Автор: Колосова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование функциональной грамотности в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 782»
Консультация для педагогов
«Функциональная грамотность в ДОУ»
Подготовила:
Ст.воспитатель
Колосова И.А.
Москва, 2022
Функционально грамотный человек - это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Функциональная грамотность.
Способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней.
Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий
нормальное
функционирование
личности
в
системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
[Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
Функциональная грамотность сегодня
- это базовое образование
личности.
Ребенок должен обладать:
-
готовностью
успешно
взаимодействовать
с
изменяющимся
окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные)
учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова
Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность
младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:
Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. 16–17].
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA
заложено
в
основном
вопросе,
на
который
отвечает
исследование:
«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное
общее
образование,
знаниями
и
умениями,
необходимыми
им
для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения
широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений ?» [PISA-2018. Assessment and Analytical
Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.].
Таким образом, функциональная грамотность – это способность
человека к решению максимально широкого диапазона жизненных
Основные сферы функциональной
грамотности
Обобщённые характеристики
функциональной грамотности
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.
ВИДЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
И
ИХ
ХАРАКТЕРИСТИКА
В
рамках
международных
исследований
сформированности
функциональной
грамотности
школьников
(обычно
15-летних
детей)
оцениваются:
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- естественно-научная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальная компетенция (основы),
- креативное мышление.
Рисунок. Модель оценки международного
практического исследования функциональной грамотности
Однако перечень видов функциональной грамотности значительно
шире:
- грамотность в чтении и письме,
- грамотность в естественных науках,
- математическая грамотность,
- компьютерная грамотность,
- грамотность в вопросах семейной жизни,
- грамотность в вопросах здоровья,
- юридическая грамотность,
- финансовая грамотность и др.
Нужно помнить, что владение человеком совокупностью различных
видов функциональной грамотности должно обеспечить ему готовность к
Естественно-научная грамотность
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Креативное мышление
Глобальная компетенция
Финансовая грамотность
решению проблем и задач, с которыми он будет сталкиваться в повседневной
жизни.
Функциональная грамотность должна быть знакома детям уже в 6-7
лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма,
математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии
помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть
самостоятельным, уметь жить среди людей.
ГЛОБАЛЬНЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ
И
КРЕАТИВНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Достижение глобальной компетентности - это многогранная цель
образования на протяжении всей жизни.
Глобально компетентная личность способна:
- изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия,
- понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения,
- успешно и уважительно взаимодействовать с другими,
- а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого
развития и коллективного благополучия.
Глобальная
компетентность
(глобальные
компетенции)
-
это
специфический
обособленный
ценностно-интегративный
компонент
функциональной
грамотности,
имеющий
собственное
предметное
содержание,
ценностную
основу
и
нацеленный
на
формирование
универсальных навыков.
(Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции - новый компонент
функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика.
2019. Т.1. № 4 (61). С. 112-123.).
Глобальная компетентность включает: знания, когнитивные умения,
отношения и ценности.
Овладение
глобальной
компетентностью
выражается
в
способностях:
- критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и
ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и
эффективно действовать в этих ситуациях;
- осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические,
расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения
и взгляды;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
достоинству.
Примеры глобальных проблем:
- война и мир, «Север – Юг»,
- изменение климата,
- мировой океан, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде),
- демографическая проблема (старение, дети),
- продовольственная проблема,
- энергетическая и сырьевая проблемы,
- гендерное равенство,
- здравоохранение, питание,
- права человека.
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель
обучения на протяжении всей жизни.
Глобально
компетентная
личность
–
человек,
который
способен
воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия,
понимать
и
оценивать
различные
точки
зрения
и
мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими
людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого
развития и коллективного благополучия.
Креативное мышление
Креативное
мышление
-
способность
человека
продуктивно
участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей,
направленных на получение:
- инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,
непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных,
оптимальных) решений, и/или
- нового знания, и/или
- эффектного
(впечатляющего,
вдохновляющего,
необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения.
Очевидно, что говорить о формировании глобальной компетенции в
дошкольном образовании слишком рано, однако можно начать работу по
формированию основ различных видов функциональной грамотности.
Вместе с тем развитие креативного мышления в дошкольном детстве не
только возможно, но и необходимо.
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАЗВИТИИ ВИДОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Далее
в
тексте
будет
использовать
сокращение
ФГ
(функциональная грамотность).
Одна из важнейших задач современного образования – формирование
функционально грамотных людей.
ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия
становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий
для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно
способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через
поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им
возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Во
ФГОС
ДО
говорится
о
том,
что
содержание
основной
образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности
и
охватывать
следующие
структурные
единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей
(далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено:
- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Познавательное развитие предполагает;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях;
- объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.);
- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
-
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей:
-
двигательной,
в
т.ч.
связанной
с
выполнением
упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное
содержание
указанных
образовательных
областей
зависит
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
определяется целями и задачами основной образовательной программы
и может реализовываться в различных видах деятельности (общении,
игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах развития ребенка).
Младенческий возраст (2 месяца - 1 год):
- непосредственное эмоциональное общение с взрослым;
- манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские
действия;
- восприятие музыки, детских песен и стихов;
- двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
Ранний возраст (1 год - 3 года):
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто
и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность;
Дошкольный возраст (3 года - 8 лет):
- игровая
деятельность
(включая
сюжетно-ролевую
игру,
игру
с
правилами и другие виды игры);
- коммуникативная
(общение
и
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками);
- познавательно-исследовательская
(исследования
объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице),
- конструирование
из
разного
материала
(включая
конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал);
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация) форма активности;
- музыкальная
(восприятие
и
понимание
смысла
музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) форма активности;
- двигательная (овладение основными движениями) форма активности
ребенка.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов
функциональной грамотности:
- грамотность в чтении и письме,
- грамотность в естественных науках,
- математическая грамотность,
- компьютерная грамотность,
- грамотность в вопросах семейной жизни,
- грамотность в вопросах здоровья,
- юридическая грамотность,
- финансовая грамотность и др.