Напоминание

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкина история»


Автор: Наталья Степановна Поляева
Должность: ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурного подразделения «Детский сад «Семицветик» муниципального района Волжский Самарской области
Учебное заведение: ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурного подразделения «Детский сад «Семицветик» муниципального района Волжский Самарской области
Населённый пункт: Самарская область Волжский район п.Придорожный мкр.Южный город
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкина история»
Раздел: дошкольное образование





Назад




План-конспект непосредственно образовательной деятельности с

дошкольниками

в подготовительной к школе группе

Тема: «

Книжкина история»

Воспитатель высшей категории Поляева Наталья Степановна

Актуальность

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его

восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном

направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и

«показать».

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои

представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной

культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и

свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и

каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей,

вещей. Овладевая представлениями о мире, ребенок учится связывать отдельные представления

и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные

отношения.

Значение

технологии

«Река

времени»

Н.А.Коротковой

велико.

Применяя

данную технологию, детям можно рассказать в доступной форме о любой теме, о любом

явлении и предмете. Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что

когда-то

жизнь

человека

была

совершенно

иной,

что

рукотворный

мир

изменялся

со временем от простого к сложному. Моделируя обстановку другого времени, погружая в нее

ребенка, мы учим его любить и ценить время сегодняшнее, чувствовать связь времен,

чувствовать себя представителем настоящего времени. А это, безусловно, является частью

воспитания патриотов своей Родины. Данная технология позволяет

формировать у детей

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой

родине

и

Отечеству,

представлений

о

социокультурных

ценностях

нашего

народа,формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности

вступать в общение и поддерживать его).

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно-эстетическое

развитие»,

«Физическое развитие»

Задачи:

1)

Познакомить с историей появления первых книг, их эволюции в разные времена;

формировать элементарные представления о материалах, используемых человеком для записи

своих мыслей, действий; воспитывать интерес к истории человечества на примере появления

книги («

Познавательное развитие»)

2

2)

Развивать социальный и эмоциональный

интеллект,

эмоциональную

отзывчивость,

формировать

готовность

к

совместной

деятельности

со

сверстниками

и

взрослыми,

воспитывать умение действовать в команде

(«Социально-коммуникативное развитие»)

3)

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки

высказать свою точку зрения, развивать умение отвечать на вопросы; развивать мелкую

моторику рук через печатание знакомых гласных букв («Речевое развитие»)

4)

Развивать

эмоциональную

восприимчивость

к

эстетической

стороне

окружающей

действительности, произведениям искусства («Художественно-эстетическое развитие»)

5) Развивать умение согласовывать речь с движением (Физическое развитие»)

Методы и приемы:

- практические:

дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, игровые приёмы

- наглядные:

демонстрация наглядных пособий, предметных картинок

- словесные:

рассказ, беседа, объяснение

Материалы и оборудование: «чёрный ящик», книга; мультимедийная презентация (Приложение 1,2);

иллюстрации на баннере; карточки с вопросами к игровому приёму «Ромашка Блума»; картинки с

наскальными рисунками; ёмкости с водой, песком, глиной; дощечки, намазанные глиной и пластилином,

палочки; береста, пергамент; печатки, блюдца с краской; панно «Река времени», предметные картинки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(вписывать свое)

Двигательная

Игровой приём «В путь на машине времени»

Игровая

Игровая ситуация «Что?Где?Когда?», игровой приём «Ромашка Блума»,

игра «прочитай рисунок древнего человека», «Печатаем буквы», игра

«Река времени», игровые упражнения «Посчитать, сколько картинок в

эпохе «древность», «старина», «наше время», «Сравни, где больше? На,

сколько больше?», «Вспомни поговорки о книге».

