Напоминание

Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне.


Авторы: Шленская Валентина Васильевна, Валентина Васильевна Шленская
Должность: воспитатель, учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ школа 584 "Озерки" Выборгского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: научная публикация
Тема: Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне.
Раздел: среднее образование





Назад




Память о войне События Великой Отечественной войны занимают особое

место в произведениях монументальной архитектуры, созданных в России и

за ее пределами в послевоенное время. Это мемориальные ансамбли и

комплексы в городах-героях, монументы на местах крупнейших сражений,

памятники и мемориальные доски в честь полководцев и героев

минувшей войны.

Все дальше в историю уходит от нас Великая Отечественная война. Живых

свидетелей тех страшных лет остается все меньше и меньше, и для нас,

рожденных в XXI веке, все меньше возможностей узнать «из первых уст» о

событиях той войны. То малое, что мы можем сделать для тех, кто отдал

жизни ради нашего будущего, это бережно хранить память о погибших за

Родину, не забывать самим и рассказывать детям об этих печальных

страницах в истории 20 века. Этой цели — увековечить память павших —

служат музеи и памятники, которых немало в России и за ее пределами.

Нас интересует отношение современных подростков к военно-историческим

памятникам и музеям как к памяти о Великой Отечественной войне.

Безусловно, Великая Отечественная война оставила огромный след в истории

нашей Родины. Вот уже более 70 лет мы ежегодно чтим память погибших в

праздник 9 мая. Все мы знаем, что на просторах России были построены

памятники Великой Отечественной войне в огромных количествах. Есть они

и за пределами нашей страны. В столице Германии в память о советских

солдатах, павших в берлинской битве, установлены мемориалы в парках

Тиргартен, Шенхольцер Хайд и Трептов. Скульптуры советских воинов-

освободителей есть в Болгарии, Словении, на Украине. Гранитная стела

участникам Второй мировой из стран бывшего СССР установлена в Лос-

Анджелесе. Брестская крепость открыта для посещения с 1971 года и

рассказывает о героической обороне форта — одном из первых сражений для

СССР. Трагическую историю массового уничтожения мирного населения

повествует музей в Освенциме. Среди миллионов жертв этого лагеря смерти

были и 100 000 русских людей.

Вернемся к нашей гипотезе и зададимся вопросом: знают ли современные

школьники об этих знаменательных местах и как к ним относятся?

Напомним, в качестве гипотезы было выдвинуто следующее утверждение:

большинство современных школьников считают события Великой

Отечественной войны далеким прошлым, не интересуются этими

событиями и не имеют личного опыта посещения военно-исторических

музеев, мемориальных комплексов и памятников, безразлично относятся к их

существованию.

Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовет!» входит

в скульптурный триптих вместе с монументами «Тыл — фронту»

в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине.

Автором памятника был Евгений Вучетич, который создал фигуру женщины

с поднятым над головой мечом. Сложнейшее строительство шло в период

с 1959 по 1967 год. Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи

тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-

мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых

натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника. Высота

грандиозного монумента — 85 метров, он занесен в Книгу рекордов

Гиннесса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент

строительства памятника.

Проект монумента «Героическим защитникам Ленинграда» был разработан

скульпторами и архитекторами, которые участвовали в обороне города, —

Валентином Каменским, Сергеем Сперанским и Михаилом Аникушиным.

Развернутая к одному из самых кровавых мест в истории битвы

за Ленинград — Пулковским высотам, композиция состоит из 26 бронзовых

скульптур защитников города (солдат, рабочих) и 48-метрового гранитного

обелиска в центре. Здесь же расположен памятный зал «Блокада»,

отделенный разомкнутым кольцом, символизирующим прорыв фашистской

обороны Ленинграда. Строился мемориал за счет добровольных

пожертвований горожан.

Надо сказать, что в этом плане школа эту функцию выполняет, периодически

организуя экскурсии в музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Для отдалённых мест боевой славы – Волгоград, Москва, Севастополь,

Новороссийск, Смоленск и др. – я предлагаю проводить заочные экскурсии

(презентации, просмотры видеофильмов на уроках литературы, истории,

обществознания, классных часах). Причем эти заочные экскурсии можно

проводить не просто по музеям и мемориалам, посвященным Великой

Отечественной войне, но и по историческим музеям разных эпох, по многим

разным интересным местам. Экскурсоводами в этом случае могут быть сами

учащиеся.



В раздел образования