Автор: Копалина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: "Дети блокадного Ленинграда"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 77 комбинированного вида
Приморского района Санкт - Петербурга.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему «Дети блокадного города».
Подготовительная группа.
Воспитатель Копалина Л.В.
г. Санкт – Петербург
2021г.
Цель: Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда
Образовательные задачи:
ОО «Познавательное развитие»: обобщить и систематизировать знания
детей о войне; познакомить детей с понятием блокада; расширять знания
детей об истории города – героя Ленинграде. О героизме детей, переживших
блокаду.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: развивать
коммуникативные способности детей; воспитывать уважение к ветеранам
ВОВ; воспитывать любовь к Родине.
ОО «Речевое развитие»: обогащаем словарь детей прилагательными;
закрепление словаря по данной теме.
ОО «Физическое развитие»: сохранять и укреплять физическое здоровье
детей.
Материалы: Презентация «Дети блокадного Ленинграда», фотографии
блокадного города, фотографии памятников «Родина Мать», «Цветок
жизни», «Разорванное кольцо».
Предварительная работа: Чтение стихотворений о блокаде, рассказов из
книги Т. А. Шорыгиной «Детям о великой победе. Беседы о второй мировой
войне», «Беседы о детях героях Великой Отечественной Войны».
Ход НОД
Воспитатель: Дорогие ребята сегодня мы с вами поговорим о страшном
периоде в жизни нашего города и его жителей – о Блокаде! Но для начала
давайте вспомним что Блокада Ленинграда произошла во время Великой
Отечественной Войны. Очень давно ранним утром 22 июня 1941года на нашу
страну напали враги. Их нападение было совершенно неожиданным. Это
была очень жестокая война, которая длилась почти 4 года. Она принесла
много разрушений, горя и бед. Погибли тысячи солдат и мирных жителей.
Но конкретно сегодня я расскажу вам о городе герое – Ленинград, который
сейчас называется как вы знаете…..(ответы детей).
Осенью 1941 года немцы окружили наш город. Враги хотели полностью
уничтожить его, они взяли город в блокаду. А что же такое блокада? Давайте
сейчас я вам покажу – встаньте все пожалуйста в плотный круг и возьмитесь
за руки. Как вы думаете кто-нибудь сможет выбраться из вашего кольца?
Нет. Так вот это и есть блокада – кольцо из которого нельзя ни выйти, ни
зайти. Блокада – осада города врагами, делается для того чтобы отрезать
жителей города от внешнего мира. Город был лишен возможности получать
продукты питания и другие товары необходимые для жизни и обороны
нашего города.
Для жителей, а особенно для детей Ленинграда блокада означала только одно
– смерть. Все, кто мог держать оружие ушли на фронт, в городе в
большинстве своем остались только женщины и дети. Немецкой армии
удалось разбомбить продуктовые склады, в городе начинался голод.
Единственным продуктом питания стал вот такой маленький кусочек хлеба,
который выдавали по карточкам, всего 125гр. на человека. Чаще всего это
был даже не хлеб, а кусочек клейкой массы, в которой было больше отрубей,
опилок и прочих наполнителей, чем самой муки. И это была еда на весь день!
Шли тяжелые блокадные дни…..
Зима была суровая. Дома не отапливались, не было угля. Люди ставили в
комнатах буржуйки – небольшие печки, а в них жгли книги и мебель, чтобы
хоть как-то согреться. В домах не работал водопровод. За водой люди ходили
на реку Неву, Фонтанку. Набирали воду в бидоны, ведра и несли ее домой
или везли на санях.
За время блокады от голода и холода погибло очень много людей, не только
взрослых, но и детей.
Но не смотря на очень суровые условия, жизнь в городе продолжалась. На
заводах, в больницах, на улицах города на ровне со взрослыми работали и
дети. Дети стояли у станков делая оружие, помогали раненным в госпиталях,
ухаживали за ними. На улицах города помогали ослабевшим донести воду до
дома, убирали улицы после бомбежки, дежурили по ночам на крышах домов
и спасали дома от зажигательных бомб.
В городе продолжали работать и школы, и детские сады. В школах и садах
дети продолжали жить своей детской жизнью, они учились, играли, читали
книги, слушали музыку.
Блокада длилась 900 дней и ночей. 27 января 1944 Ленинград был полностью
освобожден от немецкой блокады. На месте, где было прорвано кольцо
блокады сегодня стоит памятник «Разорванное кольцо». Детям блокадного
Ленинграда, которые жили и защищали свой город наравне со взрослыми
установлен памятник «Цветок жизни». За мужество и героизм город
Ленинград получил звание Город-герой!