Напоминание

Занимательный вечер русского языка "Слово - дело великое"


Автор: Бикмурзина Лариса Изибаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ООШ д. Старобедеево - филиал МБОУ СОШ с. Красная Горка
Населённый пункт: д.Старобедеево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занимательный вечер русского языка "Слово - дело великое"
Раздел: среднее образование





Назад





Занимательный вечер русского языка
.
«Слово – дело великое».

Цель:
Учить учиться «погружаться» в язык, постигать красоту языка, чувствовать слово, воспитывать любовь к нему, чувствовать волшебство знакомых слов; научить передавать через слово мысли, чувства. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных обстоятельствах. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан... А также неисчерпаем, как космос, Вселенная. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». В подтверждение этому послушаем
«Совет муллы».
Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мудрец-мулла, упрекая ученика, сказал: «Не будь глупым как отец, будь умным». В этот момент заходит хан. Мулла тут же изменил интонацию: «Не будь глупым, как отец будь умным». Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль, в словаре С.И.Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С.Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы). Но к большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Чтобы правильно говорить, нужно быть грамотным, но не все ученики любят учиться. Как, например, эти ученики.
Сценка «Кот и лодыри»
Собирались лодыри на урок, А попали лодыри на каток. Толстый ранец с книжками на спине, А коньки под мышками на ремне. 1
Видят, видят лодыри: из ворот Хмурый и ободранный кот идет. Спрашивают лодыри у него: - Ты чего нахмурился, отчего? Замяукал жалобно серый кот: - Мне, коту усатому, скоро год. И красив я, лодыри, и умен, А письму и грамоте не учен. Школы не построены для котят. Научить нас грамоте не хотят. А теперь без грамоты пропадешь. Далеко без грамоты не уйдешь, Не попить без грамоты, не поесть, На воротах номера не прочесть. Отвечают лодыри: - Милый кот. Нам пойдет двенадцатый скоро год. Учат нас и грамоте и письму, А не могут выучить ничему: Нам учиться, лодырям, что-то лень, На коньках катаемся целый день. Мы не пишем грифелем на доске, А коньками пишем мы на катке! Отвечает лодырям серый кот: - Мне, коту усатому, скоро год. Много знал я лодырей вроде вас, А с такими встретился в первый раз! Наша речь подвержена разнообразным влияниям. Иногда может случиться и такое…
Сценка «Несуразные вещи».
- Курочкин, привет! - Привет - Что это ты несешь? - Несу разные вещи. - Несуразные? Почему же они несуразные? - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу, разные! Понял! Вот несу мел. - Что не сумел? - Да отстань ты! - Да ведь ты говоришь: «Не сумел. Что не сумел?» - Мел несу!! Слушать надо. Несу мел мишке, ему же надо будет … - Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь? - Какая жена? Это у Мишки жена? Ах ты, шутник, я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит! 2
- Вот оно что… - А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. - Тамарка? - Ага. - И ничего, симпатичная? - Красивая, зеленая такая… - То есть как? - Зеленого цвета. - Постой, постой, это что же у нее… волосы что ли зеленые? - У кого волосы? - Да у Тамарки то. - Что-о? - Ну ты же сказал: «Нашлась Тамарка…» - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая, там арка нарисована. - Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована да? Так бы и говорил. - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая твоя голова! Там арка нарисована. Арка! Неужели ты этого не понимаешь? Прощай, некогда мне. - Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи! - Да ну тебя. - Да! Стой! Стой! - Ну что еще? - Привет передовай! - Кому? - Известно кому: Тамарке, Мишке, и Мишкиной жене! Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С.Пушкина. Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Гадом буду, не забуду Ко мне затусовалась ты. Как эти чумовые зенки, Как лобцовые понты. Комментарии излишни. Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки
«После экзамена».



Сценка 1
Ученик(1): Привет! Ученик(2): Привет! Ученик(1): Все? Отстрелялся? Ученик (2): Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху. 3
Ученик(1): А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб. Ученик (2): Ну, похиляли.
Сценка 2
Ученик (1): Здравствуй, Коля! Ученик (2): Здравствуй, Антон! Ученик (1): Экзамен сдал? Ученик (2): Да, все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить. Ученик (1): и мне тоже трудно дается химия. Я получил «4», но это потому, что не доучил. Ученик (2): Ну, пойдем домой. Эти сценки достаточно выразительны : как мыслим, так и говорим. Язык представляет собой систему средств, которые помогают человеку передать информацию: это и слова, и звуки, и интонация, и знаки препинания.
Сценка « Знаки препинания».
У последней точки на последней строчке Собралась компания знаков препинания. Прибежал чудак – восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: - Ура! - Долой! - Караул! - Разбой! Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто? - Кого? - Откуда? - Как? Явились запятые, девицы завитые. Живут они в диктовке на каждой остановке. Прискакало двоеточие, прикатило многоточие И прочие, и прочие, и прочие… Заявили запятые: - Мы особо занятые. Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ. Если нет под вами точки, запятая – знак пустой! – Отозвалась с той же строчки тетя точка с запятой; Двоеточие, мигая, закричало: - Нет, постой! Я важней, чем запятая или точка с запятой, Потому что я в два раза больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу. За порядком я слежу. 4
- Нет…- сказало многоточие, еле глазками ворочая, - Если вам угодно знать, я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, ставят многоточие… Вопросительный знак удивился: - То есть как? – Восклицательный знак возмутился: - То есть как! - Так, - сказала точка, точка-одиночка. – - Мной кончается рассказ, значит я важнее вас. Засоряют нашу речь и слова-паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: «Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать, на свое место. А начальник, значит, говорит, так сказать: «Иди домой, говорит, - я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит». Вот, значит, я, так сказать, и получил дополнительный день отдыха». Ребята, какие слова паразиты доминируют в этом монологе? Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно. Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая, изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и культуры. И я надеюсь, вы сейчас легко справитесь со следующим заданием. Мы проводим аукцион. Продам пословицы. 1.В школе перегорели предохранители. Петя провозился минут 10 – ничего не смог сделать. Подошел Коля. Через полминуты свет зажегся. Какая пословица подходит к этому случаю? (Дело мастера боится.) 2.Светлана села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Светлане? (Кончил дело – гуляй смело.) 3.Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроков и, наконец, получила «2». - Это случайно! – оправдывалась она. Какой пословицей ответили ей ребята? (Что посеешь, то и пожнешь.) 5. Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, да ребята не знают, как ее построить. - А вы пойдите к шефам-строителям. Надо только захотеть – и все получится. Какая пословица вспомнилась мальчику. (Под лежачий камень вода не потечет.) С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Для описания одного и того же предмета, явления можно использовать разные слова. А слова - то какие! Чудо! Радостно на душе становится. Будем и мы учиться так говорить, опираясь на произведения художественной литературы. 5
Послушайте, как описывается зима в стихотворениях А.С.Пушкина
«Утро»
и Ф.И.Тютчева
«Чародейкою зимою».
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, - Пора, красавица, проснись: Открой, сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки, Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Чародейкою зимою
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – 6
Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. У каждого писателя свой стиль, а пишут они об одном и том же. А как красиво! Чтобы хорошо научится говорить и писать, нужно чаще обращаться к нашим мастерам художественного слова. Они помогут нам почувствовать «волшебство» слов, научат «вглядываться», «всматриваться» в природу. Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. В завершении нашего вечера позвольте дать вам несколько советов. 1)Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал». 2) Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О значении употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь. 3)Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников – читай, не ленись! 4)И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться. Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты. (Б. Окуджава) 7
8


В раздел образования