Автор: Магомаева Патимат Лабазангаджиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 25 Московского района Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра как средство адаптации в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство адаптации в группе раннего развития
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни
для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это
сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему
предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к
которым он привык в семье.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система
взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует
современным представлениям о целях и задачах дошкольной
педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-
ориентированной модели требует разработки новых педагогических
принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью
которых являются разработки системы комплексной помощи
сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Цель работы – организация педагогических условий для
успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего
возраста к условиям системы дошкольного образовательного
учреждения.
Предмет исследования – применение игровых технологий
как средства повышения эффективности процесса адаптации ребенка
раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего
возрастак условиям дошкольного образовательного учреждения будет
более эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация содержательной и интересной для детей
дошкольного возраста деятельности – игровой;
- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который
служит основой для возникновения замыслов, является материалом,
необходимым для работы воображения;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего
материала.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы организации педагогической
деятельности по применению игровых технологий в
процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста:
рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и
индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения; изучить
особенности игровой деятельности с детьми раннего возраста;
- разработать систему педагогической деятельности по повышению
эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ средствами игровой деятельности, реализовать
мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;
- оценить эффективность разработанной системы педагогической
деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей
раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-
педагогической и методической литературы; анализ учебных планов;
изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое
наблюдение.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детский
сад «Солнышко» села Рязаново Ульяновской области. В исследовании
приняли участие 18 воспитанников первой младшей группы (10 девочек
и 8 мальчиков в возрасте от 2 лет 1 мес. до 2 лет 4 мес.).
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду
определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое
предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых
правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В
нашем ДОУ функционируют 5 групп, одна из которых - группа раннего
возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей
к ДОУ для нас достаточно актуален. В нашем детском
саду разработана целая система мероприятий по
предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной
составляющей этой системы является методологическое обеспечение
адаптационного процесса.
Реализация исследовательской части выпускной квалификационной
работы осуществлялась в три этапа:
- подготовительный этап (изучение литературных источников по
проблеме адаптации ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик,
получение согласия администрации ДОУ на проведение исследования)
- основной этап, включающий проведение входящей диагностики
детей и родителей, осуществление мероприятий формирующего этапа,
проведение заключительной диагностики. Входящая
диагностика проходит по трем направлениям: характеристика
родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика
педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка
психологической адаптации детей к ДОУ.
- заключительный этап включал обработку результатов диагностики,
литературное оформление работы.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить
уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения.
В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с
различным уровнем адаптации: дети с легкой адаптацией, средней
тяжести и тяжелой.
Первую группу (лёгкой адаптации) составили 7 детей (38,9%,
период адаптации – до 10 дней. Дети данной подгруппы активно
играют в групповом помещении, доброжелательно относятся к новому
взрослому, не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются
активные ориентировочные реакции на новую обстановку - некоторые
сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к
игре, все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают
регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым
устанавливается на уровне игрового и речевого общения, дети
находятся в состоянии психологического комфорта.
Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 8 детей
(44,4%, период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Дети
данной подгруппы негативно реагируют на нового взрослого и на
попытку вывести их из группового помещения. У некоторых
проявляются активные протестные реакции, у других –пассивные:
робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются
обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции.
Самостоятельную игру не организуют, на предложение
взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко
взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на
руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно
успокаиваются, прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта
соглашаются поиграть с игрушками, или принимали
регламентированное задание.
Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 4 человека (16,7%,
дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев. В
данной подгруппе дети отрицательно реагируют на новое помещение,
плачут, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется
тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на
руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении
беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с
другими детьми.
Также в ходе диагностики родителей выявлено, что родители детей с
тяжелой и средней тяжести адаптацией неадекватно высоко оценивают
уровень готовности своих детей к ДОУ. Чем менее тяжелая ситуация
складывается с адаптацией ребенка к ДОУ, тем более объективно
оценивают родители степень готовности своего ребенка в детскому саду.
Цель формирующего этапа исследования – разработка и реализация
системы педагогической деятельности по использованию игровых
технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего
возраста.
Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в
детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от
переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Задачи игр в этот период:
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
• развитие игровых навыков;
• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать,
поддерживать друг друга.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить
доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты
радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Игры в период адаптации были условно разделены на две группы:
1. Коммуникативные игры, направленные на формирование
эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это
игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение
детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с
персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-
путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей
между собой коммуникативные игры в адаптационный период были
разделены на невербальные и вербальные. Невербальный характер
общения проявлялся в тактильном, зрительном взаимодействии и
выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.
По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по
завершении реализации мероприятий системы педагогической
деятельности по применению игровых технологий в
процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста) было
проведено повторное исследование адаптированности детей к
условиям ДОУ и отношения к детскому саду.
Повторное диагностическое исследование показало, что в
исследуемой группе выраженное положительное отношение детей к
детскому саду проявляется у большинства испытуемых – 95% - дети
спокойно идут в детский сад, склонны к радости, у них проявляется
интерес к новому. Высокая степень педагогической адаптированности к
условиям ДОУ обнаружена у 61,1% детей (11 детей, в случае
психологической адаптации данный показатель еще выше – 13
детей (72,2%).
Средняя степень педагогической адаптированности выявлена – у
38,9% детей (7 детей группы, средняя степень
психологической адаптированности выявлена у 27,8% (5 детей). У
детей данной группы проявляется положительный эмоциональный фон
с незначительными проявлениями конструктивной активности. Тяжелая
степень адаптированности не выявлена ни у одного ребенка.
К моменту проведения заключительной диагностики выявлено, что
родители стали более объективно оценивать педагогические и
психологические показатели адаптации собственного ребенка
Был проведен сравнительный анализ данных входной и
заключительной диагностики, которая показала, что показатели
педагогической и психологической адаптации детей к условиям ДОУ
выросли (положительная динамика, рост показателя прогноза родителей
не так значителен, так как произошла «корректировка» показателя.
Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках системы
педагогической деятельности по применению игровых технологий в
процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста следует
также отметить, что уровень педагогической компетентности и
включенности в процесс адаптации детей к ДОУ родителей значительно
вырос, что показывает анализ бесед на собраниях и консультациях.
Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут
использоваться в целях педагогического сопровождения ребенка на
этапе его адаптации к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка
раннего возрастак условиям дошкольного образовательного
учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих
условий: организация содержательной и интересной для детей
дошкольного возраста деятельности – игра; обогащение
эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для
возникновения замыслов, является материалом, необходимым для
работы воображения; разработка последовательности занятий, подбор
соответствующего материала, полностью подтвердилась.
Результаты данной работы могут представлять интерес для педагогов
и методистов системы дошкольного образования.