Автор: Кузнецова Виктория Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Начальная школа - детский сад" с.Уват - филиал МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района
Населённый пункт: с.Уват, Тюменская область
Наименование материала: Брошюра
Тема: Вкусная артикуляционная гимнастика
Раздел: дошкольное образование
«Начальная школа – детский сад» с.Уват – филиал МАОУ«Ивановская
СОШ» Уватского муниципального района
Консультация учителя-логопеда родителям
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на
тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и
язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать
необходимое положение, без труда совершать многократные
переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет
научиться артикуляционная гимнастика.
Почему именно вкусная (сладкая) гимнастика?
Гимнастику для язычка необходимо выполнять ежедневно – это
утомляет. Часто упражнения не получаются с первого раза – это не
может не огорчать ребенка. Заставлять и ругать его не стоит,
потому что знания и навыки, полученные на негативе, плохо
закрепляются. Упражнения, с использованием сладостей
привлекают внимание, превращают занятие в игру. Можно
использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии,
главное, чтобы у ребенка не было на них аллергии: ягоды, кусочки
фруктов (свежих и сухих), цукаты, готовые завтраки, соломку,
съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, йогурт, мармелад –
всё то, что есть дома и предпочитается вашим малышом.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной
гимнастики:
1.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно
по 10-15 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки
закреплялись.
2.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина, тело не
напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также
свое лицо. Поэтому лучше заниматься перед настенным
зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда
взрослый находится напротив ребенка лицом к нему.
5.
Приступайте к выполнению упражнений в хорошем
настроении.
Упражнения с Чупа-чупсом
(конфета должна быть небольшого диаметра)
– Предлагаем ребенку облизывать Чупа-чупс или
другую конфету на палочке. Положение конфеты
периодически меняем: держим её сверху, снизу,
с одной и другой стороны. Главное, чтобы язык
смог дотянуться до неё.
– Ребенок сжимает Чупа-чупс губами и
удерживает 5-10 секунд.
– Ребенок держит язычок в форме чашечки,
кладем в чашечку Чупа-чупс, и ребенок
удерживает леденец под счет до 10.
Упражнения со сладкой (соленой) соломкой
– Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на
нём соломку, под счет до 10.
– Ребенок удерживает соломку на верхней губе
языком. Можно обыграть: «Появились усики!»
– Изображаем усы. Предлагаем удерживать
соломку между верхней губой и носом (губы
вытянуты вперед).
– Ребенок удерживает соломинку, прижимая её
языком к нижним зубам. Соломинка должна быть
почти в вертикальном положении.
Упражнения с мармеладом «Червячки»
– Ребёнок втягивает мармеладного червячка в
рот через вытянутые хоботком губы.
– Необходимо один конец такой же мармеладки
сжать губами, а другой конец натянуть рукой.
Задача ребёнка – постараться подольше
удерживать мармеладку губами.
Упражнения с мини-сушками
– Ребенок сжимает сушку губами и удерживает
ее под счет до 10.
– Надев мини-сушку ребенку на кончик языка,
просим удержать ее под счет до 10.
– Предлагаем перемещать солёную мини-сушку
по сладкой соломке языком (слева-направо и
обратно).
– Ребенок перемещает языком солёную мини-
сушку по сладкой соломке (вверх-вниз).
Упражнения с конфетой-дражже, шариками сухого завтрака или
ягодами
– Ребенок удерживает конфету в
языке-«чашечке» под счет до 10.
– Просим ребенка положить широкий язык на
нижнюю губу. Кладем конфету или шарик сухого
завтрака. Задача ребенка удержать конфету под
счет до 10.
– Кладём на тарелку шарики сухого завтрака или
маленькие круглые конфетки. Просим ребенка
губами собрать их, представив себе, что он
собирает рассыпанные бусинки.
Упражнения с различными продуктами
– Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на
нём тонко порезанный кусочек сыра (можно использовать колбаску,
кусочек яблока, мармеладку и т.п.), под счет до 10.
– Предлагаем ребенку поиграть в футбол. Для этого он
перекатывает во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,
вишню, сухарик, крупную круглую карамельку и т.д.
– Предлагаем ребенку язычком слизать сахар с колечка лимона или
апельсина по кругу или любые круглые дольки фруктов.
– Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем.
Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку,
выполняя движение сверху вниз.
Желаем удачи!