Автор: Егорова Юлия Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33 «Колобок»
Населённый пункт: Татарстан, г. Набережные Челны
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Использование ЭРС при проведении праздников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Егорова Юлия Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33 «Колобок»
Татарстан, г. Набережные Челны
Консультация для педагогов
«Использование ЭРС при проведении праздников в ДОУ»
В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству
культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному
возрождению.
Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения,
эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное
творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-
прикладное искусство, традиции и обычаи. Фольклор любого народа необычайно богат и
разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями,
потешками,
прибаутками,
скороговорками,
дразнилками,
считалками,
пословицами
и
поговорками, загадками.
Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Именно в бытовой
музыке как нельзя ярче проявляются свойства музыки как эмоционального языка, как средства
передачи чувств. Народная музыка привычна, общедоступна.
Музыкальные деятели утверждают, что язык песен интернационален.
Если
вслушаться
в
песни
татарского,
чувашского,
удмуртского
народов,
можно
почувствовать некоторое сходство, хотя язык этих песен разный. Музыка - более универсальное
средство общения народов, отражает единство людей Земли, помогает сблизить народы.
Народные песни бывают: колыбельные, исторические, лирические, обрядовые, плясовые,
частушки.
Одним из основных компонентов составляющих культуру любого народа является праздник.
Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными
изменениями в природе, важными для народа событиями и датами
Декоративно-прикладное искусство так же национально по своей природе. Оно обладает
большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд,
эстетический идеал, позволяет детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии
воображения
детей
предоставление
детям
возможности
заниматься
разнообразными
художественными видами деятельности на основе декоративно-прикладного искусства,
способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, вызывает эмоционально-
положительное отношение к этим видам деятельности, а это в свою очередь является залогом
детского творчества.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны,
приобщить
ребенка
к
миру
духовных,
нравственных
ценностей,
зафиксированных
в
фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку
почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро,
красоту нашего мира.
Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в
полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для
детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также
перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих
музыкальных впечатлений.
В нашем детском саду уже много лет музыкальное воспитание осуществляется, наряду с
программой «Детство», по народному календарю с использованием фольклорного материала
русского и татарского народа, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает
личность, воспитывает духовность.
С народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей
группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока -
сорока» и т. д
Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки,
сказки и песни, созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый
нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда
оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для
ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают
детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали
заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по
содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны,
построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются
неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают
эмоциональный отклик у ребёнка.
Все эти малые жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот дети
старших групп уже пытаются внести в них свое.
В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, мы часто использую другие
фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. -
все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не
просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные песни и т.
д.)
Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение
календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией
проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Масленица», «Навруз». Праздник
масленица проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем.
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится
не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных
танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры,
дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным
фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным
обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь,
формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный
фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в
приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Культура народов, проживающих в Республике Татарстан, является действенным средством
формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Библиография
1.
Воспитание и обучение в детском саду. К.В.Закирова-Казань-2009.
2.
Шаехова Р.К. –Радость познания: региональная программа дошкольного образования.
Казан:Магариф-Вкыт, 2016.
3.
«На поляне детства» Хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей.-Казань:РИЦ, 2011.