Развитие речи дошкольника и ознакомление с окружающим в процессе общение со взрослыми
Автор: Курбатова Ольга Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №49 Родничок Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: консультация для родителей Тема: Развитие речи дошкольника и ознакомление с окружающим в процессе общение со взрослыми Раздел: дошкольное образование
Развитие речи дошкольника и ознакомление с окружающим в процессе
общение со взрослыми
.
Как скучно, нудно, порой не выразительно говорят некоторые, как непочтительно относятся к родному
языку, не соблюдая элементарных правил грамматики. Основы красноречия закладываются в детстве, когда
ребенок особенно восприимчив к родной речи. Надо воспитывать у детей интерес к языку, языковым
явлениям, к собственной речи, учить владеть словом.
Прислушайтесь, как говорят дети и вы убедитесь, как многие дошкольники способны ярко, связно, образно
рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще это свойственно детям, воспитывающимся в
культурной речевой среды, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтоб речь
взрослых и детей была правильной. Здесь малыш усваивает лексикон, грамматику и манеру
разговаривать( дружелюбно, вежливо, грубо, в резких выражениях, на повышенных тонах). Он усваивает не
только речевые нормы, но и речевые ошибки взрослых. Пример; Лене 5 лет делает
успехи в изучении французского, посещая платную группу. А вот с родной речью, не все ладно. Была в
гостях, ее попросили рассказать стихотворение на французском языке. Она согласилась оторвавшись от
рисования, которым была занята.’’ А куда пожно положить альбом’’. ‘’Положи на стол’’- Сказал папа.
Cтало ясно, что ошибка была не случайной у неё. Чтобы говорить красиво, не надо иметь высшего
образования, была бы цель поставлена. Особенно выразительной бывает народная речь, изобилующая
поговорками, побасенками, присказками. Вспомни няню Пушкина- Арину Родионовну, сказками которой
заслушивался поэт. Красноречие- это способность красиво и убедительно говорить. Красиво, значит ясно,
выразительно, правильно. Ясность речи зависит от того, насколько осмысленно говорящим то содержание,
которое он намеривается выразить, а также от умения излагать его связано, логично, доступно для
понимания слушающих.
Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность.
Интонационное богатство речи надо развивать. Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок,
стихов, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учиться менять
тембр и высоту звуков, изображая мышку, кошку, медведя. Требует внимания и темп, некоторые говорят
очень быстро, скороговоркой, что ведет в смазанной речи, невнятности. Неприятное впечатление производит
и замедленная речь, неоправданные паузы между словами. Выразительность речи- это конечно и богатый
лексикон. Активный словарь взрослого человека составляет 10- 12 тысяч слов, а старшего дошкольника 2 ,5-
3 тысяч, среди которых все части речи. Красивой, выразительной делает речь ребенка - употребление
поэтических определений, эпитетов( пушистый) снег, плакучая(ива), печальный( лес), румяное( яблоко).
Прочитав сказку, рассказ надо поговорить о художественных средствах выразительности, спросить, какими
словами описано утро, поле, солнце.
Полезно предлагать подбирать определения к тому или иному слову или синонимы( душистый, ароматные)
или с чем можно сравнить то или иное явление( звонкий смех малыша ,как колокольчик).Богатый материал
для насыщения детской речи средствами выразительности дает отгадывание загадок , придумывание сказок
с традиционными присказками( Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).
К 4-5годам дети должны полностью в норме овладеть звукопроизношением. Овладевают в норме и
основами грамматики родного языка, но появляются искажения’’ девочков’’, ‘’местов’’,’’ туфлей’’ и много
ошибок в употреблении предлогов ‘’приехал c Москвы’’, ‘’скучать за сестрой’’ в место ‘’по сестре’’. Речевые
ошибки нас не следует оставлять без исправления. Однако замечания надо делать тактично , помня
изречение’’ Слово есть меч обоюдоострый. Красивая
речь -это правдивая, лживая или льстивая не может быть отнесена к этому разряду. Красноречие не имеет
ничего общего с пустословием, болтовней. Овладение красивой, правильной, ясной, убедительной речью
начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь.