Напоминание

Самостоятельная работа обучающихся по ИКТ в образовательном процессе в рамках ФГОС


Автор: Караева Севиль Халыговна
Должность: Преподаватель Информатики и Информационных технологий
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский аграрный техникум"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины ЕН.02 Информатика, для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Тема: Самостоятельная работа обучающихся по ИКТ в образовательном процессе в рамках ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский аграрный техникум»

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

На цикловой комиссии

______________ дисциплин

Протокол заседания

методического совета №___

протокол №_

от «___»______________ 2019 г.

от «___»___________ 2019 г.

председатель:

председатель комиссии

__________ Корчанова Ю.А.

____________ Т. М. Тимофеева

Методическая разработка

по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины

ЕН.02 Информатика для специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждении «Красноярский аграрный техникум»,

Красноярск 2019 г.

Разработал преподаватель

Караева С.Х.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка

2 Задачами самостоятельной работы студента

3 Рекомендации по выполнению различных видов самостоятельных работ

3.1 Правила самостоятельной работы с литературой. Подготовка устного ответа

3.2 Методика составления опорного конспекта

3.3 Подготовка сообщения по изучаемой теме

3.4 Рекомендации по написанию реферата

3.5 Рекомендации по подготовке электронной презентации

3

1. Пояснительная записка

В

настоящее

время

актуальным

становятся

требования

к

личным

качествам

современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести

самостоятельный

поиск

необходимого

материала,

быть

творческой

личностью.

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным

процесс

обучения

без

учета

индивидуально-личностных

особенностей

обучаемых,

предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель

образовательного

процесса

воспитание

личности,

ориентированной

на

будущее,

способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного

опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над

учебным

материалом,

усиления

ответственности

преподавателя

за

развитие

навыков

самостоятельной

работы,

за

стимулирование

профессионального

роста

студентов,

воспитание их творческой активности и инициативы.

Введение

в

практику

учебных

программ

и

модулей

с

повышенной

долей

самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

2. Задачами самостоятельной работы студента (СРС) являются:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических

умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование

умений

использовать

нормативную,

правовую,

справочную

документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов:

творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование

самостоятельности

мышления,

способностей

к

саморазвитию,

самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений;

использование

материала,

собранного

и

полученного

в

ходе

самостоятельных

занятий

на

семинарах,

на

практических

и

лабораторных

занятиях,

при

написании

курсовых

и

выпускной

квалификационной

работ,

для

эффективной

подготовки

к

итоговым зачетам и экзаменам.

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) по

дисциплине «Информатика» предназначены для студентов второго курса специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и

является обязательной для каждого студента. Самостоятельные работы выполняются

индивидуально на домашнем компьютере или в компьютерном классе в свободное от

занятий время.

При выполнении самостоятельных работ студент должен сам принять решение об

оптимальном использовании возможностей программного обеспечения. Если по ходу

выполнения самостоятельной работы у студентов возникают вопросы и затруднения, он

4

может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по пятибалльной

системе. Критерии оценки приведены в конце методических рекомендаций.

В методических

указаниях содержатся задания для самостоятельной работы по

разделам и темам, рекомендации для студентов по выполнению различных видов СРС, а

также предложены критерии оценки для каждого вида работы.

В ходе выполнения самостоятельной работы по информатике у студентов

формируются следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК

4.

Осуществлять

поиск

и

использование

информации,

необходимой

для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития.

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности.

ОК

8.

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

повышение

квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной

деятельности.

Профессиональные компетенции (ПК) не предусмотрены.

3 Рекомендации по выполнению различных видов самостоятельных работ.

При выполнении самостоятельной работы по теоретическим разделам курса

рекомендуется придерживаться следующих методик и рекомендаций.

В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации,

самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным

субъектом учебной деятельности.

Выполняя

самостоятельную

работу

под

контролем

преподавателя

студент

должен:

освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и

предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными

стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной

дисциплине.

планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной

работы, предложенным преподавателем.

самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах,

предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.

5

выполнять

самостоятельную

работу

и

отчитываться

по

ее

результатам

в

соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по

самостоятельной работе студентов.

студент может:

сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и

минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС

СПО по данной дисциплине:

самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

в

рамках

общего

графика

выполнения

самостоятельной

работы

предлагать

обоснованный

индивидуальный

график

выполнения

и

отчетности

по

результатам

самостоятельной работы;

предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия,

разработки сверх предложенного преподавателем перечня;

использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной

работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или

выбранными самостоятельно.

Самостоятельная

работа

студентов

должна

оказывать

важное

влияние

на

формирование

личности

будущего

специалиста,

она

планируется

студентом

самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру

труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он

выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от

его подготовки, времени и других условий.

3.1 Правила самостоятельной работы с литературой.

Подготовка устного ответа Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это

важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы

здесь можно свести к следующим:

• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться.

• Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для

семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных

работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что

может расширить Вашу общую культуру...).

• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании

курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями

(или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут

6

Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще

не стоит тратить время...

• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать,

но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»:

можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее

яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие

пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный

указатель»,

где

отмечаются

наиболее

интересные

для

Вас

мысли

и

обязательно

указываются

страницы

в

тексте

автора

(это

очень

хороший

совет,

позволяющий

экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в

себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться

«читать

медленно»,

когда

Вам

понятно

каждое

прочитанное

слово

если

слово

незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его

узнать); опыт показывает, что после этого студент быстро и качественно прорабатывает

книги.

Есть

еще

один

эффективный

способ

оптимизировать

знакомство

с

научной

литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения

данной

идеи.

В

этом

случае

студент

(или

молодой

ученый)

будет

как

бы

искать

аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы

общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений...

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель –

извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим

собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные

сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать

материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Для студентов основным видом чтения учебной литературы является изучающее

чтение, которое предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения

готовность

принять

изложенную

информацию,

реализуется

установка

на

предельно

полное понимание материала; именно оно позволяет в работе с учебной литературой

накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках

учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении

данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность

работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

1.Аннотирование

предельно

краткое

связное

описание

просмотренной

или

прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2.Планирование

краткая

логическая

организация

текста

раскрывающая

содержание и структуру изучаемого материала;

3.Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без

привлечения фактического материала;

7

4.Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее

существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5.Конспектирование

краткое

и

последовательное

изложение

содержания

прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической

последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет

всесторонне охватить содержание книги, статьи.

Поэтому

умение

составлять

план,

тезисы,

делать

выписки

и

другие

записи

определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные

слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3.

Кратко

сформулируйте

основные

положения

текста,

отметьте

аргументацию

автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании

старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость

мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их

доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого

предложения.

Мысли

автора

книги

следует

излагать

кратко,

заботясь

о

стиле

и

выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть

логически

обоснованным,

записи

должны

распределяться

в

определенной

последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и

дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности,

повседневной самостоятельной работы.

Критерии оценки устного ответа студента:

При оценке устных ответов студентов учитываются следующие критерии:

1. Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота

раскрытия вопроса.

2. Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.

3. Умение объяснить сущность явлений, событий, процессов, делать выводы и

обобщения, давать аргументированные ответы.

4. Умение делать анализ рекламного продукта по предложенной схеме.

8

5.

Владение

монологической

речью,

логичность

и

последовательность

ответа,

умение

отвечать

на

поставленные

вопросы,

выражать

свое

мнение

по

обсуждаемой

проблеме.

Отметкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные знания

основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой

раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом;

умение

объяснять

сущность

явлений,

процессов,

событий,

делать

выводы

и

обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение

монологической речью, логичность и последовательность ответа.

Отметкой

"ХОРОШО"

оценивается

ответ,

обнаруживающий

прочные

знания

основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой

раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом;

умение

объяснять

сущность

явлений,

процессов,

событий,

делать

выводы

и

обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение

монологической речью, логичность и последовательность ответа.

Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Отметкой "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в

основном

о

знании

процессов

изучаемой

предметной

области,

отличающийся

недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы;

знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа

явлений,

процессов,

недостаточным

умением

давать

аргументированные

ответы

и

приводить

примеры;

недостаточно

свободным

владением

монологической

речью,

логичностью

и

последовательностью

ответа.

Допускается

несколько

ошибок

в

содержании ответа.

Отметкой "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий

незнание

процессов

изучаемой

предметной

области,

отличающийся

неглубоким

раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками

анализа

явлений,

процессов;

неумением

давать

аргументированные

ответы,

слабым

владением

монологической

речью,

отсутствием

логичности

и

последовательности.

Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

3.2 Методика составления опорного конспекта.

Опорный

конспект

это

развернутый

план

Вашего

предстоящего

ответа

на

теоретический

вопрос.

Он

призван

помочь

Вам

последовательно

изложить

тему,

а

преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа.

Правильно

составленный

опорный

конспект

должен

содержать

все

то,

что

в

процессе

ответа

Вы

намереваетесь

рассказать.

Это

могут

быть

чертежи,

графики,

формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.

9

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта (ОК):

1.

Лаконичность.

ОК

должен

быть

минимальным,

чтобы

его

можно

было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный

лист.

2.

Структурность.

Весь

материал

должен

располагаться

малыми

логическими

блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами

или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею

ОК

выделяют

рамками

различных

цветов,

различным

шрифтом,

различным

расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)

5.

Автономия.

Каждый

малый

блок

(абзац),

наряду

с

логической

связью

с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен

(иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому

исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти.

ОК должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же

влияет на усвоение материала.

Примерный порядок составления опорного конспекта:

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту

учебника,

картам, дополнительной литературе.

2.

Выделение

главного

в

изучаемом

материале,

составление

обычных

кратких

записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых

знаков, графиков, рисунков.

4.

Продумывание

схематического

способа

кодирования

знаний,

использование

различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Критерии оценки опорного конспекта:

1. Соответствие конспекта содержанию темы;

2. Правильная структурированность информации;

10

3. Наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления

требованиям; аккуратность и грамотность изложения;

4. Работа сдана в срок.

3.3 Подготовка сообщения по изучаемой теме

Подготовка

сообщения

-

это

вид

внеаудиторной

самостоятельной

работы

по

подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на аудиторном

занятии.

Сообщаемая

информация

носит

характер

уточнения

или

обобщения,

несет

новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но

и

ее

характером

-

сообщения

дополняют

изучаемый

вопрос

фактическими

или

статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать

элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию, презентацию) Регламент времени

на озвучивание сообщения - до 5 мин.

Для выполнения самостоятельной работы необходимо:

– собрать и изучить источники информации по теме;

– составить план сообщения;

– выделить основные понятия;

– ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

– оформить текст письменно;

– сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

1. Актуальность темы.

2. Соответствие содержания теме; глубина проработки материала.

3.

Грамотность

и

полнота

использования

источников;

наличие

элементов

наглядности.

3.4 Рекомендации по написанию реферата.

Реферат представляет собой краткое изложение содержания монографии (одной или

нескольких

книг),

тематической

группы

научных

статей,

материалов

научных

публикаций по определенной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции. Реферат не

предполагает

самостоятельного

научного

исследования

и

не

требует

определения

позиции

автора.

Главная

задача,

стоящая

перед

студентами

при

его

написании,

-

научиться

осуществлять

подбор

источников

по

теме,

кратко

излагать

имеющиеся

в

литературе суждения по определенной проблеме, сравнивать различные точки зрения.

Объем реферата должен составлять от 10 до 20 страниц формата А4.

Для большинства студентов реферат носит учебный характер, однако он может

включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания курсовой и

даже дипломной работы.

11

Процесс выполнения реферата начинается с выбора темы (примерные темы смотри в

разделе

материалы

для

самостоятельной

работы

студентов).

Тема

реферата

согласовывается с преподавателем.

После

выбора

темы

студент

знакомится

в

общих

чертах

с

ее

проблематикой,

основными

понятиями.

Для

этого

необходимо

составить

библиографию,

используя

систематический

и

электронный

каталоги

библиотеки

ВИТИ

НИЯУ

МИФИ,

других

библиотек города, а также при необходимости провести поиск в сети INTERNET и

изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

При

изучении

этого

материала

можно

посоветовать

руководствоваться

следующими организационными принципами:

- конспектировать необходимо только то, что имеет непосредственное отношение к

избранной теме;

-

материалы,

полученные

через

средства

массовой

информации

(СМИ)

и

телекоммуникационную сеть INTERNET оформляются в соответствии с требованиями.

После систематизации материалов составляется подробный план реферата, и только

затем можно приступить к литературному оформлению работы.

План

- это

основа

работы,

от его

правильного

построения

во

многом

зависит

содержание, логика изложения и вся дальнейшая работа над текстом.

Вопросы

плана

должны

быть

краткими,

отражающими

сущность

того,

что

излагается

в

содержании.

Рекомендуется

брать

не

более

двух

или

трех

основных

вопросов. Не следует перегружать план второстепенными вопросами.

При написании реферата не следует допускать:

- дословное переписывание текстов из книг и INTERNET;

- использование устаревшей литературы;

- подмену научно-аналитического стиля беллетристическим;

-

подмену

изложения

теоретических

вопросов

длинными

библиографическими

справками; небрежного оформления работы.

Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, главной части и заключения.

Во

введении

перечисляется,

какие

вопросы

и

в

каком

порядке

будут

рассматриваться, очень кратко обосновывается актуальность и значимость темы.

По возможности дается история разбираемого вопроса.

Главная часть должна состоять из 2-3 узловых вопросов. Именно в этой части

раскрывается

сущность

проблемы,

излагается

основное

содержание

темы,

дается

освещение теоретических вопросов, обобщений, выводов.

Заключение должно содержать анализ вопроса, краткие выводы из основной темы.

На втором листе работы печатается оглавление реферата. Список использованной

литературы и нормативного материала приводится после текста работы.

12

Вводная и заключительная части реферата не должны превышать одной пятой его

объема. Образец титульного листа реферата представлен в приложении 1.

Требования к оформлению реферата:

-

Изложение

текста

и

оформление

реферата

выполняют

в

соответствии

с

требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой

части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4

по ГОСТ 9327-60.

- Реферат должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера

и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта

должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New

Roman, 14 пт.).

- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее —

20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по

всему тексту и составлять 1,25 см.

- Выравнивание текста по ширине.

- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания

на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив,

подчеркивание.

Перенос слов недопустим.

- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений,

их разделяют точкой.

- Подчеркивать заголовки не допускается.

- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так

же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно

15мм (2 пробела).

- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным

шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой

страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

-

В

тексте

реферат

рекомендуется

чаще

применять

красную

строку,

выделяя

законченную мысль в самостоятельный абзац.

- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде

маркированного или нумерованного списка.

Оформление списка используемых источников:

Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- фамилия и инициалы автора;

- наименование;

- издательство;

13

- место издания;

- год издания.

Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно

пронумерованы и расположены в следующем порядке:

- законодательные акты;

- постановления Правительства;

- нормативные документы;

- статистические материалы;

- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве

фамилии автора.

Примеры библиографического описания представлены в приложении 2.

В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны

быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием

наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно

иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной

буквы отдельной строкой.

Критерии оценки рефератов:

- Актуальность темы

- Соответствие содержания теме

- Глубина проработки материала

- Правильность и полнота использования источников

- Соответствие оформления реферата стандартом.

Оценка «ОТЛИЧНО»:

1. Присутствие всех вышеперечисленных требований;

2.

Знание

учащимся

изложенного

в

реферате

материала,

умение

грамотно

и

аргументировано изложить суть проблемы;

3. Присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственная точка

зрения, аргументы и комментарии, выводы;

4. Умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы,

поставленные членами комиссии, по теме реферата;

5.

Умение

анализировать

фактический

материал

и

статистические

данные,

использованные при написании реферата;

6.

Наличие

качественно

выполненного

презентационного

материала

или

(и)

раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его

иллюстративным фоном.

14

Т.е. при защите реферата показать не только «знание - воспроизведение», но и

«знание -понимание», «знание - умение».

Оценка «ХОРОШО»

1. Мелкие замечания по оформлению реферата;

Незначительные трудности по одному из перечисленных выше 2.

требований.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»:

1. Тема реферата раскрыта недостаточно полно.

2. Неполный список литературы и источников.

3. Затруднения в изложении и аргументировании.

4. Нарушение требований к оформлению реферата.

3.5 Рекомендации по подготовке электронной презентации.

Создание материалов-презентаций - это вид самостоятельной работы обучающихся

по

созданию

наглядных

информационных

пособий,

выполненных

с

помощью

мультимедийной компьютерной программы PowerPoint

Этапы создания презентации:

- планирование презентации (выбор темы; определение аудитории;

определение цели);

-

подготовка

содержания

презентации

(структурно-семантический

анализ

темы

презентации; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации;

составление плана презентации на основе имеющихся источников;

написание

исходного

текста

для

презентации;

разделение

исходного

текста

на

порции – по кадрам (экранам, слайдам), определение их последовательности;

определение состава каждого кадра (экрана, слайда), включая изображения:

рисунок,

фото,

таблица,

диаграмма,

схема;

тексты:

заголовок

слайда,

перечень

вопросов, дефиниция, тезис, лозунг (слоган) и т. п.;. определение содержания устного

комментария к каждому слайду;

- техническая реализация презентации (использование возможностей программы

Power

Point

(или

иной

программы)

для

подготовки

мультимедийной

презентации;

использование мультимедийных эффектов;

- выбор дизайна презентации;

-

репетиция

презентации

(проверка

синхронности

устного

текста

и

демонстрируемых слайдов; обеспечение соответствия объема презентации отведенному

на нее времени, проверка соответствия презентации требованиям устного публичного

выступления).

15

В

ходе

создания

презентации

необходимо

руководствоваться

следующими

требованиями.

Правила шрифтового оформления:

1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

3. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины

шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

2. Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

3. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

4. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в

состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

2. Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).

3. Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

4. Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.

5.

Изображения

домашних

животных,

детей,

женщин

и

т.д.

являются

положительными образами.

6.

Крупные

объекты

в

составе

любой

композиции

портят

общее

впечатление.

Огромные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну

колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все

это придает дизайну непрофессиональный вид.

Критерии оценки

1. Соответствие содержания теме.

2. Правильная структурированность информации.

3. Наличие логической связи изложенной информации.

4. Эстетичность оформления и соответствие его теме, соответствие требованиям

оформления презентаций.

5. Работа представлена в срок.

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если презентация соответствует заданию;

тема глубоко проработана с использованием достаточного количества источников

информации; презентация содержит дополнительную информацию, не освещенную в

16

учебнике;

оформление

презентации

эстетично

и

соответствует

теме,

соответствие

требованиям оформления презентаций; эффекты анимации в презентации использованы

дозированно, не отвлекая и не раздражая слушателей.

Оценка «ХОРОШО» ставится, если выдержаны перечисленные выше критерии,

допущены незначительные нарушения в стилистике оформления, недочеты в структуре.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если тема презентации проработана

неглубоко с использованием одного источника информации;

нарушены требования оформления, структура проработана слабо.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники