Автор: Булычев Илья Александрович
Должность: преподаватель отдельной дисциплины (физической культуры)
Учебное заведение: Тверского суворовского военного училища
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое и физическое воспитание как важный фактор формирования личности
Раздел: полное образование
Патриотическое и физическое воспитание как важный фактор
формирования личности
Ключевые слова: патриотизм, физическая культура, спорт,
воспитание, личность, молодежь.
Аннотация. В статье раскрывается влияние патриотического и
физического воспитания на формирование личности молодежи.
Раскрывается взаимосвязь патриотического и физического воспитания,
выделяется роль физической культуры и спорта как значимого аспекта
патриотического воспитания.
В последние годы патриотическое воспитание и подготовка молодежи
к защите Родины являются важнейшими направлениями государственной
политики Российской Федерации. В этой связи актуальной является задача
по разработке концептуальных подходов и принципов организации
патриотического воспитания молодежи наряду с ее всесторонним развитием.
Патриотическое воспитание учащейся молодежи основывается на
Законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации
Российского образования, Национальной доктрине образования в Российской
Федерации до 2025 г., а также Концепции патриотического воспитания
граждан Российской Федерации и Государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» предусматривает единый комплекс мероприятий, направленный
на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания
граждан нашего государства и формирование у них патриотического
сознания как важнейшей ценности и одной из основ духовно-нравственного
единства общества.
Среди проблем современного общества, бросающих вызов реализации
данной программы, но делающих ее еще важнее можно выделить:
снижение образовательного и культурного потенциала молодого
поколения;
нравственная деградация подрастающего поколения, выражающаяся в
криминализации сознания и поведения и снижении нравственного порога
допустимого;
разрыв преемственности поколений по идеологическим и
нравственным характеристикам;
Таким образом, идеи патриотизма могут сыграть роль стержня,
формирующего высокие социально значимые чувства, убеждения, позиции и
устремления молодежи.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического
воздействия заключены в занятиях физической культурой и спортом. В
Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» отмечается, что в силу своей специфики физическая культура и
спорт обладают огромным воспитательным потенциалом и являются
мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих
оснований личности, как гражданственность и патриотизм, поэтому они в
патриотическом и физическом воспитании молодежи должны занимать одно
из первых мест.
В настоящее время военно-патриотическое и физическое воспитание
осуществляется в рамках возрожденного комплекса ГТО -
специализированной государственной программы физкультурной подготовки
в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях.
24 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин
подписал указ об учреждении Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса ГТО, сохранив его прежние девиз и название «Готов к труду и
обороне», как дань традициям нашей национальной истории.
Желание выполнить нормативы комплекса ГТО у молодых людей
характеризуется специфической направленностью на формирование высокой
физической подготовленности и подготовки к воинской службе, личной
ответственности за исполнение важнейшего гражданского долга.
Важная роль в патриотическом воспитании ложится и на учебные
образовательные учреждения, в которых происходит духовно-нравственное
становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Воспитывая детей и молодежь в патриотическом духе, физическая культура
и спорт располагают необходимыми средствами воздействия на их
индивидуальное и групповое сознание. Выступление на соревнованиях,
например, дает чувство ответственности перед товарищами и учителями, что
мотивирует на демонстрацию физического и интеллектуального
превосходства над соперниками.
Очень важна здесь фигура учителя как своеобразного агента
социализации. Главная цель работы учителя в процессе физического
совершенствования своих подопечных - развитие у них необходимых качеств
личности, гражданина и спортсмена, которые формируют физическую,
моральную и психическую готовность трудиться на благо страны, а также
дисциплинированность и ответственность за принадлежность к спортивной
команде учебного заведения, города, края и страны.
Учителям в рамках учебных занятий и внеучебной деятельности
необходимо привлекать внимание учащихся к заслугам отечественных
спортсменов, их роли в популяризации спорта в стране и международном
признании России как великой спортивной державы. Для повышения
эффективности такой формы воспитания необходимо проводить личные
встречи со знаменитыми спортсменами в рамках форумов, семинаров и
мастер-классов.
2
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что интеграция
патриотического и физического воспитания - это целенаправленная
деятельность по формированию физически и духовно развитой личности,
морально стойкой, обладающей высоким уровнем гражданственности и
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,
выступающей главной силой дальнейшего укрепления Российской
Федерации, ее развития в настоящем и будущем.
3