Напоминание

Развитие речи дошкольника и ознакомление с окружающим в процессе общение со взрослыми


Автор: Курбатова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №49 Родничок
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Развитие речи дошкольника и ознакомление с окружающим в процессе общение со взрослыми
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие речи дошкольника и ознакомление с окружающим в процессе

общение со взрослыми

.
Как скучно, нудно, порой не выразительно говорят некоторые, как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил грамматики. Основы красноречия закладываются в детстве, когда ребенок особенно восприимчив к родной речи. Надо воспитывать у детей интерес к языку, языковым явлениям, к собственной речи, учить владеть словом. Прислушайтесь, как говорят дети и вы убедитесь, как многие дошкольники способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среды, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтоб речь взрослых и детей была правильной. Здесь малыш усваивает лексикон, грамматику и манеру разговаривать( дружелюбно, вежливо, грубо, в резких выражениях, на повышенных тонах). Он усваивает не только речевые нормы, но и речевые ошибки взрослых. Пример; Лене 5 лет делает успехи в изучении французского, посещая платную группу. А вот с родной речью, не все ладно. Была в гостях, ее попросили рассказать стихотворение на французском языке. Она согласилась оторвавшись от рисования, которым была занята.’’ А куда пожно положить альбом’’. ‘’Положи на стол’’- Сказал папа. Cтало ясно, что ошибка была не случайной у неё. Чтобы говорить красиво, не надо иметь высшего образования, была бы цель поставлена. Особенно выразительной бывает народная речь, изобилующая поговорками, побасенками, присказками. Вспомни няню Пушкина- Арину Родионовну, сказками которой заслушивался поэт. Красноречие- это способность красиво и убедительно говорить. Красиво, значит ясно, выразительно, правильно. Ясность речи зависит от того, насколько осмысленно говорящим то содержание, которое он намеривается выразить, а также от умения излагать его связано, логично, доступно для понимания слушающих. Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность. Интонационное богатство речи надо развивать. Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок, стихов, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учиться менять тембр и высоту звуков, изображая мышку, кошку, медведя. Требует внимания и темп, некоторые говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет в смазанной речи, невнятности. Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами. Выразительность речи- это конечно и богатый лексикон. Активный словарь взрослого человека составляет 10- 12 тысяч слов, а старшего дошкольника 2 ,5- 3 тысяч, среди которых все части речи. Красивой, выразительной делает речь ребенка - употребление поэтических определений, эпитетов( пушистый) снег, плакучая(ива), печальный( лес), румяное( яблоко). Прочитав сказку, рассказ надо поговорить о художественных средствах выразительности, спросить, какими словами описано утро, поле, солнце. Полезно предлагать подбирать определения к тому или иному слову или синонимы( душистый, ароматные) или с чем можно сравнить то или иное явление( звонкий смех малыша ,как колокольчик).Богатый материал для насыщения детской речи средствами выразительности дает отгадывание загадок , придумывание сказок с традиционными присказками( Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается). К 4-5годам дети должны полностью в норме овладеть звукопроизношением. Овладевают в норме и основами грамматики родного языка, но появляются искажения’’ девочков’’, ‘’местов’’,’’ туфлей’’ и много ошибок в употреблении предлогов ‘’приехал c Москвы’’, ‘’скучать за сестрой’’ в место ‘’по сестре’’. Речевые ошибки нас не следует оставлять без исправления. Однако замечания надо делать тактично , помня изречение’’ Слово есть меч обоюдоострый. Красивая речь -это правдивая, лживая или льстивая не может быть отнесена к этому разряду. Красноречие не имеет ничего общего с пустословием, болтовней. Овладение красивой, правильной, ясной, убедительной речью начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь.


В раздел образования