Напоминание

Экологическое воспитание музыкой


Автор: Боярская Ирина Филипповна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д. сад №101
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание музыкой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальное занятие в старшей группе на тему: «Экологическое воспитание

музыкой».

Конспект музыкального занятия "Юные спасатели природы" для детей

старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать экологическому воспитанию дошкольников

средствами музыки и художественного слова.

Задачи:

-развивать эмоциональную отзывчивость в процессе исполнения песен;

-развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер

музыки, её эмоционально- образное содержание.

-совершенствовать вокально-хоровые навыки

-обогащать словарь детей

-формировать бережное отношение к природе, охранять и защищать её.

-формировать такие качества как сочувствие и отзывчивость.

Материалы и оборудование:

искусственные деревья: ёлочки, рябинка, берёза;"сугробы»; снежинки;

фигурки птиц; кормушка для птиц; колокольчики; корзиночки; мешочки;

угощение для лесных жителей; музыкальный центр; фонограммы;

музыкальные инструменты из «бросового» материала; светильник

"Волшебная лампа"; проектор; экран.

Предварительная работа:

-Слушали произведение о зиме: «Зима» муз П. И. Чайковского

-Разучивали песни: «Мы юные спасатели природы» сл и муз Т. Гуляевой

«Пернатые друзья» сл и муз Т. Гуляевой

-Беседовали о том, как готовятся животные и птицы к зиме, как можно

помочь им пережить зиму,

-знакомились с новыми словами: посылка, эмблема, спасатели природы

(юнаты), лесные обитатели.

Ход занятия.

Занятие начинается в группе.

Воспитатель:

Ребята, утром в садик приходил почтальон и кое-что для вас оставил.

(одновременно выставляет посылку)

Что это?

Дети: Посылка.

Воспитатель:

Давайте её откроем

…(открывает – там ворона «говорящая»)

Ворона:

«Кар, кар, кар! Я говорящее письмо. Скорее к нам в лес поспешите. Лесному

народу, друзья, помогите. Голодаем, замерзаем, пропадаем, пропадаем».

Воспитатель:

Ребята, посылка из леса, а кому же в лесу наша помощь потребовалась?

(лесным зверям и птицам)

А что с ними случилось?

(они голодают)

А почему голодают?

(потому что зимой проблема с кормом)

А как же мы узнаем, куда нам идти?

Ворона:

Ребята, возьмите меня с собой, я вам дорогу покажу кар-кар.

Воспитатель:

Надо собираться. Мы отправляемся в зимний лес, а чем мы можем помочь

лесным обитателям? Что мы возьмём с собой для них?

Дети: угощение для птиц и зверей…

(Взяли корзинку с заранее приготовленным угощением для зверей и птиц)

Воспитатель:

Ребята, давайте прикрепим на одежду наши эмблемы. А что они означают?

(это отличительный знак юных спасателей природы -экологов.)

(прикрепляют)

Воспитатель:

(берёт ворону)

Вы готовы? Тогда в путь!

Все проходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель.

На экране «Детский сад».

Дети: Здравствуйте.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята, что случилось?..

Дети: Ирина Филипповна, помогите нам, пожалуйста, попасть в зимний лес.

Там лесные жители ждут нашей помощи!

Музыкальный руководитель:

Я постараюсь вам помочь. Вот только на чём мы туда доберёмся?

Как вы думаете? (ответы детей)

Дети: (Предлагают …доехать до зимнего леса на санках).

Музыкальный руководитель:

Да, я думаю, что на санках лучше. Почему? (по снегу на санках быстрее)

Ну что, поехали?

"Саночки" Муз. А. Филиппенко,

(Дети «Объезжают зал и останавливаются)

На экране «Зимний лес».

Тихо звучит музыка зимнего леса (фонограмму включает воспитатель)

Музыкальный руководитель:

Вот мы и приехали! Смотрите как красиво!

А какой замечательный морозный воздух: свежий, чистый, прохладный…

Вы чувствуете, дети? Давайте подышим. Сделаем глубокий вдох – выдох

(показываю)

Проводится упражнение на дыхание

Звучит музыка Лесовичка

(фонограмма) –

На поляну выходит «Старичок Лесовичок». (взрослый)

Старичок - Лесовичок: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуй, дедушка

Старичок - Лесовичок:

Я весёлый старичок, старичок лесовичок,

Я живу в большом лесу, стерегу его красу

В лес пускаю я того, кто со мною заодно.

Кто природу охраняет и животным помогает.

Вижу, вижу поспешили,

Значит письмо моё получили.

Спасибо тебе, ворона, быстро управилась

(забирает её себе)

Да вот не знаю, справитесь ли? Больно уж дело серьёзное! Знаете как в лесу

себя вести?

Дети: Знаем.

Старичок - Лесовичок:

Я слышал, вы стихи учили, расскажите

Дети:

1.Если вы в лесок пойдёте

Соблюдайте чистоту.

Всюду мусор не бросайте

Берегите красоту!

2.Вы костёр не разжигайте,

Родничок не загрязняйте…

Должен это каждый знать

И природу охранять!

Старичок - Лесовичок:

Молодцы, знаете как в лесу себя вести. Проходите, поспешите, от беды наш

лес спасите,

Ну и мне идти пора ждут в лесу меня дела.

Воспитатель и дети: Спасибо тебе, старичок - Лесовичок.

На экране «Лесная дорожка».

Музыкальный руководитель:

Пора в путь. Давайте возьмёмся за руки, чтобы в лесу не заблудиться. В

дорогу с собой возьмём нашу песню.

(Дети идут за воспитателем «змейкой»)

Старичок Лесовичок машет им вслед и уходит.

«Юные спасатели природы» сл и муз Т. Гуляевой.

(Останавливаются на полянке).

На экране «Лось».

Музыкальный руководитель:

Ребята, кто это? (лось) Тише, ребята, не вспугните его. Зимний лес полон

звуков.

Слышите?

Воспитатель включает

фонограмму «Зайчик» Это музыка подходит лосю по

характеру?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель:

Почему? (она лёгкая и прыгучая….)

Тише, тише, я ещё музыку слышу

Воспитатель включает

фонограмму «Лось»

Музыкальный руководитель:

Дайте теперь характеристику этой музыке (она серьёзная).

А эта музыка подходит лосю?.. Давайте оставим лосю угощение.

Что лось любит? (соль)

На экране «Снегопад в лесу».

Воспитатель включает светильник "Волшебная лампа".

Музыкальный руководитель:

Ой, какие красивые снежинки кружатся в воздухе.

Воспитатель включает фонограмму

"Снежинки" муз А.Стоянова

Музыкальный руководитель:

Слышите, какая сказочная музыка звучит? Тсс, давайте послушаем…

Это танцуют снежинки. Давайте и мы потанцуем вместе с ними.

Дети берут со стульчиков заранее приготовленные снежинки и импровизируют

движения танца.

Танец – импровизация «Снежинки» муз А.Стоянова

Музыкальный руководитель:

Ребята, какой красивый танец вы сейчас танцевали. Кружились и порхали,

как настоящие снежинки, молодцы.

А какая была музыка? (лёгкая, волшебная, звенящая, красивая).

Посмотрите, как тепло под снежным пуховым одеялом деревьям в лесу.

Давайте украсим их своими снежинками…

(Дети украшают ими ёлочки – «укрывают их снежком»)

Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте походим, поищем, кому помощь наша нужна?

Воспитатель включает фонограмму

«Скрип снега» -

дети ходят по «снегу»

разными дорожками.

Воспитатель включает фонограмму

«Опасность. Тревожная музыка»

Музыкальный руководитель:

Ребята, слышите? Какая музыка звучит? (тревожная, опасная, что-то

случилось…) Лариса Николаевна куда-то пропала? Может она заблудилась в

лесу. Давайте её позовём… (Ау – ау!)

Воспитатель:

Я здесь, ребята.

(в руках у неё баночки от йогурта).

Тут такое творится!

На экране «Свалка мусора».

Музыкальный руководитель: Что это?

Дети: Это мусор.

Музыкальный руководитель:

Только посмотрите сюда, сколько мусора! Вот снежком припорошило

немного: пустые баночки от йогурта, молочные бутылки, пакеты…

(убирает белую ткань, изображающую сугроб)

Видно ещё летом туристы отдыхали да мусор за собой не убрали.

Так с лета и лежит.Ну что юные спасатели природы, что делать будем?

Как лесу помочь? (надо всё собрать).

Воспитатель:

Вот и пакет нам пригодился…(все убирают мусор в пакет)

(собрали)

Музыкальный руководитель:

Ребята, а почему мусор в лесу оставлять нельзя? (Мусор загрязняет природу,

звери здесь могут пораниться…)

Да, ребята, вы правы.

На экране «Чистая лесная полянка».

Музыкальный руководитель:

Вот и убрали весь мусор. Смотрите, как стало чисто и красиво.

Знаете, ребята, в умелых руках и мусор может превратиться в нужные и

красивые вещи. Как вы думаете, что можно сделать из отходного материала

– баночек, бутылочек, коробочек? (Например: новогодние игрушки для нашей

ёлочки или музыкальные инструменты для нашего оркестра…)

На экране «Снегири».

Воспитатель:

Смотрите, ребята, вот и птицы прилетели.

Музыкальный руководитель:

Давайте подойдём поближе и посмотрим. Что это за птицы? (Снегири).

А мы про снегирей стихотворение учили. Давайте, расскажем.

Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой

"Снегири":

Вот на ветках, посмотри (дети показывают руками деревья).

В красных майках снегири (поглаживают себя по груди),

Распустили пёрышки (частые потряхивания кистями рук),

Греются на солнышке (хлопают себя по бокам),

Головой вертят (повороты головы),

Улететь хотят! (подпрыгивания на месте с махами рук).

Музыкальный руководитель:

Подождите, снегири! Не улетайте! Ребята, а чем мы можем помочь птицам

зимой? (ответы детей) От чего птицы могут быстрее погибнуть: от холода

или от голода? (ответы детей) Правильно, потому что сытые птицы не

мёрзнут. Дети, давайте покормим птиц. Доставайте кормушку, угощение,

которое вы им приготовили…

Дети с помощью взрослых вешают на ветки кормушки и насыпают в них зёрна, крошки,

семечки.

Ребята, мы с вами учили песню «Пернатые друзья», давайте её споём.

Дети исполняют песню: «Пернатые друзья!» Сл и муз Т. Гуляевой

На экране «Стая птиц».

Воспитатель:

Смотрите, ребята, сколько птиц прилетело… зачирикали, засвистели…

«Спасибо вам!» говорят.

Воспитатель: (поёживаясь).

По-моему, мороз крепчает. Что-то холодно стало. Вижу, и вы замёрзли.

Музыкальный руководитель: Давайте погреемся.

Воспитатель включает фонограмму

«Ах, вы сени» рус нар песня

Игра «А на улице мороз»:

А на улице мороз,

Ну-ка все взялись за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши,

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели.

Но коленкам постучали,

Головою покачали,

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали.

Согрелись!

Звучит музыка (фонограмма).

На поляну выходит Старичок Лесовичок .

Старичок Лесовичок:

Добрый вечер, как дела?..

Помогли вы моим зверям?.. Кому?... Молодцы. А если беда в лесу

приключится снова, придёте?.. Поможете?..

Спасибо, ребята.

В добрый путь!

Дети: До свидания!

Звучит музыка (фонограмма). Старичок-Лесовичок уходит.

Воспитатель включает фонограмму

свиста ветра.

На экране «Вечерний лес. Снегопад».

Музыкальный руководитель:

Слышите, опять ветер засвистел, метель дорожки заметает.

Воспитатель:

Пора нам домой возвращаться, пока все тропинки в лесу не замело.

Музыкальный руководитель:

Скорей садитесь на санки. Мы быстро домчимся до детского сада.

"Саночки" муз. А. Филиппенко

На экране «Детский сад».

Музыкальный руководитель:

Вот и закончилось наше путешествие. Какие вы, ребята, молодцы. Вы

настоящие спасатели природы. Мы вами гордимся.

Музыкальный руководитель:

Уважаемые гости, после нашего увлекательного путешествия мы хотели бы

показать вам музыкальные инструменты, которые сделали дети с родителями

своими руками из бросового материала (раздаю инструменты).

Нам бы очень хотелось исполнить вместе с вами весёлую польку.

(дети и гости берут инструменты )

ОРК «Полька» муз. И. Штрауса.

Дети прощаются и покидают зал.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники