Автор: Медведева Лариса Тимофеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №9
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Рассуждения вслух об актуальном: проблема гуманности и гуманизма на страницах романа «Разгром»
Раздел: среднее образование
Рассуждения вслух об актуальном: проблема гуманности и гуманизма на
страницах романа «Разгром»
Есть самое замечательное существо на земле - человек
А.А.Фадеев
Вопросы гуманизма - уважения к человеку - интересовали людей давно, поскольку
непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы
поднимались в экстремальных для человечества ситуациях.
Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рассматриваемых в
литературе о гражданской войне, - это проблема, что же отряд должен в сложной
ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая
весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или помочь им умереть, убив.
И как раз речь о вышесказанном и идет в романе А.А.Фадеева «Разгром».
Это произведение, над которым А.А.Фадеев работал в 1925-1926 годах, было
написано исходя из заранее намеченной политической задачи. Автор считал: «Первая и
основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все
враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе,
случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных
корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой
борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно
потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса -
коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых
и помогают им перевоспитываться».
Отобрав наиболее существенное из жизненного материала, находящегося в его
распоряжении,
Фадеев
создал стройное,
органически законченное повествование.
«Разгром» состоит из 17 глав, каждая из которых имеет свое название. Почти невозможно
какую-нибудь из них вырвать из текста, хотя глава «Разведка Метелицы» имеет свою
относительную композиционную завершенность.
Теперь, когда понятно, как роман построен, вернемся к поставленной проблеме.
Дальше обсудим некоторые вопросы.
Первый из них звучит так: «Есть ли разница в проявлении гуманистических
чувств в поступках на войне и в мирное время?»
Отвечая на него, я, конечно, скажу да. В мирное время человеку нельзя убивать
других людей, когда как на войне, он обязан лишать жизни своих врагов, хочет он того
или нет. Но на войне гуманистические чувства к другим проявляются заметнее и иначе,
чем в мирное время. Например, так было в случае Морозки. Он прошел тернистый путь,
превращаясь из партизана нерадивого в партизана «исправного». В начале романа в нем
присутствуют несознательность и недисциплинированность, он грубо обращается с Варей,
его женой, которая хотела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало
начало его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более осмысленной, он
старается постичь свои поступки и окружающий мир. «Беспечное озорство» Морозки
превращается в ответственность, происходит становление личности. В результате чего
Морозка совершает поистине героический поступок в конце романа, пожертвовав своей
жизнью ради товарищей.
Второй вопрос такой: «Жалость, сострадание, доброта, гуманность - понятие
рядом положенные?»
Что такое гуманность? Гуманность – это человеколюбие, а, значит, она включает в
себя и сострадание, и доброту, и жалость. Это мировоззрение, которое основано на
признании ценности человека как личности, на утверждении блага человека как
важнейшей цели общественного развития. Все эти качества собраны в образе Морозки.
Он спас Мечика, а потом, как уже было сказано мною выше, пожертвовал своей жизнью
ради товарищей.
Отвечая на вопрос, можно ли быть добрым на войне, эволюционирует ли
понятие гуманности и зависит ли оно от времени, я подумала, что тут можно
рассмотреть образ Мечика. Это юноша девятнадцати лет, который добровольно пришел в
отряд, чтобы потешить свое самолюбие и тщеславие. Он неплохо относится к
окружающим, но любит Мечик только себя, поэтому в его случае понятие гуманности не
эволюционирует. Этот герой молод, он не готов жертвовать собой. В XVII главе отряд
натыкается на казачью засаду. Его не спасают высланные вперед дозорные. Мечик,
который был первым разведчиком, встретившись с казаками, позорно убегает от
неприятеля. Позже он осознает последствия своего поступка: «Что я наделал... о-о-о... что
я наделал, - повторял он, перекатываясь на локтях и животе...», но из-за него погибает
Морозка. Лучше всего Мечика характеризуют слова Левинсона, командира отряда
партизан, назвавшего его «никчемным пустоцветом», слабым, ленивым и безвольным. Тут
можно так же сделать вывод, что понятие гуманности зависит от времени. Когда ты
живешь в мирное время, у тебя есть желание и возможность помогать людям, но вот во
время войны трудно быть хорошим, добрым и смелым.
