Напоминание

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫ СПОСОБНОСТЕЙ


Автор: Чернышев Виталий Сергеевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: «Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫ СПОСОБНОСТЕЙ
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫ СПОСОБНОСТЕЙ

Выполнил –

Преподаватель

Чернышев Виталий Сергеевич

Тверь – 2022

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

1. Скоростные способности, их виды и факторы, влияющие на их

развитие……………………………………………………………...

4

2. Задачи развития скоростных способностей……………………….

6

3. Методика развития скоростных способностей…………………...

7

4. Средства развития скоростных способностей…………………….

8

5. Способы измерения уровня скоростных способностей………….

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

11

3

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания,

является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих

человеку.

Физическими

качествами

принято

называть

врожденные

морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая

активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной

двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят силу,

быстроту, выносливость, ловкость.

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия

партнера или

соперника, в

профессиональной

деятельности и

спорте

наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных

действий - перемещений, изменений положения тела.

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности,

непрерывная

предельная

продолжительность

которой,

даже

у

высококвалифицированных

спортсменов, не

превышает 20-25

секунд.

Естественно, что у менее тренированных людей эти возможности гораздо

меньше.

Цель – рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных

способностей.

4

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ИХ ВИДЫ И ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ

Скоростные способности -

это комплекс функциональных свойств

человека,

обеспечивающих выполнение

двигательных

действий

в

минимальный для данных условий отрезок времени [1].

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных

способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных

способностей:

1)

способность к быстрому реагированию на сигнал;

2)

способность к выполнению одиночных локальных движений с

максимальной скоростью;

3)

способность к быстрому началу движения (то, что в практике

иногда называют резкостью);

4)

способность к выполнению движений в максимальном темпе.

К комплексным формам проявления скоростных способностей

относятся:

- способность быстро набирать скорость на старте до максимально

возможной (стартовые скоростные способности) -

стартовый разгон в

спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в

футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;

- способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости

(дистанционные скоростные способности) -

в беге, плавании и

других

циклических локомоциях;

- способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого

ряда факторов:

 состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного

аппарата человека;

 морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции

(т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

 силы мышц;

 способности мышц

быстро

переходить из

напряженного

состояния в расслабленное;

 энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло та

- АТФ и креатинфосфат - КТФ);

 амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

 способности к координации движений при скоростной работе;

 биологического ритма жизнедеятельности организма;

 возраста и пола;

 скоростных природных способностей человека [2].

На проявление скоростных способностей также влияет и температура

внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при

температуре +20-22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6-9%

[3].

5

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит о скорости

протекания следующих пяти фаз:

1)

возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом,

тактильном и др.) участвующем в восприятии сигнала;

2)

передачи возбуждения в ЦНС;

3)

перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и

формирования эфферентного сигнала;

4)

проведения эфферентного сигнала от ЦНС к мышце;

5)

возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях,

влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из

фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень

включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и

их синхронная работа.

Наиболее благоприятными периодами для

развития скоростных

способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11

лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты

продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает

стабилизация результатов в

показателях быстроты простой реакции и

максимальной частоты движений. Целенаправленные

воздействия или

занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на

развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют

преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до

25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей

невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать

девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий

(бег, плавание и т.д.) [4].

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень

быстро выполнять одни движения и сравнительно

медленнее

-

другие,

обладать хорошим стартовым ускорением и

невысокой дистанционной

скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не

скажется на частоте движений.

6

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Первая задача состоит в необходимости разностороннего

развития

скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость

одиночного движения, быстрота целостных действий) в

сочетании с

приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за

время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической

культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст -

сенситивные (особенно

благоприятные) периоды

для

эффективного

воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при

специализации детей, подростков, юношей в видах спорта, где скорость

реагирования

или быстрота действия играет

существенную роль (бег на

короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача -

совершенствование

скоростных способностей, от

которых зависит успех в

определенных видах трудовой деятельности

(например, в

летном деле, при

выполнении функций

оператора в

промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные

способности весьма трудно

поддаются развитию.

Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма

ограничена. В

процессе спортивной тренировки повышение скорости

движений достигается не только воздействием на собственно скоростные

способности, но и иным путем - через воспитание силовых и с коростно -

силовых

способностей, скоростной

выносливости, совершенствование

техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от

которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты [6].

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

7

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

а) повторный метод; б) вариативный метод. При использовании

метода

вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в

течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают

скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют

несколько раз подряд.

