Автор: Плужникова Кристина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад№193"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Иновационные формы работы с родителями
Раздел: дошкольное образование
«Онлайн-клуб как интерактивная
форма работы с родителями»
Семейные клубы – одна из современных интерактивных форм работы с роди
телями. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно
-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципа
х добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объеди
няет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребен
ку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Но как привлечь родителей?!
Жизнь современного человека состоит из бесконечной суеты и ежедневных с
трессов, которые связаны с перегруженностью на работе и гонкой за материа
льным благополучием из-за нехватки денег. Чрезмерная занятость родителей
в жизни детей рассматривается как одна из важнейших проблем современног
о общества.
В новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаим
одействия семьи и детского сада, которые создают условия для конструктивн
ого взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечивают открытос
ть работы детского сада для родителей.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим
прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят
во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъяв
ляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения,
внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене трад
иционных методов, а расширению их возможностей.
Наблюдая за тем, как многие родители не обращают внимание на информаци
ю, размещенную в информационных уголках, не находят достаточного колич
ества времени для общения с воспитателем, но вместе с тем являются активн
ыми пользователями Интернета, мы пришли к выводу, что можно и нужно ш
ире и активнее использовать Интернет-пространство в работе с семьями восп
итанников
Итак, появилась идея соединить две инновационные формы работы с семьёй:
«семейный клуб» и использование ИКТ – организовать онлайн-клуб
«Будущий первоклассник».
Преимущества такой формы взаимодействия с семьями дошкольников очеви
дны и заключаются в следующем:
• минимизация времени для доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотомате
риалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
На сайте ДОО. В разделе «Родителям» был создан онлайн-клуб «Будущий пе
рвоклассник»
Созданная группа позволит показать родителям, открытые мероприятия: пос
ещение учителями занятий, высказанные ими пожелания, мастер-
классы; видео лекции и видеоуроки; у них
будет возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т. е. родител
ь может не только знакомиться с информацией, но и общаться с педагогами г
руппы.
В заключение, хочется отметить, что, используя ИКТ в своей работе, мы отк
рываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, с ро
дителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных
технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитив
ными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а
самое главное эта работа доставляет нам удовольствие. С каждым днем все б
ольше педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными раз
работками информационных ресурсов и других средств ИКТ.
Использование средств мультимедиа (ИКТ) в организации деятельности с ро
дителями позволяет нам не только расширить воспитательные возможности т
радиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в обр
азовательно-воспитательном процессе.
В
связи
со
сложившейся
эпидемиологической
ситуацией
педагогам
приходится
искать
новые
удобные
и
безопасные
формы
работы
с
воспитанниками и их родителями. На данном этапе перед нами стоит задача
непрерывно
продолжать
развитие
детей,
для
этого
разрабатываются
всевозможные консультации, фото и видео материалы, которые служат
помощью для родителей в вопросах воспитания и обучения детей в семье. В
нашей группе активно используются социальные сети и мессенджеры, с
помощью которых я имею возможность общения с детьми и их родителями,
не выходя из дома.
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде
всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от
согласованности действий семьи и ДОО.
Не все родители были готовы сразу включиться в процесс общения такими
методами, но постепенно количество заинтересованных стало значительно
больше. Так же мной было обеспеченно взаимодействие родителей и
специалистов ДОО по реализации образовательной программы.
Еженедельно в соответствии с тематическим планированием подбираются
полезные статьи, ссылки, необходимые для родительского ознакомления. Так
же благодаря интернет информированию есть возможность
делиться
интересной и полезной информации для родителей, а также их детей:
рисунки, поделки, мастер-классы.
Данный
вид
взаимодействия
позволяет
без
визуального
контакта
проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы,
прислать задания для самостоятельной работы с ребенком, а также
познакомить их с играми.
Результатом дистанционного взаимодействия стало повышение уровня
воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало
развитию их творческой инициативы.
Онлайн-консультация как метод работы с родителями
Сегодня, мы живем в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой
является совмещение очного общения и взаимодействия и общения
виртуального, с использованием различных мобильных приложений и
социальных сетей.
Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении
консультаций или подготовке информации по различным вопросам,
связанным с воспитанием и развитием своих детей.
Чтобы разрешить это противоречие очень эффективно использование
виртуальных информационных площадок, таких как, мобильные
приложения (Вацап) и социальные сети (инстаграм, одноклассники,
facebook).
К преимуществам использования интерактивных площадок во
взаимодействии с семьей дошкольников,можно отнести:
1.возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио,
видео, фото;
2. возможность использовать индивидуальный подход к каждому
конкретному родителю;
3. возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с
родителями;
4. возможность быстро доводить информацию до родителей;
5. возможность вносить информационные изменения и дополнения;
6. оперативно получать обратную связь от родителей
7. проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.
Использование интерактивных форм общения и взаимодействия
с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.
Для работы с родителями наших детей я создала сообщество-группу в
вацапе. (вы можете познакомиться с ней в режиме онлайн) Мы
выкладываем там фотографии, информацию по темам недели, рекомендации,
советы специалистов. Также мы снимаем видеоотчёты о прошедших
мероприятиях.
