Автор: Кузнецова Виктория Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Начальная школа - детский сад" с.Уват - филиал МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района
Населённый пункт: с.Уват, Тюменская область
Наименование материала: Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: "Автоматизация звука [р] в словах и чистоговорках"
Раздел: дошкольное образование
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Автоматизация звука [р] в словах, чистоговорках».
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР.
Возраст: 6 лет.
Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться
исправленной речью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать практические умения и навыки пользоваться
исправленным звуком [р];
- автоматизация правильного произношения звука [р] в словах,
чистоговорках;
- совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
- уточнение и активизация словаря по теме «Продукты питания».
Коррекционно-развивающие:
- развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти,
мышления;
- развитие артикуляционной, тонкой моторики, тактильной
чувствительности.
Воспитательные:
- формирование доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности;
- развитие чувства справедливости.
Оборудование: Интерактивная доска, настольные зеркала, картинки по
теме «Продукты питания», Су-джок, мяч, наглядный материал.
1.
Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание
положительного эмоционального фона.]
Логопед. Здравствуйте, ребята! Вы уже заметили, кто пришел сегодня к
нам в гости?
(герои из м/ф Щенячий патруль)
Дети. Да! Это герои из мультфильма Щенячий патруль.
Логопед. Верно! Наши герои приходят на помощь к тем, кто в ней
нуждается.
Но, сегодня в нашей помощи нуждаются они. Щенки вместе с
Райдером заблудились. Давайте поможем им вернуться на свою базу. И
первое что мы сделаем, это расскажем нашим гостям главное правило речи:
(все вместе)
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим!
Логопед. Молодцы, ребята! Чтоб нам верно и чётко говорить на занятии
нам необходимо потренировать наш язычок.
2.
Артикуляционная гимнастика. [Подготовка артикуляционного
аппарата к формированию правильного уклада звука [р].]
Выполнение артикуляционных упражнений с элементами
нейрогимнастики.
3.
Упражнение «Порычи». [Автоматизация изолированного
произношения звука [р]. Ориентировка на листе бумаги.]
Логопед. Итак, отправляемся в дальнюю дорогу. А чтоб путь нам не
казался долгим, мы поедем на автомобиле. Первое, чем нам нужно помочь
нашим гостям, это завести мотор у нашей машины.
(-ррр-)
Дети. Рррр…
Логопед. Мотор завели и начинаем путь. Возьмите нашу дорогу с
автомобилем и будем «рычать» до тех пор, пока я вас веду по пути.
Логопед. Молодцы, ребята! Мы отправились в дальнюю дорогу.
4.
Игра «Поймай звук [р]». [Развитие фонематического восприятия.]
Логопед. Ребята, хотите послушать, как по-настоящему заводится мотор
у автомобиля? И вот у нас первое препятствие на пути: вам необходимо
хлопнуть тогда, когда услышите звук мотора, т.е. звук [р].
Р, с, з, л, к, р, ж, л, р.
Ра, ло, ры, мы, да, ро, ар, ру, вы, ур.
Рыба, лук, комар, батон, стол, топор, марка.
Логопед. Молодцы!
5.
Пальчиковая гимнастика с эластичными колечками из мяча Су-
джок. [Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.]
Логопед. Давайте расскажем нашим гостям, что нам принес Дед Мороз
на новый год. Выполним уже знакомую нам пальчиковую гимнастику.
«Подарки»
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
«Шагают» пальцами по столу.
На каждое название подарка загибают по
одному пальцу сначала на правой, потом на левой
руке.
Делают из пальцев правой руки мордочку щенка.
Логопед. Молодцы, ребята!
6.
Игра с мячом «Назови по порядку». [Совершенствование навыков
слогового анализа слов.]
Логопед. На пути нашим гостям встречаются разные предметы. Давайте
их назовем. Называть будем с помощью мяча, т.е. разделим их названия на
части.
Ко-ро-ва, го-ры, му-ра-вей, жи-раф, ко-мар, ка-тер.
7.
Игра «Пора обедать». [Совершенствование навыков звукового
анализа слов. Актуализация словаря по теме «Продукты питания».]
