Напоминание

"Формирование функциональной грамотности в ДОУ"


Автор: Колосова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование функциональной грамотности в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 782»

Консультация для педагогов

«Функциональная грамотность в ДОУ»

Подготовила:

Ст.воспитатель

Колосова И.А.

Москва, 2022

Функционально грамотный человек - это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого

смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Функциональная грамотность.

Способность человека вступать в

отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и

функционировать в ней.

Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков,

обеспечивающий

нормальное

функционирование

личности

в

системе

социальных отношений, который считается минимально необходимым для

осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде

[Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий

(теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].

Функциональная грамотность сегодня

- это базовое образование

личности.

Ребенок должен обладать:

-

готовностью

успешно

взаимодействовать

с

изменяющимся

окружающим миром …;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные)

учебные и жизненные задачи…;

- способностью строить социальные отношения…;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей

грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова

Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность

младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:

Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. 16–17].

Определение функциональной грамотности в исследовании PISA

заложено

в

основном

вопросе,

на

который

отвечает

исследование:

«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное

общее

образование,

знаниями

и

умениями,

необходимыми

им

для

полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения

широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений ?» [PISA-2018. Assessment and Analytical

Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.].

Таким образом, функциональная грамотность – это способность

человека к решению максимально широкого диапазона жизненных

Основные сферы функциональной

грамотности

Обобщённые характеристики

функциональной грамотности

задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений.

ВИДЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ

И

ИХ

ХАРАКТЕРИСТИКА

В

рамках

международных

исследований

сформированности

функциональной

грамотности

школьников

(обычно

15-летних

детей)

оцениваются:

- читательская грамотность,

- математическая грамотность,

- естественно-научная грамотность,

- финансовая грамотность,

- глобальная компетенция (основы),

- креативное мышление.

Рисунок. Модель оценки международного

практического исследования функциональной грамотности

Однако перечень видов функциональной грамотности значительно

шире:

- грамотность в чтении и письме,

- грамотность в естественных науках,

- математическая грамотность,

- компьютерная грамотность,

- грамотность в вопросах семейной жизни,

- грамотность в вопросах здоровья,

- юридическая грамотность,

- финансовая грамотность и др.

Нужно помнить, что владение человеком совокупностью различных

видов функциональной грамотности должно обеспечить ему готовность к

Естественно-научная грамотность

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Креативное мышление

Глобальная компетенция

Финансовая грамотность

решению проблем и задач, с которыми он будет сталкиваться в повседневной

жизни.

Функциональная грамотность должна быть знакома детям уже в 6-7

лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма,

математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии

помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть

самостоятельным, уметь жить среди людей.

ГЛОБАЛЬНЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ

И

КРЕАТИВНОЕ

МЫШЛЕНИЕ

Достижение глобальной компетентности - это многогранная цель

образования на протяжении всей жизни.

Глобально компетентная личность способна:

- изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного

взаимодействия,

- понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения,

- успешно и уважительно взаимодействовать с другими,

- а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого

развития и коллективного благополучия.

Глобальная

компетентность

(глобальные

компетенции)

-

это

специфический

обособленный

ценностно-интегративный

компонент

функциональной

грамотности,

имеющий

собственное

предметное

содержание,

ценностную

основу

и

нацеленный

на

формирование

универсальных навыков.

(Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции - новый компонент

функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика.

2019. Т.1. № 4 (61). С. 112-123.).

Глобальная компетентность включает: знания, когнитивные умения,

отношения и ценности.

Овладение

глобальной

компетентностью

выражается

в

способностях:

- критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и

ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и

эффективно действовать в этих ситуациях;

- осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические,

расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения

и взгляды;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с

другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому

достоинству.

Примеры глобальных проблем:

- война и мир, «Север – Юг»,

- изменение климата,

- мировой океан, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде),

- демографическая проблема (старение, дети),

- продовольственная проблема,

- энергетическая и сырьевая проблемы,

- гендерное равенство,

- здравоохранение, питание,

- права человека.

Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель

обучения на протяжении всей жизни.

Глобально

компетентная

личность

человек,

который

способен

воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного

взаимодействия,

понимать

и

оценивать

различные

точки

зрения

и

мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими

людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого

развития и коллективного благополучия.

Креативное мышление

Креативное

мышление

-

способность

человека

продуктивно

участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей,

направленных на получение:

- инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,

непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных,

оптимальных) решений, и/или

- нового знания, и/или

- эффектного

(впечатляющего,

вдохновляющего,

необыкновенного,

удивительного и т.п.) выражения воображения.

Очевидно, что говорить о формировании глобальной компетенции в

дошкольном образовании слишком рано, однако можно начать работу по

формированию основ различных видов функциональной грамотности.

Вместе с тем развитие креативного мышления в дошкольном детстве не

только возможно, но и необходимо.

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАЗВИТИИ ВИДОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Далее

в

тексте

будет

использовать

сокращение

ФГ

(функциональная грамотность).

Одна из важнейших задач современного образования – формирование

функционально грамотных людей.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия

становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий

для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно

способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через

поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им

возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Во

ФГОС

ДО

говорится

о

том,

что

содержание

основной

образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать

развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах

деятельности

и

охватывать

следующие

структурные

единицы,

представляющие определенные направления развития и образования детей

(далее - образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной

деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и

чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в

Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе.

Познавательное развитие предполагает;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной

мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях;

- объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,

темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении

и покое, причинах и следствиях и др.);

- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира

природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-

стимулирование

сопереживания

персонажам

художественных

произведений;

-

реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих

видах деятельности детей:

-

двигательной,

в

т.ч.

связанной

с

выполнением

упражнений,

направленных на развитие таких физических качеств, как координация и

гибкость;

- способствующих правильному формированию опорно-двигательной

системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и

мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба

организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,

повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о

некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной

сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его

элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,

закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное

содержание

указанных

образовательных

областей

зависит

от

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей,

определяется целями и задачами основной образовательной программы

и может реализовываться в различных видах деятельности (общении,

игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных

механизмах развития ребенка).

Младенческий возраст (2 месяца - 1 год):

- непосредственное эмоциональное общение с взрослым;

- манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские

действия;

- восприятие музыки, детских песен и стихов;

- двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

Ранний возраст (1 год - 3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими

игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто

и пр.);

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под

руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

(ложка, совок, лопатка и пр.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

- двигательная активность;

Дошкольный возраст (3 года - 8 лет):

- игровая

деятельность

(включая

сюжетно-ролевую

игру,

игру

с

правилами и другие виды игры);

- коммуникативная

(общение

и

взаимодействие

со

взрослыми

и

сверстниками);

- познавательно-исследовательская

(исследования

объектов

окружающего мира и экспериментирования с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на

улице),

- конструирование

из

разного

материала

(включая

конструкторы,

модули, бумагу, природный и иной материал);

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация) форма активности;

- музыкальная

(восприятие

и

понимание

смысла

музыкальных

произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских

музыкальных инструментах) форма активности;

- двигательная (овладение основными движениями) форма активности

ребенка.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов

функциональной грамотности:

- грамотность в чтении и письме,

- грамотность в естественных науках,

- математическая грамотность,

- компьютерная грамотность,

- грамотность в вопросах семейной жизни,

- грамотность в вопросах здоровья,

- юридическая грамотность,

- финансовая грамотность и др.



В раздел образования