Изобразительная

Рисование наскального рисунка

Познавательно-

исследовательская

Решение проблемный ситуаций, экспериментирование с водой, песком,

глиной, игровой приём «Глиняная дощечка», обследование бересты,

пергамента,

Коммуникативная

Беседы, рассказ, речевые вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы

совместной

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

Обсуждение

реального или

вымышленного

события

(деятельность

педагога с детьми

в рамках модуля)

Игровой приём

Звучит музыка из телепрограммы

«Что? Где? Когда?» Педагог

демонстрирует детям «чёрный

ящик», предлагает отгадать, что

там находится с помощью

загадки:

«Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает»

Дети слушают

педагога,

отгадывают

загадку. Отвечают

на вопросы

воспитателя.

Выражают

собственные

суждения

Ребёнок достаточно

хорошо владеет устной

речью, может выражать

свои мысли и желания,

может использовать

речь для выражения

своих мыслей, чувств и

желаний.

Знаком с

произведениями

3

(Книга)

-Ребята, а что вы знаете о книге?

-Кто знает, когда появилась

первая книга и как она выглядела?

-Хотите узнать?

Педагог предлагает детям

отправиться в прошлое на

«машине времени».

художественной

литературы.

Постановка цели

исследования

(деятельность

педагога с детьми

в рамках модуля)

Педагог

совместно

с

детьми

определяет цель деятельности:

-Давайте уточним, для чего нам

нужно

попасть

в

далёкое

прошлое?

Участвуют

в

постановке

цели,

планировании

деятельности.

Ребёнок

определил

цель,

спланировал

предстоящую

деятельность.

Анализ –

сравнение,

активное

обсуждение

демонстративного

материала

(деятельность

педагога с детьми

в рамках модуля)

Игровой приём «Путешествие на

машине времени»

Педагог подводит к «Машине

времени» и предлагает

отправиться в путешествие.

Педагог произносит волшебные

слова:

«Тик- так

Тик-так, тик-так, (руки на поясе,

наклон вправо и влево)

Время отмеряет шаг (шагаем на

месте)

Стрелки мы переведём (руки

вперед, вверх, вращаем против

часовой стрелки)

В прошлое с вами попадём»

(см.Приложение1.1)

Играют,

сопровождая речь,

действиями.

Ребёнок

активно

взаимодействует

со

сверстниками

и

взрослыми, участвует в

совместных играх.

Анализ –

сравнение,

активное

обсуждение

демонстративного

материала

(деятельность

педагога с детьми

в рамках модуля)

Педагог обращается к детям:

-Ребята,

посмотрите,

в

какое

время

мы

попали?

Кто

нас

встречает?

Где

жили

древние

люди? Чем занимались?

(см.приложение1.2)

Рассматривают

сюжетные

линии,

отвечают

на

вопросы педагога:

-Мы

попали

в

древний мир,

где

жили

древние

люди. Они жили в

пещерах, охотились

на животных.

Проявляет

инициативу

в общении с взрослыми.

Достаточно

хорошо

владеет речью, может

выражать свои мысли.

Обладает

элементарными

представлениями

из

области истории.

Анализ –

сравнение,

активное

обсуждение

демонстративного

материала

(деятельность

педагога с детьми

в рамках модуля)

Игровой приём «Ромашка Блума»

Педагог говорит:

-Узнать историю

книги, вам

будут помогать вопросы, которые

спрятались в картинках.

Педагог

предлагает

детям

ответить

на

вопрос,

который

зашифрован в картинках?

-Были

у

первобытных

людей

книги?

Разгадывают

вопрос по

картинкам,

отвечают:

-Древние люди не

знали

букв

и

поэтому

они

рисовали события

на

камнях,

пещерах.

Умеет задавать вопрос,

устанавливает

причинно-следственные

связи, обладает

элементарными

представлениями в

области истории

4

(см.приложение 2)

Решение проблемной ситуации.

Педагог

предлагает

детям

представить,

что

у

них

дома

хранятся каменные книги. Удобно

ли это?

Выражают

собственные

суждения.

Совместно

обсуждают,

находят

решение

проблемной

ситуации:

-Такие книги

неудобно было

хранить, потому

что они тяжёлые,

занимают много

места, их трудно

брать в руки.

Ребёнок обладает

установкой

положительного

отношения другим

людям и самому себе,

активно

взаимодействует со

сверстниками и

взрослыми, участвует в

совместных решениях

проблемных ситуаций.

Умеет договариваться,

учитывать интересы и

чувства других

Педагог

организует

игру

«Прочитай

рисунок

древнего

человека»

(см.приложение 1.3.)

Дети

находят

картинки

с

наскальными

рисунками,

рассматривают,

разгадывают,

что

хотел

донести

древний человек до

своих предков

Ребёнок достаточно

хорошо владеет устной

речью, выражает свои

мысли и использует

речь для выражения

своих мыслей, обладает

развитым

воображением,

различает условную и

реальную ситуацию.

Активно

взаимодействует со

сверстниками и

взрослыми

Решение проблемной ситуации

Педагог

обращает

внимание

детей на

ёмкости с

водой,

песком, глиной. Спрашивает, из

какого материала древние люди

ещё могли изготавливать книги?

Обследуют

воду,

глину,

песок,

делают вывод:

-Древние

люди

использовали глину

для

изготовления

книг.

Проявляет

любознательность,

склонен

экспериментировать,

устанавливает

причинно-следственные

связи, опираясь на

знания свойств

некоторых материалов

Игровой

приём

«Глиняная

дощечка»

Педагог

предлагает

изготовить

книгу из глины и раздаёт детям

дощечки, намазанные глиной и

пластилином и палочки.

Дети

острой

палочкой пишут на

дощечке

буквы,

палочки,

точки

и

т.п.

Ребёнок

проявляет

любознательность,

активно

действует,

выдавливает знаки.

Решение проблемной ситуации:

Педагог

предлагает

детям

подумать, удобно ли было читать

Выражают

собственные

суждения,

Ребёнок

склонен

экспериментировать

с

разными

материалами,

5

и хранить книги, написанные на

глиняных дощечках? И почему?

(см.приложение 1.4.)

совместно

обсуждают,

находят

решение

проблемной

ситуации:

-Такие книги было

хранить

неудобно.

Глина

может

разрушиться,

нет

чёткого

изображения буквы

и

цифры.

Чтобы

хранить

такие

книги, надо много

места.

обладает

развитым

воображением, развита

крупная

и

мелкая

моторика,

самостоятельно

делает

выводы.

Ребёнок

достаточно

хорошо владеет устной

речью, выражает свои

мысли,

способен

к

принятию собственных

решений, опираясь на

свои знания и умения в

различных

видах

деятельности.

Педагог

демонстрирует

детям

бересту, пергамент, рассказывает:

-Шло

время,

люди

научились

использовать и другие материалы

для написания книг.

(см.приложение 1.5.)

Обследуют бересту,

пергамент.

Ребёнок

проявляет

инициативу,

любознательность.

Приём «Ромашака Блума»

Педагог

предлагает

детям

ответить

на

вопрос,

который

зашифрован в картинках.

Какие книги были в старину?

(см.приложение 2)

Педагог обращается к детям:

-А ещё, чем писали книгу в

старину

(педагог

обращает

внимание

детей

на

сюжетные

линии «старина»).

(см.приложение 1.6.)

Разгадывают

вопрос, отвечают:

старину

в

качестве

материалов

использовали

бересту, пергамент.

Писали

заострённой

палочкой.

Рассматривают

сюжетные

линии

модуля,

отвечают

на вопрос педагога:

-В старину писали

гусиным пером и

чернилами.

Ребёнок

проявляет

любознательность,

умеет задавать вопрос,

обладает

элементарными

представлениями

в

области истории.

Решение проблемной ситуации.

Педагог обращается к детям:

-Как вы думаете, сколько времени

надо, чтобы написать эту книгу

вручную?

-Можно ли быстрее изготовить

книгу?

-Что

люди

придумали,

чтобы

быстрее

изготавливать

книги?

Рассматривают

сюжетные

линии

модуля

«старина».

Выражают

собственные

суждения.

Совместно

обсуждают,

Ребёнок

проявляет

инициативу в общении

с

взрослыми.

Достаточно

хорошо

владеет речью, может

выражать свои мысли.

