Автор: Чернышев Виталий Сергеевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: «Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫ СПОСОБНОСТЕЙ
Раздел: среднее образование
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫ СПОСОБНОСТЕЙ
Выполнил –
Преподаватель
Чернышев Виталий Сергеевич
Тверь – 2022
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1. Скоростные способности, их виды и факторы, влияющие на их
развитие……………………………………………………………...
4
2. Задачи развития скоростных способностей……………………….
6
3. Методика развития скоростных способностей…………………...
7
4. Средства развития скоростных способностей…………………….
8
5. Способы измерения уровня скоростных способностей………….
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
11
3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания,
является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих
человеку.
Физическими
качествами
принято
называть
врожденные
морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая
активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной
двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят силу,
быстроту, выносливость, ловкость.
Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия
партнера или
соперника, в
профессиональной
деятельности и
спорте
наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных
действий - перемещений, изменений положения тела.
Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности,
непрерывная
предельная
продолжительность
которой,
даже
у
высококвалифицированных
спортсменов, не
превышает 20-25
секунд.
Естественно, что у менее тренированных людей эти возможности гораздо
меньше.
Цель – рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных
способностей.
4
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ИХ ВИДЫ И ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ
Скоростные способности -
это комплекс функциональных свойств
человека,
обеспечивающих выполнение
двигательных
действий
в
минимальный для данных условий отрезок времени [1].
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных
способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных
способностей:
1)
способность к быстрому реагированию на сигнал;
2)
способность к выполнению одиночных локальных движений с
максимальной скоростью;
3)
способность к быстрому началу движения (то, что в практике
иногда называют резкостью);
4)
способность к выполнению движений в максимальном темпе.
К комплексным формам проявления скоростных способностей
относятся:
- способность быстро набирать скорость на старте до максимально
возможной (стартовые скоростные способности) -
стартовый разгон в
спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в
футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;
- способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости
(дистанционные скоростные способности) -
в беге, плавании и
других
циклических локомоциях;
- способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого
ряда факторов:
состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного
аппарата человека;
морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции
(т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
силы мышц;
способности мышц
быстро
переходить из
напряженного
состояния в расслабленное;
энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло та
- АТФ и креатинфосфат - КТФ);
амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
способности к координации движений при скоростной работе;
биологического ритма жизнедеятельности организма;
возраста и пола;
скоростных природных способностей человека [2].
На проявление скоростных способностей также влияет и температура
внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при
температуре +20-22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6-9%
[3].
5
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит о скорости
протекания следующих пяти фаз:
1)
возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом,
тактильном и др.) участвующем в восприятии сигнала;
2)
передачи возбуждения в ЦНС;
3)
перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и
формирования эфферентного сигнала;
4)
проведения эфферентного сигнала от ЦНС к мышце;
5)
возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях,
влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из
фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень
включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и
их синхронная работа.
Наиболее благоприятными периодами для
развития скоростных
способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11
лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты
продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает
стабилизация результатов в
показателях быстроты простой реакции и
максимальной частоты движений. Целенаправленные
воздействия или
занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на
развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют
преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до
25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей
невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать
девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий
(бег, плавание и т.д.) [4].
Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень
быстро выполнять одни движения и сравнительно
медленнее
-
другие,
обладать хорошим стартовым ускорением и
невысокой дистанционной
скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не
скажется на частоте движений.
6
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Первая задача состоит в необходимости разностороннего
развития
скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость
одиночного движения, быстрота целостных действий) в
сочетании с
приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за
время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической
культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст -
сенситивные (особенно
благоприятные) периоды
для
эффективного
воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при
специализации детей, подростков, юношей в видах спорта, где скорость
реагирования
или быстрота действия играет
существенную роль (бег на
короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
Третья задача -
совершенствование
скоростных способностей, от
которых зависит успех в
определенных видах трудовой деятельности
(например, в
летном деле, при
выполнении функций
оператора в
промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Скоростные
способности весьма трудно
поддаются развитию.
Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма
ограничена. В
процессе спортивной тренировки повышение скорости
движений достигается не только воздействием на собственно скоростные
способности, но и иным путем - через воспитание силовых и с коростно -
силовых
способностей, скоростной
выносливости, совершенствование
техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от
которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты [6].
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
7
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
а) повторный метод; б) вариативный метод. При использовании
метода
вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в
течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают
скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют
несколько раз подряд.
Соревновательный метод
применяется
в
форме
различных
тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных
соревнований.
Эффективность
данного метода очень высокая, поскольку
спортсменам различной подготовленности предоставляется
возможность
бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом,
проявляя максимальные волевые усилия.
Большая часть двигательных действий требует проявления всех
скоростных способностей (в беге, прыжках, ведении и броске мяча и др.).
Методы тренировки включают в
себя не только раздельное
развитие
скоростных способностей, но и комплексное их применение.
При развитии комплексных скоростных способностей ведущим является
повторный метод с проявлением в упражнениях максимальной скорости и
«полным» интервалами отдыха между ними.
Эффективным методом повышения скоростных способностей является
вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упражнений в
затрудненных, облегченных и
обычных условиях. В
практике нередко
приходится наблюдать остановку в росте результатов - «скоростной барьер».
Одной из причин этого явления следует считать применение одних и тех же
методов, методических приемов, средств и условий занятий. В результате
возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа,
т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий
головного мозга. Это приводит к
стабилизации скоростных параметров
движений. Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с детьми
не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы
при их
широкой вариативности. Для преодоления скоростного барьера
создают облегченные
условия, в которых бы спортсмен превысил свою
наивысшую
скорость.
В
ряде
случаев целесообразным оказывается
прекращение на некоторое время занятий в избранном виде спорта и
переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых
можно повысить уровень скоростных способностей.
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
8
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения,
выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные
упражнения). Их можно разделить на три основные группы:
1.Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты
скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения
отдельных движений; в)
улучшение частоты движений; г)
улучшение
стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения
последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания,
ведения мяча).
2. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие
способности (скоростные и
силовые, скоростные и
координационные,
скоростные
и
выносливость); б)
на
скоростные
способности
и
совершенствование двигательных действий (в беге, плавании и др.) [8].
В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений
применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без
отягощения или
с
таким отягощением, которое не
снижает скорости
движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют
с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой
движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения
в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за
мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками,
выполняемые в
высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем
постепенного его
увеличения; упражнения на
повышение скорости
расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении
применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются
для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для
развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на
различных
коротких
отрезках
(от
10
до
100 м);
упражнения,
характеризующиеся взрывным характером.
СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей
делятся на четыре группы: для оценки простой и сложной реакции; для оценки
скорости одиночного движения; для оценки быстроты движений в разных
9
суставах; для оценки скорости, проявляемой в целостных действиях, чаще
всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения
для оценки простой
и сложной реакции.
Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип
сигнала и способов ответа. Время реакции на свет, звук, прикосновение
определяется
с помощью различных реакциометров,
измеряющих время
реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки простой реакции
используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого
способ ответа неизвестны (реакции в играх и единоборствах).
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений.
Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с
помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений.
Частоту движений ног,
рук
оценивают с
помощью
теппинг-тестов.
Регистрируется число движений за 5-20 с.
Контрольные упражнения для оценки
скорости, выполняемой в
целостных двигательных действиях. Бег на 30. 50, 60, 100 м на скорость
преодоления дистанции [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги
можно
сделать вывод,
что
под
скоростными
способностями понимают возможности человека, обеспечивающие
ему
выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий
промежуток времени.
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что
быстрота, которую человек может проявить в конкретном движении, зависит
от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций.
10
При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно
придерживаться комплексного подхода, суть
которого
заключается в
использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных
упражнений.
Основными средствами развития различных форм быстроты являются
упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и
частоты выполнения движений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. [1], [3], Курамшин Ю.Ф., Выдрин В.М., Латышева Н.Е. и др. Теория и
методика физической культуры. - М: Советский спорт, 2004, 464 c.
2. [2], [9], Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического
воспитания и спорта. -М.: Академия, 2000, 144 с.
2. [4], [6], [7], Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика
физического воспитания и спорта - М.: Академия, 2003, 494 c.
3. [5], Ильин Е.П. Мотив и мотивация. - М.: Питер, 2000, 890 c.
4. [8], Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10 - 11
классов. - М.: Просвещение, 1997, 287 c.
11
5. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей. -М.:
Астрель, 2002, 80 c.
6.
Евстафьев Б.В. Физические
способности, как
вид способностей
человека. - Л.: Просвещение, 1987, 40 c.
7. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. – М.:
Физическая культура, 2005, 533 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,
1991, 85 c.
9. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. -
Физ. культура и спорт, 2006, 312 c.