Напоминание

«Использование ЭРС при проведении праздников в ДОУ»


Автор: Егорова Юлия Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33 «Колобок»
Населённый пункт: Татарстан, г. Набережные Челны
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Использование ЭРС при проведении праздников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Егорова Юлия Александровна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33 «Колобок»

Татарстан, г. Набережные Челны

Консультация для педагогов

«Использование ЭРС при проведении праздников в ДОУ»

В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству

культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному

возрождению.

Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения,

эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное

творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-

прикладное искусство, традиции и обычаи. Фольклор любого народа необычайно богат и

разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями,

потешками,

прибаутками,

скороговорками,

дразнилками,

считалками,

пословицами

и

поговорками, загадками.

Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Именно в бытовой

музыке как нельзя ярче проявляются свойства музыки как эмоционального языка, как средства

передачи чувств. Народная музыка привычна, общедоступна.

Музыкальные деятели утверждают, что язык песен интернационален.

Если

вслушаться

в

песни

татарского,

чувашского,

удмуртского

народов,

можно

почувствовать некоторое сходство, хотя язык этих песен разный. Музыка - более универсальное

средство общения народов, отражает единство людей Земли, помогает сблизить народы.

Народные песни бывают: колыбельные, исторические, лирические, обрядовые, плясовые,

частушки.

Одним из основных компонентов составляющих культуру любого народа является праздник.

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными

изменениями в природе, важными для народа событиями и датами

Декоративно-прикладное искусство так же национально по своей природе. Оно обладает

большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд,

эстетический идеал, позволяет детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии

воображения

детей

предоставление

детям

возможности

заниматься

разнообразными

художественными видами деятельности на основе декоративно-прикладного искусства,

способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, вызывает эмоционально-

положительное отношение к этим видам деятельности, а это в свою очередь является залогом

детского творчества.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны,

приобщить

ребенка

к

миру

духовных,

нравственных

ценностей,

зафиксированных

в

фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку

почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро,

красоту нашего мира.

Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в

полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для

детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также

перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих

музыкальных впечатлений.

В нашем детском саду уже много лет музыкальное воспитание осуществляется, наряду с

программой «Детство», по народному календарю с использованием фольклорного материала

русского и татарского народа, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает

личность, воспитывает духовность.

С народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей

группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока -

сорока» и т. д

Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки,

сказки и песни, созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый

нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда

оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для

ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают

детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали

заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по

содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны,

построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются

неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают

эмоциональный отклик у ребёнка.

Все эти малые жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот дети

старших групп уже пытаются внести в них свое.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, мы часто использую другие

фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. -

все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не

просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные песни и т.

д.)

Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение

календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией

проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Масленица», «Навруз». Праздник

масленица проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем.

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится

не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных

танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры,

дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным

фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным

обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь,

формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный

фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в

приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Культура народов, проживающих в Республике Татарстан, является действенным средством

формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Библиография

1.

Воспитание и обучение в детском саду. К.В.Закирова-Казань-2009.

2.

Шаехова Р.К. –Радость познания: региональная программа дошкольного образования.

Казан:Магариф-Вкыт, 2016.

3.

«На поляне детства» Хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей.-Казань:РИЦ, 2011.



В раздел образования