Напоминание

Взаимодействие ДОУ и семьи в коррекционной работе


Автор: Котова Светлана Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУдетский сад комбинированного вида № 131
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: консультативный материал
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в коррекционной работе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация логопеда

в процессе коррекционной

работы

с дошкольниками

Учитель – логопед: КОТОВА С. В.

Развитие ребёнка в его физическом и духовном

становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Коррекционная работа даст положительный

результат только в том случае, если все – логопед, воспитатели,

родители, - имея общую цель, будут действовать согласованно.

Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет

влияние на развитие ребёнка, и к концу года он будет подготовлен

к усвоению школьной программы.

Результаты психолого-педагогических исследований

показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви,

взаимопонимания, поддержки, обладают высокими

потенциальными возможностями полноценного развития, в том

числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее

время, потому что количество детей, имеющих речевые

трудности, неуклонно растёт, а родители из-за экономического

неблагополучия и социальной нестабильности все меньше

уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей,

переложив всю ответственность на детский сад.

В последние годы население страны резко разделилось

на несколько уровней по доходам. Если раньше тоже имелись

более и менее обеспеченные семьи, и это не имело

принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас

ситуация в корне изменилась. Контингент родителей поменялся. И

это касается не только материальной обеспеченности. Другим

стало отношение многих родителей к образованию своих детей.

Можно выделить следующие взгляды на данную проблему:

- родные хотят дать своему ребёнку всё, чего не

смогли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они

считают, теперь позволяет сделать это. В результате, не обращая

внимания на объективные речевые, а часто и психологические

проблемы ребёнка, его с самого раннего возраста отдают в

различные прогимназии, пролицеи и т.д., где он зачастую

получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи

своевременно не решаются. Таким образом, к моменту

поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в

1-м классе ребёнок делается отстающим учеником со всеми

вытекающими отсюда последствиями;

- родители, которые не только заинтересованы в

своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно

подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими

родителями сотрудничать – одно удовольствие. Эти мамы, и всё

чаще – папы, интересуются методической и популярной

педагогической и психологической литературой, много читают, но

при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо

приёмов в отношении своего ребёнка. Они нередко приходят к

логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои

предложения. К выполнению домашних заданий такие родители

подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких

семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность,

от которой должен уберечь молодых родителей специалист, -

чрезмерное увлечение новомодными непроверенными

педагогическими технологиями;

- родители, составляющие основную массу (хотя их

стало все же меньше), которые недостаточно серьёзно относятся к

проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и

потом всё пройдёт. Они приводят массу оправданий речевым

недостаткам своих детей, припоминая всех родственников,

которые в детстве тоже плохо говорили. После неоднократных

напоминаний такие родители иногда всё же выполняют задания и

рекомендации логопеда, могут даже сходить на консультацию к

специалисту (невропатологу, психоневрологу, ортодонту …).

Объяснения у них обычные, и вроде бы объективные (нехватка

времени, загруженность на работе, проблемы в семье или со

здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10

минут в день посвятить своему ребёнку, они и тут находят

причины для ничегонеделания;

- родители совсем не обращают внимания на своих

детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях.

Здесь задача специалистов оказать ребёнку максимально

возможную помощь без поддержки родственников, что

безусловно сказывается на результативности занятий.

К каждой из перечисленных групп логопед и

педагоги ДОУ находят взвешенный и дифференцированный

подход. И, если контакт налажен, результаты не заставят долго

ждать.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-

воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с

родителями. Необходимость привлечения родителей к активному

участию в коррекционном процессе по преодолению речевого

дефекта у ребёнка обуславливает успешный результат

логопедических занятий.

Родители в известной мере привыкают к речи своих

детей и не замечают в ней недочётов, а поэтому и не помогают им

усваивать правильную речь. Учитель-логопед указывает

родителям, как важно правильно формировать речь детей,

разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа,

подчеркивает полезность разумных требований к ребёнку,

необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

Участвуя в образовательном процессе, родители

постепенно становятся более активными, начинают ответственнее

относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только

тесный контакт в работе логопеда и родителей может

способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном

возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному

обучению.

Особый разговор о домашних заданиях, которые

логопед даёт детям. Здесь, как показывает практика, имеются две

крайности: одни ретивые родители заставляют ребёнка делать их,

как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой

форме работы, о дробности и дозированности заданий, развивая у

него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации;

другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это

чем-то необязательным и несерьёзным. Родители должны понять,

что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не

смогут потребовать от школьника собранности, ответственности,

самостоятельности. Дети воспитываются прежде всего на

примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы

привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в

коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка

увидит, что явно выполнено взрослым, и ребёнок честно скажет,

что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще,

чем учить ребёнка такому обману – потом это обернётся против

самих родителей.

Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно

приносили альбом логопеду, даже если домашнее задание не

сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но

и они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно.

Необходимо усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат,

что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что

они забыли принести альбом в детский сад, а родители

попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не

сможет потребовать от них твердого выполнения школьных

правил.

Ещё раз подчеркнём, что только совместная

работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на

осуществление общих задач, даёт основания рассчитывать на

положительные результаты.



В раздел образования