Напоминание

: «Обучение счету детей в дошкольных образовательных организациях».


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: : «Обучение счету детей в дошкольных образовательных организациях».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Обучение счету детей в дошкольных образовательных организациях».

Одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков, включенных в

содержание общественного опыта, является область математических знаний,

так как они достаточно отвлеченны и оперирование ими требует выполнения

сложных умственных действий. Овладение элементарными математическими

представлениями детьми оказывается вполне возможным, но связано с

определенными трудностями. Проблема обучения детей счету не нова,

глубоко исследована и отражена в большом количестве психологических и

педагогических научных и методических публикациях. Изучением этой

проблемы занимались, отечественны и зарубежные педагоги (Ф.Н.Блехер,

В.В.Давыдова, А.М. Леушина и др.)в контексте их исследований

определились три основных взгляда на генезис понятия числа:

-образование числа есть формальный синтез логических операций-

классификации и сериации (Ж.Пиаже).

-понятие числа- результат предметных действий ребенка с величинами

(П.А.Гальперин, В.В.Давыдов)

-в основе понятия числа лежит развитие эмпирического обобщения и

рассудочно- эмпирического мышления (Ф.Н.Блехер, А.М.Лешина)

В настоящее время в дошкольных организациях востребованной остается

методика обучения счету, разработанной Леушиной. Идея этой методики

заключается в том, что переход обучению числовому этапу происходит ерез

сравнение числовых групп по признаку количества и определение этого

количества словом - числительным. Дети осваивают деятельность счета на

основе овладения такими операциями с множествами, как дробление

множества на элементы и поэлементное сравнение множеств.

Дошкольники в детском саду осваивают разные виды сета, которые

отличаются как по целям, так и по способам педагогического воздействия и

взаимодействия с детьми.

Сведения о средствах, методах, приемах обучения детей счету часто

вплетены в контекст методических материалов, игр и игровых упражнений с

разнообразным математическим содержанием.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в

содержании образовательной области «Познавательное развитие» включает

формирование первичных представлений о свойствах и взаимоотношениях

объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, число часть

целое, пространство и время). Формированию у ребенка математических

представлений способствует использование разнообразных дидактических

игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические

понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа,

количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях

пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко

применяются различные предметы и наглядный материал, который

способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и

доступной форме.

Важно не просто научить ребенка правильно пересчитывать предметы и

узнавать цифры, а дать ему понимание того, что такое число, для чего оно

нужно, какая сторона вещей за ним «спрятались». Современные дети рано

знакомятся с числами и получают огромное удовольствие от ритмического

счета: раз-два-три-четыре-пять. Но часто это умение считать лишь внешнее,

а сам счет механический.

До трех лет не обязательно знакомить малыша с числами и цифрами.

Гораздо важнее развивать ощущение количества (чувство величины, цвета,

формы и прочие математические понятия), и тем самым подвести к

восприятию абстрактного числа. Полезнее не заучивать числа назубок, а в

обычных жизненных ситуациях действовать со знакомыми предметами,

узнавая: чего много, а чего мало или по одному, чего больше, а чего меньше

или столько же.

Ребенок понимает, что игрушки, машины можно сосчитать. При этом считать

предметы можно «между делом». Например, по пути в детский сад вы

можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге

предметы.

Сложность для детей представляет достижение результата счета,

т.е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?»

словами много, мало, один, два, столько же, ровно, больше, чем… ускоряет

процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете. В ходе

освоения счета у детей возникают трудности в согласовании числительных с

существительным в роде, числе, падеже (в процессе счета, при подведении

итога). Эти ошибки закономерны. В случае ошибки полезно предложить

ребенку назвать один из перечисленных предметов и выбрать нужное слово;

один, одна или одно, а также подумать, как он скажет о двух предметах: два

или две.

К шести годам у детей, как правило, уже складываются счетные навыки.

Упражняясь в счете, дошкольники должны понимать, что на результат

оказывают влияние любые неточности и ошибки. Дети усваивают

последовательность в назывании числительных, достаточно точно соотносят

числительное с каждым предметом группы, элементом множества, усваивают

значение итогового числа. В процессе дальнейшего обучения продолжается

работа над развитием счетных навыков.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей

познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и

умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у

детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения

быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные

решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической

задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая

занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения

необходимо понять, в чем тут хитрость.

Таким образом, в результате развития счетной деятельности дети начинают

понимать количественное значение числа (число служит показателем

количества) и осознавать, что оно не зависит от пространственно-

качественных особенностей множества (групп предметов). К моменту

перехода детей в школу у них должна быть воспитана привычка вести счет и

раскладывать предметы слева направо, действуя правой рукой . Но, отвечая

на вопрос сколько?, дети могут считать предметы в любом направлении:

слева направо и справа налево, а также сверху вниз и снизу вверх. Они

убеждаются, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не

пропустить ни одного предмета и ни один предмет не сосчитать дважды.



В раздел образования