Соревновательный метод

применяется

в

форме

различных

тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных

соревнований.

Эффективность

данного метода очень высокая, поскольку

спортсменам различной подготовленности предоставляется

возможность

бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом,

проявляя максимальные волевые усилия.

Большая часть двигательных действий требует проявления всех

скоростных способностей (в беге, прыжках, ведении и броске мяча и др.).

Методы тренировки включают в

себя не только раздельное

развитие

скоростных способностей, но и комплексное их применение.

При развитии комплексных скоростных способностей ведущим является

повторный метод с проявлением в упражнениях максимальной скорости и

«полным» интервалами отдыха между ними.

Эффективным методом повышения скоростных способностей является

вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упражнений в

затрудненных, облегченных и

обычных условиях. В

практике нередко

приходится наблюдать остановку в росте результатов - «скоростной барьер».

Одной из причин этого явления следует считать применение одних и тех же

методов, методических приемов, средств и условий занятий. В результате

возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа,

т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий

головного мозга. Это приводит к

стабилизации скоростных параметров

движений. Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с детьми

не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы

при их

широкой вариативности. Для преодоления скоростного барьера

создают облегченные

условия, в которых бы спортсмен превысил свою

наивысшую

скорость.

В

ряде

случаев целесообразным оказывается

прекращение на некоторое время занятий в избранном виде спорта и

переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых

можно повысить уровень скоростных способностей.

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

8

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения,

выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные

упражнения). Их можно разделить на три основные группы:

1.Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты

скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения

отдельных движений; в)

улучшение частоты движений; г)

улучшение

стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения

последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания,

ведения мяча).

2. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие

способности (скоростные и

силовые, скоростные и

координационные,

скоростные

и

выносливость); б)

на

скоростные

способности

и

совершенствование двигательных действий (в беге, плавании и др.) [8].

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений

применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без

отягощения или

с

таким отягощением, которое не

снижает скорости

движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют

с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой

движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения

в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за

мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками,

выполняемые в

высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем

постепенного его

увеличения; упражнения на

повышение скорости

расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении

применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются

для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для

развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на

различных

коротких

отрезках

(от

10

до

100 м);

упражнения,

характеризующиеся взрывным характером.

СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей

делятся на четыре группы: для оценки простой и сложной реакции; для оценки

скорости одиночного движения; для оценки быстроты движений в разных

9

суставах; для оценки скорости, проявляемой в целостных действиях, чаще

всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения

для оценки простой

и сложной реакции.

Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип

сигнала и способов ответа. Время реакции на свет, звук, прикосновение

определяется

с помощью различных реакциометров,

измеряющих время

реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки простой реакции

используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого

способ ответа неизвестны (реакции в играх и единоборствах).

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений.

Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с

помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений.

Частоту движений ног,

рук

оценивают с

помощью

теппинг-тестов.

Регистрируется число движений за 5-20 с.

Контрольные упражнения для оценки

скорости, выполняемой в

целостных двигательных действиях. Бег на 30. 50, 60, 100 м на скорость

преодоления дистанции [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги

можно

сделать вывод,

что

под

скоростными

способностями понимают возможности человека, обеспечивающие

ему

выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий

промежуток времени.

При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что

быстрота, которую человек может проявить в конкретном движении, зависит

от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций.

10

При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно

придерживаться комплексного подхода, суть

которого

заключается в

использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных

упражнений.

Основными средствами развития различных форм быстроты являются

упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и

частоты выполнения движений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [1], [3], Курамшин Ю.Ф., Выдрин В.М., Латышева Н.Е. и др. Теория и

методика физической культуры. - М: Советский спорт, 2004, 464 c.

2. [2], [9], Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического

воспитания и спорта. -М.: Академия, 2000, 144 с.

2. [4], [6], [7], Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика

физического воспитания и спорта - М.: Академия, 2003, 494 c.

3. [5], Ильин Е.П. Мотив и мотивация. - М.: Питер, 2000, 890 c.

4. [8], Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10 - 11

классов. - М.: Просвещение, 1997, 287 c.

11

5. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей. -М.:

Астрель, 2002, 80 c.

6.

Евстафьев Б.В. Физические

способности, как

вид способностей

человека. - Л.: Просвещение, 1987, 40 c.

7. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. – М.:

Физическая культура, 2005, 533 с.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,

1991, 85 c.

9. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. -

Физ. культура и спорт, 2006, 312 c.



В раздел образования