Автор: Ширяева Ольга Леонтьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ " Детский сад №136" ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект по краеведению: " Путешествуем по карте- наш Пермский край2
Раздел: дошкольное образование
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 136 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Проект по краеведению:
Путешествуем по карте – наш Пермский край
(патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатели: Россанова А.А.
Ширяева О.Л.
2020 год
Вид проекта:
Экологический
Познавательно-исследовательский
Творческий
по
патриотическому
воспитанию
детей
старшего
дошкольного возраста
Сроки реализации:
Долгосрочный. Ноябрь 2021 – апрель 2022 года
Участники проекта:
Воспитатели группы
Дети старшего и подготовительного к школе возраста (разновозрастная
группа)
Родители воспитанников
Актуальность:
Родина начинается с места, где человек родился. Что и как мы можем
говорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения, если наши
дети недостаточно знают о своем родном крае, а родители мало уделяют
внимания данному вопросу.
Знакомство с родным краем надо начинать с детского сада, чтобы ребенок
почувствовал себя частицей своей Родины, мог гордиться и восхищаться ею.
Дети должны знать, что проживая в Пермском крае, городе Перми – мы живем
на территории уникальных мест, прекрасных мест, известных всему миру.
Цель:
Формирование
основ
патриотического
воспитания
у
детей
старшего
дошкольного возраста
Задачи:
Создать
оптимальные
условия
для
формирования
познавательно-
исследовательской активности детей (РППС)
Развивать у детей исследовательские навыки в социо-природной среде,
навыки
сомообразования
во
взаимодействии
со
взрослыми
и
сверстниками
Расширить для детей кругозор знаний в вопросах краеведения
Воспитать любовь к Родному краю, его традициям, обычаям
Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Предполагаемый результат:
У детей появится интерес к истории Родного края, разовьется
познавательная
активность,
воображение,
мышление,
коммуникативные
навыки, творческие способности.
Дети научатся правильно вести себя в окружающем мире, расширят свой
кругозор
знаний,
появится
чувство
ответственности
за
живой
мир
и
окружающую природу Родного края.
Этапы проекта:
1.
Подготовительный этап:
Создать
оптимальные
условия
для
формирования
познавательно-
исследовательской активности детей и творчества;
Определение темы, цели, задач проекта;
Подбор и изучение методической, научно-популярной, художественной
литературы;
Подбор наглядно-дидактического материала (разработка конспектов, бесед,
игр, презентаций): - «Почему нас зовут Прикамцы?» - выявление знаний
детей о родном крае
КВН
анкета для родителей «Знаете ли вы свой край?» и т.д.
2.
Основной этап:
НОД
–
рассказы,
беседы,
познавательные
сообщения,
работа
с
познавательной литературой, викторины и т.д.:
«Что мы Родиной зовем?» - милая Родина, малая Родина
флаг, герб Пермского края: «Медведь, идущий по городу» - самый
добрый мишка страны
«зеленый символ города Перми» – липа сердцелистная
«Голубые дороги Прикамья» - презентация, познавательный рассказ
природоведческого характера, тематический альбом «Родные объекты
Пермского края»
Систематизировать знания детей о Перми, развивать интерес к своей малой
Родине, знать ее местонахождение на карте большого мира:
квест «Малая Родина, милая Родина»
пословицы, поговорки о Родине
«Знаете ли вы?» - познавательные сказки и рассказы природоведческого
характера:
сказание о Перми
город Пермь, его прошлое и настоящее
прогулки по Перми
город в глубине России – Пермь и пермяки и т.д.
Достопримечательности города Перми
Пермский краеведческий музей – Perm
Regional
museum
(видео -
экскурсия, познавательные сообщения)
«Знаете ли вы?» - познавательное сообщение детей совместно с
родителями:
- «Пермяк – соленые уши». Почему нас так называют (Артемов Антон)
- Памятник «Мишка, идущий по городу» (Никитина Полина)
- История белых медведей из Пермского зоопарка (воспитатели)
- «Парк камней». Собрание образцов горных пород, которые встречаются на
Урале. Запланированная экскурсия (воспитатели)
- «Историческая Ротонда» (Мерзлякова Мария)
«Наши города» - путешествуем по карте Пермского края.
народы Прикамья: праздники, традиции, познавательные сообщения
«Знаете ли вы?»
народно-прикладное искусство Прикамья (лэпбук)
тематические альбомы:
- «Народы Прикамья – одна семья»
- «Обвинская роспись»
- «Народные календарные праздники»
лэпбук: «Прекрасное рядом» - Пермский звериный стиль, батик –
роспись по ткани, фарфор-фаянс,
обвинская роспись, бурачный
промысел – береста.
Выставка книг детских писателей Пермского края
«Что такое заповедник?» - НОД место охраняемое законом.
уточнить знания детей о Красной книге Прикамья
Д/И «Животный мир Прикамья»
Лэпбук
«Красная книга
Прикамья»
- защиты
просят растения,
животный мир
Природные достопримечательности всесоюзного значения
обвинская роспись – НОД (Ильинский район). Русский народный
промысел, декоративно-прикладное искусство Урала
музей самоваров в Суксуне – «Сладкий час. Мы за чаем не скучаем»
(входит в список чудес Урала)
государственны заповедники Урала «Басеги и Вишерский» - НОД
десятки видов птиц, животных, охраняемых законом всероссийского
значения.
«Кунгурская ледяная пещера» - презентация
«Хохловка» - презентация на каменном мысе
«Музей ложки в Нытве» - видеоролик
«Музей соли» - видеоролик
«Каменный город» - фотоальбом
Продуктивная деятельность – художественное творчество
Рисование «Мой первый атлас в картинках». Выставка рисунков:
«В городе осень»
«Наша Кама»
«Обвинская роспись»
«Роспись по ткани – батик»
«Зима – звериный стиль» и т.д.
Лепка:
«Животные заповедников»
«Птицы нашего города»
«Животные зоопарка»
«Суксунский самовар» и т.д.
Аппликация:
«Расписная ложка»
«Мозаика - витраж»
«Обвинская прялка»
Игровая деятельность:
супер игра «Моя семья – путешествуем по родному краю»
Д/И
- «Пермская кругосветка»
- «Оляпка»
- «По родному Прикамью»
- Лото «Весь Пермский край»
народные игры «Прикамья»
- «Косы-заплетайки»
- «Ловишки»
- «Блуждающий мяч»
- «Удочка»
- «Ручеек»
словесные игры, физкультминутка
- «Утром рано мы встаем, город видим за окном»
- «Один – много»
- «Подбери признак»
- «Назови ласково»
3. Заключительный этап
У детей появился интерес к истории родного Прикамья. Через поисковую и
проектную деятельность дети приобрели исследовательские навыки, навыки
презентации
своих
работ,
достопримечательностей
родного
края
(роль
экскурсоводов), умение работать в коллективе.
Родители с удовольствием работали по проекту – пополнение ППРС, в
составлении творческих рассказов для детей, художественном творчестве –
выставки рисунков детей.
Расширились знания о достопримечательностях родного края, повысилась
экологическая грамотность.
Работа с родителями:
пополнение центров книги, патриотическое воспитание (художественная
литература, брошюры, памятки, предметы старины, фото, презентации)
творческие рассказы детей в совместной деятельности с родителями
(«Достопримечательности Пермского края»)
предложены экскурсии онлайн для совместного просмотра с детьми дома
- «Краснокамская картинная галерея»
- «Горнозаводский краевой музей – экспозиция камня»
- «Соликамский краеведческий музей – коллекция солонок»
- «Пермская художественная галерея – обвинская роспись»
познавательные сказки, рассказы природоведческого характера
рекомендации, что читать детям
папка-передвижка «Пермский край, родной край»