Повышение мотивации обучающихся в профессиональном образовании
Автор: Подкина Наталья Владимировна Должность: преподаватель экономики Учебное заведение: ГАПОУ Свердловской области, Техникум индустрии питания и услуг "Кулинар" Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: Повышение мотивации обучающихся в профессиональном образовании Раздел: среднее профессиональное
Повышение
мотивации
обучающихся
в
профессиональном
образовании.
В стремительно меняющемся мире в эпоху, когда мир стоит на пороге новой
технологической
революции,
от
образовательных
учреждений
требуется
подготовка
высококвалифицированных,
грамотных
профессионалов,
ориентирующихся
в
современных
реалиях.
И
неважно,
в
какой
сфере
будет
работать
выпускник
профессионального учебного заведения, в общественном питании, на заводе, в гостинице,
магазине
–
ключевыми
для
него
будут
умения
применить
полученные
знания
в
конкретных ситуациях, которые возникают на производстве и в повседневной жизни.
В
первую
очередь,
образование
должно
способствовать
формированию
компетенций, направленных на социализацию личности. Сложные экономические условия
сегодня диктуют необходимость подготовки обучающихся к последующей хозяйственной
деятельности,
развития
их
экономического
мышления.
Выпускники
должны
быть
конкурентоспособны на рынке труда, что просто невозможно без уроков экономики.
Современное профессиональное образование призвано обеспечить такую подачу
учебного материала, которая научила бы студента самостоятельно мыслить и свободно
высказываться в любых профессиональных ситуациях.
Трудно
представить
современного
грамотного
человека,
который
не
знаком
с
теорией
ограниченности
ресурсов
и
безграничных
потребностей
общества,
не
умеет
делать рациональный выбор, не знает, из чего складывается бюджет как государственный,
так и семейный. Почему нужно платить налоги? Как формируются цены, допустим, на
блюда в предприятии массового питания? Как привлечь как можно больше гостей в
ресторан? На эти и многие другие вопросы поможет ответить экономика.
Обучение экономическим дисциплинам
способствует
формированию
умений
обобщать
и конкретизировать,
систематизировать
и
классифицировать различные
понятия.
Формируются
необходимые
личные
качества:
решительно сть,
сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность выражения мысли.
Постоянно растущий объем и разнообразие информации не вызывает сомнения,
что невозможно
знать и уметь все. Наиболее ценным в образовательном процессе
является умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решения.
Одним из
необходимых главных качеств
личности
обучающегося
стала
готовность
к самостоятельной
деятельности
по
сбору,
обработке,
анализу
и
организации информации, умение принимать решения и действовать.
Следовательно, поменялись задачи преподавателя. В наше время он должен
быть не только транслятором информации, передающим знания, на первый план
выходит
функция
организатора
самообразования
студентов,
побуждающим
к
творческому поиску.
В учебном процессе у
преподавателя неизбежно возникает потребность в таком
виде деятельности, как планирование урока, организацию, мотивацию и контроль.
Высококачественное обучение и развитие будущего специалиста возможно в
результате целенаправленной групповой и индивидуальной работы с обучающимися, в
общении и взаимодействии преподавателя и студента.
При
проектировании
урока
необходимо задаться вопросом: «Для чего будет
предназначен данный урок: для изучения нового
материала
или
для
закрепления
пройденного, а, может быть, для применения практических знаний, умений, навыков?».
Исходя из этого, необходимо
подбирать
формы
и
методы
проведения
урока,
образовательные
технологии,
приемы
педагогической
техники.
Урок достигнет
максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным и цельным.
Одним из важных при обучении является принцип мотивации.
Проблемой является то, что у отдельных студентов наблюдается низкий уровень
интереса
к
учению,
равнодушное
отношение
к
занятиям.
Из - за
низкого
уровня
мыслительной деятельности обучающиеся действуют по шаблону знакомым способом,
как говорится, идут по проторенной дорожке.
Как вызвать интерес к предмету, если он кажется ученику не нужным, а уроки
однообразными? Что делать преподавателю, чтобы возникла потребность в знаниях? При
ответе на этот вопрос учитывать нужно разный уровень подготовки обучающихся, исходя
из их психофизических особенностей и индивидуальных способностей.
Для
повышения
мотивации
студентов
необходимо
быть
непредсказуемым
и
раскрываться на каждом занятии с новой стороны. Эффект неожиданности заинтересует
студентов,
и
они
охотнее
будут
посещать
уроки.
Перед
преподавателями
общепрофессиональных
дисциплин
возникает
непростая
задача:
раскрыть
притягательные стороны предмета, а это невозможно без самообразования и постоянного
стремления к повышению уровня собственных знаний в предметной области.
При подготовке к
занятиям должны
учитываться
интересы студентов, а на
занятиях выстраиваться обратная связь. Если в конце учебного занятия преподаватель
предлагает обучающимся оценить урок, внести свои предложения, высказать замечания,
то велика вероятность, что он не будет трудиться впустую и качество обучения только
выиграет.
Еще одна немаловажная проблема заключается в том, что сегодняшние студенты
перерабатывают огромное количество информации из Интернета и других социальных
сетей,
что
способствует
формированию
так
называемого
«клипового»
мышления.
Информация усваивается отрывочно, и поэтому одна из важных задач преподавателя
структурировать
и
представить
материал
урока
так,
чтобы
в
процессе
обучения
сформировать целостную общую картину.
Способствует решению данной задачи, используемый на уроках метод интеллект-
карт, развивающий радиантное мышление.
Это метод графического выражения процессов
восприятия, обработки и запоминания информации. Как правило, во время работы над
интеллект-картой решаются творческие задачи, развивается память и мышление.
Использование
преподавателем
межпредметных
связей
не
только
способствует
формированию общих компетенций, а может заинтересовать студентов и заставить их
выстроить определенные логические цепочки.
При
высоком
уровне
конкуренции,
в
условиях
современной
экономической
ситуации,
выживут
и
останутся
на
плаву
специалисты,
отвечающие
высоким
профессиональным требованиям, ориентирующиеся в различных ситуациях, способные
действовать и самостоятельно решать возникающие проблемы.
Одним из эффективных методов, который позволяет мотивировать студентов и
быстро получить
результат,
является
работа
над созданием
синквейна –
это
прием,
который позволяет в нескольких строках изложить учебный материал на определенную
тему, способствует активизации мыслительной деятельности.
Повышения
интереса к изучаемой дисциплине и мотивации студентов можно
добиться
путем
применения
новых
технологий
в
обучении.
На
современном
уроке
происходит формирование ключевых компетенций, во многом благодаря внедрению ИКТ -
технологий
в
образовательный
процесс. Если
в
целом
пользование
компьютером
доставляет человеку удовлетворение, то и все, что связано с работой на компьютере, будет
доставлять
ему
маленькие
радости.
Предполагается,
что
результатом
применения
на
практике
данного
наблюдения
должно
стать:
умение
использовать
полученную
информацию в практической деятельности посредством извлечения ее из мультимедийной
среды и умение представить результат практической работы в группе. Это позволит
наглядно увидеть работу преподавателя и обучающихся, направленную на конечный
результат.
При подборе содержания учебного материала надо учитывать, что интерес на
занятиях вызывают ситуации, приближенные к жизни и современным реалиям. Здесь
должен соблюдаться принцип опоры на личностный опыт студентов. Они не будут
изучать надуманную ситуацию, не используемую в реальной жизни или на предприятиях,
или, в лучшем случае у обучающихся сработает только краткосрочная память, и скоро вся
«лишняя» информация будет забыта. Содержание образования должно быть актуальным,
информация – соответствующая современным требованиям работодателей.
Заинтересовать
обучающихся
преподаватель
способен,
создав
атмосферу
соревнования на уроке. Трудность в данном случае, может заключаться в разном уровне
подготовленности ребят. У каждого из них также разная скорость психических реакций и
«сильные» могут подавить «слабых», не дать им раскрыться. Соревноваться им в случае
значительного различия групп станет просто неинтересно. Это нужно учитывать при
делении класса при проведении деловой игры, семинарского занятия, открытого урока
и.т.п.
Написание творческих
работ
(проектов)
с практическим содержанием, как
правило, является завершающим этапом изучения дисциплины. Исследовательские
проекты могут быть выполнены группами обучающихся
при изучении определенной
темы дисциплины. Во время работы над проектом расширяются знания студентов,
отрабатываются
практические
навыки
расчета
задач
с
использованием
первоисточников и Интернет - ресурсов. Роль преподавателя – направить студентов в
нужном направлении, порекомендовать источники информации.
Оформить проект для представления студенту помогает большой арсенал
современных информационных технологий, а это требует дополнительных знаний. Со
стороны
преподавателя
должен
соблюдаться
один
из
главных
педагогических
принципов: как можно полнее учитывать интересы студента, ближе подойти к
волнующим его проблемам, помочь подобрать посильную задачу, способствующую
развитию и становлению профессиональной творческой личности. Важным фактором
мотивации творчества является подбор задачи из той области, которая более всего
будет актуальна, полезна и
интересна обучающимся и пригодится им в дальнейшей
жизни.
Без заинтересованности студентов в овладении знаниями, как на уроках, так и дома,
при выполнении самостоятельных работ, не может быть качественного обучения.
Для
решения
проблем,
возникающих
в
профессиональном
образовании,
и
повышения
мотивации,
служат
педагогические
технологии,
которыми
должен
умело
пользоваться современный преподаватель.