Напоминание

"МИР ТКАНЕЙ"


Автор: Колосова Светлана Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 16"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Проект
Тема: "МИР ТКАНЕЙ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад № 16»

Проект

«МИР ТКАНЕЙ»

Подготовил воспитатель

I

кв. категории

:

Колосова С.В.

город Ярославль 2022 год

Актуальность проблемы.

Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало

задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами

обладает предмет? И т. д.» И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к

тому, с чем они соприкасаются каждый день?

Создание проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и

какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам

одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных

ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его

важность в жизни каждого человека.

Цель.

Познакомить детей с разными видами тканей. Научить различать на ощупь и по

внешним признакам. Пополнить словарный запас детей.

Задачи.

Обобщить знания о натуральных видах ткани, об их происхождении.

Расширять представления детей об окружающем мире, развивать мотивацию к

познавательной деятельности.

Активизировать речь, расширять словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любовь к труду, интерес к

чтению художественной литературы.

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в условиях семьи и

детского сада.

Вид.

Познавательно-творческий.

Сроки реализации.

Краткосрочный.

Участники.

Воспитатель группы, дети группы 6-7 лет, родители.

Оборудование и материалы.

Образцы ткани (хлопковая, трикотажная, льняная, шёлковая, шерстяная и др.),

фотографии модельера, швеи.

Работа с родителями.

Информация о предстоящей деятельности.

Оформление выставки работ детей «Лоскутная фантазия».

Этапы реализации.

I подготовительный этап.

Формирование проблемы, цели, содержание проекта, определение продукта

проекта,

прогнозирование

результата;

набор

методической,

справочной,

энциклопедической и художественной литературы.

Ознакомительная консультация для родителей о проекте, деятельности всех

участников проекта.

II основной.

Реализация проекта.

III заключительный этап.

Подведение итогов проекта, оценка результата.

Продукт проекта.

2

Создание альбома «Коллекция тканей».

Выставка детских работ, выполненных в ходе проекта.

Ожидаемый результат.

По завершению проекта у детей расширились знания о тканях, одежде и их

назначении. Благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по

обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной

речи. У детей повысился интерес к образовательному процессу. В ходе проведения

опытно-экспериментальной деятельности дети приобрели навык рассуждать, видеть

закономерность, формировать выводы, делать новые открытия для себя, совместно

обсуждать, задавать вопросы друг другу. Активизировалась творческая инициатива

родителей и детей, укрепились детско – родительские отношения в процессе

творческой деятельности.

Используемая литература.

Веракса Н. Б., Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная

общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез,

2012.

• Гербова В. В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада. –

М. :1984.

• Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М. :

Прометей; Книголюб 2002.

• Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет – М. : Т. Ц. Сфера,2006.

• Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского

сада – СПб. : Издательский дом «Литера»,2009.

• Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:

картотека пальчиковых игр». – СПб: Каро,2010.

• Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПб. : Детство – Пресс,2010.

• Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста –

Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

• Комарова Т. С. Занятия по изо-деятельности в подготовительной группе детского

сада. Конспект занятий. – М. : Мозаика – синтез, 2012.

• Швайко Г. С. Занятия по изо-деятельности в детском саду: старшая группа – М. :

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2003.

• Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для

дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

• Кожохина С. К. Батик. Все о картинах на ткани; Академия Развития -, 2007. - 144

c.

• Эм Анна Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров; Харвест - Москва, 2010.

- 256 c.

3

План реализации проекта

Работа с детьми.

Познавательные беседы:

• «История возникновения ткани и предназначение».

• «Откуда к нам пришла одежда»

• «Ножницы, иголки – это не игрушки»

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства тканей».

Речевое развитие:

• составление описательного рассказа «Моя одежда»;

• отгадывание загадок об одежде;

• чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», К. Ушинский «Как

рубашка в поле выросла»; В. Осеева «Волшебная иголочка», русская-народная сказка

«Золотое веретено»; Г. Х Андерсон «Новое платье короля».

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин «Ткани», «Ателье».

Дидактические игры:

• «Одень куклу по погоде»;

• «Что нужно швее»;

• «Что за ткань».

Пальчиковая гимнастика «Не плачь куколка моя».

Продуктивная деятельность аппликация: «Лоскутная фантазия».

Работа с родителями.

Наглядная информация для родителей о проведении проекта.

Создание альбома «Коллекция тканей».

4

Приложение

Беседа «История возникновения ткани и её предназначение»

Педагог: первая одежда у древних людей была сделана ими из кожи животных.

Позже древний человек научился делать ткань из стебельков растений. Это растение

называли льном. Когда лён процветает, его подсушивают, затем обрабатывают,

расчесав его стебельки на волокна. Из волокон прядут льняные нити. Ткань изо льна

заменяла одежду из шкур. Жизнь человека изменялась. Он научился стричь овец, а из

их шерсти получать нити и вязать одежду. Затем человек изобрёл шелковую нить. Но

её прясть не надо – её прядет гусеница бабочки, которую назвали тутовым

шелкопрядом. Также человек узнал, что из растения – хлопок, тоже можно сделать

одежду хлопчатобумажную. Человек – творец. Так, он изобрёл ткацкий станок, с

помощью которого прядут нитки и ткут ткани. Ткани растительного происхождения:

лён, хлопок, сукно, пряжа. Ткани животного происхождения: шёлк, шерсть.

Физкультминутка:

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем.

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на верёвках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Работа с тканью (определение её вида и назначения).

- Какая бывает ткань? (хлопковая, трикотаж, льняная, шёлковая и пр.).

Педагог

раздаёт детям образцы шерстяной ткани и нитей.

- Откуда берётся шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животных. Какие

животные дают шерсть? (овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) В

определённое время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть

отращивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчёсывают,

прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.

- Какова на ощупь шерстяная ткань? (плотная, толстая, пушистая, тёплая).

Педагог

раздаёт детям образцы хлопковой ткани.

- Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение – хлопок.

Хлопок растёт только в жарких странах, любит тепло, воду. Плод хлопка похож на

коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок,

потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчёсывают щётками. Вата –

это и есть специально очищенный хлопок.

Педагог раздаёт детям вату.

- Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на

прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.

5

- Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна,

шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть

косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной

тканях.

Педагог организует рассматривание одежды детей в которую они одеты: на ком

трикотажная, а на ком хлопковая одежда.

Педагог раздаёт детям образцы шёлка.

- Шёлк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри

специально предназначенного для этого кокона. Она плетёт этот кокон из шёлковой

нити, которую вырабатывают её железы. Эта нить и есть натуральный шёлк-сырец.

Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на

специальных станках. Так получают тончайшую шёлковую нить.

- Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди

придумали и искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства

ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже

сшиты из синтетических материалов.

- Кто работает с тканью? Швея (портниха) – работница по шитью чего-либо.

Скорняк – мастер, занимающийся производством меховых изделий, выделкой мехов.

Сапожник. Модельер. Дизайнер одежды. Дизайнер по шторам.

- Что делают из ткани? (одежду, головные уборы, обувь, шторы, постельное бельё,

обивку для диванов, кресел и пр.)

Педагог предлагает детям осмотреть групповые помещения и найти разные виды тканей.

6

Беседа «Откуда к нам пришла одежда»

Педагог: ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К. И.

Чуковского «Мойдодыр».

- Что случилось с героем этой сказки? Правильно, от него убежала вся одежда,

игрушки и мебель.

- А вы помните, почему это произошло? Да. Мальчик Коля не ухаживал за своими

вещами, не стирал, не чистил их.

Как вы думаете. Достойна ли одежда уважительного к себе отношения? (Ответы

детей).

А вы знаете, когда появилась одежда на земле и как она выглядела? (Ответы детей)

Что бы защитить свое тело от холода и дождя, древний человек покрывал его

шкурами животных, листьями растений. Позже человек начал обертывать свое тело

специально вытканным куском ткани, прямоугольной или овальной формы. Он

укреплялся на фигуре при помощи булавок. Такая одежда уже не только защищала, но

и

украшала

человека.

