Напоминание

"Старый Новый год"


Автор: Хренова Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Новомичуринский детский сад №1"
Населённый пункт: город Новомичуринск
Наименование материала: Проект в старшей группе
Тема: "Старый Новый год"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

в старшей группе № 7 «Гномик»

«Старый Новый год»

МДОУ «Новомичуринский

детский сад №1»

Воспитатель:

Х

ренова М.С.

Январь 2022 год

Проект

в старшей группе №7

«Старый Новый год»

Воспитатель: Хренова М.С.

Участники проекта: дети группы (5 лет), воспитатели, музыкальный

руководитель.

Время проведения: 10-15 января 2022г.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно-творческий.

Актуальность проекта:

В последние годы утеряны традиции русского народа. Уже в дошкольном

возрасте актуально возрождать социально - нравственные ценности,

погружать детские души в истоки национальной культуры, её наследие,

познание духовного богатства своего народа, освоение народной доброты,

любви и патриотизма.

Цель:

Познакомить с историей празднования Старого Нового года.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о некоторых традициях русского народа.

Познакомиться с Историей праздника Старый Новый Год.

Совершенствовать умения придумывать слова к рифмовке.

Закрепить умения отгадывать загадки;

Пополнение словаря по теме «Зима»

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать умение понимать логико-грамматические конструкции;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны,

воспитывать чувство патриотизма.

Формировать положительные взаимоотношения среди детей.

Предполагаемый результат:

1.

У детей сформируются представления об истории праздника старый

Новый год, традициях.

2.

Дети самостоятельно без помощи воспитателя смогут проводить

игры, пляски.

3.

Дети смогут выражать свои знания и эмоции в художественно –

творческой деятельности (рисование, лепка).

Используемые виды деятельности:

НОД;

Игровая;

Чтение художественной литературы;

Изобразительная;

Труд.

Итоговое мероприятие проекта:

Развлечение «Старый Новый год».

1 этап

Подготовительный:

Воспитатели:

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Разработка плана реализации проекта.

Подборка иллюстративного материала.

Подборка художественных произведений, подвижных, дидактических игр и

упражнений по теме.

Подборка презентаций по данной теме.

2 этап

Практический:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы на темы:

«

История праздника»

Беседа «Где живет Дед Мороз».

Как избежать неприятностей на прогулке

зимой.

«Здравствуй, зимушка – зима».

«Что бывает зимой?», «Каким бывает

снег?».

Просмотр презентаций: «Где живет Дед

Мороз»

«Викторина по новогодним сказкам».

«Снежинка- какая ты?»

Речевое развитие

Зимние приметы, стихи, пословицы,

загадки.

Чтение: Г. Андерсен «Снежная королева»

(продолжение) – развивать интерес к

чтению с продолжением., стихотворение

Н. Некрасова «Снежок», русская народная

сказка «Снегурочка».

Викторина по новогодним сказкам.

Социально – коммуникативное

развитие

Дидактические :

«Когда это бывает»

«Кто что делает?»

«Что сначала, что потом?»

С/р. «Путешествие по лесу

«Неужели это снег?» «Снег везде»

«Посмотри-ка, что я вижу»

Художественно-эстетическое

развитие

Лепка из снега «Снеговик».

Рисование: «Подарок Деда Мороза».

Конструирование: «Гирлянда из льдинок».

Физическое развитие

П/и «Эстафета парами», «Перетяжки».

«Два мороза», «Волк во рву».

«Мороз – красный нос». "Зимние забавы".

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор

пошли гулять». «Пришла зима». «Новый

год». «Елочка»

Экспериментирование

Изготовление цветных льдинок.

3 этап

Заключительный:

Итоговое мероприятие проекта – развлечение «Старый Новый год»

Итог проекта:

В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная

активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа,

расширился кругозор (дети имеют представление об истории праздника

Старого Нового года, традициях), обогатился словарный запас. Дети осознали

и почувствовали свою принадлежность к родному народу, к его истории и

культуре.

Литература:

1.

ВераксаН.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».

2.

Дубровская Н.В. «Новый год» Рождество»- Спб: «Детство-Пресс», 2008.

3.

Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир».- М. :Мозаика-интез,2005.

4.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи и творчества дошкольников»-

ТЦ Сфера; Москва, 2009.

Приложение 1.

«История праздника»

Празднуется: в России, Украине, Беларуси и других странах мира

Значение: начало нового календарного года

Традиции: семейные застолья; обмен подарками; народные гуляния возле

городской елки; фейерверки; просмотр фильмов, концертов

Старый Новый год 2018 наступает в ночь с 13 на 14 января. Праздник

отмечается в больших компаниях друзей, с богатым застольем, песнями и

танцами. Молодежь ходит на вечеринки в клубы и рестораны.

Народное название праздника «Васильев день» связано с именем святого

Василия Великого. Православная церковь чтит его память 14 января.

История праздника

Старый Новый год распространен в странах СНГ. Его возникновение связано

со сменой летоисчисления. В 1918 году советская власть приняла решение о

переходе с юлианского на григорианский календарь. Расхождение между

календарями составляло 13 дней. Новый год по старому стилю начал

приходиться на ночь с 13 на 14 января, что и послужило причиной

возникновения нового праздника.

Традиции и обряды праздника

В канун Старого Нового года хозяйки убирают в домах и готовят угощения к

торжественному столу.

Празднование начинается 13 января, в Васильев вечер. Хозяева дома и

приглашенные гости собираются за пышным столом. В праздничном меню

присутствуют пироги с грибной или мясной начинкой, блины, вареники,

голубцы, домашние свиные колбасы, мясное заливное, котлеты, салаты,

гренки. Ставить на стол мясо рыбы или птицы в этот день считается плохой

приметой: счастье может улететь или уплыть. На десерт хозяйки подают

пряники, печенье, торты и рулеты с кремовыми начинками. Среди

алкогольных напитков популярны вина и шампанское. В некоторых регионах

в меню присутствует щедрая кутья (сочиво) – каша из цельных зерен

пшеницы или риса с медом, маком, измельченными грецкими орехами,

изюмом и курагой.

За праздничным столом хозяйки устраивают для своих гостей шуточные

гадания. Они прячут в вареники небольшие предметы, способные

предсказать будущее. Монета символизирует богатство, нитка –

путешествия, пуговица – обновки, горошина черного перца – приключения,

фасоль – прибавление в семье.

В полночь люди зажигают бенгальские огни, запускают фейерверки и

загадывают желание.

Как загадать желание на Старый Новый год

В некоторых регионах после захода солнца и до полуночи принято

щедровать (колядовать). Щедровальники обходят дома, поют обрядовые

песни с пожеланиями счастья хозяевам. За это их одаривают сладостями и

деньгами.

В селах среди молодых парней распространена традиция воровать ворота

или калитки во дворах девушек. Чтобы получить их обратно, хозяева должны

заплатить выкуп в виде денег или спиртного.

В некоторых домах накануне Старого Нового года хозяева устанавливают

сноп из колосьев урожая прошлого года – дидух. После праздника сноп

сжигают. Они верят, что такой ритуал очищает дом от злых духов и бед.

Утром 14 января молодые парни ходят по домам посевать. Они приносят в

карманах или рукавах зерна ячменя, пшеницы, овса и посыпают ими пол.

Процесс сопровождается пением обрядовых песен, которые прославляют

хозяина дома, содержат пожелания его семье здоровья, успеха и

благополучия. За это их щедро одаривают сладостями и деньгами. Зерно,

которое остается после посевания, не заметают, а собирают ладонями и

смешивают с семенами для нового посева.

Гадания

В ночь с 13 на 14 января на землю опускаются высшие силы. В этот период

принято гадать на события будущего, исполнение желаний, суженого-

ряженого, дату будущей свадьбы. Гадающие совершают магические

ритуалы, в которых обращаются к добрым или злым силам. Для их

осуществления они применяют атрибуты: святую воду, свечи, зеркала, иглы,

бумагу. Все, что будет предсказано в эту ночь, должно исполниться в

ближайшее время.

Гадания на Старый Новый год

Приметы и поверья на Старый Новый год

Если на Старый Новый год идет снег или стоит туман, то год будет

урожайным.

В канун Старого Нового года необходимо попросить прощения за обиды у

всех близких и знакомых и простить собственные.

Если утром на Старый Новый год в дом первым войдет мужчина, то это

считается хорошей приметой, а если женщина, то быть несчастью.

Если на праздник в доме будут крупные денежные купюры, то наступивший

год пройдет в богатстве.

В канун Старого Нового года необходимо надеть новую чистую одежду,

чтобы год сопровождали удача и благополучие.

Старый Новый год – праздник, который позволяет еще раз прочувствовать

дух Нового года. Он сохранил в себе древние традиции щедрования,

посевания, гаданий, приготовления сочива. После этого праздника люди

убирают в домах елки, новогодние декорации и возвращаются к рабочим

будням.

Поздравления

Со Старым Новым годом вас, друзья,

С Василием, январскими святками!

Пусть вам в любви морозы не грозят,

А счастье ходит вашими следами.

Пусть новый год в меховом кожушке

Вам принесет сибирское здоровье,

Удачу, радость, мир в большом мешке

И каждый день, пропитанный любовью!

Пусть Старый Новый год

Желанья все наполнит силой,

Мечты заветные в реальность обернет.

Пусть сбудется все то, о чем просили.

Желаю, чтобы праздник закрепил,

Дал веру в то, что будет год счастливым.

Пускай вас окрыляет позитив.

Желаю гармонии душе, а сердцу – мира.

Приложение 2.

«Развлечение «Старый Новый год».

Цель: Знакомить детей с традициями празднования Старого Нового года.

Задачи:

Закрепить умения отгадывать загадки;

Пополнение словаря по теме «Зима»

Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны,

воспитывать чувство патриотизма.

Формировать положительные взаимоотношения среди детей.

Действующие лица:

-воспитатели;

-музыкальный руководитель;

-дети.

Ход развлечения:

Звучит песня про новый год, дети заходят в зал

Ведущий:

Есть любимый всеми праздник -

Старый Новый Год!

Он подарками нас дразнит,

Счастье в дом несет!

А вы знаете ли вы, ребята, что через две недели после празднования

Нового года, в ночь с 13 на 14 января, каждый год происходит маленькое

чудо – Новый год снова стучится к нам в дверь, только под другим названием

– Старый Новый год. Ведь это так здорово, что такой веселый, радостный

праздник повторяется снова, и мы с вами имеем возможность поздравить

всех, кого забыли или не успели поздравить 31 декабря, встретиться с

друзьями и еще раз зажечь огни новогодней елки! А также снова

повеселиться у новогодней елочки, поиграть в зимние игры.

И сегодня с вами мы будем праздновать Старый новый год. И сейчас я

предлагаю вам нарядить елочку. Я вам буду задавать вопросы, а вы

отвечать «Да» или «Нет»

Игра «Нарядим елочку»

Что висит на нашей елке?

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Шоколадки, мармеладки?

Бусы и гирлянды?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Тетрадки, ручки, книжки?

Снег из ваты белой?

Сумки и портфели?

Валенки, сапожки?

Вилки, чашки, ложки?

Шарики блестящие?

Звери настоящие?

Шишки золотистые?

Звёздочки лучистые?

Ведущий: А теперь, когда мы с вами вспомнили, что можно вешать на

елку, а что нельзя, предлагаю нарядить наши елочки.

Игра «Украсим елочку»

Дети делятся на две команды. Напротив каждой колонны – стоит

мольберт, на котором прикреплен лист бумаги с нарисованной елкой. По

сигналу первые игроки быстро бегут к мольбертам, рисуют по одной игрушке

(шарик, сосульку, фонарик и т. д., кладут фломастер, возвращаются к своей

команде и передают эстафету следующему.

Ведущий: Какие красивые елочки у нас получились.

А теперь давайте поиграем.

Игра «Снежки»

Две команды детей встают друг за другом. Напротив, в одном большом

обруче лежат снежки. Каждая команды должна принести в свою корзинку

как можно больше снежков

Ведущий: а я знаю еще одну игру со снежками

Игра «Не зевай»

На полу по кругу лежат снежки на один меньше, чем количество детей.

Под веселую музыку дети идут вокруг снежков, с остановкой музыки быстро

поднимают снежок с пола. Кому не хватило снежка, тот выходит из игры

Загадки:

Красавица лесная,

Зеленая такая,

Украшена игрушками,

Гирляндами, хлопушками. (Елка)

Что-то с крыши вниз свисает

И в мороз совсем не тает.

Симпатична крохотулька,

А зовут ее. (Сосулька)

Что это такое?

Грохочет — нет покоя.

Огоньки и там, и тут —

Это праздничный. (Салют)

Есть, ребята у меня,

два серебряных коня,

езжу сразу на обоих,

что за кони у меня? (Коньки)

Ведущий: Как хорошо мы поиграли.

Ведущий: Наши дети очень любят танцевать.

«Парный танец».

Ведущий: А давайте еще поиграем.

Игра «Кутерьма»

Хоровод «Дед Мороз».



В раздел образования