Логопед. Наши гости проголодались и заехали в кафе пообедать. Ребята,
вам необходимо накрыть столы. На первый стол мы положим продукты, в
названиях которых звук [р] находится в начале слова. На второй – продукты,
в названиях которых звук [р] находится в середине слова. На последний –
продукты, в названиях которых звук [р] находится в конце слова.
Рыба
раки
пирог
арбуз
Помидор
сахар
8.
Упражнение «Повтори чистоговорку». [Автоматизация звука [р] в
чистоговорках.]
Логопед. Ребята, осталось совсем немного. Скоро наш патруль будет на
месте. Вам необходимо выбрать любой пазл, нажать на него и повторить
чистоговорку.
Ры-ры-ры – в парке комары.
Ра-ра-ра – веселая игра.
Ар-ар-ар – красивый самовар.
Ур-ур-ур – мы накормим кур.
Ора-ора-ора – Рома у забора.
Рона-рона-рона – черная ворона.
Руза-руза-руза – в поле кукуруза.
Ра-ра-ра – в школу мне пора.
Ро-ро-ро – легкое перо.
9.
Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед. Ура! Щенячий патруль добрался с нашей помощью до своей
базы, чтоб помогать другим, кто в этом нуждается. Ребята, какая игра вам
понравилась? Что было для вас трудным? Хотите еще поиграть в такие игры?
Дома с родителями, вы можете их повторить и выполнить еще другие
задания
(выдаются тетради с домашним заданием).
Сегодня у вас было хорошее
произношение звука [р]. Молодцы! Щенячий патруль надеется, что и в
группе и дома вы не забудете правильно произносить его.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в
гости?
(герои из м/ф Щенячий патруль)
Дети. Да! Это Райдер и щенки из мультфильма Щенячий патруль.
Слайд 2
Наши герои приходят на помощь к тем, кто в ней нуждается.
Слайд 3
Но, сегодня в нашей помощи нуждаются они. Райдер и щенки заблудились.
Давайте поможем им вернуться на свою базу.
Чтоб нам верно выполнять все препятствия на пути и четко отвечать на
вопросы, нам необходимо тренировка язычка.
Нажать на звук Слайд 3 Артик гимнастика
Слайд 4
Посмотрите, как щенкам понравилось, им было интересно и любопытно за
вами наблюдать. Они готовы отправится в путь. А вы готовы?
Итак, отправляемся в дальнюю дорогу. А чтоб путь нам не казался долгим,
мы поедем на транспорте. Выберете себе, пожалуйста, транспорт. Лист
картона, который лежит у вас на столе, будет нашей дорогой.
И первое задание, чем нам нужно помочь нашим гостям, это завести моторы
и отправится в путь. Как ребята мы заведем моторы транспортов?
Верно! Необходимо приоткрыть ротик, язычок поднять вверх за верхние
зубки и сильно подуть на язычок.
Моторы завели и начинаем путь. Будите рычать до тех пор, пока я вас поведу
по дороге. Наш транспорт едет в правый верхний угол, в правый нижний
угол, в левый верхний угол, в нижний левый угол.
Слайд 5
Молодцы, ребята! Мы отправились в путь!
На пути нашим гостям встречаются разные животные, предметы.
Давайте их назовем. Называть будем с помощью мяча, т.е. разделим их
названия на слоги.
Слайд 6-11
Ко-ро-ва, го-ры, му-ра-вей, жи-раф, ко-мар, ка-тер.
Молодцы!
Слайд 13
Ребята, осталось совсем немного. Скоро наш патруль будет на базе.
Вам необходимо выбрать любой пазл. Пазлы выбираем по порядку начиная с
первого. Нажимаем на звук, слушаем чистоговорку и повторяем ее вместе.
Ура! Щенячий патруль с нашей помощью добрался до своей базы.
Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их
повторить и выполнить еще другие задания
(выдаются тетради с домашним
заданием).
Сегодня у вас было хорошее произношение звука [р]. Молодцы!
Щенячий патруль и я надеемся, что и в группе и дома вы не забудете
правильно произносить его.