Обладает

элементарными

представлениями

из

6

(Обращает внимание детей на

сюжетные линии).

(см.приложение 1.7.)

находят

решение

проблемной

ситуации:

-На

изготовление

книги

уходило

много

времени,

люди

придумали

печатный станок.

области истории

Рассказ педагога

-Печатный

станок

придумал

изобретатель Иван Фёдоров. Его

считают

основателем

книгопечатания.

Он

изготовил

буквы,

из

которых

потом

составлял

слова.

Намазывал

буквы краской, прикладывал их к

бумаге и на ней отпечатывался

текст. Это было намного быстрее,

чем писать вручную.

Слушают

рассказ

педагога

Ребёнок

проявляет

инициативу в общении

с

взрослыми

и

сверстниками,

устанавливает

причинно-следственные

связи.

Педагог

организует

игру

«Печатаем буквы»

Дети берут печати

(ластик

с

нарезанными

буквами

для

оттиска

их

на

бумаге).

Печатью

касаются блюдца с

краской и пробуют

напечатать

букву

на бумаге.

Ребёнок

проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

игре,

активно

взаимодействует

со

сверстниками

и

взрослыми.

Игровой приём «Ромашка Блума»

Педагог

предлагает

детям

ответить

на

вопрос,

который

зашифрован в картинках:

В настоящем времени какие книги

существуют?

(см.приложение2)

(см.приложение 1.8.)

Разгадывают

вопрос, отвечают:

-Это

компьютерные,

электронные книги,

видео, аудиокниги.

Ребёнок

проявляет

любознательность,

умеет задавать вопрос,

обладает

элементарными

представлениями

в

области истории.

Игровой приём «Путешествие на

машине времени»

Педагог предлагает вернуться в

настоящее время

на

«Машине

времени»

(см.приложение 1.9.)

Играют,

сопровождая речь,

действиями.

Ребёнок

активно

взаимодействует

со

сверстниками

и

взрослыми, участвует в

совместных играх.

7

Работа в

подгруппах:

сортировка и

закрепление

мелких

иллюстраций на

панно «река

времени»

(деятельность

педагога с

детьми в

групповом

помещении

Обращает внимание детей на

панно «Река времени», вовлекает

детей в совместную деятельность;

согласовывает с детьми действие,

их последовательность,

-Возьмите по одной картинке и

расположите на макете «Реки

времени» что было сначала, что

потом.

Игровые упражнения

-Посчитать, сколько картинок в

эпохе «древность», «старина»,

«наше время»?

-Сравни, где больше? На, сколько

больше?

-Вспомни поговорки о книге.

Переносят

полученный опыт

во время одной

деятельности в

другую

деятельность;

наблюдают за

преобразованием

предмета;

выражают

собственное

суждение;

осваивают

последовательность

размещения

средств связи на

«реке времени»;

практикуются

в

осуществлении

выбора

Ребёнок

проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

игре,

активно

взаимодействует

со

сверстниками

и

взрослыми.

Сопоставление

результатов

исследования.

Привлекает детей к подведению

итогов, к рефлексии

(самоанализу); предлагает для

истории оставить свое мнение о

путешествии на стенгазете в виде

«наскального» рисунка.

Делятся

впечатлениями;

выражает

собственные

чувства к

проделанной

работе; планирует

самостоятельную

(совместную)

деятельность;

высказывает

эмоциональный

отклик.

Ребенок проявляет

умение оценивать

результат своей

деятельности;

умение выражать

чувства;

умение делать выводы;

умение планировать

самостоятельную

(совместную)

деятельность.

Литература:

1.

Аверин С.А, Т. Волосовец Т.В «Дошкольные образовательные модули – основа

формирования развивающей среды ребенка». Журнал «Дошкольное воспитание» 09/2015 –

С.10-13.

2.

Короткова

Н.

А.

Образовательный

процесс

в

группах

детей

старшего

дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. — 208 с.

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.

8

Приложение 1

1

2

9

3

4

5

10

6

7

11

8

9

12

Приложение2

13



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники