Авторы: Градусова Наталья Дмитриевна, Седакова Людмила Михайловна
Должность: преподаватель Информатики и ИТПД, преподаватель Геодезии
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский колледж производственных и социальных технологий"
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Седакова Л.М., преподаватель геодезии ГАПОУ ТО «ТКПСТ»
Градусова Н.Д., преподаватель информатики и ИТПД ГАПОУ ТО
«ТКПСТ»
В образовательных учреждениях СПО, готовящих специалистов среднего
звена встает вопрос о профилизации учебного процесса.
Чтобы у студентов не создалось впечатление об обособленности информатики
от их специальности и они, как можно раньше увидели ее практическое применение
в своей будущей деятельности - дорожное строительство, уроки информатики и
геодезии необходимо проводить интегрировано.
На занятиях информатики мы начали решать геодезические задачи с
применением геоинформационных систем.
Геоинформационные системы (ГИС) представляют собой компьютерную
систему для получения, хранения, преобразования и передачи информации
пространственно-временного характера, относящейся к земной поверхности.
Геоинформационная технология на сегодняшний день прочно утвердилась как
одна
из
основополагающих
в
области
проектирования,
строительства
и
эксплуатации автомобильных дорог.
Развитие транспортных сетей ставит сложные задачи поиска наилучших
решений в нахождении размещений транспортных объектов, скоростей и времени
их перемещения.
Территориальная сосредоточенность дорог и сооружений, разнородность их
строения, необходимость учитывать природные факторы, заставляют обращаться к
ГИС как системам, эффективно оперирующими электронными документами,
планами и различного рода схемами, географическими картами.
Геоинформационная технология перспективна, поскольку карты, схемы и
планы всегда были и будут неотъемлемой частью рабочей документации
проектировщиков и аналитиков.
ГИС в дорожном хозяйстве
1
Учет сложного дорожного хозяйства - дело непростое, так как оноотносится к
наиболее
динамичным
сферам,
изменения
в
которых
требуют
постоянной
актуализации информации в разрозненных базах данных. Получить четкую картину
о состоянии дорог, а тем более о их взаимосвязи достаточно трудно. Для
отслеживания
этих
изменений
целесообразно
использовать
материалы
дистанционного зондирования – аэро- и космических снимков, дороги на которых
четко дешифрируются.
Строительству дороги, как и любого другого объекта, предшествуют
изыскательные и проектные работы. Проектные материалы – на сегодня наиболее
достоверный, а в ряде случаев – единственный картографический материал о
положении дороги на местности.
Проектировщики как правило, используют
систему AutoCAD или
ее
разновидности, хранящие графику в форматах DXF и DWG.
На уроках информатики, используя ГИС технологии, мы имеем возможность
получить хорошего качества графический материал и другую информацию,
нанесенную на чертеж по данным полевой съемки (Приложение 1).
Дорожные службы переводят свои базы данных на компьютеры, получая при
этом возможность к электронным картам и геоинформационным технологиям,
позволяющим связать имеющуюся информацию с ее представлением в пространстве
автоматизирующих обработке полевых данных.
Когда мы сделали первые шаги в этом непростом деле, то смогли не только
получить
удобную
технологию
работы,
но
и
графический
материал,
представляющий положение трассы дороги в плане (Приложение 2) и на профиле
(Приложение 3).
К
материалам
дорожников
обращаются
многие
государственные
и
коммерческие структуры, поэтому информационные системы должны обеспечивать
многопользовательский режим доступа и обновления не только баз данных, но и
графики (Приложения 4, 5).
Без современных компьютерных технологий практически невозможен анализ
территорий для принятия решений.
2
Например, по выбору оси новой дороги, решение такого плана задач является
прерогативой ГИС-технологий. Дорожная сеть накладывается на определенную
систему использования земель, на рельеф и т.д. (Приложение 6). Дорожникам
приходится обращаться к информации геодезистов, геологов, экологов, лесников. В
пределах выделенных ГИС коридоров трассирования проектируются возможные
варианты дороги, которые сравнивают по технико-экономическим показателям.
Дороги имеют специфическую черту – линейность. Один из наиболее
перспективных
способов
уточнения
местоположения
главных
точек
трассы
(километровых столбов) – использование GPS-приемников, которые позволяют на
местности за считанные минуты получить сигналы со спутников и засечь
координаты. Полученные в поле данные легко переносятся на стационарные
компьютеры и воспринимаются ГИС. Специально обработав эту информацию,
можно получить ось дороги, а по ней средствами ГИС создать маршрут.
