы испытывали, когда другие

называли ваше имя?

Дети отвечают.

А сейчас пусть каждый из вас оформит свою личную визитную карточку. Визитная

карточка — небольшой листок картона, на котором написано ваше имя, фамилия, а также

сообщается что- нибудь самое важное и интересное о вас. Вы можете раскрасить свою карточку

разными цветными линиями, геометрическими фигурами, нарисовать картинки, чтобы сразу

стало понятно, кто вы и чем отличаетесь от других.

Дети вместе с педагогом думают, чем можно украсить карточку, чтобы как можно полнее представить себя,

и раскрашивают ее.

Занятие 8. Каким я себя вижу?

Цели:

помочь осознать собственную индивидуальность;

развивать умение познавать собственное тело;

учит быть внимательными по отношению к другим детям. Оборудование: зеркала (по

количеству детей), репродукции автопортретов известных художников; альбомы и цветные

карандаши (на каждого ребенка).

П е д а г о г . Здравствуйте! Рада всех вас видеть.

Педагог обращает внимание детей на стол, где лежат зеркала.

Как вы думаете, зачем нам сегодня зеркала?

Дети высказывают свои мнения.

С помощью зеркал мы попробуем взглянуть на себя со стороны.

Упражнение «Посмотри на себя со стороны»

П е д а г о г .

Для этого аккуратно возьмите зеркальце, внимательно рассмотрите свое

отражение и ответьте на следующие вопросы.

Какого цвета твои глаза?

Какой формы твое лицо?

Какие у тебя волосы?

Тебе нравится твоя прическа?

Улыбнись? Ты нравишься себе?

Какого ты роста?

Во что ты одет(а)?

Чем внешне ты отличаешься от других детей?

Что в твоей внешности самое привлекательное?

Игра «Радио»

П е д а г о г .

Я надеюсь, вы еще лучше узнали себя. Поэтому давайте поиграем.

Представьте, что у нас включено радио. Диктор разыскивает детей нашей группы. По его

описанию мы постараемся угадать, кто же потерялся. Сначала диктором буду я:

«Внимание! Внимание! Потерялась девочка. Одета в джинсовую юбку и водолазку

розового цвета. Волосы длинные, волнистые. В руках сумочка. Кто знает эту девочку?»

Дети сначала угадывают, о ком идет речь, а потом сами по очереди выступают в роли диктора, давая друг

другу описания. Педагог следит, чтобы перечислялись характерные черты: внешность, одежда, особенности

поведения, чем любит заниматься, в какие игры и с кем обычно играет и т.д.

Игра «Ветер дует на...»

П е д а г о г . Вы чувствуете, кажется, начинается слабый ветерок. На кого же он подует?

Давайте с ним поиграем.

Ветер дует на тех, у кого ... короткие волосы.

Выходят вперед дети с короткими волосами. Далее ведущий называет другой признак и т.д. Дети

группируются по цвету волос, глаз, одежды и т.д.

После игры с ветерком надо отдохнуть. Садитесь на ковер, закройте глаза и представьте,

что мы с вами оказались на выставке известных художников, которые нарисовали свои

автопортреты. Давайте походим по залам, посмотрим, как они себя изобразили.

Дети открывают глаза и проходят к мольбертам, на которых выставлены репродукции картин известных

художников. Ответьте на вопросы.

В каком настроении изображен художник?

В какой позе?

Какие цвета в основном использовал?

Что нарисовано вокруг?

Вам понравилось на выставке известных художников? Что запомнилось больше всего?

Дети отвечают.

Теперь я предлагаю вам самим нарисовать свои автопортреты. Для начала нарисуйте круг

— это будет солнце, внутри него изобразите себя. Постарайтесь, как можно точнее передать свои

особенности внешности, одежды. Когда портрет будет готов, не забудьте нарисовать солнечные

лучики: каждый из них — все то хорошее, что вы сами можете сказать о себе. Чем больше

солнечных лучиков, тем больше хорошего в каждом из вас.

При обсуждении работ дети называют свои положительные стороны. При возникновении затруднений

педагог сам перечисляет положительные качества, присущие ребенку, или просит помочь других детей.

Занятие 9. Мой внутренний мир

Цели:

учить описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные

ощущения;

развивать внимание к себе, своим переживаниям;

воспитывать положительный образ собственного «я». Оборудование: запись спокойной

музыки; объемные домики с дверцами (по количеству детей), визитные карточки (из занятия 7);

альбом и цветные карандаши (на каждого ребенка).

П е д а г о г . Рада вновь видеть вас! Посмотрите на нашу комнату. Что нас окружает?

Ничего не изменилось?

Дети отвечают.

Это наш маленький окружающий внешний мир. А сегодня мы попробуем познакомиться с

тем миром, который находится внутри каждого из нас.

Упражнение «Слушаем себя»

П е д а г о г . Как вы думаете, что находится внутри нас?

Дети высказывают свои предположения.

Правильно, ваши переживания, настроения, желания — все это составляет ваш внутренний

мир. Его нельзя увидеть глазами, но можно ощутить, почувствовать. Представьте, что это дом, в

котором есть как открытые места, так и тайные уголки, огромные подвалы — ваши будущие

знания и опыт.

Закройте глаза. Попробуйте посмотреть на свое внутреннее «я». Почувствуйте себя.

Вслушайтесь в себя. Загляните в свой внутренний мир, пройдитесь по его уголкам. Что

происходит там, что вы ощущаете сейчас? Какие чувства испытываете? Поделитесь своими

впечатлениями друг с другом.

Игра «Домик настроений»

П е д а г о г . Когда незнакомые люди встречаются и начинают общаться, они познают друг

друга, постепенно открывают свой внутренний мир. Представьте, что ваш внутренний мир — дом

с закрытой дверцей. Например, вот такой.

Педагог показывает объемные домики. Выберите себе один из домов.

Дети выбирают домик, прикрепляют к его дверце свою визитную карточку.

А теперь каждый из вас пусть немного приоткроет дверцу своего внутреннего мира,

расскажет о том, какое у него бывает настроение, что он чувствует, когда приходит в детский сад

(гости, театр) и т.д.

Игра «Ветер дует на...»

П е д а г о г . Вы чувствуете, кажется, начинается слабый ветерок. На кого же он подует?

Давайте с ним поиграем.

Ветер дует на тех, кто ... любит рисовать.

Выходят вперед дети, любящие рисовать.

Затем ведущим может стать один из детей. Когда он произносит слова: «Ветер дует на

того, кто...», остальные участники группируются по указанным признакам. Например.

... хотел бы иметь собаку;

... любит собирать картинки с изображением;

... любит есть;

.... восхищается Русалочкой

и т.д.

Игра "Знакомство-представление"

П е д а г о г . Поиграем в новую игру. Встаньте в пары и внимательно посмотрите на своего

партнера. Вспомните все, что вы знаете о нем или что он сам рассказывал о себе. Теперь

представьте его остальным, сделайте ему небольшую рекламу так, чтобы заинтересовать всех

участников.

Возьмите альбомы и карандаши, давайте немного порисуем. Постарайтесь вспомнить то,

что вы недавно либо видели и что вам очень понравилось, произвело на вас самое приятное

впечатление, что вам хочется увидеть еще раз и пережить те эмоции, которые вы испытали.

Дети рисуют в альбомах.

Занятие 10. Сказочные посиделки

Цели:

способствовать самовыражению ребенка;

продолжить учить средствами жестикуляции и мимикой передавать наиболее

характерные черты персонажей сказок;

воспитывать интерес к народным сказкам.

Оборудование:

запись спокойной музыки; альбом и цветные карандаши (на каждого

ребенка).

П е д а г о г . Здравствуйте, мои дорогие. Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком.

По моему приветствию вы, наверное, догадались, что сегодня нас ждут сказочные

посиделки. Для начала я прочитаю вам одну русскую народную присказку.

Начинаются наши сказки,

Заплетаются наши сказки

На море-океане, на острове Буяне.

Там березонька стоит,

На ней люлечка висит,

В люльке зайка крепко спит.

Как у зайки моего

Одеяльце шелково,

Перинушка пухова,

Подушечка в головах.

Рядом бабушка сидит,

Зайке сказки говорит.

Сказки старинные —

Не короткие, не длинные.

Про кошку,

Про ложку,

Про лису и про быка,

Про кривого петуха,

Про гусей-лебедей,

Про смышленых зверей...

Это присказка, а сказка впереди. Вспомните, какие сказки читают вам дома?

Дети отвечают.

Игра «Хоровод сказочных героев»

П е д а г о г . Давайте попробуем сотворить чудеса — оживить героев сказок. Становитесь в

круг, закройте глаза и представьте, что ваш любимый сказочный герой находится в центре круга.

Перечислите сказки, которые вам нравятся.

Дети называют сказки.

Затем по очереди, становясь в центр круга, изображают своих любимых сказочных героев,

остальные дети сначала угадывают, из какой сказки герой, а потом изображают его.

Игра «Посиделки» —

П е д а г о г . Вот так чудеса, в нашей комнате настоящие сказочные герои собрались!

Давайте посидим да поговорим. А вопросы можно задавать самые разные: и про любимый наряд,

и про еду, и настроение и увлечения, про волшебства, друзей и недругов. Все должны

внимательно слушать друг друга, да и сами интересно рассказывать. Итак, начинаем наши

сказочные посиделки.

Дети по очереди задают друг другу вопросы о сказочных героях, которых они изображают.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете своих любимых сказочных персонажей. Так их

представили, что кажется, мы в саму сказку попали. А давайте всех героев объединим в одну

новую волшебную сказку и расскажем про них истории: в какие ситуации они попали, каких

новых друзей встретили, каких врагов одолели и т.д.

Один ребенок начинает сочинять сказку, другой продолжает его рассказ, вводя свой персонаж и

логично продолжая нить сюжета.

Какая интересная история получилась! Как вам кажется, ребята, вашим любимым

сказочным героям понравилось жить в одной сказке? Часто ли они ссорились? Какое у каждого

персонажа было настроение?

Дети отвечают.

А чтобы мы не забыли новую сказку, давайте нарисуем ее самые интересные эпизоды — и

у нас получится свой мультфильм, который мы сможем смотреть в любое время. Мы также

покажем его своим родителям и друзьям.

Берите альбомы и карандаши и начинайте рисовать то, что вам больше всего запомнилось

в сказке.

Занятие 11. Мы с одной планеты

Цели:

формировать чувство принадлежности к группе;

расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими;

воспитывать эмпатию.

Оборудование: изображение инопланетянина (или необычная кукла; запись спокойной

музыки, два листа ватмана; фломастеры, карандаши (на каждого ребенка).

П е д а г о г . Доброе утро! У нас сегодня необычный гость — житель другой планеты. Он

прилетел знакомиться с землянами хочет узнать, похожи мы друг на друга или нет.

Игра « Чем мы похожи ?»

Педагог. Давайте ему поможем. Ведь есть же на Земле двойняшки, близнецы. Почему бы

нам не походить на жителей других планет. Для начала поищем черты сходства среди нас.

Садитесь в круг. Пусть каждый из вас скажет, чем он похож на своего соседа справа. Например:

У нас одинаковый цвет глаз.

У нас обоих есть...

Мы оба...

и т.д. по кругу.

Игра «Ассоциации»

П е д а г о г . Наша игра понравилась инопланетянину. Теперь он хочет показать, какие

игры любят на его планете. Закройте глаза и представьте цветок или животное, на которое, по-

вашему мнению, вы похожи. «Рассмотрите» его, запомните. А теперь откройте глаза и

постарайтесь как можно точнее описать, кем вы себя представили.

Дети по очереди рассказывают о своем образе и объясняют, почему выбрали тот или иной объект.

Игра «Подарок»

П е д а г о г . А теперь я приглашаю всех в Парк развлечений. Там нас ждут интересные

открытия и приключения. Но каждый из вас должен получить входной билет — созданный в

воображении подарок другому человеку. Попытайтесь угадать, что было бы приятно получить

вашему соседу справа, и «подарите» ему это. Не забывайте смотреть в глаза тому, кому вы будете

делать подарок. А тот, кто подарок получает, должен сказать в ответ слова благодарности.

В конце игры дети делятся своими впечатлениями о том, что им было приятнее делать: получать подарки или

дарить, удалось ли другим угадать тот подарок, который они хотели получить больше всего.

Игра «Мыльные пузыри»

П е д а г о г . Вот мы и в Парке развлечений! Смотрите! К нам спешит клоун с мыльными

пузырями.

Мыльные пузыри

Осторожно — пузыри...

Ой, какие!

Ой, смотри!

Раздуваются!

Бл естят!

Отрываются!

Летят!

Э. Фарджен

Раз — и он превратил вас в мыльные пузыри. Двигайтесь по всей комнате, кружитесь,

опускайтесь все ниже и ниже. А после команды «Лопнули!» ложитесь на пол, отдыхайте.

Дети свободно двигаются по комнате, изображая полет пузырей.

Игра «Конкурс хвастунов»

П е д а г о г . Отдохнули? Тогда погуляем по Парку дальше. Вот так сюрприз! Мы попали

на конкурс хвастунов. На этой лужайке собираются те, кто хвастается лучше всех. Садитесь в

кружок. Давайте и мы примем участие в этом необычном конкурсе. Только хвастаться мы будем

своим соседом справа. Еще раз внимательно на него посмотрите и постарайтесь назвать самые

лучшие его качества.

А в завершение прогулки по Парку давайте подарим на память инопланетянину нашу

планету. Для этого разделимся на две подгруппы. Каждой я дам лист ватмана и фломастеры (или

карандаши). Сначала обсудите, каким будет общий рисунок, опишите его детали и начинайте

рисовать.

Дети обсуждают форму будущей планеты, цветовое решение, элементы оформления и т.д. Далее приступают

к коллективному рисованию.

Пора попращаться с нашим новым другом – инопланетянином. Он возвращается на свою

планету, а мы остаемя на нашей родной Земле. До новых встреч!



В раздел образования