Напоминание

Мой педагогический опыт


Автор: Абаимова Наталья Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Лицей экономический №14"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Мой педагогический опыт
Раздел: среднее образование





Назад




Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка Общество 21 века в большей степени заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Поэтому актуальным становится такой стиль обучения, где ученик учится сам, а учитель управляет учебным процессом. Главная задача современной педагогики – преодолеть инертность мышления и выйти на качественно новый уровень построения системы образования и воспитания. В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. В свою очередь, иностранный язык обладает рядом особенностей,которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно: - межпредметностью – содержанием речи могут быть сведения из различных областей знаний; - многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи; полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний; ситуативность – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения. На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде. Слайд - Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери Действительно, владение иностранным языком и общение на нём делает нас неимоверно богатыми. Скажите, кому хотелось бы свободно общаться на другом языке? (вопрос залу)- Конечно, многим! Я чувствую себя очень счастливым человеком, когда общаюсь с людьми из разных стран посредством английского языка, и этим счастьем я могу делиться со своими учениками на уроках, обучая их английскому языку. Научить говорить на иностранном языке, согласитесь, задача сложная. Кто из присутствующих, изучавших или изучающих иностранный язык, может свободно заговорить на нём? Да, возможно вы знаете много слов, выучили грамматические конструкции, владеете теми или иными знаниями по предмету английского языка, но это ещё не значит, что вы на нём ГОВОРИТЕ! Для кого- то диалог или монолог на родном языке – это трудность, с которой сталкиваются и взрослые, и дети. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые
для этого технологии и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Слайд - «Педагогическая технология- более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.И. Махмут) При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт технология сотрудничества, которая выделяется в рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением, является одной из наиболее эффективных технологий в преподавании разных школьных дисциплин, так как позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Конечно, данная технология не является новой, но педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, поскольку её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Сотрудничество
—такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма. Можно выделить следующие
преимущества технологии сотрудничества:
- каждый ученик принимает непосредственное участие в создании «продукта»; - развивается рациональное логическое мышление; -ученик учится аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - каждый ученик осознает, что успех группы зависит от способности приобретать знания и применять в конкретных заданиях; - учащиеся овладевают коммуникативными умениями; - развивают чувство взаимопомощи; - ученики позитивно переживают процесс обучения.
Основная идея технологии сотрудничества
– создать условия для активной учебной деятельности в различных учебных ситуациях.
Цель
– развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка материалистического мировоззрения.
Методы работы
– совместная деятельность, поиск, сотрудничество учителя и ученика. Технология сотрудничества основана не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе - «делай как я».
Принципы:
- совместная учебная и познавательная деятельность; - взаимозависимость; - личная ответственность каждого ученика в группе за собственные успехи и успехи всей группы; - общая оценка работы всей группы. Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не состязательность в успехах. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит,
что каждый ученик учится в силу своих собственных возможностей и способностей. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место занимают отношения «учитель – ученик». Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами. Учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Задача учителя - помочь ученикам самостоятельно найти нужные знания из разных источников, научить учиться, уметь делать выводы, генерировать идеи, находить рациональные способы решения вопросов. Его роль больше не сводится к передаче информации и контролированию ее усвоения. Без сотрудничества учителя и ученика трудно добиться достойного результата в учебном процессе. Ведь урок – это совместное творчество. Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных вариантовобучениявсотрудничестве
.
Основныепринципы: а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку; б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы; в) оценивается работа всей группы; г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
Варианты обучения в сотрудничестве
:
Studentteamlearning

(STL,

обучениевкоманде).
Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам: а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для еедостижения. б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми. Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал
его Jigsaw («Ажурная пила»).
В педагогической практике
такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме. В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии
«Jigsaw-2» («Пила-2»),
который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая н а и б о л ь ш е е к о л и ч е с т в о б а л л о в , н а г р а ж д а л а с ь . Еще один вариант обучения в сотрудничестве –
learningtogether
(учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему. А теперь перейдём от теории к практике. При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам. Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве. Основной принцип технологии сотрудничества - берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для
коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Как правило, я сама выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки. Но следует отметить, что учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами. Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания: грамматического характера, -задания на проверку домашнего задания, - работу над текстом для чтения, -совместную работу по проекту, -по отработке орфографических навыков, -работу над лексикой. В своей практике мы чаще всего используем данную технологию в работе над чтением текста. Просто читать и переводить большой текст, отвечать на вопросы к нему для уч-ся скучно и неинтересно. Не все уч-ся будут работать с удовольствием. Технология сотрудничества помогает решить эту проблему. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций Формы учебно-воспитательной работы с использованием технологии сотрудничества: - традиционные уроки. - уроки-конкурсы.
- уроки –презентации проектов. - уроки-диспуты. -пресс-конференции - уроки-дискуссии - ролевые игры После подобных уроков, на этапе рефлексии, из собственного опыта могу сказать, что ни один ребёнок не остаётся в стороне, ни один не скажет, что ничего не сделал за урок, наоборот все делятся результатами проделанной работы с гордостью, так как смогли сделать пусть и маленький вклад в общее дело. Не секрет, что большой успех начинается с тысячи маленьких!!! Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнение заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами.


В раздел образования