Чтобы графические материалы на одну и ту же территорию, полученные из
разных источников, были как-то сопоставимы, нужно, как минимум, вести их в
единой системе координат. Для решения задач эти координаты переводят в
прямоугольную систему - Х и У.
Таблица 1. Взаимосвязь графических объектов для линейного сооружения
№ объекта
(дорога)
Прямоугольные координаты объекта (Х; У)
1
Х
1
=58,05 У
1
= 23,58 Х
2
= 58,12 У
2
=23,53
2
Х
2
=58,12 У
2
=23,53 Х
3
=58,22 У
3
=23,25
3
Х
3
=58,22 У
3
=23,25 Х
4
=58,45 У
4
=23,23
4
Х
4
=58,45 У
4
=23,23 Х
5
=58,70 У
5
=23,30
5
Х
5
=58,70 У
5
=23,30 Х
6
=59,00 У
6
=23,27
Обработав данные этой таблицы, мы смогли в программе AutoCAD, используя
порядковый номер объекта и его координаты построить ось автомобильной дороги
между населенными пунктами.
Измерение расстояний на дороге осуществляется в пикетах. У каждой дороги
есть свой "ноль" отсчета, от которого затем фиксируется система измерений в виде
километровых столбов. Так, в любой базе данных по дорогам есть обязательно
3
ссылка на код дороги, километр и метр начала трассы и километр и метр ее
завершения (или ее длина).
Дороги - это весьма сложные и дорогостоящие технические сооружения,
которые требуют постоянного контроля и учета их основных характеристик.
Разнородную информацию, о дорожных объектах необходимо систематизировать и
анализировать. Здесь на помощь приходит современные компьютерные технологии,
в частности ГИС.
При создании и развитии автомобильных дорог ГИС существуют основные
принципы и подходы:
Тщательное исследование вопроса выбора оптимальной модели данных,
используемой платформы и программного обеспечения;
Система должна быть открытой, т.е. дополняемой и изменяемой;
Легкий и интуитивно понятный интерфейс для пользователя;
Учитывая то, что создание подобной системы сопряжено со значительными
временными и материальными затратами, необходимо разработать такую схему ее
внедрения, когда некоторые результаты, можно использовать уже на первом этапе
(создание карт, например), а далее лишь расширять и адаптировать ее под
конкретные задачи.
Работая с ГИС мы все более убеждаемся, что подобные технологии
применяемые на занятиях станут неотъемлемым инструментом наших выпускников
в информационном обществе.
Следующая задача состоит в том, чтобы объединить и проанализировать
информационные слои, необходимые для оценки всех факторов, влияющих на
строительство и эксплуатацию дороги.
Эта информация составит легенду карты и послужит ключом для раскрытия ее
содержания.
На занятиях работа студентов проводится по общей технологической схеме:
Полевые работы (во время прохождения учебной практики по геодезии -
получение результатов измерений на местности);
Камеральные работы:
4
- ввод полевых данных в электронные таблицы MS Excel и автоматизация
расчетов;
- сохранение результатов в базе данных на жестких носителях;
- преобразование – графическое изображение табличных данных
в
программах
MS
Excel
и
САПР AutoCAD
(план
трассы
и
профиль
автомобильной дороги);
- создание топографической основы - картографическая генерализация
(послойный отбор объектов по их характерным особенностям);
Анализ и редактирование результатов на уроках геодезии.
Созданная по данной технологии карта служит основой геоинформационной
системы, легко редактируется, сохраняя при этом свою целостность.
Приложение 1
5
Приложение 2
6
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
7
Приложение 6
Список литературы:
8
Геоинформатика в лесном хозяйстве: Учебник / И.А.Вулкова. М.:ВНИИЛМ,
2015.-216с, .сш.
Практикум по геодезии: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.Г.Поклада.- 2-
е изд. –М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012.-470с.- (Фундаментальный
учебник: библиотека геодезиста и картографа)
Географические информационные системы: Учебное пособие / В.В.Фомин,
З.Я.Нагимов,
С.А.Шавнин,
Д.Ю.Голиков:
Уральский
государственный
лесотехнический университет. Екатеринбург, 2013.90с.
9