Напоминание

Рассуждения вслух об актуальном: проблема гуманности и гуманизма на страницах романа «Разгром»


Автор: Медведева Лариса Тимофеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №9
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Рассуждения вслух об актуальном: проблема гуманности и гуманизма на страницах романа «Разгром»
Раздел: среднее образование





Назад




Рассуждения вслух об актуальном: проблема гуманности и гуманизма на

страницах романа «Разгром»

Есть самое замечательное существо на земле - человек

А.А.Фадеев

Вопросы гуманизма - уважения к человеку - интересовали людей давно, поскольку

непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы

поднимались в экстремальных для человечества ситуациях.

Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рассматриваемых в

литературе о гражданской войне, - это проблема, что же отряд должен в сложной

ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая

весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или помочь им умереть, убив.

И как раз речь о вышесказанном и идет в романе А.А.Фадеева «Разгром».

Это произведение, над которым А.А.Фадеев работал в 1925-1926 годах, было

написано исходя из заранее намеченной политической задачи. Автор считал: «Первая и

основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все

враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе,

случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных

корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой

борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно

потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса -

коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых

и помогают им перевоспитываться».

Отобрав наиболее существенное из жизненного материала, находящегося в его

распоряжении,

Фадеев

создал стройное,

органически законченное повествование.

«Разгром» состоит из 17 глав, каждая из которых имеет свое название. Почти невозможно

какую-нибудь из них вырвать из текста, хотя глава «Разведка Метелицы» имеет свою

относительную композиционную завершенность.

Теперь, когда понятно, как роман построен, вернемся к поставленной проблеме.

Дальше обсудим некоторые вопросы.

Первый из них звучит так: «Есть ли разница в проявлении гуманистических

чувств в поступках на войне и в мирное время?»

Отвечая на него, я, конечно, скажу да. В мирное время человеку нельзя убивать

других людей, когда как на войне, он обязан лишать жизни своих врагов, хочет он того

или нет. Но на войне гуманистические чувства к другим проявляются заметнее и иначе,

чем в мирное время. Например, так было в случае Морозки. Он прошел тернистый путь,

превращаясь из партизана нерадивого в партизана «исправного». В начале романа в нем

присутствуют несознательность и недисциплинированность, он грубо обращается с Варей,

его женой, которая хотела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало

начало его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более осмысленной, он

старается постичь свои поступки и окружающий мир. «Беспечное озорство» Морозки

превращается в ответственность, происходит становление личности. В результате чего

Морозка совершает поистине героический поступок в конце романа, пожертвовав своей

жизнью ради товарищей.

Второй вопрос такой: «Жалость, сострадание, доброта, гуманность - понятие

рядом положенные?»

Что такое гуманность? Гуманность – это человеколюбие, а, значит, она включает в

себя и сострадание, и доброту, и жалость. Это мировоззрение, которое основано на

признании ценности человека как личности, на утверждении блага человека как

важнейшей цели общественного развития. Все эти качества собраны в образе Морозки.

Он спас Мечика, а потом, как уже было сказано мною выше, пожертвовал своей жизнью

ради товарищей.

Отвечая на вопрос, можно ли быть добрым на войне, эволюционирует ли

понятие гуманности и зависит ли оно от времени, я подумала, что тут можно

рассмотреть образ Мечика. Это юноша девятнадцати лет, который добровольно пришел в

отряд, чтобы потешить свое самолюбие и тщеславие. Он неплохо относится к

окружающим, но любит Мечик только себя, поэтому в его случае понятие гуманности не

эволюционирует. Этот герой молод, он не готов жертвовать собой. В XVII главе отряд

натыкается на казачью засаду. Его не спасают высланные вперед дозорные. Мечик,

который был первым разведчиком, встретившись с казаками, позорно убегает от

неприятеля. Позже он осознает последствия своего поступка: «Что я наделал... о-о-о... что

я наделал, - повторял он, перекатываясь на локтях и животе...», но из-за него погибает

Морозка. Лучше всего Мечика характеризуют слова Левинсона, командира отряда

партизан, назвавшего его «никчемным пустоцветом», слабым, ленивым и безвольным. Тут

можно так же сделать вывод, что понятие гуманности зависит от времени. Когда ты

живешь в мирное время, у тебя есть желание и возможность помогать людям, но вот во

время войны трудно быть хорошим, добрым и смелым.

