Напоминание

"Коррекция речевых нарушений дошкольников на якутском языке"


Автор: Находкина Намина Алексеевна
Должность: педагог - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Кэнчээри"
Населённый пункт: Булунский улус.с.Намы
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция речевых нарушений дошкольников на якутском языке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Находкина Намина Алексеевна,

педагог - логопед МБДОУ "Кэнчээри"

"Коррекция речевых нарушений дошкольников на якутском языке"

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у

детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач

логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг

обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. С каждым годом в

начальной школе увеличивается количество детей с различными видами

дисграфии.

На сегодняшний день остро стоит вопрос коррекционной работы

с

якутскоязычными

детьми,

имеющими

речевые

нарушения.

Данной

проблемой

в

Якутии

занимались

И.И.

Каратаев,

В.С.

Илларионова,

Е.П. Басыгысова и др.

У якутскоязычных младших школьников встречаются такие же

ошибки, как у русскоязычных детей. Но современный якутский язык имеет

свои особенности, которые затрудняют формирование письменной речи.

Например, следующий состав гласных: гласные нормальной долготы – а, э, о,

ө, и, у, ү; долгие гласные – аа, ээ, оо, өө, ыы, ии, уу, үү; дифтонги – ыа, иэ, уо,

үо[59].

Закон гармонии гласных построен на противопоставлении гласных

заднего ряда а, аа, ы, ыы, ыа, о, оо, у, уу, уо гласным переднего ряда э, ээ, и,

ии, иэ, ө, өө, ү, үү, үө, неогубленных – а, аа, ы, ыы, ыа, э, ээ, и, ии,

иэогубленным – о, оо, у,уу, уо, ө, өө, ү, үү, үө; широких – а, аа, э, ээ, о,оо, ө,

үү узким – ы, ыы, и, ии, у,уу, ү, үү.

В одном слове могут быть гласные только переднего или только

заднего ряда, напр.: оhох – печь, оhохтор – печи, оhохчут – печник,

оhохчуттар – печники; дьиэ – жилище, дьиэлээх- владеющий домом, хозяин,

дьиэлээхпит – мы владеющие домом.

После всех неогубленных гласных и дифтонгов могут идти только

соответствующие неогубленные гласные – широкие и узкие – и дифтонги,

например: аттаахтарбытыттан – от наших садников, барыахпытыттан – от

того, что мы уйдем, кимнээхтэргитий? – кто вы такие?, кэлиэхпититтэн – от

того, что мы придем.

После огубленных широких гласных о,ө, могут идти огубленные

гласные широкие и узкие, и дифтонги, например: олорботохторо–не сидели

они, олорбут – севший, олоруох – сядем-ка (мы с тобой), төлөөбөтөхтөрө –

не возвратили они, төлөөбүт – возвративший, төлүөх – вернем-ка ( мы с

тобой).

После огубленных узких гласных могут идти огубленные узкие

гласные и дифтонги и широкие неогубленные, например: ууруу – кладка,

ууруох – положим-ка (мы с тобой), уурар – кладет, күлүү– смех, насмешка,

күлүөх – посмеемся-ка ( мы с тобой), күлэр – смеется.

После огубленных дифтонгов гармония гласных та же, что после

огубленных узких гласных, например: буолуу – бытье, буолуох – будем-ка,

станем-ка (мы с тобой), буолар – становится, үөрүү – радость, үөрүөх –

порадуемся-ка ( мы с тобой), үөрэр – радуется.

Вокализм корня имеет некоторые исторические отличия от вокализма

аффиксов. В неподвергшиеся стяжению корня могут быть долгие гласные аа,

ыы, ии, уу, үү и дифтонги иэ,уо, үө, в аффиксах же бывают все долгие

гласные и дифтонги. На стыке конечного гласного основы и начального

гласного аффикса наблюдаются следующие изменения в основе слова:

1.

Выпадение узкого гласного последнего закрытого слога основы

при присоединении аффикса, начинающегося гласным, например: тумус,

тумса – клюв – его ( аф.= а), мурун – мунна – нос его (аф.=а), та5ыс – тахса –

выходя (аф. =а), о5ус – охсобун – ударяю –я (аф. =а+=бын).

2.

Метатеза конечных гласного и согласного, например: тахсыбыт –

вышедший (аф.= быт).

3.

Выпадение конечных широких долгих гласных, например: аһыах

– поедим-ка (аф. =ыах).

4.

Переход конечных широких долгих гласных в узкие, например:

аhыыр ест (аф.= ыыр, =ар), аhыы – съедая ( аф.=ыы, =а), аhыы – еда

(аф.=ыы).

5.

Утрата долготы конечного долгого гласного основы, например:

аhан – употребляться в пищу (от аhаа = есть), аhас = есть вместе с кем, аhат =

кормить.

При присоединении аффиксов наблюдается также переход корневых

дифтонгов в широкие гласные, например: биэр = давать, бэрис=делиться,

бэрин=покориться, бэрдэр=заставить отдать, уон десять, онус десятый, түөрт

четыре, төрдүс четвертый.

Все это иногда вызывает очень значительные изменения основы слова.

Например, глагол ыа=даить после присоединения аффикса = ыыр сливается с

ним и звучит ыыр доящий, доит. То же самое происходит при присоединении

аффиксов деепричастия = ыы и от глагольного имени на = ыы: ыы – доя,

доение.

В якутском языке имеются следующие согласные: б, п, м, т, д, н, дь, нь,

ч, к, г, ҕ, х, ҥ, с, h, й, й, л, ль, р.

Знаком й обозначается носовой йот (j). В алфавите этот согласный

специального знака не имеет.

В силу слабого развития проточных согласных якутское с замещает ш,

ж, з, ч других тюрских языков. В словах, заимствованных из русского языка

до революции, он также замещает з, ж, ш, ц, ч ( в некоторых положениях ).

В начале слов не допускается стечения двух, а в середине – трех

согласных. В конце слова допускается (в литературном языке и некоторых

говорах) только сочетание лт, рт, например: илт=привести, доставить, түөрт

четыре.

В начале слова не встречаются ҕ,ҥ,й, р и редко – г,п. В конце слова не

может быть звонких согласных и нь, ч; h

употребляется только между

гласными, напртмер: киhи – человек; х и к разграничиваются составом

гласных широких и узких.

«Х» может стоять перед а и о и после всех широких гласных и

дифтонгов, например: хара – черный, харах – глаз, барыах – пойдем-ка, хос –

двойной, олох – жизнь, олоруох–сядем-ка, бэлэх – подарок, сиэх – рукав,

бөлөх – куча, скопище, күлүөх – посмеемся-ка;

«К» встречается перед всеми узкими гласными и дифтонгами, перед

передними широким гласными и после узких гласных, например: кыыс –

девушка, кыай – мочь, кэл – приходить, кус – утка, куо – красавица, көс –

кочевка, кир – грязь, киэн – широкий, күл – золо, подобно, ык – жать, сүк –

зваливать, сиик – роса. Поэтому х и к могут встречаться в одном и том же

слове, например: кэтэх–затылок, кыах – мощь, куобах – заяц, көмнөх – снег

на деревьях, күөх – синий, зеленый;

«Ҕ» – уволярный проточный согласный. Встречается только в

интервокальном положении после широких гласных и дифтонгов и сонорных

р,л,й, например: баҕа – желание, оҕо – дитя, кэҕэ – кукушка, бөҕө – сильный,

барыаҕа – пойдет. После сонорных в словах с гласными задняго ряда,

например: кыhалҕа – забота, оҕорҕо – считать кого либо своим ребенком. В

словах с гласными передного ряда 5 в этих позициях (особенно в аффиксах)

встречается

слитно

не

последовательно,

сравни,

например:

эҕэ

придирчивость, эгэ – настоящий, күөрэгэй – жаворнок, киhиргээ – хвастать.

Сонорные л,р, не сочетаются друг с другом и с носовыми сонорными

м,н,ҥ,нь,й. чистые сонорные согласные, сочетаясь с шумными смычными,

стоят только перед ними, например: рб, лб, йб, рк, лк, йк, рд. лд, йд. В

взаимствованных словах в этих сочетаниях обычно происходят метатезы или

вставки гласных, например: Киргиэлэй – Григорий, турба – труба, кырабаат –

кровать. Носовые сонорные также сочетаются с глухими смычными

согласными, а звонкие смычные согласные переходят в носовые, например:

олоҥхо – олоҥхо, киэннэ – в широком (киэн + =гэ). Правило сочетаемости

согласных во многих случаях лежат в основе ассимиляции согласных.

На стыке конечного согласного основы и начального согласного

аффикса наблюдается слияние основы и аффикса, выпадение согласных:

1.

В именных основах на = к (=х) и =м сливаются конечный

согласный основы и начальный согласный падежного аффикса личного

притяжательного склонения 3 лица, единственного числа, например: оhоҕор

– его печки (оһох+уҕар), буомар – его запрещению (буом +=ҕар).

2.

Выпадение

конечного

согласного

в

сочетаниях

лт,рт

с

последующим оглушением начального согласного аффикса, например: булт -

булчут.Бааьырбыт – поранивший (бааһырт += быт).

3.

Выпадение конечного й в глагольных основах утуй – спать,

уснуть.

Изучив фонетику и грамматику якутского языка, что у наших детей

возможно все виды несформированы, но чаще могут наблюдаться ошибки

связанные с недоразвитием фонематического слуха, т.е. артикуляторно-

акустическая дисграфия.

Значит, организация работы проводится таким образом, упражнения на

различения звуков:

-предложить придумать слова со звуком Ҕ и Х (с-ц; г-к;);

-поднять букву Ҕ или Х в зависимости от наличия ее в услышанном слове;

-выкладывание под буквами Ҕ и Х картинок, в которых содержатся эти

звуки;

-письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у якутскоязычных детей с

дисграфией также наблюдаются:

-нарушение

фонематического

слуха

(недостаточно

чёткая

слуховая

дифференциация акустически близких речевых звуков);

-нарушение

слуховой

дифференциации,

несформированность

фонематических представлений; нарушение различных форм языкового

анализа и синтеза;

-деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и

синтеза;

-недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтез, пространственных

представлений;

недоразвитие

грамматического

строя

речи:

морфологических, синтаксических обобщений.

Поэтому приступить к занятиям по профилактике дисграфии у

якутсоязычных детей необходим еще в дошкольном возрасте. Уже в таком

раннем возрасте у ряда детей могут быть выявлены признаки появления

дисграфии в будущем.

Целенаправленная логопедическая помощь якутскоязычным детям

должна проводиться на родном языке. Содержание логопедической работы

по развитию речи у якутскоязычных детей имеет свою специфику,

но данная проблема не нашла своего полного решения в научной

и методической литературе.

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей

дошкольного возраста с нарушениями в речи будет эффективной, если:

проводить логопедические занятия на родном якутском языке;

подобрать разнообразный речевой материал с учетом специфики

якутского языка;

учитывать возрастные особенности и структуру речевого нарушения

детей.

Цель работы: подтвердить эффективность разработанного комплекса

логопедических занятий на якутском языке по развитию речи у

детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.

Задачи:

изучить и проанализировать специальную литературу по данной

проблеме;

выявить уровень развития речи у якутскоязычных детей среднего

дошкольного возраста;

разработать комплекс логопедических занятий на якутском языке;

провести сравнительный анализ полученных результатов.

Результаты обследования развития речи детей показали, что у детей

нарушена

интонационная

сторона

речи,

отмечаются

нарушения

артикуляционной, мимической

моторики,

ограниченность словарного

запаса. Звукопроизношение отстает от нормы: многочисленные искажения,

замены

(ц-с,

тс;

цапля-сапля)

и

смешения

(шарф-шарп)

звуков;

недифференцируют мягкие и твердые звуки (щука – шука). Отмечаются

нарушения слоговой структуры слова. Дети слова, состоящие из нескольких

слогов, укорачивают или недоговаривают звуки.

На основе полученных результатов разработаны:

1). Альбом обследования звукопроизношения для якутскоязычных

детей. Данный альбом состоит их набора предметных картинок, которые

ребенок

должен

назвать

на

якутском

языке.

Названия

предметов,

изображенных

на

картинках,

представляют

собой

слова

различного

слогового и звукового состава, занимающие различные позиции в слове.

Сначала ребенку предлагаются назвать слова со звуками употребляемые

только в коренных якутских словах, а затем слова, звуки которых

отсутствуют в живом народном языке (в, ф, з, ш, ж, щ, ц).

2).

Книжка

с

рекомендациями

для

воспитателей

и

родителей

по выполнению артикуляционной гимнастики для якутскоязычных детей.

Как отмечает Валентина Семеновна Илларионова, артикуляционная база

у якутов значительно отличается, поэтому при разговоре на русском языке у

некоторых якутов отмечается акцент. Это обусловлено тем, что у якутов при

произнесении

слов

артикуляционный

аппарат

работает

слабо,

без

напряжения:

они

говорят

медленно,

вяло.

Поэтому

при

работе

с

якутскоязычными

детьми

нужно

делать

упор

на

развитие

артикуляционного аппарата.

3). Комплекс групповых и индивидуальных логопедических занятий на

якутском языке с учетом ведущей деятельности детей. Логопедические

занятия призваны решать три взаимосвязанные задачи: образовательную,

коррекционную и воспитательную.

Групповые занятия по лексическим темам проводятся согласно

календарно

тематическому

плану.

Занятия

проводятся

2

раза

в неделю. Каждое занятие состоит из следующих этапов:

- развитие общих речевых навыков;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие слоговой структуры слова;

- развитие лексики и связной речи.

Для индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков

подобран и успешно использован разнообразный речевой материал на

якутском

языке.

Занятия

проводились

по

определенной

структуре

и включали следующие этапы: организационный момент, сообщение темы,

артикуляционная

гимнастика,

развитие

интонационной

стороны,

физминутка,

развитие

фонематического

слуха,

работа

над

звукопроизношением.

Сравнительный

анализ

полученных

результатов

подтвердил

эффективность проведения комплекса логопедических занятий на якутском

языке.

На

основе

предложенной

системы

работы

нами

составлены

методические

рекомендации

для

учителей-логопедов,

воспитателей,

педагогов ДОУ и родителей по развитию речи у якутскоязычных детей

дошкольного возраста.



В раздел образования