Ещё одна форма работы с родителями особенно эффективно используется
нами в нравственно патриотическом воспитании – это онлайн консультации
при помощи платформы ZOOM. Ведь очень важно для нас это научить детей
ориентироваться в социуме, жить среди людей и, по возможности, помогать
им, воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества.
Для осуществления данных задач в нашей группе стало проведение
проектов.
Именно такая форма работы наиболее успешна для связи с родителями
воспитанников. Онлайн-трансляция может быть проведена в виде прямой
консультации по определённому вопросу или, как консультация-отчёт.
Онлайн-консультация способствует решению следующих задач проекта:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей,
2. Вовлечь родителей в процесс.
3. Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между
детским садом и семьей.
4. Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;
5. Познакомить родителей с проектной деятельностью и по режимными
моментами жизни ребенка в детском саду.
6. Гармонизировать детско-родительские отношения;
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости разработки и
внедрении системы онлайн-консультаций для активного
включения родителей в жизнь ДОО
Ведь это позволяет рассматривать работу с родителями как важное
условие успешной педагогической деятельности на современном этапе
модернизации системы образования.
Выступление
Тема: «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»
На ряду с традиционными формами работы (родительские собрания,
консультации, индивидуальные беседы), как показывает практика, накоплено
многообразие
нетрадиционных
форм
взаимодействия
с
семьями
воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с
родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше
узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя
обстановке, сближаются с педагогами. Они направлены на установление
неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к
детскому саду.
Досуговые формы в нашей группе взаимодействия используются для
установления эмоционального контакта между педагогами, родителями,
детьми. Формами их выражения служат совместные досуги, праздники,
участие родителей и детей в выставках.
В ООД «Художественно-эстетическое развитие», в течении года нами
организуются выставки совместного творчества детей и родителей. В
дальнейшем эти работы отправляются на различного уровня конкурсы. В
этом году работы были представлены на городской фестиваль «С любовью к
городу» выставка-конкурс «Природа- дом, где мы живём», конкурс поделок
«Мы друзья твои природа»,международный конкурс «Галерея Великой
победы».
Работа
ведётся
на
протяжении
всего
года.
Родители
с
удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали
традиционными и вызывают интерес детей, и желание родителей заниматься
со своими детьми творческой деятельностью.
Одним из самых любимых видов развлечения остаётся участие родителей в
праздниках. Это традиционные праздники и развлечения спортивного
характера – «Эстафеты», «День смеха» и др. Живое общение с мамой или
папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир
детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Наглядно-информационные
формы взаимодействия
с
родителями
выражается в нашей группе в виде информационных проспектов для
родителей. Ведётся такая форма работы через систему наглядной агитации. В
группе оформлены мини-центры «Информация для родителей», «Стенд
группы» и «Доска объявлений», где размещается вся нужная информация о
детском саде и группе, консультации, буклеты, памятки, папки-передвижки,
по вопросам оздоровления и воспитания детей, и другое. Буклеты: «Пожар –
это опасно», «Осторожно на дорогах», «Вакцина – это хорошо или плохо». В
группе в специальных папках имеется подборка методических рекомендаций
для родителей. По вопросам укрепления и сохранения здоровья детей
обновляются наглядные памятки и папки-передвижки. Оформлен мини-центр
«Советы доктора», где родители могут получить всю необходимую
информацию по вопросам оздоровления детей. Мы еженедельно обновляем
информационные стенды для родителей.
Целенаправленно ведётся работа с родителями по подготовке детей к школе.
Мы провели экскурсии в школу и школьную библиотеку. Проводятся
индивидуальные беседы, проводилось родительское собрание совместно с
психологом
детского
сада,
систематически
обновляется
наглядная
информация. «Интеллектуальная готовность ребёнка к школе», «Готов ли
ваш ребёнок к школе», «Дети учатся у взрослых». Доброжелательное и
трепетное отношение родителей в подготовке к выпускному в детском саду.
Мною организован танец пап с дочками. Разработала сценарий по
предложенной тематике родительским комитетом в ретро стиле.
Тесное взаимодействие родительского комитета с нами в работе с
родителями, помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения.
С целью мотивации на дальнейшее плодотворное взаимодействие наиболее
активных родителей по итогам года, на родительском собрании вручаются
благодарственные письма.
Рекомендации:
Позитивный настрой является прочным фундаментом на котором строиться
вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями
ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к
детскому саду в целом.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями должен чувствовать
ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь пригодится человеческое и
педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе
подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.
Таким образом, использование разнообразных форм и направлений работы с
семьями воспитанников в нашей группе дало положительные результаты.
1.
Воспитанники нашей группы - постоянные участники и призёры
различных конкурсов, фестивалей, выставок, олимпиад и викторин.
2.
Многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и
незаменимыми помощниками воспитателям.
3.
Отсутствие травм.
4.
Стабильный уровень посещаемости.
Помните! Любое мероприятие, даже самое небольшое по работе с
родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить.