Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Самостоятельность и инициативность у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Самостоятельность и инициативность
у детей старшего дошкольного возраста
Сидоренко Ирина Викторовна
воспитатель первой квалификационной категории
Целью современного общества являются граждане, которых отличает
эрудированность, целеустремленность, умение находить выход из трудной
ситуации, мобильность. Поэтому сегодняшнее образование направлено на
формирование у детей самостоятельности, инициативности, активности в
познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования ориентирует педагогов на поддержку инициативы
и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них
видах
деятельности:
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности, театральной…
«Самостоятельность»
и
«инициативность»
рассматривается,
как
способность
к
независимым
действиям,
суждениям,
умению
обладать
инициативой,
решительностью.
«Инициативность»
-
частный
случай
проявления самостоятельности в деятельности.
Ж.Ж. Руссо считал, что двигателем развития ребенка является интерес
к деятельности и познанию окружающего мира. Опора на личный интерес
ребенка
к
деятельности
позволяет
педагогу
стимулировать
самостоятельность. А. Дистервег был убежден, что важнейшим средством
умственного
развития
ребенка
является
детская
самостоятельность
в
процессе обучения: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее
находить». К.Д. Ушинский настаивал, чтобы дети по возможности трудились
сами, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него
материал.
Осуществляя наблюдения и проведение диагностических процедур я
обратила
внимание,
что
дети
обладают
недостаточным
уровнем
самостоятельности
и
инициативности
в
деятельности:
сталкиваясь
с
трудностями,
спешат
обратиться
к
взрослым;
могут
потерять
цель
деятельности в условиях каких-то помех.
К
показателям
сформированности
самостоятельности
у
детей
дошкольного возраста ученые относят:
1.
Готовность
и
желание
решать
задачи
деятельности
без
помощи
и
участия других.
2.
Способность ставить цель деятельности.
3.
Умение планировать деятельность
4.
Способность
реализовывать
задуманное
и
достигать
результатов,
адекватных поставленной цели.
Исходя из этих показателей, мною были определены необходимые
условия развития самостоятельности и инициативности в деятельности у
воспитанников моей группы:
1.
Организация
взаимодействия
педагогов
с
родителями
по
вопросам
развития самостоятельности и инициативности у ребенка в разных видах
детской деятельности в условиях семейного воспитания.
2.
Создание
предметно-практической
среды
в
групповом
помещении,
способствующей
развитию
у
ребенка
заинтересованности
и
стремления
решать задачи деятельности без помощи взрослого.
3.
Организация специфических видов деятельности с целью развития у
детей
умения
ставить
цель
деятельности,
планировать
ее,
достигать
результатов.
4.
Позиция взрослого в процессе организации детской деятельности –
умение направлять ребенка к достижению поставленной цели.
Взаимодействие
с
родителями
осуществляется
посредством
консультаций,
семинаров,
мастер-классов,
мероприятий:
мастер-класс
«Разноцветный коврик», семейный проект «Мои домашние дела».
При
создании
развивающей
предметно-пространственной
среды,
в
качестве
основного центра
детской активности совместно с
детьми был
организован центр «Театр и дети». Дидактические материалы, атрибуты и
оборудование
для
данного
центра
создаются
детьми,
их
родителями
и
педагогами.
Особое внимание уделяю развитию у детей интереса к деятельности;
формированию
умения
ставить
цель
деятельности
и
планировать
ее;
воспитанию
ответственности,
развитию
навыков
самоконтроля,
умения
соотносить свои действия с планируемыми результатами и достигать их.
Себе отвожу роль партнера, наблюдателя, советчика, проявляю интерес к
деятельности ребенка.
Демократический
стиль
общения
обеспечивает
взаимопонимание
между мной и ребенком; способствует умению ребенка общаться с другими;
учитывать интересы других; проявлять инициативу и самостоятельность.
Данные
условия
способствуют
развитию
у
детей
стремлений
действовать самостоятельно, независимо от взрослого, проявлять инициативу
и настойчивость в достижении поставленной цели, навыков самоконтроля и
самооценки.
Литература:
1.М.Мантессори. Дети и другие: статьи, советы, рекомендации. Пер. с нем.
Н.Нефедова 2005
2.М.Мантессори.
Помоги
мне
это
сделать
самому;
Статьи,
советы
и
рекомендации (Вступ. Ст. сост. М.В.Богуславский, Г.Б. Корнетов М: Карапуз
2001)
3.Теплюк С.Н. Истоки самостоятельности (Дошкольное воспитание 1991 №7
с.67-71)
4.К.Д. Ушинский Родное слово сост. И подгот. К печати В.Я.Струминский
Т.Б. Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1949 с.237-336