Вскоре

человек

научился

изготавливать

одежду

из

прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже одежду стали кроить по

форме фигуры человека. Портные научились делать одежду с рукавами, воротниками,

карманами. Разделили одежду на лиф и юбку, так появился новый вид женского

костюма, в котором еще больше подчеркивалась фигура человека. Сейчас художники-

модельеры придумывают одежду, в которой удобно ходить на работу, в походы, на

праздник, заниматься спортом, в разное время года и в разную погоду. (Рассказ

воспитателя сопровождается показом иллюстраций одежды в различные исторические

периоды)

-А удобна была ли одежда из шкуры животного? Почему? (плохо держится,

намокает, долго сохнет)

- Позавидовал бы нам первобытный человек? Ведь сколько сейчас одежды на любой

вкус! (Это платья, майки, рубашки, шорты, брюки, кофты…ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы

разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д. воспитатель

раздает картинки с изображением одежды из листьев, из шкур животных, из ткани.

(Дети работают группами по 4 человека.)

А вы знаете, как называется профессия человека, который кроит одежду (Портной)

- А кто нам шьет одежду? (Швея)

- Из чего шьют одежду? (Ткань)

-Ребята, кто из вас знает, с помощью каких инструментов делают одежду? Ответы

детей: с помощью нитки, с помощью иголки, ножниц, пуговиц и украшений.

Физкультминутка.

А сейчас мы с вами встанем в круг и представим, что мы шьём платье. Я буду

показывать, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель и дети образуют круг и идут, произносят:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так…

Педагог показывает действия: вдеваем нитку в иголку, режем ножницами, шьём, пришиваем

пуговицу, а дети повторяют и называют его действие.

- Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.

Игра «Что лишнее?»

7

Педагог: Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов, три из которых

- это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним нельзя. Вы

должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.

Педагог раздает карточки:

- ножницы, нитки, молоток, пуговица.

- иголка, ножницы, стул, нитки.

- пуговица, нитки, стол, иголка.

- нитка, иголка, шкаф, ножницы.

Итог: что интересного вы узнали сегодня об одежде? Из чего была сделана самая

первая одежда? Могут ли люди обходиться без одежды?

8

Беседа: "Ножницы, катушки - это не игрушки!"

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящается правилам

безопасности. Мы с вами пользуемся различными инструментами. Эти инструменты

называются инструменты для рукоделия. Эти инструменты есть в каждом доме.

Давайте перечислим: ножницы, иголка, шило, спицы, булавки, вязальные крючки,

кнопки. При неправильном их использовании можно причинить вред своему

здоровью. И, чтобы этого не случилось, мы с вами сейчас изучим, а какие - то

повторим, правила безопасности.

Где вы храните эти предметы? Обычно они лежат в специальной коробочке для

шитья, в сундучке или шкатулке.

Вот волшебный сундучок!

В сундучке живет крючок,

Ножницы, иголки,

Лоскутки из шелка.

Есть и шерсти клубок,

Он похож на колобок,

Есть булавки, спицы —

Все нам пригодится!

Поговорим о правилах работы. Начнем с иголки. Иголка — очень тонкий

металлический стержень с отверстием для нитки. Это отверстие называют ушком.

Иголка поможет портнихе сшить платье, юбку, блузку, пришить пуговицы, зашить

одежду, если она разорвалась. Иголкой можно вышить красивую картину крестиком

или бисером.

Острая и колкая

Иголка-мастерица.

Платьице из шелка

Сошьет она сестрице.

С иголкой нужно обращаться внимательно и осторожно. Во время работы мы

обязательно

должны

иметь

игольницу.

Ею

может

служить

самостоятельно

выполненная мягкая подушечка, куда иголка втыкается. После того, как вы закончили

шитье, иголку сейчас же убирают в шкатулку. Иногда иголки хранят в узких

стаканчиках-игольницах. Иголки нельзя втыкать в ковер на стене, нельзя шить, сидя за

обеденным столом или на диване. Иголки опасно терять или оставлять где попало.

Почему? Ведь потерянная иголка может в любой момент вонзиться в руку, ногу, на

нее можно сесть. Если это случилось, то жди беды. Иногда извлекать иголку

приходится хирургам.

Если нужно отрезать кусок ткани или бумаги, мы пользуемся... Отгадайте загадку?

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

У ножниц два кольца, куда мы вставляем пальцы, и заостренные лезвия. Ими можно

порезаться, поцарапаться или попасть в глаз. Какие правила нужно соблюдать при

работе? Запомните, что с ножницами нельзя играть. Вырезая, держите левую руку

подальше от правой, чтобы не порезать пальцы. Если вы передаете кому-то ножницы,

то возьмите их за сомкнутые лезвия кольцами вперед, чтобы не поранить того, кому

вы их передаете. Мелкие вещицы (катушки, пуговицы, крючки, кнопки, наперстки,

булавки) нельзя разбрасывать по обеденному столу. Они могут незаметно попасть в

пищу. Лучше шить за специальным столиком. Принадлежности для рукоделия — не

9

игрушки. Это нужные и полезные предметы домашнего обихода. Относиться к ним

следует бережно и внимательно.

Мы не детские игрушки!

Нет, мы швейные катушки.

На нас нитки намотали,

Чтобы мы потолще стали.

Загадки

Она без нитки шить не может,

Но катушка ей поможет.

Нитку даст катушка,

Вденем нитку в ушко. (Иголка.)

Режем мы бумагу, ткани.

Кто мы? Догадайтесь сами. (Ножницы.)

Сказка «Хороший совет»

Давным-давно

в

одном

небольшом

городке

жила

искусная

Мастерица-

рукодельница. Она умела не только хорошо вязать спицами и крючком, но и вышивать

красивые узоры на салфетках, полотенцах и скатертях. С каждым днем заказов у

рукодельницы становилось все больше, вот и решила она обучить свою племянницу

Марию всему, что умела сама, чтобы та стала ей хорошей помощницей.

Девочка оказалась смышленой и трудолюбивой и скоро научилась ловко

управляться с иголкой, спицами и крючком.

Однажды Мастерица уложила в корзинку готовые заказы и ушла в город, а Мария

осталась дома одна. Она тотчас достала резную деревянную шкатулку, в которой

хранились нитки, иголки, наперсток и ножницы, и принялась вышивать салфетку.

Эту красивую салфетку с бахромой Мария хотела подарить тете на именины.

Девочка старательно вышивала на салфетке букетик фиалок.

Лучи солнца скользили по обеденному столу, за которым сидела Мария. За окном

звонко чирикали воробьи, а в открытую форточку влетал ветерок, пахнущий талым

снегом и капелью.

Девочка на минутку отложила рукоделье, зажмурила глаза и не заметила, как

задремала. Сквозь сон ей почудилось, будто она слышит чей-то тихий разговор, такой

тихий, словно журчание ручейка. Это разговаривали между собой иголки, булавки,

пуговицы, ножницы и прочие портновские принадлежности.

— Ах,

какой

чудесный

денек!

пропела

Булавка

с

золотой

головкой.

— Обратите внимание, как мы блестим и переливаемся под солнечными лучами! —

воскликнула

маленькая

перламутровая

пуговица.

Да, да! Вы правы! Мы очень похорошели! — согласились Ножницы.

— Здесь просторно и светло. Обеденный стол такой большой! Не то что тот столик, за

которым

всегда

работает

Мастерица,

сказала

вязальная

Спица.

— Нам надоело лежать в шкатулке, давайте останемся здесь! — дружно закричали

иголки.

— Не могу понять, почему Мастерица всегда прячет нас в шкатулку и не дает нам

пожить

на

воле?

тоненьким

голоском

пропищал

маленький

Крючок.

— Давайте спросим совета у дядюшки Наперстка, ведь он давно живет в доме

рукодельницы,

предложила

Катушка.

— Дядюшка Наперсток, — обратилась к Наперстку бойкая Иголочка. — Не знаете ли

10

вы,

почему

Мастерица

всегда

после

работы

убирает

нас

в

шкатулку?

— Знаю, как не знать, — важно ответил Наперсток. — Я живу в доме Мастерицы

много лет и помню, что к порядку и аккуратности ее с самого детства приучала

бабушка. Она говорила, что иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы — опасные

предметы! Их нельзя бросать, где попало, а следует убирать в специальную шкатулку.

Вот эту деревянную шкатулку бабушка подарила Мастерице на день рождения, когда

той исполнилось всего лишь шесть лет.

Слова дядюшки Наперстка обидели всех. Иголки, булавки, спицы, крючки и

ножницы возмущенно зашумели:

— Какие же мы опасные? Мы очень даже полезные и нужные предметы! Без нас

нельзя ни пуговицу пришить, ни дырку заштопать. Кто же поможет людям сшить

платье

или

рубашку,

связать

носки?

— И мы нужны! И мы нужны! — хором пропищали пуговицы, петельки и крючки.

— Спору нет, — согласился дядюшка Наперсток. — Все вы, друзья, нужны и

полезны людям. Но согласитесь, что иголками, булавками, спицами можно больно

уколоться, а ножницами поранить пальцы. Чтобы этого не случилось, нас и убирают

после работы в шкатулку. Кроме того, Мастерица любит и бережет свои вещи. Она не

хочет,

чтобы

кто-то

из

нас

потерялся.

— Почему нельзя шить, сидя за обеденным столом? — поинтересовалась Булавка.

— Да потому, что за обеденным столом люди едят, а маленькие предметы могут

незаметно

попасть

в

пищу,

объяснил

умный

Наперсток.

— Понятно, — протянула Катушка. — Значит, Маша зря разбросала нас по столу.

В это время девочка зашевелилась я открыла глаза. Разговор тотчас смолк.

Машенька огляделась и увидела, что на столе в беспорядке лежат портновские

принадлежности, а на часах — время обеда, значит, скоро из города должна вернуться

Мастерица.

«Какой удивительный сон мне приснился», — подумала девочка.

Она аккуратно все сложила в шкатулку, поставила ее на столик для шитья и стала

поджидать возвращения тети.

Вопросы к сказке:

Что научилась делать племянница Мастерицы Мария?

Какой подарок Маша хотела приготовить для Мастерицы?

Чей разговор девочка услышала во сне?

Чем были недовольны иголки, Спица и Крючок?

О чем портновские принадлежности спросили дядюшку Наперстка?

Что ответил им Наперсток?

Что сделала Маша, когда проснулась?

Всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?

Почему нельзя шить на диване или за обеденным столом?

11

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства тканей»

Материалы: бумага, разные кусочки ткани (хлопок, джинсовая ткань, ситец и др.),

тарелочки с водой, ножницы, клей, тазик с мылом и водой для стирки, лупа.

Опыт 1.

Дети пытаются склеить 2 куска ткани, разорвать (хлопковую и джинсовую ткань),

постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять (хлопковую и джинсовую

ткань).

Вывод: основные свойства ткани – она склеивается, сшивается, стирается, режется,

рвётся, мнётся.

Опыт 2.

Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает

воду, а какая не впитывает (рассматривается хлопковая и джинсовая ткань).

Опыт 3.

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и

делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у

непромокаемой.

Опыт 4.

Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребёнка держат бумагу (ткань) за

разные концы, третий пытается порвать.

Вывод: бумага порвалась, ткань – нет. Ткань прочнее бумаги.

Опыт 5.

Дети берут 2 куска ткани (шёлк и джинсовая ткань) и дуют на них.

Вывод: джинсовая ткань тяжелее, чем шёлковая, её труднее сдвинуть с места.

Опыт 6.

Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль…) и режут их

ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).

12

Схема составления описательного рассказа «Моя одежда»

13

Загадки об одежде

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.

(Ответ: шуба)

Зубки почистили,

Умылись в ванной.

Спать будем ночью,

В любимой…

(Ответ: пижаме)

Её носят все: и зимою, и летом

На спорт и прогулку худышки, атлеты,

Студенты, рабочие, папы и мамы,

Детишки с пелёнок, солидные дамы.

Из хлопка она может быть или шёлка…

Назвали зачем-то одежду…

(Ответ: футболка)

Широка да тонка

Надувает бока,

Весь день на мне ездит,

Не слезая сидит,

А ночь придет –

Свернется и спит.

(Ответ: рубашка)

Есть отличная одежда,

Она модная, конечно:

Но не суй в штанины руки,

Потому что это…

(Ответ: брюки)

Праздник яркий в детсаду,

Я нарядная приду.

Рюши, бантики, воланы,

А на юбке два кармана.

Скажут гости, что на Кате

Удивительное … (Ответ: платье)

Летом бабушка вязала,

Чтоб я в холод надевала.

Очень бабушку люблю,

И подарок берегу.

(Ответ: свитер)

Как и на рубашке,

У меня кармашки.

Рукава и воротник,

Только капюшон пришит.

(Ответ: куртка)

Если модным хочешь быть,

Нужно часто их носить.

Голубые, синие,

Рваные и целые.

Бусы, стразы украшают,

Аппликаций нашивают.

Одевай быстрее всех,

Будешь ты иметь успех

(Ответ: джинсы)

Мама в садик на меня,

Одевает все подряд.

Шапку, варежки, пальто,

Вот укутала всего.

Не хватает только,

Чтоб укутать нос,

Укутать рот.

Чем же это повязать,

Жду ответ самих ребят.

(Ответ: шарф)

И ни брюки, ни штаны,

А летом всегда нужны.

(Ответ: шорты)

Чуть похолодает,

На футболку одевают.

(Ответ: кофта)

Если у футболки убрать рукава,

Стану…я тогда.

(Ответ: майкой)

Зонт и я-твои друзья,

От дождя меня надень,

И ходи хоть целый день.

(Ответ: Плащ)

Брюки или шорты,

Футболка или кофта.

Спортом заниматься,

Буду в этом ловко.

(Ответ: спортивный костюм)

На работу по утрам,

Папа одевается вот так:

Рубашка, брюки, галстук и…

(Ответ: пиджак)

14

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Ткани», «Ателье».

Материал: разные виды ткани, фурнитура, сантиметр, карандаш, бумага, журналы

мод, ножницы.

Место для игры:

например, поставить столы, стулья, полочки, в магазине

организовать кассу, детям раздать игрушечные деньги.

Вводная беседа:

- Что продают в магазине «Ткани?» (ткань, фурнитуру).

- А еще? (пуговицы, пайетки, аппликации, нитки, иголки и т.д.).

- Когда и зачем люди приходят в этот магазин? (когда хотят сшить себе что-то).

- Прежде чем купить ткань, вы должны решить, что вы хотите из неё сшить и

сколько ткани вам для этого потребуется, какого цвета. Также следует заранее

подобрать пуговицы и другие необходимые материалы. После покупки ткани можно

пойти в ателье.

Дети выбирают продавца, покупателей. Продавец организует прилавок в магазине.

Ателье «Напёрсток».

- Зачем люди приходят в ателье? (чтобы им сшили там одежду или починили её).

- В ателье можно сшить или починить одежду. Кто это будет делать в ателье? (швея,

портниха).

- Если вы не знаете, какой фасон, модель платья или брюк выбрать, швея может

предложить вам журналы мод, в которых есть различные варианты одежды. Вы

выбираете модель, портной снимает мерки и, используя выкройку, начинает шить.

- Выкройка – это рисунки деталей вашей будущей одежды на бумаге, используя

которые швея сошьёт вам то, что вы хотите. Также не забудьте прийти на примерку,

после которой швея подгонит окончательную одежду под вашу фигуру, и уже тогда

вы заберёте готовую работу.

Выбирают двух портных, остальные дети – посетители.

15

Дидактические игры

«Что за ткань».

На столе – несколько образцов тканей (хлопок, шерсть, шёлк и др.). Дети трогают

их и на ощупь пытаются определить материал.

«Что нужно швее?»

На столе – картинки с разными предметами. Команды стараются подобрать швее

нужные предметы (иголка, нитка, напёрсток, ткань, метр, и т.д.) Побеждает та

команда, которая сделает это быстрее.

«Одень куклу по погоде».

Детям предлагается кукла и различная одежда. Педагог называет время года и

погоду. Дети подбирают для куклы одежду, подходящую по сезону и назначению в

соответствии с заданием и объясняют свой выбор.

16

Пальчиковая гимнастика «Не плачь куколка моя»

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью, постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Поработали вдвоем,

А теперь мы отдохнем.

Имитация укачивания куклы. Загибание пальчиков. Имитация по описанию в

стихотворения.

Положить руки на колени.

Аппликация «Лоскутная фантазия»

17



В раздел образования