Напоминание

Игра как средство адаптации в группе раннего возраста


Автор: Магомаева Патимат Лабазангаджиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 25 Московского района Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра как средство адаптации в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство адаптации в группе раннего развития

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни

для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это

сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему

предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к

которым он привык в семье.

Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система

взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует

современным представлениям о целях и задачах дошкольной

педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-

ориентированной модели требует разработки новых педагогических

принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью

которых являются разработки системы комплексной помощи

сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Цель работы – организация педагогических условий для

успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего

возраста к условиям системы дошкольного образовательного

учреждения.

Предмет исследования – применение игровых технологий

как средства повышения эффективности процесса адаптации ребенка

раннего возраста к условиям ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего

возрастак условиям дошкольного образовательного учреждения будет

более эффективным при соблюдении следующих условий:

- организация содержательной и интересной для детей

дошкольного возраста деятельности – игровой;

- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который

служит основой для возникновения замыслов, является материалом,

необходимым для работы воображения;

- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего

материала.

Задачи работы:

- изучить теоретические основы организации педагогической

деятельности по применению игровых технологий в

процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста:

рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и

индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к

условиям дошкольного образовательного учреждения; изучить

особенности игровой деятельности с детьми раннего возраста;

- разработать систему педагогической деятельности по повышению

эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к

условиям ДОУ средствами игровой деятельности, реализовать

мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;

- оценить эффективность разработанной системы педагогической

деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей

раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности.

Для решения поставленных задач использовались

следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-

педагогической и методической литературы; анализ учебных планов;

изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое

наблюдение.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения - детский

сад «Солнышко» села Рязаново Ульяновской области. В исследовании

приняли участие 18 воспитанников первой младшей группы (10 девочек

и 8 мальчиков в возрасте от 2 лет 1 мес. до 2 лет 4 мес.).

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду

определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое

предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых

правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В

нашем ДОУ функционируют 5 групп, одна из которых - группа раннего

возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей

к ДОУ для нас достаточно актуален. В нашем детском

саду разработана целая система мероприятий по

предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной

составляющей этой системы является методологическое обеспечение

адаптационного процесса.

Реализация исследовательской части выпускной квалификационной

работы осуществлялась в три этапа:

- подготовительный этап (изучение литературных источников по

проблеме адаптации ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик,

получение согласия администрации ДОУ на проведение исследования)

- основной этап, включающий проведение входящей диагностики

детей и родителей, осуществление мероприятий формирующего этапа,

проведение заключительной диагностики. Входящая

диагностика проходит по трем направлениям: характеристика

родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика

педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка

психологической адаптации детей к ДОУ.

- заключительный этап включал обработку результатов диагностики,

литературное оформление работы.

Цель констатирующего этапа исследования – выявить

уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения.

В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с

различным уровнем адаптации: дети с легкой адаптацией, средней

тяжести и тяжелой.

Первую группу (лёгкой адаптации) составили 7 детей (38,9%,

период адаптации – до 10 дней. Дети данной подгруппы активно

играют в групповом помещении, доброжелательно относятся к новому

взрослому, не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются

активные ориентировочные реакции на новую обстановку - некоторые

сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к

игре, все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают

регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым

устанавливается на уровне игрового и речевого общения, дети

находятся в состоянии психологического комфорта.

Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 8 детей

(44,4%, период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Дети

данной подгруппы негативно реагируют на нового взрослого и на

попытку вывести их из группового помещения. У некоторых

проявляются активные протестные реакции, у других –пассивные:

робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются

обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции.

Самостоятельную игру не организуют, на предложение

взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко

взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на

руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно

успокаиваются, прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта

соглашаются поиграть с игрушками, или принимали

регламентированное задание.

Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 4 человека (16,7%,

дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев. В

данной подгруппе дети отрицательно реагируют на новое помещение,

плачут, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется

тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на

руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении

беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с

другими детьми.

Также в ходе диагностики родителей выявлено, что родители детей с

тяжелой и средней тяжести адаптацией неадекватно высоко оценивают

уровень готовности своих детей к ДОУ. Чем менее тяжелая ситуация

складывается с адаптацией ребенка к ДОУ, тем более объективно

оценивают родители степень готовности своего ребенка в детскому саду.

Цель формирующего этапа исследования – разработка и реализация

системы педагогической деятельности по использованию игровых

технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего

возраста.

Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в

детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от

переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Задачи игр в этот период:

• создание положительного эмоционального настроя в группе;

• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;

• развитие игровых навыков;

• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать,

поддерживать друг друга.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить

доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты

радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

Игры в период адаптации были условно разделены на две группы:

1. Коммуникативные игры, направленные на формирование

эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это

игры - забавы, хороводы, подвижные игры.

2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение

детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с

персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-

путешествия, игры с предметами, подвижные игры.

По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей

между собой коммуникативные игры в адаптационный период были

разделены на невербальные и вербальные. Невербальный характер

общения проявлялся в тактильном, зрительном взаимодействии и

выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.

По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по

завершении реализации мероприятий системы педагогической

деятельности по применению игровых технологий в

процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста) было

проведено повторное исследование адаптированности детей к

условиям ДОУ и отношения к детскому саду.

Повторное диагностическое исследование показало, что в

исследуемой группе выраженное положительное отношение детей к

детскому саду проявляется у большинства испытуемых – 95% - дети

спокойно идут в детский сад, склонны к радости, у них проявляется

интерес к новому. Высокая степень педагогической адаптированности к

условиям ДОУ обнаружена у 61,1% детей (11 детей, в случае

психологической адаптации данный показатель еще выше – 13

детей (72,2%).

Средняя степень педагогической адаптированности выявлена – у

38,9% детей (7 детей группы, средняя степень

психологической адаптированности выявлена у 27,8% (5 детей). У

детей данной группы проявляется положительный эмоциональный фон

с незначительными проявлениями конструктивной активности. Тяжелая

степень адаптированности не выявлена ни у одного ребенка.

К моменту проведения заключительной диагностики выявлено, что

родители стали более объективно оценивать педагогические и

психологические показатели адаптации собственного ребенка

Был проведен сравнительный анализ данных входной и

заключительной диагностики, которая показала, что показатели

педагогической и психологической адаптации детей к условиям ДОУ

выросли (положительная динамика, рост показателя прогноза родителей

не так значителен, так как произошла «корректировка» показателя.

Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках системы

педагогической деятельности по применению игровых технологий в

процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста следует

также отметить, что уровень педагогической компетентности и

включенности в процесс адаптации детей к ДОУ родителей значительно

вырос, что показывает анализ бесед на собраниях и консультациях.

Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут

использоваться в целях педагогического сопровождения ребенка на

этапе его адаптации к условиям дошкольного образовательного

учреждения.

Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка

раннего возрастак условиям дошкольного образовательного

учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих

условий: организация содержательной и интересной для детей

дошкольного возраста деятельности – игра; обогащение

эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для

возникновения замыслов, является материалом, необходимым для

работы воображения; разработка последовательности занятий, подбор

соответствующего материала, полностью подтвердилась.

Результаты данной работы могут представлять интерес для педагогов

и методистов системы дошкольного образования.



В раздел образования