Авторы: Рязанова Анна Валерьевна, Шашерина Ирина Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 128"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ-технологии
Тема: " Кто такие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования мэрии города Череповца
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 128»
Конкурс педагогического мастерства
«Уроки природы»
Конспект занятия по познавательному развитию
В средней группе
«Кто такие птицы»
с использованием ИКТ-технологии
Выполнили:
Рязанова Анна Валерьевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 128»;
Шашерина Ирина Александровна,
воспитатель МАДОУ « Детский сад № 128».
г. Череповец
декабрь, 2021 г.
1
Пояснительная записка к конспекту.
Тема: «Кто такие птицы» (с использованием ИКТ-технологии).
Раздел программы: образовательная область «Познавательное развитие»
Место занятия в системе занятий:
ОО «Познавательное развитие» - апрель, занятие № 1, тема: «Что мы знаем о
птицах»
Тип занятия: закрепление раннее приобретённых знаний.
Возраст учащихся: 4-5 года
Продолжительность занятия: 20 мин
Цель: расширить знания детей о птицах
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.
2. Знакомить детей с птицами, их характерными особенностями (поют, кричат,
прыгают, летают).
3. Обогащать представления детей об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать речь, внимание, воображение.
2. Способствовать развитию произношения, интонационной выразительности
речи.
3. Продолжать развивать ритмичность движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе
2. Поддерживать стремление заботиться о пернатых друзьях.
3. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой.
4. Закреплять стремление совершать хорошие поступки.
Интеграция с другими образовательными областями :
«Познавательное развитие»
1. Формирование представления о свойствах предметов, изготовленных из
различных материалов;
2. Установление причинно-следственных связей между свойствами и формой
предметов.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Формирование умения соблюдать безопасное поведение во время игровой
деятельности;
2. Совершенствование коммуникативных навыков через общение между детьми
и взрослым.
«Физическое развитие. Здоровье»
1. Совершенствовать двигательную активность детей.
2. Способствовать сохранению и укреплению физического и психологического
здоровья детей через динамическую паузу.
Педагогические
технологии:
ИКТ-технологии,
игровые
технологии,
технология безопасного поведения, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: мольберт, проектор, запись с голосами птиц.
Материалы
и
инструменты:
иллюстрации
птиц,
игрушка
«Лунтик»,
дидактическая игра «Четвертый лишний», шапочки птиц.
2
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний.
2. Кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать,
уступать, брать на себя инициативу.
Личностные универсальные учебные действия:
1. Создание
проблемных
ситуаций,
активизация
творческого
отношения
учащихся к учебе.
2. Формирование мотивации и рефлексивного отношения учащегося или
воспитанника к обучению.
3. Организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества.
4. Положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий
обучаемого ребёнка через адекватную систему оценивания педагогом системы его
знаний.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Способность
принимать,
сохранять
цели
и
следовать
им
в
учебной
деятельности.
2. Умение действовать по плану.
3. Действовать по образцу и заданному правилу.
4. Видеть указанную ошибку и исправлять ее.
Предметные результаты: разучивание новых слов
Предварительная работа: беседы и наблюдения за изменениями в живой и
неживой природе в весенний период, беседа «Правильное поведение в природе»,
просмотр мультимедийной презентации «Будь природе другом», беседы о лесе,
птицах, животных леса, рассматривание наглядно – дидактических пособий «Птицы»,
«Дикие животные», дидактические игры и упражнения по теме «Птицы», «Лесные
звери», отгадывание загадок, разучивание песенок, музыкальных игр с движениями.
.
3
Конспект занятия.
Этапы
занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Примечания
Вводная часть
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Взяться за руки и
посмотреть друг на
друга с улыбкой.
Дети садятся на
стульчики.
Ребята, я вам сейчас загадаю
загадку, а вы мне скажите о каком
времени года в ней говорится:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса значит,
К нам пришла …
Весна.
Воспитатель
загадывает
детям загадку о
весне
Правильно, весна. Как вы это
поняли? Какие признаки весны вы
знаете?
Пригревает солнце,
день становится
длиннее ночи, снег
становится грязным,
рыхлым, начинает
таять, капают
сосульки, из теплых
стран возвращаются
птицы…
Вы всё правильно сказали, молодцы!
Сегодня я хочу с вами поговорить об
одном из главном признаке весны -
птицах.
Раздается стук
в дверь.
Ребята, слышите, к нам кто-то
стучится, давайте посмотрим, кто
же к нам пришёл.
Дети здороваются с
Лунтиком.
В гости к
ребятам
приходит
Лунтик,
здоровается.
Лунтик: ребята, меня попросили
передать вам этот домик, но я не
знаю для кого он.
Ребята, вы знаете ,что принёс нам
Лунтик?
Да.Скворечник.
Лунтик принес
скворечник.
Лунтик, это скворечник, домик для
птиц.
Лунтик: Птицы? А что это такое?
4
Ну раз ты не знаешь ничего о
птицах, мы с детьми тебе о них
расскажем, правда, ребята?
Да.
Различаемся мы цветом, встретишь
нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем, будем в
небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и
ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? Назовите.
Птицы.
Воспитатель
загадывает
загадку.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Весна
Воспитатель
загадывает
детям загадку о
весне
Основная часть
Ребята
вы
уже
знаете,
что птицы делятся не зимующих и
перелетных,
летающих
и
не
летающих,
дикие
и
домашние.
Почему
их
так
разделяют
(зимующие
–
зимуют
с
нами,
перелетные – улетают в теплые края,
дикие – живут в природе, домашние
с человеком.)
Лунтик,
внешний
вид птиц бывает
очень
разнообразным, они различаются по
размерам,
по
окраске
оперенья.
Давайте рассмотрим наших птиц.
Ребята,
смотрим
на
экран
и
внимательно слушаем.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей! Я бывалый ….
Воробей.
Воспитатель
показывает на
проекторе
видео про птиц
(загадка-
изображение
птицы)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-
ар!»
Ворона.
Воспитатель
показывает на
проекторе
(загадка-
изображение
птицы)
5
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
Голубь.
Воспитатель
показывает на
проекторе
(загадка-
изображение
птицы)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам …
Грачи.
Воспитатель
показывает на
проекторе
(загадка-
изображение
птицы)
Кто в лесу деревья лечит:
Постучит — им сразу легче?
Дятел.
Воспитатель
показывает на
проекторе
(загадка-
изображение
птицы)
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь
– До чего красив …
Снегирь.
Воспитатель
показывает на
проекторе
(загадка-
изображение
птицы)
Слайд 9
Тихо! Слышите?
"Ку-ку" Раздаётся наверху.
Кто живёт там на опушке?
Это умница ...
Кукушка.
Воспитатель
показывает на
проекторе
(загадка-
изображение
птицы)
Слайд 10
Ребята, а сейчас поиграем с нашими пальчиками.
Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих
руках
Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на
правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на
левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Пальчиковая
гимнастика:
Десять птичек
стайка.
Слайд 11
6
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы
в виде когтей
Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как
крылышками, соединяем руки над головой- крыша
Скажите, дети, можно жить без птиц
на свете?
Нет, нельзя!
Ребята давайте подумаем, что
произойдет, если у нас не
будет птиц?
Будет много
насекомых, и они
поедят весь наш
урожай, прогрызут
кору деревьев и
тогда деревья могут
засохнуть. Скучно
будет без птиц. Не
бедет птичьих
песен.
Да, ребята, вы правы. Лунтик, а
хочешь послушать, как поют птицы?
Лунтик: да, очень хочу.
Тогда я предлагаю тебе вместе с
ребятами отправиться в парк, а
заодно повесим скворечник. Ну что,
согласны?
Да!
Лунтик кивает
головой и
радуется.
Но прежде чем мы отправимся в
парк, давайте вспомним правила
поведения на природе.
Дети
вспоминают
правила.
Одно из главных, первых правил
нашей прогулки является, что дети
без взрослого не ходят на прогулку.
Мы выполнили это правило?
Да.
Показ слайда
«На прогулку
ходим со
взрослыми»
СЛАЙД 12
С кем мы отправились на прогулку?
С воспитателем.
На прогулку ходим
со взрослыми.
Проговаривают
хором
Ребята, в парке красиво и тихо,
должны мы эту красоту беречь?
Можно ли громко разговаривать в
лесу, можно ли шуметь в лесу?
Нет.
Показ слайда
«Не шумите в
лесу»
СЛАЙД 13
Молодцы. Это наше второе правило,
давайте вместе повторим его.
«Не
шумите в лесу»
Не шумите в лесу.
Проговаривают
хором
Мы
должны беречь
деревья,
не
Да.
Показ слайда
7
ломать ветки деревьев, не вырубать
лес?
«Не ломай
ветки
деревьев»
СЛАЙД 14
Следующее
правило
«Не
ломай
ветки
деревьев».
Давайте
вместе
повторим его.
Не ломай ветки
деревьев.
Проговаривают
хором
Ребята, а можно пугать и забирать
животных из леса домой?
Нельзя. Они живут
в лесу.
Показ слайда
«Не пугайте и
не забирайте
животных
домой»
СЛАЙД 15
Молодцы ребята! Последнее наше
правило звучит так: «Не пугайте и
не
забирайте
животных
домой».
Давайте вместе повторим его.
Не пугайте и не
забирайте животных
домой.
Проговаривают
хором
Правила
повторили,
можно
отправляться в путь.
« Динамическая пауза.»
Ра з – два – три – четыре – пять –
В парк отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
(Ходьба "змейкой”).
Может разных птичек там найдем.( Взмахи руками)
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на
носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Дети строятся
друг за другом,
идут по кругу
под музыку.
Движения по
музыку.
Вот мы и оказались в парке. Давайте
повесим наш скворечник на дерево.
На ватмане
нарисовано
дерево,
прикрепляют
скворечник.
Посмотрите какая красота, давайте
сядем, закроем глазки и послушаем
как поют птички.
Аудиозапись
голосов птиц.
Каких птиц вы услышали?
Ответы детей.
Лунтик: Смотрите, смотрите в наш
скворечник птичка прилетела!!!!!!
Какая она красивая!!!!!
На дереве
рядом со
скворечником
сидит белка.
СЛАЙД 16
Ну, что ты, Лунтик, это же не птица.
Белка.
8
Кто это, ребята?
Теперь ты понимаешь, что они
совсем разные. А теперь давайте
немного поиграем. Я проверю
внимательные вы, или нет.
Д. и « Чем
отличаются
птицы от
животных»
Давайте поможем Лунтику
разобраться. Ребята, посмотрите
внимательно на птичек и скажите,
чем они все похожи?
- У всех птиц есть
две лапки. (модель)
- Тело покрыто
перьями. (модель)
- Крылья. (модель)
- Голова и
туловище. (модель)
- Клюв. (модель)
- Хвост. (модель)
С
помощью
моделей дети
выделяют
характерные
признаки птиц.
Дети вместе с
воспитателями
составляют
схему
сравнения.
Лунтик, ты согласен? А
теперь, давайте посмотрим, чем
птицы отличаются от животных?
- Лапы у них совсем
другие, и их всего
две, а не четыре.
- Вместо носа –
клюв.
- Вместо лап –
крылья.
- Вместо шерсти –
перья.
- И хвост другой –
веером.
Дети вместе с
воспитателями
составляют
схему
сравнения
(продолжение).
Ребята, посмотрите на экран. Кто
лишний?
Ответы детей.
Д. И
«Четвёртый
лишний» с
использованием
ИКТ
СЛАЙД 17
Молодцы, справились с заданием.
Ребята, вы хотели бы стать
птичками?
Да, хотим.
Для этого вам нужно разойтись по
группе, найти волшебные шапочки,
одеть их и произнести волшебные
слова.
Раз, два, три, На одной ножке
повернись, И быстро в птичку
превратись! Прилетели птички,
Птички невелички.
Крылышками машут, Весело
9
пляшут.
Зернышки клюют, Чик – чирик
поют.
Подвижная игра «Птичья столовая»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели. (Дети в маске синиц, прилетают
в кормушку)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири. (Дети в маске снегирей, прилетают в
кормушку)
три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду. (Дети в маске ворон, прилетают
в кормушку)
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев. (Дети в маске воробьев,
прилетают в кормушку)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей. (Дети в маске голубей,
прилетают в кормушку)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок. (Дети в маске сорок, прилетают в
кормушку)
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец. (Дети в маске скворцов,
прилетают в кормушку)
Вот и песенке конец.
Корм разложен
в тарелочках
на столе.
Воспитатель
читает
стихотворение.
По сюжету
стихотворения
дети в масках
птиц
прилетают
в столовую.
Ребята, мы показали Лунтику птиц,
послушали как они поют, поиграли и
настала пора возвращаться в детский
сад.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть- не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
Дети выполняют
движения по тексту.
Лунтик: Спасибо вам, ребята, за
интересное путешествие в парк, я
теперь птиц ни с кем не перепутаю.
Но мне пора возвращаться к себе
домой, я буду очень скучать по вам
и по птичкам.
Лунтик
прощается с
ребятами.
Лунтик, это тебе спасибо за
Да.
10
скворечник. И мы тебя без подарка
не отпустим. Ребята, давайте
подарим Лунтику птичек, чтобы они
его радовали, вы согласны?
Техника оригами «Птицы»
Заключительная часть
Лунтик
благодарит
детей, уходит.
Ребята, где мы были?
В парке.
Кого мы в парке встретили??
Ответы детей:
Птиц (ворону,
воробья, голубя,
грача, дятла,
кукушку), белку.
Ответы детей,
если
затрудняются,
помочь.
Вам понравилось?
Ответы детей.
Что вам запомнилось больше всего
Ответы детей
11