В романе так же нужно было найти цитату: «Отряд не заметил потери бойца».

Можно ли это поведение определить, как гуманное?

Оценивая события в романе, которые происходят во время войны, я поняла, что

довольно трудно объяснить, какое поведение можно считать гуманным, а какое нет. Если

рассматривать конкретно эту цитату, то я скажу так. С одной стороны, это негуманно. Как

можно не заметить смерти человека, который воюет вместе с остальными? Насколько

можно быть черствым?

Но с другой стороны, смерть одного человека в такое время в общем-то ничего не

значит. Да, он помогал бороться с врагами, но ведь таких смертей было и еще будет очень

много. Партизаны уже столько повидали за время войны, что им простительно такое

поведение.

В следующем вопросе просят дать оценку позиции гуманности двум

решениям, поступкам Левинсона: в эпизоде со свиньей корейца и отравления

Фролова. Есть ли оправдание Левинсону?

Образ Левинсона является выражением абсолютно истинного героя времени. Он

является воплощением героического в романе. Левинсон происходит из среды рабочих и

крестьян, он полностью подчинил свою жизнь служению народу. В его душе живет

светлая мечта о добром, прекрасном и сильном человеке. Таким, по его мнению, должен

стать человек, рожденный революцией.

Левинсон - человек долга, холодный, непоколебимый, превыше всего ставящий

дело, «человек особый, правильной породы». Левинсон знал, что вести людей можно,

только скрывая свои слабости, боли, страхи, неуверенность. И он умел быть постоянно

сильным, мужественным человеком. Левинсон пытается создать дисциплину в отряде,

проверяет боевую готовность отряда, решения принимает быстро и действует уверенно:

«никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился

своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Героизм

Левинсона основан на вере в то, что «движет этими людьми не только чувство

самосохранения», но и «не менее важный инстинкт, по которому все, что приходится им

переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не

пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге». Эта уверенность и дает моральное

право на жестокие приказания.

Поэтому ради великой идеи можно допустить многое: отнять единственную

свинью у корейца (ведь ради будущего его шестерых детей сражается отряд), отравить

смертельно раненного товарища (иначе Фролов затормозит движение отступающих и не

сохранит «боевые единицы»), «не услышать» того, о чем пытается поведать Мечик –

«заблудившийся в дебрях революционных идей юноша» из интеллигентов. Героизм

Левинсона заключается в служении абстрактному гуманизму, в любви к будущему,

светлому и справедливому.

Левинсону не просто «наступать на горло собственной песне»: он страдает, узнав о

смерти бойцов, об аресте Метелицы, о вынужденном убийстве Фролова, он не скрывает

слез, когда слышит о смерти молодого Бакланова. Левинсону жаль корейца и жаль своих

детей, страдающих от цинги и малокровия, жаль голодных, холодных людей, даже

«человека в жилетке», но Левинсон не останавливается ни перед чем, для него главное -

выполнить задание большевистского центра. Левинсон говорит: «Но какой может быть

разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены

жить такой первобытной и жалкой, такой невыносимо скудной жизнью?»

Читая роман А.А.Фадеева, стоит задаться вопросом: почему был необходим

суд над Морозкой?

Левинсон воспитывал таким образом не только одного Морозку, но и всех людей,

находящихся на собрании, на котором должна была решиться судьба обвиняемого.

Рассказывая всем о том, что Морозка украл несколько дынь, командир отряда показал, что

даже в тяжелое время необходимо оставаться порядочным человеком, стремиться к тому,

чтобы окружающие люди тебя уважали. А еще, героя нужно было научить, что за

совершенные поступки необходимо отвечать и нести ответственность. Тут можно сделать

вывод, что Морозка способен меняться, потому что в итоге он понял, что на нем лежит

ответственность за своих товарищей.

Теперь стоит задаться вопросом, а можно ли войну считать гуманными

действием?

Исходя из всего вышесказанного, я пришла к выводу, что войну нельзя назвать

гуманным действием. Да, некоторых людей она заставляет меняться в лучшую сторону,

жертвовать собою ради других, но война приносит в жизнь героев романа Фадеева горе и

бесконечные потери.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники