Автор: Котова Светлана Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУдетский сад комбинированного вида № 131
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: консультативный материал
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в коррекционной работе
Раздел: дошкольное образование
Консультация логопеда
в процессе коррекционной
работы
с дошкольниками
Учитель – логопед: КОТОВА С. В.
Развитие ребёнка в его физическом и духовном
становлении в огромной степени зависит от участия родителей.
Коррекционная работа даст положительный
результат только в том случае, если все – логопед, воспитатели,
родители, - имея общую цель, будут действовать согласованно.
Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет
влияние на развитие ребёнка, и к концу года он будет подготовлен
к усвоению школьной программы.
Результаты психолого-педагогических исследований
показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви,
взаимопонимания, поддержки, обладают высокими
потенциальными возможностями полноценного развития, в том
числе речевого.
Данная проблема особенно актуальна в настоящее
время, потому что количество детей, имеющих речевые
трудности, неуклонно растёт, а родители из-за экономического
неблагополучия и социальной нестабильности все меньше
уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей,
переложив всю ответственность на детский сад.
В последние годы население страны резко разделилось
на несколько уровней по доходам. Если раньше тоже имелись
более и менее обеспеченные семьи, и это не имело
принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас
ситуация в корне изменилась. Контингент родителей поменялся. И
это касается не только материальной обеспеченности. Другим
стало отношение многих родителей к образованию своих детей.
Можно выделить следующие взгляды на данную проблему:
- родные хотят дать своему ребёнку всё, чего не
смогли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они
считают, теперь позволяет сделать это. В результате, не обращая
внимания на объективные речевые, а часто и психологические
проблемы ребёнка, его с самого раннего возраста отдают в
различные прогимназии, пролицеи и т.д., где он зачастую
получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи
своевременно не решаются. Таким образом, к моменту
поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в
1-м классе ребёнок делается отстающим учеником со всеми
вытекающими отсюда последствиями;
- родители, которые не только заинтересованы в
своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно
подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими
родителями сотрудничать – одно удовольствие. Эти мамы, и всё
чаще – папы, интересуются методической и популярной
педагогической и психологической литературой, много читают, но
при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо
приёмов в отношении своего ребёнка. Они нередко приходят к
логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои
предложения. К выполнению домашних заданий такие родители
подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких
семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность,
от которой должен уберечь молодых родителей специалист, -
чрезмерное увлечение новомодными непроверенными
педагогическими технологиями;
- родители, составляющие основную массу (хотя их
стало все же меньше), которые недостаточно серьёзно относятся к
проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и
потом всё пройдёт. Они приводят массу оправданий речевым
недостаткам своих детей, припоминая всех родственников,
которые в детстве тоже плохо говорили. После неоднократных
напоминаний такие родители иногда всё же выполняют задания и
рекомендации логопеда, могут даже сходить на консультацию к
специалисту (невропатологу, психоневрологу, ортодонту …).
Объяснения у них обычные, и вроде бы объективные (нехватка
времени, загруженность на работе, проблемы в семье или со
здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10
минут в день посвятить своему ребёнку, они и тут находят
причины для ничегонеделания;
- родители совсем не обращают внимания на своих
детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях.
Здесь задача специалистов оказать ребёнку максимально
возможную помощь без поддержки родственников, что
безусловно сказывается на результативности занятий.
К каждой из перечисленных групп логопед и
педагоги ДОУ находят взвешенный и дифференцированный
подход. И, если контакт налажен, результаты не заставят долго
ждать.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-
воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с
родителями. Необходимость привлечения родителей к активному
участию в коррекционном процессе по преодолению речевого
дефекта у ребёнка обуславливает успешный результат
логопедических занятий.
Родители в известной мере привыкают к речи своих
детей и не замечают в ней недочётов, а поэтому и не помогают им
усваивать правильную речь. Учитель-логопед указывает
родителям, как важно правильно формировать речь детей,
разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа,
подчеркивает полезность разумных требований к ребёнку,
необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
Участвуя в образовательном процессе, родители
постепенно становятся более активными, начинают ответственнее
относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только
тесный контакт в работе логопеда и родителей может
способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном
возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному
обучению.
Особый разговор о домашних заданиях, которые
логопед даёт детям. Здесь, как показывает практика, имеются две
крайности: одни ретивые родители заставляют ребёнка делать их,
как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой
форме работы, о дробности и дозированности заданий, развивая у
него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации;
другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это
чем-то необязательным и несерьёзным. Родители должны понять,
что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не
смогут потребовать от школьника собранности, ответственности,
самостоятельности. Дети воспитываются прежде всего на
примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы
привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в
коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка
увидит, что явно выполнено взрослым, и ребёнок честно скажет,
что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще,
чем учить ребёнка такому обману – потом это обернётся против
самих родителей.
Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно
приносили альбом логопеду, даже если домашнее задание не
сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но
и они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно.
Необходимо усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат,
что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что
они забыли принести альбом в детский сад, а родители
попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не
сможет потребовать от них твердого выполнения школьных
правил.
Ещё раз подчеркнём, что только совместная
работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на
осуществление общих задач, даёт основания рассчитывать на
положительные результаты.