Автор: Графская Светлана Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель ДОУ
Учебное заведение: КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» отдела образования по городу г Усть-Каменогорску управления образования Восточно-Казахстанской области
Населённый пункт: город Усть-Каменогорск ВКО
Наименование материала: статья
Тема: Театр вокруг рояля
Раздел: дошкольное образование
«Театр вокруг рояля».
О развитии одарённости ребёнка с ранних лет в наше время ведётся немало дискуссий,
создано множество инновационных методик и педагогических технологий, базирующихся
как на традиционных, так и на развивающих подходах. В Государственном
образовательном стандарте дошкольника РК, в образовательной области « Творчество»,
сделаны акценты на художественно- эстетическую компетентность, которая предполагает
от ребёнка понимания образного содержания произведения искусства ( литературного,
художественного, музыкального), а также умения применять в самостоятельной
творческой деятельности знания и навыки, перенося их в новую ситуацию.
Вицепрезидент комитета по образованию одарённых детей при совете Европы Д. В.
Ушаков считает, что « наилучшее воспитание ребёнка заключается не столько в том,
чтобы дать ему большое количество информации, сколько в том, чтобы создать условия
для проявления его способностей, в первую очередь – творческих».
Как раз такой формой воспитания является театрализованная игра. В такой игре ребёнок
не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте
человеческих отношений , но и учится жить в этом мире , строить свои отношения , а это
требует творческой активности личности ( внимания, логики, воображения,
эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики).
Поэтому большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка
позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Неотъемлемой частью театрализованной игры является музыкальная деятельность.
Музыка - верный спутник на пути развития духовной сферы ребёнка. Мелодия придаёт
особую выразительность действиям персонажей, иногда предвосхищает появление кого-
либо характерным лейтмотивом. В ходе развёртывания музыка эмоционально
характеризует игровые образы, углубляет по ходу содержания различные, возникающие
у детей настроения: тревоги, жалости, радости и т. д. Поэтому от музыкального
исполнения и сопровождения требуется высокая эстетическая выразительность, а это-
результат кропотливой, но интересной работы по развитию вокально– хорового
мастерства. Музыкально-театрализованная деятельность- это та благодатная почва, в
которой прорастают ростки всех базовых музыкальных способностей.
Синтез театра, игры и музыки раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и
даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
В дошкольном учреждении «Жемчужинка», являющимся подразделением ГУ «НИСЦ
школа РО «Восток» для одарённых детей», на протяжении 12 лет существует музыкально-
театрализованная студия «Соловушка».
В работе по музыкально- театрализованной деятельности педагоги опираются на
авторскую педагогическую технологию «Арт-Фантазия» ( автор Г. Г. Чурилова). Опыт
показывает, что данная технология очень актуальна и отражает требования современной
педагогики как по содержанию, так и по основным целям и задачам, поставленным в ней.
Ведь наряду с развитием сферы чувств, музыкальности, активизации мыслительных
процессов, воспитания эстетического вкуса,оставлена такая глобальная задача, как
«формирование думающего, чувствующего, активного человека, готового к творческой
деятельности в любой области».
Эта технология является интегративной, т. е. проникающей в такие виды деятельности,
как развитие речи, изо, познание мира, художественная литература, риторика.
Музыкально – театрализованная студия включена в вариативный блок учебного плана,
насчитывает 45 участников в возрасте 4-6 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю,
составлено перспективное планирование на год. Структура занятий варьируется,
присутствуют следующие виды деятельности:
« Театральная игра» Она направлена на развитие игрового поведения, способности
творчески относиться к любому делу.
« Вокальная техника.» Включает в себя комплекс вокальных упражнений, распевок,
считалок, и т. д.
«Ритмопластика» Состоит из набора ритмических, музыкально- пластических игр и
упражнений, призванных обеспечить развитие естественных психо- моторных
способностей.
«Основы театральной культуры.» Призван обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства.
«Работа над спектаклем» – заключительный этап, базирующийся на авторских
сценариях. (Работа над сценическим мастерством, выразительностью монологической и
диалогической речи, распределение ролей, создание театральной атмосферы,
изготовление программок, декораций совместно с детьми и преподавателем ИЗО).
В репертуарном списке студии- 12 спектаклей, разнообразных по жанру и образному
содержанию: это музыкальные сказки, водевили, мюзиклы, детские оперы.
В этом году состоялась премьера мюзикла «Волшебный мешок» (автор В.Бровко).
Непередаваемое чувство волнения, радости и творчества царило в зале. Затаив дыхание
маленькие зрители слушали сольные партии в виртуозном исполнении Вайс Кати, Рябец
Никиты, Фоминой Вики , любовались весёлым ярким танцем «Ярмарка».А после
исполнения финальной песни, дети и родители теплыми аплодисментами приветствовали
юных артистов!
Отрадно отметить, что многие выпускники « Соловушки », вылетая из стен детского сада,
становятся учащимися музыкальных школ, школ искусств, вокальных студий города,
успешно развивают свои способности и преумножают привитые в дошкольном возрасте
любовь к музыке и понимание прекрасного.
Графская С.Г. музыкальный руководитель
д\у «Жемчужинка» ГУ НИСЦ школа РО
«Восток» для одарённых детей.