В романе так же нужно было найти цитату: «Отряд не заметил потери бойца».
Можно ли это поведение определить, как гуманное?
Оценивая события в романе, которые происходят во время войны, я поняла, что
довольно трудно объяснить, какое поведение можно считать гуманным, а какое нет. Если
рассматривать конкретно эту цитату, то я скажу так. С одной стороны, это негуманно. Как
можно не заметить смерти человека, который воюет вместе с остальными? Насколько
можно быть черствым?
Но с другой стороны, смерть одного человека в такое время в общем-то ничего не
значит. Да, он помогал бороться с врагами, но ведь таких смертей было и еще будет очень
много. Партизаны уже столько повидали за время войны, что им простительно такое
поведение.
В следующем вопросе просят дать оценку позиции гуманности двум
решениям, поступкам Левинсона: в эпизоде со свиньей корейца и отравления
Фролова. Есть ли оправдание Левинсону?
Образ Левинсона является выражением абсолютно истинного героя времени. Он
является воплощением героического в романе. Левинсон происходит из среды рабочих и
крестьян, он полностью подчинил свою жизнь служению народу. В его душе живет
светлая мечта о добром, прекрасном и сильном человеке. Таким, по его мнению, должен
стать человек, рожденный революцией.
Левинсон - человек долга, холодный, непоколебимый, превыше всего ставящий
дело, «человек особый, правильной породы». Левинсон знал, что вести людей можно,
только скрывая свои слабости, боли, страхи, неуверенность. И он умел быть постоянно
сильным, мужественным человеком. Левинсон пытается создать дисциплину в отряде,
проверяет боевую готовность отряда, решения принимает быстро и действует уверенно:
«никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился
своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Героизм
Левинсона основан на вере в то, что «движет этими людьми не только чувство
самосохранения», но и «не менее важный инстинкт, по которому все, что приходится им
переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не
пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге». Эта уверенность и дает моральное
право на жестокие приказания.
Поэтому ради великой идеи можно допустить многое: отнять единственную
свинью у корейца (ведь ради будущего его шестерых детей сражается отряд), отравить
смертельно раненного товарища (иначе Фролов затормозит движение отступающих и не
сохранит «боевые единицы»), «не услышать» того, о чем пытается поведать Мечик –
«заблудившийся в дебрях революционных идей юноша» из интеллигентов. Героизм
Левинсона заключается в служении абстрактному гуманизму, в любви к будущему,
светлому и справедливому.
Левинсону не просто «наступать на горло собственной песне»: он страдает, узнав о
смерти бойцов, об аресте Метелицы, о вынужденном убийстве Фролова, он не скрывает
слез, когда слышит о смерти молодого Бакланова. Левинсону жаль корейца и жаль своих
детей, страдающих от цинги и малокровия, жаль голодных, холодных людей, даже
«человека в жилетке», но Левинсон не останавливается ни перед чем, для него главное -
выполнить задание большевистского центра. Левинсон говорит: «Но какой может быть
разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены
жить такой первобытной и жалкой, такой невыносимо скудной жизнью?»
Читая роман А.А.Фадеева, стоит задаться вопросом: почему был необходим
суд над Морозкой?
Левинсон воспитывал таким образом не только одного Морозку, но и всех людей,
находящихся на собрании, на котором должна была решиться судьба обвиняемого.
Рассказывая всем о том, что Морозка украл несколько дынь, командир отряда показал, что
даже в тяжелое время необходимо оставаться порядочным человеком, стремиться к тому,
чтобы окружающие люди тебя уважали. А еще, героя нужно было научить, что за
совершенные поступки необходимо отвечать и нести ответственность. Тут можно сделать
вывод, что Морозка способен меняться, потому что в итоге он понял, что на нем лежит
ответственность за своих товарищей.
Теперь стоит задаться вопросом, а можно ли войну считать гуманными
действием?
Исходя из всего вышесказанного, я пришла к выводу, что войну нельзя назвать
гуманным действием. Да, некоторых людей она заставляет меняться в лучшую сторону,
жертвовать собою ради других, но война приносит в жизнь героев романа Фадеева горе и
бесконечные потери.