Авторы: Шленская Валентина Васильевна, Валентина Васильевна Шленская
Должность: воспитатель, учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ школа 584 "Озерки" Выборгского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: научная публикация
Тема: Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне.
Раздел: среднее образование
Память о войне События Великой Отечественной войны занимают особое
место в произведениях монументальной архитектуры, созданных в России и
за ее пределами в послевоенное время. Это мемориальные ансамбли и
комплексы в городах-героях, монументы на местах крупнейших сражений,
памятники и мемориальные доски в честь полководцев и героев
минувшей войны.
Все дальше в историю уходит от нас Великая Отечественная война. Живых
свидетелей тех страшных лет остается все меньше и меньше, и для нас,
рожденных в XXI веке, все меньше возможностей узнать «из первых уст» о
событиях той войны. То малое, что мы можем сделать для тех, кто отдал
жизни ради нашего будущего, это бережно хранить память о погибших за
Родину, не забывать самим и рассказывать детям об этих печальных
страницах в истории 20 века. Этой цели — увековечить память павших —
служат музеи и памятники, которых немало в России и за ее пределами.
Нас интересует отношение современных подростков к военно-историческим
памятникам и музеям как к памяти о Великой Отечественной войне.
Безусловно, Великая Отечественная война оставила огромный след в истории
нашей Родины. Вот уже более 70 лет мы ежегодно чтим память погибших в
праздник 9 мая. Все мы знаем, что на просторах России были построены
памятники Великой Отечественной войне в огромных количествах. Есть они
и за пределами нашей страны. В столице Германии в память о советских
солдатах, павших в берлинской битве, установлены мемориалы в парках
Тиргартен, Шенхольцер Хайд и Трептов. Скульптуры советских воинов-
освободителей есть в Болгарии, Словении, на Украине. Гранитная стела
участникам Второй мировой из стран бывшего СССР установлена в Лос-
Анджелесе. Брестская крепость открыта для посещения с 1971 года и
рассказывает о героической обороне форта — одном из первых сражений для
СССР. Трагическую историю массового уничтожения мирного населения
повествует музей в Освенциме. Среди миллионов жертв этого лагеря смерти
были и 100 000 русских людей.
Вернемся к нашей гипотезе и зададимся вопросом: знают ли современные
школьники об этих знаменательных местах и как к ним относятся?
Напомним, в качестве гипотезы было выдвинуто следующее утверждение:
большинство современных школьников считают события Великой
Отечественной войны далеким прошлым, не интересуются этими
событиями и не имеют личного опыта посещения военно-исторических
музеев, мемориальных комплексов и памятников, безразлично относятся к их
существованию.
Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовет!» входит
в скульптурный триптих вместе с монументами «Тыл — фронту»
в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине.
Автором памятника был Евгений Вучетич, который создал фигуру женщины
с поднятым над головой мечом. Сложнейшее строительство шло в период
с 1959 по 1967 год. Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи
тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-
мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых
натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника. Высота
грандиозного монумента — 85 метров, он занесен в Книгу рекордов
Гиннесса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент
строительства памятника.
Проект монумента «Героическим защитникам Ленинграда» был разработан
скульпторами и архитекторами, которые участвовали в обороне города, —
Валентином Каменским, Сергеем Сперанским и Михаилом Аникушиным.
Развернутая к одному из самых кровавых мест в истории битвы
за Ленинград — Пулковским высотам, композиция состоит из 26 бронзовых
скульптур защитников города (солдат, рабочих) и 48-метрового гранитного
обелиска в центре. Здесь же расположен памятный зал «Блокада»,
отделенный разомкнутым кольцом, символизирующим прорыв фашистской
обороны Ленинграда. Строился мемориал за счет добровольных
пожертвований горожан.
Надо сказать, что в этом плане школа эту функцию выполняет, периодически
организуя экскурсии в музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для отдалённых мест боевой славы – Волгоград, Москва, Севастополь,
Новороссийск, Смоленск и др. – я предлагаю проводить заочные экскурсии
(презентации, просмотры видеофильмов на уроках литературы, истории,
обществознания, классных часах). Причем эти заочные экскурсии можно
проводить не просто по музеям и мемориалам, посвященным Великой
Отечественной войне, но и по историческим музеям разных эпох, по многим
разным интересным местам. Экскурсоводами в этом случае могут быть сами
учащиеся.